Урок специальности по классу баян «Знаки альтерации



Дата22.12.2016
өлшемі103.31 Kb.
#285
түріУрок
Урок специальности по классу баян

«Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар)»

Зимина Вера Петровна,

преподаватель МБОУ ДОД

«ДШИ г. Нарьян-Мара»
Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Цель урока: изучить знаки альтерации (бемоль, диез, бекар).

Задачи урока.

Образовательные:

  • изучение теоретических сведений.

Развивающие:

- приобретение исполнительских навыков;

- формирование музыкально-слуховых представлений;

- развитие музыкальных способностей.

Воспитательные:

- воспитание любви к музыке;

- воспитание усидчивости и собранности;

- воспитание эстетического вкуса.

Здоровьесберегающие:

- создание атмосферы доверительного общения, сотрудничества.
Средства обучения:

  • маленькие стул и баян для ученика;

  • стул и баян для учителя;

  • пульт для нот, нотные пособия, карточки со знаками альтерации.


Методы:

- объяснительно-иллюстрированный;

- репродуктивный, интерактивный;

- практический.
Основные этапы урока


п/п

Этап урока

Приёмы и методы

Время, мин.

1

Организационный

момент

Словесный




2.

Объявление темы урока

Словесный

2

3

Объяснение нового материала.

Работа с музыкальным материалом.

Словесный, наглядный, практический.

Прямая и наводящая формы воздействия.

Активизация знаний, слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра на инструменте сменяется слушанием музыки, стихов).

32

4

Подведение итогов.

Рефлексия.

Словесный. Практический.

5

5

Информация о домашнем задании

Словесный. Наглядный.

1


Пояснительная записка

На первых занятиях специальности по классу баяна необходима подача музыкального материала таким образом, чтобы заинтересовать ребёнка, не отпугнуть и не перегрузить сложными формулировками, музыкальной терминологией. Необходимо в доступной, увлекательной форме донести основные музыкальные понятия, тем самым положить начало радостному и заинтересованному отношению ученика к учебному процессу.
План урока

1.Организационный момент

2. Объявление темы урока – 2мин.

Стихотворение о знаках альтерации.

3. Объяснение нового материала

3.1.Упражнение для правой руки “Лесенка” – 10 мин.

Тон, полутон в музыке.

Ключевые и случайные знаки альтерации.

3.2.Знакомство со знаком бемоль – 10 мин.

(Детская песенка “Шесть утят” , ансамбль с педагогом)

3.3. Знакомство со знаками диез и бекар – 12 мин.

(Р. Лехтинен “Летка - Енка”, ансамбль с педагогом)

4. Подведение итогов. Рефлексия – 5 мин.

5. Информация о домашнем задании – 1 мин.

Преподаватель.'>Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы урока

Преподаватель.

Сегодня тема нашего урока – “Знаки альтерации”.

Мы с тобой играли только на белых кнопочках, пора заняться и чёрными.

Преподаватель:

Есть на сказочной планете королевство дивное!

Музыкальное оно, сказочно-красивое!

Много жителей там разных, чересчур забавных,

И талантливых на редкость, очень музыкальных!

Три значка совсем особых, друг на дружку не похожих:

Знак ДИЕЗ – звук повышает, (показ карточки)

Знак БЕМОЛЬ – звук понижает, (показ карточки)

А БЕКАР – всё отменяет и на место возвращает! (показ карточки)
3.Объяснение нового материала

Преподаватель

Учитель показывает ноты и играет упражнение “Лесенка”

Вверх по лесенке пойдём, все диезы назовём,

А потом назад вернёмся и бемоли все найдём.

Знак диез на что похож? Что он означает?

Что всего на полутон ноту повышает!

Знак бемоль – как мягкий знак. Что он означает?

Что всего на полутон ноту понижает!

Ученик.___Это_бемоль.__Преподаватель.'>Преподаватель.

А что такое – АЛЬТЕРАЦИЯ?

Ученик.

Это понижение или повышение звуков.
Преподаватель.

Запомни: в музыке альтерацией называется повышение или понижение звуков на полтона.

А что в музыке называется полутоном?

Ученик.

Расстояние между двумя кнопками.

Преподаватель.

Между двух соседних кнопок расстояние – ПОЛУТОН.

Два соседних полутона составляют целый ТОН.

Полутон – это самое узкое (самое маленькое) расстояние между двумя звуками (показ на инструменте). Например: ДО - ДО-ДИЕЗ; СИ - СИ-БЕМОЛЬ и т.д.).

Запомни: между белой и соседней чёрной кнопочкой – всегда полутон (показ на инструменте).

Полутон может быть и между соседними белыми кнопочками, но это только в двух случаях. Давай с тобой вместе найдём на инструменте, где между белых кнопочек нет чёрных (ученик вместе с учителем находят на инструменте, что между кнопочками МИ - ФА и СИ - ДО нет чёрных кнопочек, а значит, между ними – полутон).

Преподаватель упражнение «Лесенка», ученик слушает.
Упражнение “Лесенка”




Преподаватель.___А_в_этой_пьеске_знак_СИ-БЕМОЛЬ_ключевой_или_случайный_И_почему_Ученик.'>Преподаватель.___Молодец!_Вспомним,_что_такое_ПАУЗА_Ученик.'>Преподаватель.

Я ещё раз сыграю это упражнение “Лесенка” (хроматическая гамма) и спою:

По ступенькам поднимались пальцы к ноте ДО,

По ступенькам опускались пальцы к ноте ДО.

Преподаватель.

Попробуем его разучить.

Учитель с учеником разучивают упражнение, называя вслух диезы, бемоли, бекары.

Преподаватель.

Знаки, выставляемые при ключе, называются КЛЮЧЕВЫМИ и работают (сохраняются) на протяжении всей пьесы. А знаки, выставляемые при нотах, – СЛУЧАЙНЫМИ и сохраняют своё действие только в одном такте.

Преподаватель.

Сейчас послушай детскую песню “Шесть утят”. Я буду играть, а ты смотри ноты. [2]




Преподаватель.

Что за знак написан тут? Для чего он? Как зовут?

Ученик.

Это бемоль.

Преподаватель.

Звать меня БЕМОЛЬ, друзья. Понижаю ноту я!

А скажи, на сколько?
Ученик.

На полтона .
Преподаватель.

Чтоб знаки мы заранее знали, их ставить надобно вначале!

Что скрыто в маленьком значке на третьей линии в строке?

Преподаватель.

Об этом нас ты расспроси, и мы дадим ответ. Изволь,

Везде, где встретишь ноту СИ, играть не СИ, а СИ-БЕМОЛЬ!
Преподаватель:

Мы играли только на белых кнопочках. Пора нам познакомиться и с чёрными кнопочками. Жила-была нотка СИ. Появился возле неё знак БЕМОЛЬ, и голос у неё изменился – стал ниже. И звать эту нотку стали не СИ, а СИ-БЕМОЛЬ. И кнопочка на баяне стала не беленькая, а чёрненькая.
Педагог с учеником выясняют, что ученику для исполнения данной пьески необходимо использовать только две кнопочки на баяне – ЛЯ и СИ-БЕМОЛЬ, находят их на инструменте.
Преподаватель.

На прошлом уроке мы с тобой познакомились с длительностями. Скажи мне, какими длительностями написаны ноты твоей партии? Как мы будем считать?
Ученик.

Целыми и четвертными длительностями. Целая длительность считается: 1-и, 2-и, 3-и, 4-и. Четвертная длительность считается: 1-и.

Преподаватель.

Молодец! Вспомним, что такое ПАУЗА?
Ученик.

Пауза – это знак молчания. В этой пьесе – паузы четвертные.
Преподаватель.

Умница! Попробуй играть основную мелодию (свою партию) правой рукой, а я – аккомпанемент, то есть, сопровождение, поэтому моё исполнение будет отличаться от твоего, но вместе – получится красиво!
Ученик с учителем играют пьеску “Шесть утят”.

Преподаватель.

А в этой пьеске знак СИ-БЕМОЛЬ ключевой или случайный? И почему?
Ученик.

Ключевой, так как написан при ключе и на протяжении всей пьески надо играть СИ-БЕМОЛЬ.

.Педагог играет и показывает ученику ноты пьески Р.Лехтинена “Летка-Енка” [2]



Преподаватель.

А это что за знак? Чем усердно занят так?



Ученик.

Это знак диез.



Преподаватель.

Я - ДИЕЗ! БЕМОЛЯ брат! Сообщить Вам очень рад про свою работу: повышаю ноту!

Скажи, на сколько этот знак повышает ноту?

Ученик.

На полтона.


Преподаватель.

Правильно, только на полтона только!

Послушай сказку. Жила-была нотка СОЛЬ, появился в 7-ом такте возле неё знак ДИЕЗ, и голос у неё изменился – стал выше. И звать нотку стали не СОЛЬ, а СОЛЬ-ДИЕЗ.

Педагог обращает внимание ребёнка ещё на один знак – бекар.

Преподаватель.

Вот – бекар, – знак непростой. Музыкальный постовой!

За порядком наблюдает. Эти знаки (диез и бемоль) – отменяет!

Есть значок БЕКАР у нас, означает он – ОТКАЗ!


Жила-была нотка СОЛЬ-ДИЕЗ, вдруг появился возле неё знак БЕКАР, отменил работу ДИЕЗА и снова превратил эту нотку в нотку СОЛЬ.

А знаки в этой пьеске ключевые или случайные и почему?



Ученик.

Случайные, так как написаны при нотах. Они сохраняют своё действие только в одном такте.



Педагог разучивает правой рукой с учеником текст с названием ноток, уточнением длительностей.

Преподаватель.

А сейчас мы опять будем играть с тобой вместе, то есть в ансамбле. А что означает слово АНСАМБЛЬ?



Ученик. АНСАМБЛЬ - значит вместе. ( После того, как ученик стал свободно играть без ошибок в медленном темпе, можно менять темповые и динамические задачи).

4. Подведение итогов.

Преподаватель.

Назови мне, пожалуйста, с какими знаками альтерации сегодня мы с тобой познакомились? И что они означают?



Ученик. Называет знаки и рассказывает, что они означают.

Преподаватель.

Покажи мне на инструменте ДО-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕКАР.



Ученик показывает на инструменте.

Преподаватель.

Мы сейчас с тобою знаем, где БЕМОЛЬ, а где ДИЕЗ.

Мы сыграем и споём больше песенок и пьес!
Научиться игре на баяне непросто. Музыка – это наука, и раскрывает она свои тайны только терпеливым и настойчивым. Будь трудолюбив, и в награду за твоё усердие предстанет пред тобой волшебная страна музыкальных звуков. Сегодня мы с тобой ещё на шаг приблизились к тому, чтобы стать настоящим музыкантом. И теперь мы можем разучивать по нотам красивые мелодии, используя все-все кнопочки на баяне.

Рефлексия.

Преподаватель.

Прежде чем попрощаться с тобой, я прошу тебя поделиться впечатлениями о нашем уроке. Расскажи, что тебе особенно понравилось, а что не понравилось и почему.



Ученик рассказывает о своих впечатлениях от урока.

Преподаватель.

Наш урок закончен. Ты – молодец! Был активным, заинтересованным. Мне было очень приятно с тобой общаться.



5.Информация о домашнем задании:

Преподаватель:

- Называть чёрные кнопочки по всей клавиатуре баяна.

- Правой рукой играть упражнение “Лесенка” с названием ноток.

- “Шесть утят” играть правой рукой.

- “Летка-Енка” играть правой рукой.

Список используемой литературы:

1. Г.И. Крылова “Азбука маленького баяниста” Изд. Владос- Пресс. Москва. 2010.

2. Г. Бойцова “Юный аккордеонист”. Издательство “Музыка”, Москва. 2003год.

3. Н. Кончаловская “Нотная азбука”. Издательское объединение “Композитор” Москва, 1994 г.



4. Интернет-ресурсы: nsportal.ru.


Достарыңызбен бөлісу:




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет