В чём обнаруживается сущность ребенка во время беседы? а) в том, как он общается (обходится) с собой и с миром б) в причинах, побуждающих его действовать в) в отношениях, в которых он находится Феноменология = стремление понять ребенка из него самого, а не исходя из моих представлений....; в соответствии с классификацией/теорией или по аналогии с каким-то другим ребенком) Гуссерль: “Назад к самим вещам” Феноменология = “узрение сущности” (то, что за видимым, в глубине) Сущность – ...то, благодаря чему вещь является именно тем, что она есть; благодаря этому она отчетливо узнаваема, ее нельзя перепутать ни с чем другим.
Три вопроса (М. Хайдеггер): Три вопроса (М. Хайдеггер): Что проявляет себя (спонтанно)? (Конструкция) Как это? (Каково оно?) (Реконструкция; предметность, цельность, открытость) Так ли это? (Деконструкция, заключение в скобки)
Открытость и отсутствие предпосылок (“эпохе”: “заключение в скобки” предрассудков и научного знания) Смотреть на то, что проявляет себя и как оно себя проявляет. Открытость и отсутствие предпосылок (“эпохе”: “заключение в скобки” предрассудков и научного знания) Смотреть на то, что проявляет себя и как оно себя проявляет. Ограничивающие высказывания а) Я говорю только о том, что обнаруживается, проявляет себя, и только в тех границах, в которых оно себя показывает. б) Я не говорю о том, что говорит другой, а о том, как это воспринимается мной (как это дошло до меня). в) Я постоянно подвергаю сомнению то, что обнаружил, задавая вопрос: “ Это действительно так?” Мужество субъективности Восприятие происходит на основании субъективного переживания. Существенное познаётся только через собственную сущность. Терапевт сопереживает ценности вместе с пациентом Надо дать пациенту воздействовать на себя, дать “впечатлить” себя. Так как воспринимающий всегда присутствует в пережитом, феноменологическая позиция требует знание собственного способа[1] (“своего образа”, собственной доли в познанном), которые затем вновь должны быть “вычтены” из пережитого и релативированы (“заключены в скобки”). [1] Игра немецких слов (коннотация) позволяет перевести это как, «должен знать свое своеобразие, особенности своего восприятия.»
Факты, конкретные элементы. «Чувственные обрывки» (Эйген Финк). Благодаря фактам ф.в. получает объективное содержание. Факты – необходимое, но не достаточное условие феноменологического видения. Факты, конкретные элементы. «Чувственные обрывки» (Эйген Финк). Благодаря фактам ф.в. получает объективное содержание. Факты – необходимое, но не достаточное условие феноменологического видения. Субъективное впечатление. Установка двойной свободы: а.Свобода «объекта»: объект может делать со мной, что хочет, потому что я не защищаюсь от него; в.Свобода впечатления: оно появляется спонтанно, я даю быть всему, что придет.=>Открытость. Ранимость. Риск. Эпохей (epoche) – «заключение в скобки». Рефлексия и «убирание» из впечатления всего того, что не относится к актуальной ситуации. Временное дистанцирование от любого предварительного знания об «объекте».
Первое, что надлежало бы научится видеть - это свое собственное видение и его детерминанты. Первое, что надлежало бы научится видеть - это свое собственное видение и его детерминанты. Необходимо научиться схватывать свой взгляд возможно при помощи рефлективного обращения внимания. Критическое осмысление такого опыта будет способствовать освобождению от бессознательно используемых схем восприятия и мышления.
«В первую очередь феноменология не есть ни имя для новой науки, ни слово, заменяющее слово «философия», но имя, обозначающее установку духовного видения, при котором человек получает возможность видеть и переживать нечто, что без такой установки осталось бы от человека скрытым: именно царство «фактов» особого рода. Я говорю установка, не метод». «В первую очередь феноменология не есть ни имя для новой науки, ни слово, заменяющее слово «философия», но имя, обозначающее установку духовного видения, при котором человек получает возможность видеть и переживать нечто, что без такой установки осталось бы от человека скрытым: именно царство «фактов» особого рода. Я говорю установка, не метод». Макс Шелер
«Принцип всех принципов: «Принцип всех принципов: каждое оригинально данное видение(узрение) есть источник познания, все, что предлагает себя нам оригинально [первично] в «интуиции» (так сказать в своей телесной действительности), следует просто принять как то, в качестве чего оно себя дает, но также и только в тех рамках, в которых оно себя дает. В правоте этого принципа не сможет поколебать нас ни одна мыслимая теория».
УСТАНОВКИ ДУХОВНОГО ВИДЕНИЯ «Существует опыт, предметы которого остаются для «рассудка» совершенно недоступными; для которых он также слеп, как ухо и слух - для красок. Но такой род опыта делает доступным нам подлинные объективные предметы…» «Пусть эта новая позиция будет обозначена нами сначала довольно неопределенно и достаточно эмоционально как отдача себя созерцаемому содержанию вещей, как движение глубокого доверия к непреложности всего просто и очевидно «данного», как мужественное отпускание себя самого в созерцании и любящем движении к миру в его данности созерцанию». Макс Шелер
Экзистенция не может быть объективирована. Но и осветлена она может быть только потому, что она понятна для самой себя. Экзистенция обладает самопониманием… Экзистенциальный анализ представляет собой пограничный случай анализа в том смысле, что он оставляет за своим предметом субъектный характер» «…в случае смысла и в случае ценности речь идет о чем-то, что меня касается, что меня затрагивает, что подступает ко мне, а именно от мира ко мне, а не так, что является просто выражением меня самого…» Виктор Франкл
Серен Обю Кьеркегор (1813-1855) Серен Обю Кьеркегор (1813-1855)
Макс Шелер (1874-1928)
Мартин Бубер (1878-1965)
Мартин Хайдеггер (1889-1976) Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Михаил Бахтин (1895-1975) Михаил Бахтин (1895-1975)
Виктор Франкл (1905-1997) Виктор Франкл (1905-1997)
Альфрид Лэнгле
Достарыңызбен бөлісу: |