Является ли парапсихология наукой?



Pdf көрінісі
Дата25.10.2018
өлшемі44.69 Kb.

Уткина Н. В. 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПАРАПСИХОЛОГИЯ НАУКОЙ?

 

Адрес статьи: 

www.gramota.net/materials/1/2007/2/105.html

 

Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора(ов) по рассматриваемому вопросу. 

 

Источник 



Альманах современной науки и образования

 

Тамбов: Грамота, 2007. № 2 (2). C. 233-234. ISSN 1993-5552. 

Адрес журнала: 

www.gramota.net/editions/1.html

 

Содержание данного номера журнала: 



www.gramota.net/materials/1/2007/2/

 

 



© Издательство "Грамота"

 

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: 

www.gramota.net

 

Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: 



almanaс@gramota.net

 


 

233 


ная классификация в БСЭ имеет значительные недостатки. Так, по этой классификации физика, химия и дру-

гие науки оказались в одном классе с биологией, математическими науками и медициной. 

Современная стройная и логичная классификация наук, на наш взгляд, представлена в энциклопедии, из-

данной в США “The World Book Encyclopedia” [Science …, 1995]. Она включает 4 класса: I – науки–результат 

мыслительной деятельности человека; II – неживая природа; III – живая природа; IV – науки об обществе: 

I  математические  науки  и  логика  (алгебра,  вычислительная  математика,  геометрия,  логика,  математика, 

статистика, теория вероятностей, теория множеств, эконометрика) – 9 номинаций. 

II Физические науки (акустика, астрономия, аэродинамика, геология, геофизика, геохимия, динамика, кос-

мология, криогенная физика, механика, метеорология, науки о земле, оптика, радиохимия, статика, термоди-

намика, физика, физика твердого тела, физика элементарных частиц, физическая химия, химия, электроника, 

электрохимия, ядерная физика) – 24 номинаций. 

III Биологические науки (анатомия, бактериология, биология, биохимия, ботаника, генетика, генная инже-

нерия, гистология, гнотобиотика, диетология, зоология, криобиология, медицина, микробиология, молекуляр-

ная биология, морская биология, морфология, палеонтология, социальная биология, фармакология, физиоло-

гия, цитология, экзобиология, экология, эмбриология) – 25 номинаций. 

IV Социальные науки (антропология, археология, география, история, криминология, лингвистика, полито-

логия, психология, социология, философия, социальные науки, экономика) – 12 номинаций. 

Всего 70 номинаций. 

Доходчивость этой классификации поразительна, по ней можно импровизировать дальнейшее развитие и 

возникновение новых наук по мере углубления познания и развития научно-технического прогресса.  

 

Список использованной литературы 



Кедров, Б. М. Наука // БСЭ. М.: 1974, т.17, с.323-330. 

Справочник необходимых знаний.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 768 с. 

Science / The World Book Encyclopedia (International). - USA, 1995. 

 

 



 

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПАРАПСИХОЛОГИЯ НАУКОЙ? 



Уткина Н. В. 

Вятский государственный гуманитарный университет 

 

Одной из областей исследования, претендующей на научный статус, является парапсихология. Этот термин 

в 1889 г. ввел немецкий философ и психолог Макс Дессуар, когда занимался изучением оккультных феноме-

нов.  Он  использовал  греческую  приставку  «para»  со  значением  «возле»,  «около»,  «вне»,  чтобы  создать 

нейтральное  понятие  для  обозначения  сверхъестественных  явлений.  Название  прижилось  и  получило  попу-

лярность. Основная цель парапсихологии - это изучение экстрасенсорного восприятия, т. е. способности при-

обретать информацию без участия органов чувств и физически воздействовать на кого-либо, что-либо, без по-

средства мышечных усилий.  

Выделяют следующие основные парапсихологические явления: телепатия - мысленное общение между пе-

редающим  и  принимающим; ясновидение  -  получение  знаний об объективных событиях внешнего мира,  не 

основанное на работе известных органов чувств; проскопия - предсказание будущих событий; реинкарнация - 

повторное  рождение;  ретроспекция  -  способность  видеть  прошедшие  события;  интроспекция  -  визуальное 

наблюдение объектов, явлений, процессов в теле человека с помощью мысленного (паранормального) виде-

ния; дермавидение («кожное зрение») - видение с помощью кожных покровов; психометрия - получение лю-

бой  информации  о  человеке  при  исследовании  какого-либо  предмета  (кусок  сахара,  фотография);  лозоиска-

тельство  (биолокационный  эффект)  -  отыскивание  с  помощью  вспомогательного  индикатора  (изогнутая  ме-

таллическая проволока, лоза) скопления подземных вод, руд, пустот и т. д.; психокинез (телекинез) - мыслен-

ное воздействие человека на окружающие предметы без использования мышечной силы; левитация - парение 

или  подвешивание  объектов  в  воздухе  без  посторонней  помощи;  полтергейст  -  самопроизвольное,  но  часто 

осмысленное передвижение предметов, производство звуков, и т. п. 

Академическая наука не признает сверхъестественные явления как реальную способность человека, поэто-

му парапсихология вызывает критику и острые дискуссии. Наиболее уязвимым местом данной области знания 

является  отсутствие  своей  методологии.  У  парапсихологии  есть  тенденция  заимствовать  методы  из  других 

наук (точных и гуманитарных, например, опытной психологии). Для установления опытных доказательств она 

использует статистические методы, а для стандартизации процедуры и объективности эксперимента - инстру-

ментальные  методы  оценки  функциональных  состояний  индивида.  Важно  отметить,  что  в  парапсихологии 

отсутствует строгая и полная методика проведения эксперимента по выявлению экстрасенсорного восприятия. 

До сих пор не определены минимально необходимые условия для реализации экстрасенсорного восприятия, 

неизвестно, что способствует его появлению или исчезновению. При таких обстоятельствах планирование и 

проведение экспериментов легко подвластно экстрасенсу, его желанию и настроению. Психолог Г. Шмайдлер 

в  начале  XIX  века  установила  «связь  между  экстрасенсорным  восприятием  и  индивидуальной  психологией 

(психологией веры и неверы)» [Орфеев 1986: 120]. По мнению английского психолога Г. Айзенка, для выявле-



 

234 


ния экстрасенсорного восприятия важно создать особые условия: дружелюбную обстановку, атмосферу веры. 

Присутствие же на эксперименте скептиков, заявляющих, что их трудно одурачить, тормозит проявление экс-

трасенсорных способностей медиумов, оказывается, что сомневающиеся «мешают их власти» [Айзенк 2005: 

70]. Можно сделать вывод, что вера или неверие человека могут оказать существенное влияние на проявление 

парапсихологических  феноменов.  Кроме  того,  Г.  Айзенк  также  высказал  предположение,  что  «экстраверты 

лучше подходят для ЭСВ-тестирования, поскольку у них ниже уровень возбуждения головного мозга, чем у 

интровертов» [Айзенк 2005: 76]. По мнению Спинелли, «интеллект, аналитическое мышление подавляют пси» 

[Айзенк  2005:  85].  Таким  образом,  в  парапсихологическом  эксперименте  большую  роль  играет  личностный 

фактор. 

Характерной  чертой  парапсихологии  является  отсутствие  логической  непротиворечивости  знания.  Пара-

психологические феномены трудно объяснить с современных научных позиций. Все они сильно противоречат 

фундаментальным  законам  физики,  например,  левитация,  полтергейст,  психокинез  и  т.  д.  Другая  основная 

проблема исследований парапсихологических явлений, в основном из-за которой они подвергаются критике, 

заключается в низкой воспроизводимости результатов эксперимента. Многие из них не удаётся повторно за-

фиксировать при, казалось бы, тех же условиях опыта. То есть с позиций классической (академической) науки 

экстрасенсорные  способности  не  отвечают  критериям  воспроизводимости.  Следующий  упрек  относительно 

результатов парапсихологических исследований – это недостаточная их убедительность и обоснованность. В 

качестве доказательства используются однократно происходившие явления или даже ссылки на свидетельства 

очевидцев.  Кроме того,  необходимо отметить, что эксперимент  по выявлению экстрасенсорного восприятия 

практически невозможно контролировать. Если экспериментом управлять нельзя, то нельзя и доверять резуль-

татам,  т. к. существует возможность намеренной или неумышленной  утечки информации через  нормальные 

средства.

 

Результаты исследований могут иметь естественные объяснения: самовнушение, случайное совпаде-



ние, воображение, аналитическая возможность мозга, мошенничество. Важно подчеркнуть, что в качестве до-

казательств парапсихологи используют только положительные (ожидаемые) результаты эксперимента. Небла-

гоприятные (отрицательные) результаты умалчиваются, отклоняются или искажаются. Таким образом, можно 

сделать вывод об отсутствии полной статистики результатов исследования.  

При  оценке  результатов  парапсихологических  исследований  также  не  работает  критерий  объективности. 

Если наука стремится иметь дело только с объективными фактами, утверждениями, старательно избавляется 

от субъективизма, проявляя непредвзятость, честность и скептицизм, то парапсихологи легко готовы принять 

чужие результаты на веру. По мнению доктора физико-математических наук И. М. Когана при изучении пара-

психологических  феноменов  надо  руководствоваться  «презумпцией  доверия  (и  даже,  я  бы  сказал,  веры)» 

[http://www.yugzone.ru]. Следует предполагать, что наблюдатель, позитивно относящийся к сверхчувственному 

восприятию,  оценит  способности  экстрасенса  выше,  нежели  тот,  кто  подвержен  негативному  скептицизму. 

Отмечается  так  же  изменчивость  результатов  в  зависимости  от  экспериментаторов.  Другой  отличительной 

характеристикой  парапсихологических  явлений  является  их  лабильность,  (неустойчивость),  изменчивость, 

неоднородность.  Положительные  предварительные  результаты  перестают  подтверждаться  при  переходе  от 

поисковой стадии к строгому исследованию. Установлен эффект спадания пси, т. е. максимум успешных отве-

тов испытуемого приходится на первые серии эксперимента, затем их количество постепенно снижается.  

Таким образом, отклонение от строгих норм проведения научных исследований; отсутствие когнитивной 

связности,  логической  непротиворечивости  результатов  экспериментов  и  их  невоспроизводимость;  опора  на 

субъективизм, веру и догадку позволяет сделать вывод о том, что парапсихология наукой не является.  

 

Список использованной литературы 



Айзенк, Г. Психология паранормального [Текст] / Г. Айзенк. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 640 с.  

Орфеев, Ю. В. Парапсихолоия: наука или магия? [Текст] / Ю. В. Орфеев, А. И. Панченко // Вопросы философии. – 1986. – 

№ 12. –с. 116-126. 



http: // www.yugzone.ru 

 

 



 

ОТРАЖЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ В СИЛУЭТНОЙ ЛИНИИ 

КОСТЮМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ 

Фадеева Т. Ф. 

Русская христианская гуманитарная академия 

 

В большинстве случаев различные факты и пристрастия в жизни человека являются наглядными показате-

лями его мировоззренческих умонастроений. В комплекс, определяющий отношение человека к миру на рав-

ных правах входят разнообразные факты как духовного, так и материального плана. Однако, в течение жизни 

из-за смены духовных или научных приоритетов весь комплекс принципов, взглядов и ценностей может пре-

терпевать качественные изменения. Любые модификации в этой многоуровневой системе накладывают отпе-

чаток не только на духовную сторону жизни как, например, на прочтение определенного рода литературы и 

обустройство своего жизненного пространства (с введением или выведением религиозно-обрядового комплек-



са), но также является и одним из факторов в выборе тех или иных силуэтов и традиций в одежде. Об одежде и 



Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет