Внеклассное мероприятие, посвященное «Году культуры» «Традиции нашего села»



Дата22.01.2018
өлшемі244.48 Kb.
түріВнеклассное мероприятие
МКОУ « Чинарская средняя

общеобразовательная школа №1»

Внеклассное мероприятие,

посвященное «Году культуры»

«Традиции нашего села»

f:\dsc_0017.jpg
с. Чинар 2014 г


Мероприятие по КТНД.



«Традиции нашего села»

Директор школы открывает мероприятие:

Дорогие гости, коллектив Чинарской СОШ №1 рад приветствовать Вас на внеклассном мероприятии «Традиции народов моего села», в рамках проведения «Года культуры»

Слово предоставляется __________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________

Представление майданов:

В честь праздника «Традиций народов моего села» развернуты национальные майданы, которые продемонстрируют все многообразие культур многонационального Дагестана.

Увидев майданы, вы убедитесь, что у народов республики, несмотря на их национальное многообразие, много общего и каждый интересен по-своему, что придает всей культуре Дагестана уникальность.

Главной целью сегодняшнего мероприятия показать красоту и многообразие дагестанской культуры, сохранить и приумножить духовно-нравственные, исторические традиции народов Дагестана.

Национальные майданы

Даргинский майдан.

Даргинцы, самоназвание - дарган (множ. число - дарганти, народ - даргва), - коренное население Дагестана; входят в дагестанскую группу северокавказской семьи народов. В результате национальной консолидации в состав даргинцев вошли родственные им кайтаги и кубачинцы.

Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для всего Дагестана, развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства продолжается до прекращения кочевнического давления на равнине (до XV в.), после этого устанавливается зональная хозяйственная специализация, складываются хозяйственно-культурные ареалы (ХКА). На равнине и нижнем предгорье - ХКА оседлых пашенных земледельцев и отгонных (осенне-зимних) скотоводов, в высокогорье - отгонных (весенних) скотоводов и пашенных земледельцев. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т.д. пользовались спросом у всех народов Дагестана. Все женщины занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов.


  1. Стихотворение

  2. Колыбельная песня – Шахбанова Аминат:



Агульский майдан.

Муталибова Аят –8 «А» класс;

Агулы, агул, агъулар (самоназвание, "жители Агула"), народ в России, коренное население Дагестана.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со второй половины XIX века — картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в основном богарные, — небольшие участки на склонах, часто террасированных. Содержание овец — горно-стационарное, крупного рогатого скота — выгонно-стойлово-пастбищное. Сельскохозяйственные орудия общедагестаского типа: лёгкий плуг (дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, деревянные грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т.д.), резьба по дереву, камню.

Современное хозяйство многоотраслевое. У переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из домашних промыслов в горах сохраняется ковроткачество.

Маленький агульский народ бережно и трепетно сохраняющий предания, и легенды, традиции и обычаи своего народа, словно жемчужина сверкает в многоязычном ожерелье Дагестана.


  1. Стихотворение «БицIиттар» -

Алиева Арианна – 2 «В» класс;

  1. Колыбельная песня – Ибрагимова Мария 5а кл

Табасаранский майдан.

Табасараны (табасаранцы) — один из горных народов юго-восточного Дагестана. Табасараны проживают также в Махачкале и других регионах Российской Федерации. Основные занятия табасаран — земледелие (зерновые — пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые — горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье — преимущественно выгонно-стойловое с преобладанием крупного рогатого скота — коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье — отгонное, главным образом овцы).

 

Традиционные ремёсла — ковроткачество (известные центры — села Хучни, Аркит, Тинит, Ерси), обработка дерева (села Хурик, Ханаг, Джули), гончарство (Джули), узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков (джорабов). Из ремёсел сохраняются производство ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов, деревянной утвари.



 

Традиционное жилище

 

 Жилища табасаранцев, так же, как и поселения, складывались на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов (социальных, экономических, природных). В различные исторические периоды в жилище происходят определённые перемены; изменяются функции жилища, материал и техника постройки, внутренняя планировка дома, назначение помещений, этажность, форма перекрытий, виды покрытия, формы отопительной системы, интерьер и внутреннее убранство жилых помещений и т.д. Характер жилища табасаранцев определяется географическими условиями, рельефом местности, наличием определённого строительного материала. Так, в Верхнем Табасаране острое малоземелье, специфика хозяйства, оборонный фактор привели к значительной скученности и тесноте жилищных построек. Здесь редко можно встретить обособленный дом. Обычно все дома располагаются в непосредственной близости друг от друга, образуя сплошную стену. Многие дома не имеют даже дворов ( с.Сертиль, Кужник, Джули, Яргиль, Хоредж, Кондик и др.). Встречаются дома с небольшим двориком перед домом, где обычно держат сельскохозяйственный инвентарь. Тут же под навесом находится небольшая печь – «терюн» для выпечки хлеба.



1. Сценка «Соседская кастрюля» - ученики 6 класса;

2. Сценка «Невестка» - ученики 6 класса;

3.Песня «Ялелер»

Азербайджанский майдан

Ведущая


  1. Тельпарова Сабина

Название "азери" существовало с самых древних времен. Но это относилось собственно к ираноязычным жителям персидской провинции Азербайджан, говорившим (до слияния с тюрками) на диалекте азери, близкому нынешнему талышскому и недавно исчезнувшему килитскому языкам. При этом некоторые соседние народы, в том числе турки, называют азербайджанцев "азери". 

В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, составляя большинство в Дербентском районе (55,7 %) и будучи представленными также в Табасаранском (18 %), Рутульском (4 %, село Нижний Катрух) и Кизлярском (3 %, сёла Большебредихинское и Персидское) районах.

Традиционные занятия городского населения - ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с 19 века - промышленность; сельского - земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры - пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. 
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы - камень и обожжённый кирпич

 Стихотворение «Лайла» Гасанова А.

Стихотворение «Ана дили» Казиханова А.

Сценка « По дороге в школу » Гаджиева М., Тельпарова С.

1 Ведущий:

Стихотворение «Мой Дагестан» читает Гамидова Заира.

Мой Дагестан.

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

"Немало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.


Я, может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово.


И если тебе всякий сын этих мест,

Крича, как глашатай, в любви будет клясться,

То каменным скалам твоим надоест

И слушать, и эхом вдали отзываться.


Когда утопал ты в слезах и крови,

Твои сыновья, говорившие мало,

Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви

Звучала жестокая песня кинжала.


И после, когда затихали бои,

Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей

Клялись молчаливые дети твои

Стучащей киркой и косою звенящей.


Веками учил ты и всех и меня

Трудиться и жить не шумливо, но смело,

Учил ты, что слово дороже коня,

А горцы коней не седлают без дела.


И все же, вернувшись к тебе из чужих,

Далеких столиц, и болтливых и лживых,

Мне трудно молчать, слыша голос твоих

Поющих потоков и гор горделивых".

---С.Мирзагюсейновна .

Учащиеся нашей школы продолжать показывать красоту и многообразие дагестанской культуры, с целью сохранения и приумножения духовно-нравственных и исторических традиций нашего села.

Горянка не раз показала себя в роли защитницы родной земли во все времена многочисленных вторжений в Дагестан иноземных захватчиков. В традициях, фольклоре, традиционном моральном кодексе народа «Намус» отразилась идея народов Дагестана о совершенном человеке - настоящем горце и настоящей горянке.

Актуальность этой нравственной проблемы сегодня, когда общество испытывает острый дефицит, в этом отношении очевидна.

Именно этой цели способствовать становлению совершенного человека, приумножению его духовно-нравственных ценностей - служит наше сегодняшнее мероприятие «Традиции моего села»

II Звучит дагестанская народная музыка.(Во флешке)

I Ведущий:

Я в пятой жизни женщина и мать,

Хранительница очага и рода.

Безумно я люблю детей моих

Мой отчий край - из солнца, трав и камня.

( Ф. Алиева)

Выходят 4 ведущих в национальных костюмах.

1 ведущий.

Кто край свой не чтит с постоянством сыновьим

Тому не понять и далёкие земли

Кто отчему дому не внемлет с любовьюimage1

Тот глух и к соседям, тот братству не внемлет.

( Ф. Алиева)



2 ведущая:

Мой край затерялся средь скал и камней

И меньше земли в нём, чем слава о нём.

Он не изобилен как сказочный сад,

Он дружбою силён, любовью живёт

Без дружбы погиб бы мой малый народ

Великий лишь тем, что любовью живёт.

( Р.Гамзатов)



3 ведущий:

Я спросила на вершине поросшей кизилом.- «Что мужского достоинства служит мерилом?

- Отношение к женщине - молвило небо в ответ.

Чем измерить,- спросил я у древней былины;

Настоящее мужество в сердце мужчины?

Отношением к женщине!



4 ведущий:

Уважительное отношение к женщине в горах Дагестана является одной из незыблимых традиций горцев.



1 ведущий.

В горах джигиты ссорились, бывало

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала

И падало оружие из рук.

(Р.Гамзатов)



2 ведущий

Горец! Уважай женщину, она мать твоих детей и хранительница домашнего очага.



3 ведущий

Идеальный образ женщины-горянки всегда был окружен ореолом чистоты, скромности и благородства.

Лучшие строки поэтов прошлого и современного Дагестана: Г.Цадасы, Р.Гамзатова, Ирчи Казака, Е.Эмина, были посвящены женщине гор.

В поэме Р. Гамзатова «Горянка» присущи лучшие черты женщины гор.



4 Ведущий

Лишь март принесет словно чудо, на маленьких крыльях стрижи,

Ты вновь на могилу Махмуда

Горянка, цветы положи

В груди его сердце горело

Как будто в ненастье костер

Влюбленный и нежный и смело

Он пел тебе, женщина гор.



Ведущий: (звучит даг. зурна)

Годекан - это, прежде всего мудрые старцы, знатоки национальных традиций. Годекан выступал в роли высшего морального суда. Слово годекана – слово джамаата.

Представляем наш годекан.


  1. Старейшина годекана, знаток традиций и обычаев народов Дагестана, мудрый и уважаемый всеми, авторитетный аксакал-Абдурашид Имиевич.

  2. Умудрённый жизнью, уважаемый всеми Рамазан Султанович.

  3. Знаток традиций и обычаев народов Дагестана, пользуется авторитетом среди джамаата, уважаемый всеми Гамид Абдулвагабович


Ведущий

Танец - обязательный атрибут национальной культуры, посредством которого народ раскрывает свой внутренний мир. Музыка, песня и танец - это душа народа! Приветственный танец для наших гостей.



image1

image2

1 ведущий

Обширной и выразительной областью духовной культуры каждого народа является его устное творчество. Устное творчество - это бесценный клад мыслей и чувств, народных стремлений, верований и мудрости. В нем отражены многовековая история духовного развития народа, взгляды на прошлое, вера в лучшее будущее. Предоставляем вашему вниманию фрагменты устного народного творчества Дагестана.



2 ведущий.

( учащиеся по очереди говорят пословицы)



Пословицы и поговорки.

Доход не бывает без хлопот.

Лежа пищи не добудешь.

Честь ценят не по словам, а по делам.

Думай медленно, а работай быстро.

У девушки честь, у женщины верность.

Без труда, чести не добудешь.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто труд любит, долго спать не будет.

c:\temp\finereader11\media\image1.jpeg

2 ведущий.

Я почитаю старые поверья.

Обычаи людей. В них мудрость есть

Все звуки можно сосчитать в свирели

Обычаев в горах не перечесть…



1 ведущий

-Культура и традиции Дагестана слагаются из обычаев каждого большого и малого поселка, города, в котором мы проживаем. Трудно объять необъятное, даже самая большая книга не способна вместить в себя все культурное богатство и разнообразие наших народов.



1 ведущий

Горянки продемонстрируют обряд наречения имени:



Действующие лица:

Хозяйка дома - (бабушка новорождённого)

Мулла

Вторая бабушка



Гости.

Ведущая сценки (из команды):

Рождение ребёнка, безразлично - мальчика или девочки, самое радостное и торжественное событие для каждой дагестанской семьи. В аулах все сельчане горячо откликаются на это. Особенно рады рождению мальчика. Вот и в доме Гаджикурбана родился первенец. И намечается у них «ехва»- азербайджанский обряд наречения имени. В этот день собираются все близкие и родственники, чтобы поздравить семью Гаджикурбана.

( Хозяева дома встречают гостей.)image1

(Гости входят пожеланиями и поздравлениями, вручают подарки.)

I гостья- Салам алейкум. Поздравляем Вас. Пусть ваш ребёнок будет здоровым и принесёт вам радость.

II гостья- Да будет, младенец благочестивым.

III гостья- пусть кости ребёнка будут целыми и невредимыми.

Ведущий – (Гости здороваются с муллой и рассаживаются вокруг неё).

Беседа гостей с хозяйкой.

Хозяйка - Как твоя дочь? Не вышла ли она замуж?

1-я гостья - Слава Аллаху! Хорошо! По воле Аллаха выдадим её замуж, уже готовимся к свадьбе!

2-я гостья - Как ваш малыш? Здоров ли он?

Хозяйка - Слава Аллаху, бог нам здорового ребёнка послал!

3-я гостья – Дай Аллах ему здоровья!

4-я гостья. А какое имя вы решили дать ребёнку?

Хозяйка – В честь нашего деда Мустафы. Хотелось бы, чтобы он был похож на него, был таким же здоровым, смелым и уважительным!

4-я гостья. Да, мы помним его. Он был очень благородным человеком.

Ведущий сценки - Хозяева подают плов, гости приступают к трапезе.

Хозяйка – Ешьте на здоровье

1-я гостья – Ваш плов очень вкусный, рассыпчатый. Я вчера была на ехве в семье Гаджигусейна. Их плов мне не очень понравился.

2-я бабушка – Да? И кто же у них родился?

1-я гостья – Девочка

Хозяйка - Какое имя дали ребёнку?

1-я гостья _Её назвали в честь их покойной бабушки Сельминаз.

2-я гостья – А вы знаете, я вчера была на сватовстве у Ругии, её дочь засватали.

Хозяйка - Да? И кто же её спутник жизни?

2-я гостья – Сын Магомеда.

3-я гостья - Сын у него очень статный, трудолюбивый, храбрый парень. Так, что Ругии очень повезло с зятем!

4-я гостья – А где же наш малыш?

Молла - Ай гялин, гятыр ушагк.

Ведущий сценки - Невестка, неси ребёнка.

Молла - «Бисмиллагьи, рахьманирахим, ла ила – ха иллалах-3 раза.

В левое ухо ребёнка Молла говорит «Мухаммад пейхамбяргоюрямадыва- 3 раза.

В правое ухо: « Сяни адывы гоюрям Мустафа» - 3 раза.

«Ай, Аллах вяр ушага.

Ай, гялин гятир каракёлнорюбирдян ушага гёз дегяр»

( Друг другу передают ребёнка и каждый говорит свои благопожелания.)

Хозяйка-Бу ушага вяр ёмюр.

2-я бабушка - Пусть жизнь его будет долгой, чтобы был здоровым и слушался старших (табасаран.)

1-я гостья – Чтоб рос родителям на радость. (Агулск.)

3-я гостья – Пусть будет новорождённый старшим братом пяти - шести своим младшим братьям!

( Отдают ребёнка мулле.)

Молла - Ай гелин, гятир бешиги.

(Эй, невестка, принеси колыбель.)

( Укладывают ребёнка в колыбельку со словами:

«Бисмиллагьи, рахьманирахим,

Адывярашсу. Ширин ёхулу оласан.

( Сладких снов тебе, маленький. Пусть имя принесёт тебе удачу!)

Все - Аминь, Аллах.

( Ребёнка укладывают в люльку. Бабушка поёт колыбельную песню.)

Лай- лай дадин

Лай- лай ширин

Лай-лай авдиз

Йиз бай, лай лай!

Муйизбици

Бализ, ицци

Нивкарвюри

Ах, лай-лай-лай.
2-я гостья - Ну и ребёнок уснул, и мы пойдём домой.

Пусть растёт на радость всем.

( Все уходят).

2 ведущий

В Дагестане всегда относились с почтительно к солнцу и связанными с ним ритуалами. О древней астральной религии свидетельствует так называемые солярные знаки-разные формы символического изображения солнца. Предоставляем вашему вниманию «Обряд вызывания солнца-Белкунцай».

Обряд вызывания солнца Белкунцай»

Действующие лица - девушки

- Абидат – хала

- Умайсат–хала

Ведущая


image1

Ведущая сценки - Обряд вызывания солнца имел в разных сёлах свои варианты, но в целом он сводился к следующему. В отличие от обряда вызывания дождя в обряд вызывания солнца участвуют только девушки.

Берётся обычная лопата, к её рукоятке прибивают палку так чтобы получился крест, затем на лопату надевают нарядное платье, накидывают платки красного и жёлтого цвета, символизирующие цвет солнца. Причём соблюдается тот же порядок, что и при одевании невесты. Готовую Белкушай с двух сторон несут две девушки, рядом стоят ещё 5 девушек. С песнями они шествуют по всему селу. Девушки раздают сладости и следуют дальше с песнями.

Песня на табасаранском языке.

А гуни, гуни, гунн, герек

Ичгунайсуричъгерек

Ригъар, вазар, минаси

Марфан, дифартинаси.

Амин!
( На русском языке)

Солнце, солнце к нам иди

Дождик, дождик уходи

Солнце, луна - сюда идите,

Облака, тучи - уходите.

Амин!


( На лезгинском языке)

А гуни, гуни, гунгерек

Чигуьнидидрачъгерек

Марфар, цфер, анихъди,

Ракъар, варцаринихъди.

Амин!


( После песен девушки собираются около свящённого дерева и садятся и говорят благопожелания.)

Абидат хала - Да услышит нас Аллах и исполнит наши пожелания.

Амин!

Все месте – Амин!



Умайсат хала – Да будет больше солнца и поменьше дождя!

Все – Амин!

Девушка 1 – Пусть нам светит солнце яркое!

Девушка 2 – Солнце, месяц – к нам идите

Дожди, тучи – уходите

Девушка 3 – Пусть прекратятся дожди!

Пусть появится солнце.

(Завершается обряд песнями и танцами)

Медленная мелодия о грусти

Ведущий №1

Притча о матери.(медленная мелодия)

За день до своего рождения ребенок спросил у бога:

- Говорят, завтра меня посылают на землю. Как же я буду там жить? Ведь я так мал и беззащитен?

Бог ответил:

-Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.

Ребенок - Я слышал, что на земле есть зло. Кто защитит меня?

Бог - Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

Ребенок- Боже скажи же мне как зовут моего ангела?

Бог- Его имя не имеет значение. Ты будешь просто называть его мама!

Ведущий Стихотворение о маме расскажут наши горянки.

Не забывайте матерей

Они печалятся в разлуке

И нет для них страшнее муки

Молчанье собственных детей.

Не забывайте матерей, они ни в чем не виноваты

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма матерям

Звоните им по телефону

Они так радуются вам.

Любому вашему поклону

Не забывайте матерей!

Ведь для молчанья нет причины.

И глубже с каждым днем морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте господа и дамы

Болит душа у вашей мамы

Не забывайте матерей!



1 Ведущий Танец

2 Ведущий

Наши девушки покажут образ идеальной горянки, основываясь на произведениях дагестанских поэтов и писателей, фольклор.

Известный путешественник Глиницкий, побывав в Дагестане писал: «И здесь на скалах снегового хребта точно также как и на равнинах сентиментальной гармонии, молодые девушки, пользуются их взаимностью. И здесь точно также как в Европе молодое поколение живёт сердцем».

Отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Горянка»

«Горянка»

Действующие лица:

Ведущая

Отец-


Мать-

Дочь-


Подруги- Горянка

1 подруга- Как станешь женою Османа потребуй чтоб сбрил он усы

Асият-Ты шутишь совсем неумело, понять я тебя не могу

2 подруга-Поладить со свадьбою дело спешите не вы ль к четвергу?Еще по утру мне об этом Фазу сообщила сама. А ей под стражайщим секретом о том говорила Шума.

1 подруга- К Шуме эта новость на рынке пришла от хромой Джавгарат,она ее словно в корзинке туда принесла от Айшат.

2подруга-Поможем нести мы конечно приданое в дом жениха.Подушки на собственных спинах доставим к нему во весь дух, пяти поколений куриных на них израсходован пух

1 подруга—Кувшины балкарские с толком купил твой отец говорят, и в доме Османа по полкам расставим мы их Асият

2 подруга - И Асей Османовой станешь все звать тебя дочка Али. Не хмурся, привет наш Осману.

Автор- Ася расстроеная входит домой.

Мать- Дождь сено на крыше замочит на крыше. Поди убери ка скорей. Спеши, надвигаются тучи.

Асият - Что сено? Подсохнет опять. Сейчас помоглабы ты лучше собраться мне с мыслями мать. Болтают в ауле повсюду, что замуж я выдана, буду едва ль не в ближайший четверг.

Мать-Ты взрослою доченька стала, поэтому замуж пора.

Асият- Знать на душу мама как страно ты взять не боишься греха!Ведь я ненавижу Османа постылого мне жениха.

Мать- Ах чтоб тебя громом сразило! Ты спятила дочка с ума! Как птица не рвись в облака ты, спасибо Осману сто раз он ждал терпеливо пока ты росла и училась у нас.

Асият- Напрасно ты сердишься мама моя. Ведь сердце заставить не властна любить не любимого я.

Мать- Дерзить ты мне будешь до коле иль этому вот времена!Была ты обучена в школе? Ах чтоб сгорела она! Стара и больна я до крика меня доводить ты несмей.Калым принесли посмотри на это богатство скорей!

Асият- Покорной овцой я не стану. И вновь проклинаю тот день, в который гуляке Осману вы продали дочь за ячмень.

Автор- Отец входит домой.

Отец- Займешься по позже обедом, подика найди Асият!

Ася- С приездом!

Отец- А ты знаешь ли Ася, что ночь всю проплакала мать моя дочка бьет палкой по грязи, чтоб нас пред людьми замарать! Не ценит ни злата ни шелка, соль сыплет как дурочка в мед, дразнить собирается волка и пасть ему палку сует. Но я ей ответил сурово «Ты голову мне не морочь» не может случиться такого цветок, а не терн моя дочь! Она не поступит так гадко касатка змее не родня!

Асият- Но если отец я касатка,зачем же неволить меня. И если цветок я, то рано срывать меня людям чужим. Не то я в их доме увяну на горе сединам твоим!

Мать- Вай разболталась ослица.Скандал!

Отец- Не вечно касатке резвиться- Свить гнездышко во время надо, не вечно цветет и цветок. Приходит пора листопада, всему наступает свой срок.

Асият- Касатки вьют гнезда высоко, ты ж в яму бросаешь меня, чтоб там я завяла до срока в разгаре весеннего дня!

Асият- Но больно мне нынче и грустно. Прошу я отец пожалей, в кувшин обожженный искусстно болотную воду не лей. Какая с Османом мы пара? Он старше меня!

Отец - Ерунда! Что юность у пчелки у старой мед слаще бывает всегда.

Асият- Но я не люблю его!

Отец - Спроси по любви ль твоя мать разве вышла за меня? Ну хватит! Довольно! Терпенье мое иссякает. Молчать! Я горцу дал слово как горец и слово мое не сломать

2 ведущий.

Исключительную храбрость и смелость горянок отмечал Бестужев-Марлинский, который писал: « Полюбуйся на смелость женщин как мухи жужжат, а им горя мало! Достойные матери и жёны богатырей!»

1 ведущая.

О высоких моральных качествах женщин-горянок свидетельствуют эпическое сказание лакцев «Парту Патима».

Представляем вашему вниманию отрывок из эпического сказания «Парту Патима» в исполнении горянок нижнего аула.

Действующие лица.

Парту Патима - Курбанова Оксана

1 боец-Мустафаев Мирзефер

2 боец-Эмиргамзаев Саид

3 боец-Уруджев Рамазан

Парту Патима ты привет наш прими,

Да жизнь твоей матери будет отрадной,

Кувшин поскорее с плеча ты сними

И нас напои ты водою прохладной!

Парту Патима

Могу я на землю кувшин опустить,

Могу я прохладной водой угостить,

Но дайте мне саблю кривую сначала

Чтоб я вам уменье свое показала

Автор

Джигиты услышали эти слова,

Один посмотрел на другого сперва,

Пришли в удивленье джигиты селенья

Никто не скрывал своего удивленья

Автор

Заставив плясать под собой скакуна

Тут выступил юноша статный и ловкий

Настала внезапно вокруг тишин

У девушки горской спросил он с издевкой

2 боец


Ужель Патима говоришь ты в серьез?

Зачем же джигита смешишь ты до слез?

Мужчину сразишь ли кинжалом своим?

Коня ли пронзишь ты копьем боевым?

Ты женское слово сравнишь ли с мужским?

Парту Патима

Напрасно меня ты вопросами колешь,

Сосед мой стоящий напротив меня

Не думай, спесивый, что ты удалец.

Смеясь надо мной ты девица всего лишь?

Вручи мне коня боевого седок

Испробовать дай мне дамаский клинок

Позволь,чтоб на голову шлем я надела,

Прикрыла кольчугой железною тело.

Мой конь будет быстрым конем храбреца,

Клинок будет острым клинком удальца,

Украсится шлемом бойца голова, Кольчуга сравнится с кольчугою льва!

Автор


Сказав, Патима возвратилась домой,

Взволнованы юноши слов не находят.

А время проходит а время уходит

2 боец


Неужели она сразится с мужчиной

Ну пусть позабавится и мы позабавимся

Пару Патима

Привет вам джигиты что славой покрыты

Теперь я могу ли приветствовать вас?

Быть может гордится не будут джигиты,

Спесивые речи не скажут сейчас?

3 боец


Родителя славного дочь молодая,

Как воин ты встречена будешь людьми!

Обидою прежнюю речь не считая,

Парту Патима ты привет наш прими!

1 боец

Парту Патима, умоляем скажи нам



Мы видели, как ты ходила с кувшином,

Трудилась во время страды полевой

Но где научилась ты подвигам львиным,

Владеть научилась ты саблей кривой?

Автор

И тут Патиманисказала ни слова,



К джигиту что задал вопрос подошла.

Парту Патима

Давай поиграем себя позабавим

Давай испытаем остер ли клинок.

На небо взлететь скакунов мы заставим

Попробуем солнца отрезать кусок!

Автор

Тут юноша вышел плечистый и статный,



Он поднял свой щит необъятный булатный

Сошлись два герлоя сошлись для борьбы.

Джигит замахнулся, но сталь изогнулась.Он вновь змахнулся с воинственым жаром

Но саблдя ответила саблей ударом.

Парту Патима

Теперь мой черед!

Автор

Египетской саблей своей замахнулась,



По сабле джигита без промаха бьет,

И сабля противника в землю воткнулась.

2 боец

Прости меня девушка я виноват



Прости меня, был я гордыней обьят.
Теперь я увидел, кто истинный воин,

Кто славой героя гордиться достоин.

Парту Патима

Соседский джигит умоляю тебя,image1

Себя ты не мучай о прошлом скорьбя

Бывает и так, - ты поверь мне как другу

Что волка лягает, осел с перепугу.

1 ведущий. Акушинский танец

2 ведущая

Многовековая совместная жизнь в семье, тухуме среди джамаата, научила дагестанцев помогать друг другу в трудные дни.



1Ведущая

Взаимопомощь известная у многих народов мира традиция дружбы и солидарности людей.



Действующие лица:

5 девушки-соседки

Хозяйка Муслимат.

Ведущая.


Ведущая.

В Дагестане издавна существовала традиция взаимопомощи. И люди помогали друг другу в трудную минуту.

В доме Муслимат – хала радостное событие. На этой неделе выходит замуж её дочь Зайнаб. Соседки пришли помочь ей в свадебных приготовлениях.

Заходите, заходите, спасибо, что пришли

Ради такого дела, как не придти

Дай бог счастья нашей Зайнаб

Пусть ее жизнь в новом доме будет озарена светом

Спасибо, спасибо, дай бог и вам таких дней

Прнесите все, что нужно сделать, будем рады помочь

Муслимат хала, что то вас в ауле давно не было видно

Ой, доченька целую неделю дома, сидела, нога так опухла, что двигаться не могла, но уже все прошло, вы мне расскажите ка, что нового в селе

В ауле ходит новость, что Умар с Лейлой встречаются тайно, представляете, что будет, когда узнает дядя Магомед

А вы слышали. Что Айшат третью дочьку родила, так ее за это Хаджи-Мурад чуть из дому не выгнал

Вай аллах! В чем виноват бедный ребенок!

Правда, что у бедной Зухры корова с пастбища не вернулась, чем она теперь своих детей кормить будет

Не успела я вчера из дому выйти, как до меня новость доходит, говорят будто бы к Зайдат сваты проходили, Габибат теперь вообще нос задрала

Сколько можно сплетничать Аминат спой ка нам твою любимую песенку

2 ведущая.

Важным признаком трудолюбия девушки горянки считалось умение идти на родник « Встреча у родника»



Действующие лица:

Чабан-Абакаров Магомед.

Девушки гор (5)-Курбанова О., Мусаева А., Курбанова С.

Хадижат-РабадановаЗулейха.

Ведущая - Гусейнова Амина.

Ведущая – Девушки с кувшинами идут на родник.

Беседа у родника.

У родника

Автор—Девушки с кувшинами идут на родник.

Беседа у родника

1 девушка-Девочки сегодня я затеяла уборку и решила немного постирать.

2 девушка тоже пришла кувшин наполнить и конечно узнать последние новости аула. А

Вы знаете нашу Асият засватали?

3 девушка - О слава Аллаху! И кто же ее спутник жизни

4 девушка – Магомед сын Ахмедхана

1 девушка – Наконец-то он добился своего?

2 девушка – Да? А что ты об этом знаешь?

Автор-Девушки шепчутся и смеются.

3 девушка-Да? Как это можно?

1 девушка-Вай да Это что?А Муслимат опять сватов отогнала. О Аллах, дай ей благоразумия.

2 девушка-Да что там благоразумие!Гордая стала Муслимат,совсем людей не признает! 3 девушка-А вот наша Хадижат тоже не одна

4 девушка-Как не одна?

1 девушка-За ней ухаживает. Муслим сын чабана.

2 девушка - То-то я заметила что. Муслим часто ходит у родника. А вот и они.

Автор—Идет чабан, рядом робко проходит Хадижат и направляется к роднику.

Танец девушек

Автор - чабан поет песню: Песня «Куншидинруш»

Ведущий

Песни - Музыка является неотьемлемой частью духовной культуры дагестанских народов. Через песню напевы люди старались выразить свой внутренний мир.



Горянки исполнят песню «Наш Кавказ»

image2

f:\фото\20140206_134017.jpg


Каталог: storage -> files
files -> Памятка по страхованию держателей кредитных карт с льготным периодом в соао
files -> Всероссийская олимпиада школьников по экологии
files -> Всероссийская олимпиада школьников по экологии
files -> Все запасные части должны быть качественными
files -> Креационизм Самопроизвольное зарождение жизни
files -> Вопросы к 4 заочному занятию по
files -> Программа построена на рассмотрении взаимосвязи и единстве трех компонентов: когнитивного
files -> Урок по биологии "Царство грибов" Тип урока (по целям): Обобщение и повторение изученного материала, проверка знаний


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет