Вопросы обогащает внутренний духовно



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата02.04.2019
өлшемі369.8 Kb.
#101576
  1   2   3

Долматова Людмила Алексеевна,                          
ст. преподаватель кафедры педагогики и 
психологии  СПб ЮА 

• Культурология как наука.
 
• Соотношение понятий «культура», «природа» 
и «цивилизация».
 
• Типы и виды культур.
 
• Национальные и этнические культуры.
 
• Проблема соотношения этнической и 
национальной культуры.
 
• Культурные ценности и нормы.
 
• Культурные традиции.
 
• Тенденции культурной универсализации
 
в мировом современном процессе.
 
 
 
Вопросы 

обогащает внутренний духовно-
нравственный мир, помогает в развитии 
этического и эстетического чувства,  
 призвано пробудить интерес к 
самостоятельному творческому 
осмыслению многовекового наследия 
мировой и отечественной культуры. 
Значения
 
культурологического
 
знания
 
для
 
современного
 
человека

Значения культурологического знания для 
современного человека
Влияет на уровень 
профессионального 
образования и 
профессиональной 
работы, позволяет 
уменьшить количество 
ошибок при принятии 
решений в 
профессиональной сфере. 
Облегчает 
вхождение 
человека в 
общество, в 
определенную 
систему его 
норм и 
ценностей.
 
 

Слово «культурология» образовано 
от латин. 
cultura 
(возделывание, 
воспитание, образование, почитание) 
 
и греческого термина 
logos 
(понятие, 
мысль, разум)
 

 
Лесли
 
Уайт —
 
«культурология»
 
 
 
 
  
 
 
Дэвид Бидни
 

 
«метаантропология»
 
 
 
 
 
 
Джеймс Керн 
Фейблман
 -
«наука о 
культуре»
 
 
 
В 40 —
 50-
е годы 
XX 
века 
-  
проходит дискуссия о 
необходимости выделения специальной науки о культуре 
 


Наиболее
 
широко
   
современный
 
термин
 
«культурология»
 
вводит
 
в
 
научный
 
оборот
 
 
американский
 
антрополог
 
и
 
культуролог
 
Лесли
 
Уайт
 
(1900 

  1975) 
в
 
книгах
 
«Наука
 
о
 
культуре»
 
(«The
  Science  of 
Culture»,
 
N.Y.,  1948) 
и
 
«Эволюция
 
культуры»
 
(«The
 Evolution of 
Culture»,
 N.Y., 1959). 
1900 -1975 

Мир человека —
 
это мир его культуры. 
 
1. Целостный подход в изучении человека 

как существа биологического и культурного 
одновременно.
 
2. Выделяет культуру как объект 
исследования

3. Мир человека 

совокупность тщательно 
изучаемых этнографически, археологически, 
исторически других культур.
 

4. Уайт вводит своеобразную 
«энергетическую» типологию 
культуры. 
 
Предложил  критерий для определения 
стадий культурного развития и 
сравнительного анализа культур –
 
энергию

Весь путь, пройденный человечеством, 

 
это история овладения энергией.
  
 
 

Социология 
 
культуры
 
Психология 
 
культуры
 
Теоретическая и 
прикладная 
культурологии
 
Культурная 
антропология
 
История 
 
культуры
 
Философия 
 
культуры
 
СТРУКТУРА и СОСТАВ
 
 
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО 
ЗНАНИЯ
 

11 
1.
Культурология как комплекс дисциплин, 
изучающих культуру в ее историческом развитии 
и социальном функционировании, а в результате –
 
система знаний о культуре.
 
2.
Культурология 

как часть научной 
дисциплины так или иначе изучающей культуру 
(культурология как философия или как раздел 
философии)
 
3.
Культурология   как самостоятельная научная 
дисциплина, что предполагает определение 
предмета и метода исследования, места 
культурологии в системе социально
-
гуманитарного 
знания.
 

Объектом
 
изучения культурологии 
выступают:
 
наиболее общие закономерности
 
культуры;
 
принципы функционирования
 
культуры в обществе;
 
взаимосвязь, общение, диалог
 
различных культур;
 
единые тенденции
 
культурного 
развития человечества. 
 

Прикладная 
 
культурология
 
Сравнительное
 
языкознание
 
Культурная 
антропология
 
История 
 
культуры
 
Философия 
 
культуры
 
Социология 
 
культуры
 
 Главное поле исследования - образ мысли, образ жизни, 
образ деятельности “рядовых” субъектов истории.  

Задача культурологии - решение 
фундаментальных проблем:  
1. Выявление “гена” и “генетического кода” 
культурных феноменов, т. е. базисных структур, 
которые ответственны за сохранение, передачу 
социального опыта.  
2. Изучение факторов, оказывающих 
расшатывающее, мутационное воздействие на 
“гены” культурно-исторических образований, 
перестраивающих их “код” в процессе творчества.  
3. Изучение суммарных последствий такого 
развития как реальной истории “очеловечивания” 
мира.  

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) 
формирует, определяет путь исследования, его 
направление.  
Он проявляет себя двояким образом: 
функционируя как план исследования, он 
выступает и в роли реализации этого плана.  
Тем самым метод представляет собой 
единство потенциального и актуального, 
возможного и действительного. 
 

Диалектика
 

 
это учение о наиболее общих закономерных 
связях, становлении и развитии (рассмотрение культуры 
как развивающегося, многостороннего явления, 
требующего конкретного изучения). 
 
Диалектический метод культурологии охватывает 
все этапы и периоды развития культуры и все её 
особенности, поэтому он является основополагающим.
 
С диалектическим методом тесно связан системный метод.
 
Система
 

 
это внутренне организованная (упорядоченная) 
целостность, в которой все элементы настолько тесно 
связаны друг с другом, что выступают как нечто единое.  

Диахронический 

выяснение хронологической последовательности 
изменения, появления и протекания того или иного явления культуры 
 
 
Семиотический (знаки, смыслы)
 
Психологический 

типические реакции людей 
культуры на наиболее значимые для них явления 
 
 
Биографический
 
 
Моделирования
 
 
Сравнительно
-
исторический
 
 
Структурно

функциональный
 
 
Палеоантропологическая 
реконструкция 
 
 
Синхронический 

анализе изменения одного и того же 
явления
  
на разных этапах единого культурного процесса
 

«природа», 
 
«культура», 
 
«цивилизация»,
 
«функции культуры»
 

  
«Я люблю свиней. 
Собаки смотрят на нас 
снизу вверх. 
 
Кошки сверху вниз. 
 
Свиньи смотрят на нас 
как на равных»
 
 
Черчилль
 
ЧЕЛОВЕК и ЖИВОТНОЕ
 

«Человек –
 
единственное животное, которое умеет 
смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего 
поводов».   
 
                                                     
Хемингуэй
 

 
«Те, кто содержит 
животных, должны 
признать, что скорее они 
служат животным, чем 
животные им».
 
                                                                            
Монтень
     

Изначально слово «культура» 
-  
сопричастность к Космосу 
 
упорядоченному универсуму, где 
 
природа –
 
вызов
,        
                                   
а         
 
культура –
 
ответ 
                                   
(со
-
творческая способность человека к  
преобразованию внешней, 
естественной или собственной
внутренней природы).
 
  

АНТРОПОКОСМИЗМ и учение  Вернадского о 
НООСФЕРЕ   
Владимир 
Иванович 
Вернадский
  
(1863-1945) 
российский 
естествоиспыт
атель и 
мыслитель
 
Объяснил взаимосвязь  
культуры и природы 

учение 
о ноосфере
 
(ноос с греч.

разум, сфера 

шар). 
 
Термин "ноосфера" впервые 
ввели  в научный
  
обиход 
фр. ученые Э.Леруа и 
П.Тейар де Шарден.
 

АНТРОПОКОСМИЗМ и учение  Вернадского о 
НООСФЕРЕ   
 
Он органически соединил в 
творчестве естественнонаучное и 
гуманитарное видение мира, 
науки о земле и "живом веществе" 
с науками о человеке и обществе. 
 
Культурология 

учение 
будущего, рассматривающее 
судьбы человечества в 
неразрывном единстве с 
природой и космосом 

антропокосмизм
.  
Владимир 
Иванович 
Вернадский
  
(1863-1945) 

Считая "ноосферу", сферу разума, 
продолжением формы биосферы

Вернадский говорил о мировой и 
духовной культуре

которая возникла 
из растительного и животного мира 
("живого вещества") и в течение многих 
миллионов лет существования человека 
превратилась в геологический фактор
изменяющий и одухотворяющий лик 
нашей планеты и ближайшего космоса. 
 



Он выдвинул гипотезу о том, что 
наряду с другими видами энергии, 
 
с появлением на земле человека
 
начал действовать новый вид 
энергии, связанный с психической 
деятельностью и разумом, которые 
стали важнейшими силами в 
формировании нового облика 
планеты
.  



АНТРОПОКОСМИЗМ и учение  Вернадского о 
НООСФЕРЕ   
Электронный архив  

ttp://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad
/vertitul.htm
  
• vernadsky.lib.ru/ 
 
 
Владимир Иванович 
Вернадский
  
(1863-1945) 

вопрос раскрывается с позиции 
 
Бердяева, Шпенглера, Ясперса
 

от лат. civilis —
 
гражданский, 
государственный, 
политический, достойный 
гражданина 

введен в научный 
оборот французскими 
просветителями для 
обозначения гражданского 
общества, в котором царствует 
свобода, справедливость, 
правовой строй.
 
Впервые встречается в «Друге людей» 
Мирабо (1756). 
 
 

Мирабо
 
пишет: «Если бы я спросил у 
большинства, в чем состоит 
цивилизация, то ответили бы: 
цивилизация есть смягчение 
нравов, учтивость, вежливость и 
знания, распространяемые для 
того, чтобы соблюдать правила 
приличий и чтобы эти правила 
играли роль законов общежития, —
 
все это являет лишь маску 
добродетели, а не ее лицо. 
 
Цивилизация ничего не совершает для 
общества, если она не дает ему основы и 
формы добродетели».
 

ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ! 
 
 
У Мирабо понятие «цивилизация» 
характеризует не только определенный этап 
развития общества, но и несет в себе 
оценочное значение, т. е. указывает на то, 
какое общество достойно называться 
«цивилизацией». 
 
 
Французские просветители исходили из 
нравственной оценки общественного 
развития. Для них цивилизация —
 
это прежде 
всего определенный уровень нравственного 
развития человечества, этап реализации не 
мнимой, а подлинной добродетели. 
 

Известные российские культурологи С.С. 
Аверинцев и Г.М. Бонгард
-
Левин рассматривали 
цивилизацию как стадию развития общества, 
наступившую за дикостью и варварством. 
 
 
Доцивилизационное 
общество—
 
это некое 
единство 

доклассовое и до 
государственное, до городское и 
до гражданское, и, что очень 
важно, дописьменное состояние 
общества и культуры.
 

СЛЕДОВАТЕЛЬНО
 

 
цивилизация
  -   
это
 
характеристика
 
конкретного
 
типа
 
культуры
 
и
 
общества

 
 
Цивилизация с позиций этого подхода —
 
это 
конкретный социокультурный феномен, 
ограниченный определенными 
пространственно
-
временными рамками и 
имеющий четко выраженные параметры 
духовного, технологического, 
экономического и политического развития 
(цивилизация Майя, цивилизация Древней 
Греции, цивилизация Древнего Рима).
 

 
Цивилизация
  -   
целостная
 
система,
 
включающая
 
различные
 
элементы
 
(религию,
 
экономическую,
 
политическую,
 
социальную
 
организацию,
 
систему
 
образования
 
и
 
воспитания
 
и
 
т

д
.), 
которые
 
согласованы
 
друг
 
с
 
другом
 
и
 
тесно
 
взаимосвязаны

  
Каждый
 
элемент
 

несет
 
печать
 
своеобразия
 
той
 
или
 
иной
 
цивилизации
.  

В культурологии существует довольно сильное 
течение, противопоставляющее культуру 
цивилизации. 
 
Начало такому противопоставлению положили 
русские славянофилы, утверждая тезис о 
духовности культуры и бездуховности 
цивилизации как чисто западного явления.
 

Николай Александрович  Бердяев 
писал, что цивилизация 
-  
«смерть  
духа  культуры». 
 
 
Но динамическое движение внутри 
культуры неотвратимо влечет к выходу за 
пределы культуры, «к жизни, к практике, к 
силе» 

«совершается переход культуры к 
цивилизации».
 

Культура связана 
 
с творческими способностями человека, 
а цивилизация –
 
с их результатами.
 
“Культура —
 
это связь людей, а 
цивилизация —
 
связь вещей”
 
 
М. М. Пришвина 
 

 
В западной культурологии 
последовательное 
противопоставление культуры и 
цивилизации осуществил 
 
О. Шпенглер.
  
 
 
В своей книге «Закат Европы» (1918) 
он описал цивилизацию как конечный 
момент в развитии культуры, 
означающий ее «закат» или упадок.
 

 
Нет единой мировой культуры, есть 
различные, независимые друг от друга 
культуры, каждая из которых имеет 
собственную судьбу. 
 
 
Развитие культуры выстраивается 
 
по образцу живого организма, походит 
стадии детства, юности, зрелости, старости, 
смерти. 
 
Теория циклического развития культуры 
 
Освальда  Шпенглера
 

Основой всякой культуры является душа

 
Культура рождается, когда из прадушевного состояния 
человечества отслаивается великая душа, и умирает, когда 
душа осуществляет всю сумму своих возможностей в виде 
народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и т.д.
 
Теория циклического развития культуры 
 
Освальда  Шпенглера
 
Фазу упадка культуры Шпенглер называет 
цивилизацией.
 
 
Цикл развития каждой культуры  
укладывается в один и тот же временной 
интервал –
 
тысячелетие.
 

«Великие культуры», 
вполне реализовавшие 
свои потенции –
 
вавилонская, египетская, индийская, 
античная, византийско
-
арабская. западная, культура майя, 
а также «пробуждающаяся» русско
-
сибирская. 
 
Уникальность каждой культуры 
-  
своеобразие  её «души»:
 
античная культура 

«аполлоновская» душа, 
арабская
 

 
«магическая», 
 
западной
 

 
«фаустовская» и
 
т.
 
д.
 
Теория циклического развития культуры 
 
Освальда  Шпенглера
 

В концепции 
немецкого философа 
Карла 
Теодора Ясперса цивилизация 
интерпретируется как ценность всех 
культур (книга  
''Смысл и назначение 
истории'‘ (1949)) 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет