Занятие № Особенности культуры к. Xix-н. ХХ в. Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как воплощение декадентского мировоззрения



Дата02.04.2019
өлшемі98.37 Kb.
түріЗанятие
Занятие № 1.

Особенности культуры к.XIX-н.ХХ в. Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как воплощение декадентского мировоззрения
1. Понятие «декаданс», история его появления, значение термина.

2. Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного начала в романе.

3. Стилистические особенности романа.
Тексты для анализа:

Ж.-К.Гюисманс. «Наоборот».


Дополнительная литература:

  1. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  2. Луков Вл.А. Французский неоромантизм. – М., 2009.


Занятие № 2.

Философия этого периода и ее влияние на литературные направления. Соединение различных эстетических тенденций

в литературе конца XIX – начала ХХ веков
1. Философский характер драматической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

а) История создания и роль поэмы в творчестве Ибсена и истории Норвегии;

б) фольклорные мотивы и образы и их воплощение в поэме;

в) полемика с романтическим искусством (образ героя; оппозиция мечты и действительности, принципы двоемирия и местного колорита и т.п.);

г) Роль женских образов в поэме (Осе, Сольвейг, Женщина в зеленом и др.);

д) Принципы жизненной философии Пер Гюнта: «быть собой» и «быть собой довольным». Значение образа Пуговичника.


2. Соединение различных эстетических тенденций в новелле Р.Л.Стивенсона «Олалла».

а) готические мотивы в новелле (портреты героев, пейзаж, замок, принцип местного колорита, традиции Э.По).

б) эстетические феномены рубежа XIX-ХХ вв. и их отражение в новелле (ницшеанство, фрейдизм, теория наследственности).
Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Пер Гюнт».

Р.Л.Стивенсон. «Олалла».
Дополнительная литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – СПб., 2002.

3. Любимов Н. Генрик Ибсен и его драма «Пер Гюнт» // Ибсен Г. Пер Гюнт. – М., 1980.

4. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
Занятие № 3-4.

Натуралистические и импрессионистические тенденции

в романах Эмиля Золя «Творчество», «Жерминаль»
1. История становления импрессионизма. «Салон Отверженных». Прототипы главных героев романа.

2. Натуралистическое, импрессионистическое, символистское и реалистическое восприятие мира в концепциях творчества героев (Пьер Сандоз, Клод Лантье, Фажероль, и др.).

3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя:

а) Концепция человека и ее решение в романе (генетическая и социальная обусловленность личности).

б) Образ Этьена Лантье как центральной фигуры романа.

в) Проблема взаимодействия личности и массы в романе. Шахтеры в изображении писателя.

г) Природа конфликта и особенности его раскрытия в романе.
Тексты для анализа:

Э.Золя. «Творчество», «Жерминаль».


Дополнительная литература:

  1. Аникст А.А. Золя и искусство// Импрессионисты, их современники, их соратники. – М., 1976.

  2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  3. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981.


Занятие № 5-6.

Многообразие лирических жанров на рубеже XIX – XX веков
1. Понятия «символизм», «символ». Время возникновения символизма. Особенности художественного направления.

2. Символизм во Франции. Традиции Ш.Бодлера и парнасской школы.

3. «Искусство поэзии» Поля Верлена: полемика с «Поэтическим искусством» Николя Буало, опровержение поэтики классицизма.

4. «Пейзаж души» в творчестве Верлена (принцип музыкальности, особенности стихосложения).

5. «Теория ясновидения» Артюра Рембо, ее воплощение в стихотворении «Пьяный корабль».

6. Трансформация античных мотивов в стихотворениях «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

7. Теория стихосложения Стефана Малларме. Тема искусства в стихотворениях «Лазурь», «Окна».

8. Эклога «Полдень фавна»: идея взаимодействия искусств. Традиции античной литературы.

9. Специфика интерпретации библейского сюжета в поэме «Иродиада». Роль символики.
Тексты для анализа:

П.Верлен. «Ночное впечатление», «Лунный свет», «Поэтическое искусство», «Осенняя песня», «Томление».

А.Рембо «Пьяный корабль», «Гласные», «Париж заселяется вновь», «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

С.Малларме. «Лазурь», «Окна», «Полдень фавна», «Иродиада».


Дополнительная литература:

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – Л., 1980.

2. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С.5-62.

3. Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.


Занятие № 7.

Художественные особенности творчества Ги де Мопассана

(на примере анализа новеллы Мопассана «Пышка»)
1. Философия творческой концепции Ги де Мопассана.

2. Время и история создания новеллы.

3. Система образов новеллы.

4. Композиция новеллы, роль детали и пейзажа.


Тексты для анализа:

Ги де Мопассан. Пышка.


Дополнительная литература:

1. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

2. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.
Занятие № 8.

Символистская драма Оскара Уайльда «Саломея»
1. Эстетическая концепция Оскара Уайльда.

2. Особенности интерпретации библейского сюжета в пьесе «Саломея».

3. Роль символов (ночь, луна, цветовая символика).

4. Различные воплощения образа Саломеи в мировом искусстве XIX-XX веков (литература, живопись, музыка, театр).


Тексты для анализа:

О.Уайльд. «Саломея».


Дополнительная литература:

  1. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  2. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  3. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 9.

Теория эстетизма и её воплощение

в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»
1. О.Уайльда. Своеобразие стиля О.Уайльда. Афоризмы и парадоксы, их функции (привести примеры парадоксов из романа «Портрет Дориана Грея»).

2. Система образов романа:

а) принципы «нового гедонизма» лорда Генри;

б) образ художника и тема искусства в романе (Бэзил Холлуорд, Сибилла Вэйн, отношение к искусству персонажей романа, определение его роли в жизни человека);

в) образ Дориана Грея (проблема нравственности и безнравственности).
Тексты для анализа:

О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея».


Дополнительная литература:

  1. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  2. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  3. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

  4. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 10.

Реализм в Англии. Художественные особенности Уэссекских романов Т.Харди. Развитие ибсеновских традиций в драматургии Шоу
1. Концепция «романов характера и среды» Т.Харди. Представления об устройстве мира.

2. Особенности изображения художественного пространства в романах Харди.

3. Мифологические и религиозные представления, их воплощение в романе (мотивы, символика).

4. Система образов романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».


Тексты для анализа:

Т.Харди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».


Дополнительная литература:

  1. Зарубежная литература k.XIX – н.ХХ вв.: В 2 т. / Под. ред. В.М.Толмачева. – М., Академия, 2007.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.


Занятие № 11.

Этическая и эстетическая проблематика новеллы Т. Манна «Тонио Крегер»
1. Традиции новеллистики немецкого романтизма в раскрытии темы искусства и художника (В.Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера», Гофман «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», и др.).

2. Соотношение понятий «жизнь» и «искусство» в жизненной позиции Тонио Крегера и Адальберта. Природа конфликта в сознании главного героя.

3. Функции русской культуры в новелле.
Тексты для анализа:

Т.Манн. «Тонио Крегер».

Ги де Мопассан. «Пышка».
Дополнительная литература:

1. Апт С. Над страницами Т.Манна. – М., 1980.

2. Гуляев Н.А. И др. История немецкой литературы. – М., 1975.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

5. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.



Занятие № 12.

Немецкая драматургия рубежа веков. Специфика пьес Г.Гауптмана.


  1. Особенности драматургии Г.Гауптмана.

  2. Классификация пьес Гаптмана.

  3. Черты натурализма в пьесе «Ткачи». История создания, образы героев.

  4. Воплощение принципов «новой драмы» в пьесе «Перед восходом солнца». Библейские мотивы.

  5. Символика в пьесе «Потонувший колокол».


Тексты для анализа:

Г.Гауптам. Ткачи. Потонувший колокол. Перед восходом солнца.
Дополнительная литература:

  1. Березина А.Г., Белобратов А.В., Полубояринова Л.Н. История западноевропейской литературы. XIX в.: Германия, Австрия, Швейцария. – М., Академия, 2005.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.


Занятие № 13-14.

Скандинавская литература. Формирование «новой драмы».

Роль Г.Ибсена в истории мировой культуры
1. Основные принципы «новой драматургии» Генрика Ибсена.
2. Проблематика драмы «Кукольный дом»:

а) социально-психологическая направленность драмы;

б) проблема семейно-этического характера;

в) образы Норы, Хельмера, Крогстада, Кристины.


Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Кукольный дом».


Дополнительная литература:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

3. Хейберг X.Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.


Занятие № 15.

Своеобразие символистской драматургии.

Проблематика и поэтика пьес Мориса Метерлинка
1. Особенности драматургии рубежа XIX-XX веков. Театр символизма: роль автора и режиссера, сценическая условность, своеобразие персонажей.
2. Драматургия Мориса Метерлинка. Художественные особенности пьесы-сказки «Слепые»:

а) роль символики (числа, природные и религиозные символы);

б) особенности организации художественного пространства;

в) система образов драмы;

г) своеобразие сюжета и атмосферы пьесы; различные трактовки финала;

д) «Слепые» как статическая драма и драма молчания;

е) история постановки драмы на русской сцене.

Тексты для анализа:

М.Метерлинк. «Слепые».


Дополнительная литература:

1. Аникст А.А Теория драмы на западе. – М., 1988.

2. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Бельгийская драма от
Метерлинка до наших дней. – М., 1973.
Занятие № 16-17.

Реалистические и натуралистические тенденции

в романе Дж.Лондона М.Иден
1. Реализм и натурализм в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Биография писателя и ее отражение в романе.

2. Конфликт жизни и искусства, концепции творчества в романе (Мартин Иден и Бриссенден).

3. Особенности раскрытия темы любви, функции женских образов.

4. Философские концепции и их отражение в романе Джека Лондона (Е.Блаватская, Г.Спенсер, Ф.Ницше).


Тексты для анализа:

Д.Лондон. «Мартин Иден».


Дополнительная литература:

  1. Гиленсон Б. Лондон, Джек // Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1997. – Ч.1. – С. 447-455.


Занятие № 18.

Особенности польской литературы к. XIX – н.ХХ вв.


  1. История польской литературы, литературный процесс рубежа веков как отражение общественной и политической ситуации.

  2. Особенности польского исторического романа: Г.Сенкевич «Крестоносцы». Отражение истории страны, образы главных героев.

  3. Художественный мир романа Б.Пруса «Фараон».


Тексты для анализа:

Прус Б. Фараон.



Сенкевич Г. Крестоносцы.
Дополнительная литература:

  1. Зарубежная литература k.XIX – н.ХХ вв.: В 2 т. / Под. ред. В.М.Толмачева. – М., Академия, 2007.

  2. История западноевропейской литературы XIX в. / Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – М., Академия, 2005.



Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет