В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода: в своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода



Дата08.03.2018
өлшемі445 b.



В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

  • В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

  • ведийский период (1500—500 гг. до н. э.),

  • классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

  • период послеклассический, или индуистский (с 1000).



  • Мировоззрение Ригведы представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий.

  • Упанишады (тайное учение, с 800 до н. э.) - учение о всеобщем единстве. В основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о карме, которая обуславливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений (сансары), благодаря аскетизму и приобретению высшего познания 



В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам Развиваются школы философии под названием даршаны.

  • В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам Развиваются школы философии под названием даршаны.

  • Неортодоксальные даршаны:

  • Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

  • Джайни́зм («победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.



  • Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях)

  • имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть

  • отнесена к атеистическим плюралистским системам,

  • Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на

  • упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним.

  • Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует

  • теистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,

  • Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической

  • сновой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

  • Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее

  • ятичленный силлогизм.

  • Вайшешика стремилась установить различия между всем, что противостоит

  • ам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.



Буддизм в Индии угасает,

  • Буддизм в Индии угасает,

  • джайнизм теряет свое значение.

  • Веданта и ньяя-вайшешика

  • ещё продолжают развиваться;

  • возникают реалистические

  • вишнуитская и

  • шиваитская системы,

  • которые в схоластической форме

  • пытались доказать, что Брахман

  • брахманистских сутр

  • и есть Бог Вишну, или Шива.



C XIX века под влиянием западноевропейской мысли возникают такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахмо-самадж, Арья-самадж, учения Р. Тагора, М. Ганди, Ауробиндо Гхоша). На Западе появилось немало течений, использующих элементы индийской философии, которые позднее вошли в культуру нью-эйдж.

  • C XIX века под влиянием западноевропейской мысли возникают такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахмо-самадж, Арья-самадж, учения Р. Тагора, М. Ганди, Ауробиндо Гхоша). На Западе появилось немало течений, использующих элементы индийской философии, которые позднее вошли в культуру нью-эйдж.



В древней китайской философии господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди.

  • В древней китайской философии господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди.

  • Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.









даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.

  • даосизм (даоцзя): Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.

  • конфуцианство (жуцзя): правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.

  • моизм (моцзя): смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе.

  • школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления.

  • школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.

  • школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).



В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека:

  • В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека:

  • политический человек у Конфуция и

  • естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/.

  • Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.



В трактате Дао дэ цзин

  • В трактате Дао дэ цзин

  • (VI - V в.в. до н.э.), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового. Они содействовали жизни тем, что стремились сделать долговечное движение спокойным. В основе такого взгляда лежит представление о том, что в движении главное покой, устойчивость. 



Конфуций или Кун – цзы –

  • Конфуций или Кун – цзы –

  • древнекитайский философ, живший в

  • VI - V в.в. до н.э. Сторонники Конфуция

  • и его последователи были озабочены тем,

  • как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии. Подчеркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества /господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д./. конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имен.

  • Ритуал дается от Неба, но в своем движении он следует земле. Он – основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг - часть душевного совершенства.



МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

  • МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

  • Место науки логики (первой подлинной науки в Европе; второй была дедуктивная геометрия, поскольку Евклид следовал за Аристотелем) как всеобщей познавательной модели (органона) в Китае занимала так называемая нумерология, т.е. формализованная теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты – числовые комплексы и геометрические структуры, связанные, однако, между собой не по законам математики, а как-то иначе –

  • символически,

  • ассоциативно,

  • фактуально,

  • эстетически,

  • мнемонически,

  • суггестивно.



Организм человека также имеет качества Инь и Ян, взаимодействие которых является основной концепцией  китайской медицины. Инь означает физическую составляющую тела, а Ян - его свойства и функции. Инь управляет организмом изнутри, а Ян – управляет внешними факторами организма.

  • Организм человека также имеет качества Инь и Ян, взаимодействие которых является основной концепцией  китайской медицины. Инь означает физическую составляющую тела, а Ян - его свойства и функции. Инь управляет организмом изнутри, а Ян – управляет внешними факторами организма.

  • В организме человека выделяют органы, относящиеся к первоэлементам: к категории Дерево относятся печень и желчный пузырь; к категории Огонь сердце, тонкий кишечник, перикард; к категории Земля относят селезенку и поджелудочную железу, к категории Металл относят легкие и толстый кишечник, к категории Вода относят почки и мочевой пузырь. К таким же категориям относят и меридианы этих органов. Кроме того, на каждом меридиане имеются все точки пяти первоэлементов.



Каталог: uploads -> files -> 2013-12
files -> Лекарства для жизни
files -> Инструкция по охране труда
files -> Собрать общие сведения о лекарственных препаратах
files -> Методическая разработка самостоятельной работы студентов по дисциплине «стоматология» раздел «геронтостоматология и заболевания сопр»
2013-12 -> Лейкозы, понятие, классификация, основные клинико-лабораторные маркеры. Лимфомы. Цитологические исследования клеток крови, костного мозга при диагностике лейкозов и лимфом
2013-12 -> Уникальное географическое положение


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет