Указатель Предисловие



Дата28.07.2018
өлшемі502 b.


Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан на 2011 год Рекомендательный указатель

  • Предисловие

  • Акмолинская областная универсальная научная библиотека им. М. Жумабаева подготовила очередной выпуск рекомендательного указателя «Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан на 2011 год»,. В календаре отражены даты о наиболее значительных событиях в политической, социально-экономической и культурной жизни области. Указатель состоит из разделов: Знаменательные и памятные даты Акмолинской области по месяцам, Знаменательные даты,, число и месяц которых не установлены, Герои Советского Союза и участники ВОВ, Герои Социалистического труда, Юбилейные даты населенных пунктов Акмолинской области Наши современники. Календарь знаменательных и памятных дат Республики Казахстан предназначен в помощь работникам библиотек и культурно-просветительных учреждений, а также читателям интересующимся краеведением.


Январь 4 января — 10 лет со дня выхода в свет первого номера газеты «Букпа» (2001 г.) 13 января — 95 лет со дня рождения писателя, переводчика ДебольскогоАлексея Борисобiiча (1916 г.) Февраль 13 февраля — 75 лет со дня рождения писателя Мусина Жанайдара Баймырзаевича (1936 - 1991 гг.) 17 февраля — 80 лет со дня рождения историка, доктора исторических наук, профессора, академика АН Каз.ССР Сулейменова Рамазана Бимашевича (1931 - 23.03.1992 гг.) Март 6 марта —15 лет со дня открытия Акмолинского областного казахского диузыкольно-драматпческого театра им. Ш.Хусаиноеа (1996 г.) 17 марта — 90 лет со дня рождения кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Каз.ССР Тналикой дсiриги Байжумоноены (1921 г.) 21 марта — 60 лет со дня рождения профессора, члена- корреспондента АН Казахста на Ашимова Ундасына Байкеновича (1951 г.) Апрель 7 апреля — 140 лет со дня рождения знаменитого борца, чемпиона мира МунайтпасоваХаджпмукана (1871-1948 гг.) 10 апреля — 15 лет со дня создания Национального природного парка «Кокшетау» (1996 г.)

  • Январь 4 января — 10 лет со дня выхода в свет первого номера газеты «Букпа» (2001 г.) 13 января — 95 лет со дня рождения писателя, переводчика ДебольскогоАлексея Борисобiiча (1916 г.) Февраль 13 февраля — 75 лет со дня рождения писателя Мусина Жанайдара Баймырзаевича (1936 - 1991 гг.) 17 февраля — 80 лет со дня рождения историка, доктора исторических наук, профессора, академика АН Каз.ССР Сулейменова Рамазана Бимашевича (1931 - 23.03.1992 гг.) Март 6 марта —15 лет со дня открытия Акмолинского областного казахского диузыкольно-драматпческого театра им. Ш.Хусаиноеа (1996 г.) 17 марта — 90 лет со дня рождения кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств Каз.ССР Тналикой дсiриги Байжумоноены (1921 г.) 21 марта — 60 лет со дня рождения профессора, члена- корреспондента АН Казахста на Ашимова Ундасына Байкеновича (1951 г.) Апрель 7 апреля — 140 лет со дня рождения знаменитого борца, чемпиона мира МунайтпасоваХаджпмукана (1871-1948 гг.) 10 апреля — 15 лет со дня создания Национального природного парка «Кокшетау» (1996 г.)



5 апреля — 60 лет со дня рождения журналиста, литературного деятеля Жанайдарова Орынбая (1951 г.)

  • 5 апреля — 60 лет со дня рождения журналиста, литературного деятеля Жанайдарова Орынбая (1951 г.)

  • 30 апреля — 90 лет со дня рождения казахского писателя Турежанова Мадыхата Сейтхожиновича (1921 - 1986 гг.)

  • Май

  • 5 мая — 40 лет со дня образования Кокшетауской специальной библиотеки для не зрячих и слабовидящих граждан (1971 г.).

  • 9 мая — 75 лет со дня рождения работника культуры, Почетного гражданина г. Кокшетау Санчило Зинаиде Алексеевне (1936 г.)

  • 10 мая - 110 лет со дня рождения казахского поэта Сыздыкова Жакана (1901 - 1977 гг.)

  • 12 мая — 105 лет со дня рождения крупного казахского драматурга Хусаинова Шахмета (1906 - 1972 гг.)

  • Июнь

  • 4 июня —85 лет со дня рождения певца, народного артиста, Героя Социалистического труда, Почетного гражданина г.Кокшетау Серкебаева Ермека Бекмухамедовича (1926 г.)

  • 7 июня — 5 лет назад была организована первая в истории области киностудия им. «Пан Нурмагамбета». Начала работу в г. Кокшетау (2006 г.)

  • 26 июня — 85 лет со дня рождения общественного и государственного деятеля, Почетного гражданина г.Кокшетау Балахметова Кожахмета Балахметовпча (1926 г.)



Июль 1 июля — 125 лет со дня рождения учителя, врача Такежанулы Хусаина (1886 - 1972гг.) 6 июля 15 лет со дня принятия Верховным Советом Казахстана Постановления о переносе столицы РВ в г. Акмола (1996 г.) 15 июля — 115 лет со дня рождения общественного деятеля, драматурга, писателя Кеменгерулы, Кошмухамбет (Кошке) (1896 - 1937 гг.) 18 июля — 80 лет со дня рождения ученого, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, академика АН Казахстана Госсен Эрвина Фран цевича (1931 г.) Август 1 августа — 35 лет со дня открытия азровокзала в г. Кокшетау (1976 г.) 20 августа — 40 лет со дня открытия памятника нашему земляку, казахскому ученому, просветителю Ш.Ш. Уалиханову (1971 г.) 29 августа — 80 лет со дня выхода в свет районной общественно-политической газеты «Знамя Родины КZ (1931 г.) 30 августа — 100 лет со дня рождения писателя Салахова Ибрагима (1911 - 1999 гг.) Сентябрь 1 сентября — 75 лет со дня рождения преподавателя писателя, члена Союза писателей Казахстана Жанатулы Баят (1936 г.)

  • Июль 1 июля — 125 лет со дня рождения учителя, врача Такежанулы Хусаина (1886 - 1972гг.) 6 июля 15 лет со дня принятия Верховным Советом Казахстана Постановления о переносе столицы РВ в г. Акмола (1996 г.) 15 июля — 115 лет со дня рождения общественного деятеля, драматурга, писателя Кеменгерулы, Кошмухамбет (Кошке) (1896 - 1937 гг.) 18 июля — 80 лет со дня рождения ученого, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, академика АН Казахстана Госсен Эрвина Фран цевича (1931 г.) Август 1 августа — 35 лет со дня открытия азровокзала в г. Кокшетау (1976 г.) 20 августа — 40 лет со дня открытия памятника нашему земляку, казахскому ученому, просветителю Ш.Ш. Уалиханову (1971 г.) 29 августа — 80 лет со дня выхода в свет районной общественно-политической газеты «Знамя Родины КZ (1931 г.) 30 августа — 100 лет со дня рождения писателя Салахова Ибрагима (1911 - 1999 гг.) Сентябрь 1 сентября — 75 лет со дня рождения преподавателя писателя, члена Союза писателей Казахстана Жанатулы Баят (1936 г.)

  • 1 сентября 80 лет со дня сдачи в Эксплуатацию Железнодорожной линии Боровое - Караганда (1931 г.) 2 сентября —105 лет со дня рождения писателя, члена Союза писателей СССР с 1946 года, участника ВОВ Казанцева Александра Петровича (1906— IЗ.О9.2002гг.) 11 сентября 50 лет со дня рождения ученого, кандидата филологических наук, директора Кокшетауского казахского педагогического училища Ахагпова Нуртаса Ахатулы (1961 г.) 12 сентября 105 лет со дня рождения поэта, прозаика, ученого Маркова Сергея Николаевича (1906 - 1979 гг.) Октябрь 3 октября —65 лет со дня рождения писателя, члена Союза Писателей Смаилова Алдана Зейнуллиноепча (1946 г.) 4 октября — 60 лет со дня рождения поэта Канапьянова Бахытжана Мусахоновича (1951 г.) 9 октября 125 лет со дня рождения народной певицы, заслуженного деятеля искусств Каз.ССР Марьям Жагор-кызь, (Марии Рекиной) (1886 - 1953 гг.) 15 октября 100 лет со дня рождения доктора филологических наук, академика АН Каз.ССР, литературоведа Исмаилова Есмагамбета Сам урагiiовича (1911 - 1966 гг.) Ноябрь 2 ноября —170 лет со дня рождения просветителя, педагога, Фольклориста, этнографа Алтынсарина Ыбырая (Иброгпма) (1841 - 30.01.1889 гг.)



4 ноября — 15 лет со дня принятия ((Концепции языковой политики РК (1996 г.) 7 ноября — 135 лет со дня рождения общественного деятеля 305 лет со дня рождения жырау, кобызиста, поэта, Казахстана, магистра права Акпаева Жакыпа (1876 - 1934 гг.) 18 ноября — 80 лет со дня рождения государственного деятеля, ученого, академика Международной инженерной академии и Инженерной академии РК Такежанова Саука Темирбаевича (1931 - 2003 гг.) 19 ноября — 90 лет со дня рождения преподавателя, переводчика, участника ВОВ Тилеубаева Сейлбека (1921-1996г.г.) Декабрь 1 декабря — 75 лет со дня рождения писателя, члена Союза писателей Казахстана Хасенова Мади (1936 - 02.09.1992 гг.)

  • 4 ноября — 15 лет со дня принятия ((Концепции языковой политики РК (1996 г.) 7 ноября — 135 лет со дня рождения общественного деятеля 305 лет со дня рождения жырау, кобызиста, поэта, Казахстана, магистра права Акпаева Жакыпа (1876 - 1934 гг.) 18 ноября — 80 лет со дня рождения государственного деятеля, ученого, академика Международной инженерной академии и Инженерной академии РК Такежанова Саука Темирбаевича (1931 - 2003 гг.) 19 ноября — 90 лет со дня рождения преподавателя, переводчика, участника ВОВ Тилеубаева Сейлбека (1921-1996г.г.) Декабрь 1 декабря — 75 лет со дня рождения писателя, члена Союза писателей Казахстана Хасенова Мади (1936 - 02.09.1992 гг.)

  • 31 декабря — 95 лет со дня рождения ученого - ветеринара, доктора ветеринарных наук, профессора Кадырова Нургали Тасиловича (1916 г.)



Знаменательные даты, число и месяц которых не установлены 305 лет со дня рождения жырау, кобызиста, поэта, сказителя, знатока казахского эпоса Умбетгпая Тлеуулы (1706 - 1778 гг.) 300 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата Абылай-хана, Абилбмансура (1711 - 1781 гг.) 200 лет со дня рождения старшего султана Кокшетауского округа, потомка Абылай-хана (внук) и Уалихана (сын), отец Шокана Уалиханова. Полковник и общественный деятель в Западной Сибири и Северном Казахстане Уалиханову Шынгысу (1811 - 1895 гг.) 200 лет со дня рождения акына-импровизатора Арысгпанбая Тобылбайулы (1811 - 1880 гг.) 175 лет со дня рождения народного композитора, поэта Аздембай Сала, Аздембай Котербаев (1836 - 1918 гг.) 165 лет со дня рождения поэта, собирателя казахской литературы Ералы Саккулакулы (1846 - 1932 гг.) 165 лет со дня рождения известного этнографа, поэта- переводчика Жанайдароба Мейрама (1846 - 1921 гг.) 165 лет со дня рождения историка, этнографа Хсiлидп Курбангали, Кубангали Халид —оглы Аягози (1846 - 1913 гг.) 160 лет со дня рождения певца, композитора, акына - импровизатора Жарылгапберды Жумабайулы, (1851 - 1914 гг.) 150 лет со дня рождения русского миссионера, ученого ориенталиста, этнографа, фольклориста и просветителя

  • Знаменательные даты, число и месяц которых не установлены 305 лет со дня рождения жырау, кобызиста, поэта, сказителя, знатока казахского эпоса Умбетгпая Тлеуулы (1706 - 1778 гг.) 300 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата Абылай-хана, Абилбмансура (1711 - 1781 гг.) 200 лет со дня рождения старшего султана Кокшетауского округа, потомка Абылай-хана (внук) и Уалихана (сын), отец Шокана Уалиханова. Полковник и общественный деятель в Западной Сибири и Северном Казахстане Уалиханову Шынгысу (1811 - 1895 гг.) 200 лет со дня рождения акына-импровизатора Арысгпанбая Тобылбайулы (1811 - 1880 гг.) 175 лет со дня рождения народного композитора, поэта Аздембай Сала, Аздембай Котербаев (1836 - 1918 гг.) 165 лет со дня рождения поэта, собирателя казахской литературы Ералы Саккулакулы (1846 - 1932 гг.) 165 лет со дня рождения известного этнографа, поэта- переводчика Жанайдароба Мейрама (1846 - 1921 гг.) 165 лет со дня рождения историка, этнографа Хсiлидп Курбангали, Кубангали Халид —оглы Аягози (1846 - 1913 гг.) 160 лет со дня рождения певца, композитора, акына - импровизатора Жарылгапберды Жумабайулы, (1851 - 1914 гг.) 150 лет со дня рождения русского миссионера, ученого ориенталиста, этнографа, фольклориста и просветителя



Алекторова Александра Ефимовича (1861 - 1918 гг.) 150 лет со дня рождения исследователя истории Казахстана Крафт Ивана Ибановича (1861 - 1914 гг.) 145 лет со дня рождения государственного деятеля, председателя правительства Алаш Орды, ученого Бокейханова Алихана Нурмухамедовича (1866 - 1937 гг.) 140 лет со дня рождения географа, лимнолога, исследователя озер Северного Казахстана, Алтая, действительного члена Русского географического общества (РГС), Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Игнатова Павла Григорьевича (1871 - 1902 гг.) 135 лет со дня рождения жыршы-сказителя, собирателя казахского фольклора Акхожаева Султанбека (1876 - 1965 гг.) 130 лет со дня рождения поэта, просветителя ЗейнельГаби ден аль-Омскауи (1881 - 1920 гг.) 130 лет со дня рождения народного акына, общественного деятеля Нуралыулы Олжабая (1881 - 1935 гг.) 125 лет со дня рождения прославившемуся певцу В Коргальжынских степях пением, сочинительством Анетова Улебая (1886 - 1966 гг.). Был свидетелем зарождения чувств между казахским парнем дюйсеном и русской девушки Марьям И посвятил им знаменитую песню «Дударай>. 125 лет со дня рождения участника революционного движения в Атбасарском уезде Нурумова Шокана (1886 - 1926 гг.) 120 лет со дня рождения известного певца (тенор), композитора Бабакова Касымхана (1891 - 1956 гг.)

  • Алекторова Александра Ефимовича (1861 - 1918 гг.) 150 лет со дня рождения исследователя истории Казахстана Крафт Ивана Ибановича (1861 - 1914 гг.) 145 лет со дня рождения государственного деятеля, председателя правительства Алаш Орды, ученого Бокейханова Алихана Нурмухамедовича (1866 - 1937 гг.) 140 лет со дня рождения географа, лимнолога, исследователя озер Северного Казахстана, Алтая, действительного члена Русского географического общества (РГС), Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Игнатова Павла Григорьевича (1871 - 1902 гг.) 135 лет со дня рождения жыршы-сказителя, собирателя казахского фольклора Акхожаева Султанбека (1876 - 1965 гг.) 130 лет со дня рождения поэта, просветителя ЗейнельГаби ден аль-Омскауи (1881 - 1920 гг.) 130 лет со дня рождения народного акына, общественного деятеля Нуралыулы Олжабая (1881 - 1935 гг.) 125 лет со дня рождения прославившемуся певцу В Коргальжынских степях пением, сочинительством Анетова Улебая (1886 - 1966 гг.). Был свидетелем зарождения чувств между казахским парнем дюйсеном и русской девушки Марьям И посвятил им знаменитую песню «Дударай>. 125 лет со дня рождения участника революционного движения в Атбасарском уезде Нурумова Шокана (1886 - 1926 гг.) 120 лет со дня рождения известного певца (тенор), композитора Бабакова Касымхана (1891 - 1956 гг.)

  • 120 лет со дня рождения государственного и общественного деятеля одного из лидеров движения Алаш Ермекова Алимхана Абеуовича (1891 - 1970 гг.) 120 лет со дня рождения народного акына меркемелиденова Бекболата (1891 - 1963 гг.) 120 лет со дня рождения организатора колхозного строительства на территории Акмолинской области Назарова Акимжана (1891 - 1976 гг.) 115 лет со дня рождения государственного и общественного деятеля, участника революционного движения в Акмолинске Асылбекова Абдоллы Абдрахмановича (1896 - 1938 гг.) 110 лет со дня рождения партийного, советского работника Купаева Алексея Трофимовича (1901 г.р.) 110 лет со дня рождения акына, этнографа, участника ВОВ Мусатая Кюйши (1901 - 1977 гг.) 110 лет со дня рождения краеведа, одного из инициаторов созда ния Акмолинского историко-краеведческого музея Семенова Леонида Федоровича (1901 - 1985 гг.) 110 лет со дня рождения государственного общественного деятеля, заслуженного работника высшей школы Каз.ССР, кандидата экономических наук Тайбекова Елубая Базимовича (1901 г.р.) 105 лет со дня рождения народного поэта, акына импровизатора АльжановаАманжола (1906- 1983 гг.) 105 лет со дня рождения первого ректора Кокшетауского педагогического института, кандидата исторических наук, доцента Гороховодатского Ивана Степановича (1906 - 1980 гг.) 105 лет со дня рождения партийного, советского работника



Кантарбаева Ташкимбая (1906 - 1983 гг.) 105 лет со дня рождения видного общественного деятеля, журналиста Темирбекова Зарапа Мусиновича (1906 - 1938 гг.) 100 лет со дня выхода в свет первого номера общественно- политического и литературного журнала ((Айкап)) (1911 г.) 100 лет со дня рождения журналиста Мимжановадуанабая (1911 - 1975 гг.) 100 лет со дня рождения поэта, переводчика, участника ВОв Аманжолоба Касыма Ракимжанулы (1911 - 17.01.1955 гг.) 100 лет со дня рождения педагога, доцента кафедры казахского языка и литературы в Каз НИИ, участника ВОВ Карибаева Шайхы Макановича (1911 - 1973 гг.) 95 лет назад произошло Акмолпнское восстание носившее антиколониальный характер (1916 г.) 95 лет со дня рождения писателя, ответственного секретаря газеты «Казахстан пионерии» Омарова Есенби (1916 - 1948 гг.) 80 лет со дня открытия место рож дения золото Ешкиольмес в Шортандинском районе (1931 г.) 80 лет со дня основания Шортандинской железнодорожной станции (1931 г.) 65 лет со дня создания Аккольского лесного хозяйства. Территория Аккольского, Буландинского и Шорта ндинского районов (1946 г.) 60 лет со дня образования Атбасарского техникума механизации сельского хозяйства (1951 г.) 60 лет со дня образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (1951 г.) 55 лет со дня создания Акмолинской Областной филармонии (1956 г.) 55 лет со дня образования Кокшетауского технического института Агенство РК по чрезвычайным ситуациям (1956 г.) 55 лет со дня основания опытного хозяйства Казахского научно-исследовательского института зернового хозяйства в с.Дамса (Шортандинский район) 50 лет со дня основания Баранкульской железнодорожной станции (Жаркаинский район) (1961 г.) 45 лет со дня основания акционерного общества ((Казшпал,) (1966 г.) 40 лет со дня открытия Аккольского районного ДК (1971 г.) 35 лет со дня действия Аккольской ЦБС (1976 г.) 35 лет со дня введения в эксплуатацию ЦДК «Горняк» в г. Степногорск (1976 г.) 35 лет со дня образования Атбасарского заказника. Основная задача: сохранение и воспроизводство охраняемого животного — сурка-байбака (1976 г.) 25 лет со дня основания Жаксынского РДК (1986 г.) 20 лет со дня установления памятников народным акынам, певцам и композиторам Акану-Серэ и Биржан-салу в г. Кокшетау, возле ДК <Кокшетау> (1991 г.) 20 лет со дня образования АО «Кокшетауские минеральные воды» (1991 г.)

  • Кантарбаева Ташкимбая (1906 - 1983 гг.) 105 лет со дня рождения видного общественного деятеля, журналиста Темирбекова Зарапа Мусиновича (1906 - 1938 гг.) 100 лет со дня выхода в свет первого номера общественно- политического и литературного журнала ((Айкап)) (1911 г.) 100 лет со дня рождения журналиста Мимжановадуанабая (1911 - 1975 гг.) 100 лет со дня рождения поэта, переводчика, участника ВОв Аманжолоба Касыма Ракимжанулы (1911 - 17.01.1955 гг.) 100 лет со дня рождения педагога, доцента кафедры казахского языка и литературы в Каз НИИ, участника ВОВ Карибаева Шайхы Макановича (1911 - 1973 гг.) 95 лет назад произошло Акмолпнское восстание носившее антиколониальный характер (1916 г.) 95 лет со дня рождения писателя, ответственного секретаря газеты «Казахстан пионерии» Омарова Есенби (1916 - 1948 гг.) 80 лет со дня открытия место рож дения золото Ешкиольмес в Шортандинском районе (1931 г.) 80 лет со дня основания Шортандинской железнодорожной станции (1931 г.) 65 лет со дня создания Аккольского лесного хозяйства. Территория Аккольского, Буландинского и Шорта ндинского районов (1946 г.) 60 лет со дня образования Атбасарского техникума механизации сельского хозяйства (1951 г.) 60 лет со дня образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (1951 г.) 55 лет со дня создания Акмолинской Областной филармонии (1956 г.) 55 лет со дня образования Кокшетауского технического института Агенство РК по чрезвычайным ситуациям (1956 г.) 55 лет со дня основания опытного хозяйства Казахского научно-исследовательского института зернового хозяйства в с.Дамса (Шортандинский район) 50 лет со дня основания Баранкульской железнодорожной станции (Жаркаинский район) (1961 г.) 45 лет со дня основания акционерного общества ((Казшпал,) (1966 г.) 40 лет со дня открытия Аккольского районного ДК (1971 г.) 35 лет со дня действия Аккольской ЦБС (1976 г.) 35 лет со дня введения в эксплуатацию ЦДК «Горняк» в г. Степногорск (1976 г.) 35 лет со дня образования Атбасарского заказника. Основная задача: сохранение и воспроизводство охраняемого животного — сурка-байбака (1976 г.) 25 лет со дня основания Жаксынского РДК (1986 г.) 20 лет со дня установления памятников народным акынам, певцам и композиторам Акану-Серэ и Биржан-салу в г. Кокшетау, возле ДК <Кокшетау> (1991 г.) 20 лет со дня образования АО «Кокшетауские минеральные воды» (1991 г.)



20 лет со дня открытия Ерейментауского историкОкраеведческого музея (1991 г.) 10 лет со дня создания в г. Кокшетау Акмолинского филиала Национального Банка Республики Казахстан (2001 г.) 10 лет со дня действия завода АРКАДА ИНДАСТРИ в поселке Аршалынского района (2001г.) 10 лет со дня открытия АралалынскогоДК (2001 г.) 10 лет со дня создания Центра по охране и использованию исторпко-культурного наследия (ЦОИИКН) ГУ, ГККП (2001 г.)

  • 20 лет со дня открытия Ерейментауского историкОкраеведческого музея (1991 г.) 10 лет со дня создания в г. Кокшетау Акмолинского филиала Национального Банка Республики Казахстан (2001 г.) 10 лет со дня действия завода АРКАДА ИНДАСТРИ в поселке Аршалынского района (2001г.) 10 лет со дня открытия АралалынскогоДК (2001 г.) 10 лет со дня создания Центра по охране и использованию исторпко-культурного наследия (ЦОИИКН) ГУ, ГККП (2001 г.)

  • Герои Советского Союза и участники Великой Отечественной Войны

  • 105 лет со дня рождения участника ВОВ Джантемирова Абиля (1906 - 1983 гг.) 105 лет со дня рождения участника белофинской войны, участника ВОВ, участника войны с японскими интервентами Койбакова Абдыгожи (1906 - 1974 гг.) 105 лет со дня рождения Героя Советского Союза, участника ВОВ Ращупкина Александра Михайловича (03.02.1906 - 10.05.1958 гг.) 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза, участника ВОВ Бовт Василия Афанасьевпча (1916 - 28.10.1949 гг.) 95 лет со дня рождения участника ВОВ, доктора географических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Казахстана Жандаева Мукатая Жандаевича (1916 - 1998 гг.) 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Литвинова Петра Дмитриевича (1916 г.р.) 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Юдина Сергея Тимофеевича (1916-1983 гг.) 90 лет со дня рождения полного кавалера Ордена Славы, участника ВОВ Велижанцева Александра Федоровича (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза, участника ВОВ Дьяченко Ивана Михайловича (07.11.1921 - 14.12.1962гг.) 90 лет со дня рождения партийно-советского работника, участника финской войны и ВОВ Еслямханова Сембека (1921 - 1990 гг.)



90 лет со дня рождения участника ВОВ, общественного и политического деятеля Жакупова Сейтжана (1921 - 2005 гг.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Забелкина Николая Ивановича (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Зверева Николая Александровича (19.12.1921 г.р.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Игишева Георгия Ивановича (1921 - 1943 гг.) 90 лет со дня рождения участника ВОВ, партийного, советского работника Каликова Аманжола (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения медсестры, участницы ВОВ, Почетного гражданина г. Кокшетау Смирновой-Кухарской Марии Петровны (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения участника ВОВ, общественного деятеля Шалабаева Кенжеболата Нуртазиновича (1921 - 1976 гг.) 85 лет со дня рождения участника и инвалида ВОВ, заслуженного работника культуры Каз.ССР Гольдберг Моисея Михайловпча (1926 г.р.). В настоящее время — руководитель Еврейского культурного центра г. Астаны. 85 лет со дня рождения участника ВОВ Ерпилова Петра Ивановича (1926 г.р.) 85 лет со дня рождения Героя Советского Союза Милобидова Владимира Сергеевича (1926 г.р.) 85 лет со дня рождения участника ВОВ, полковника Сейтжанова Бахытжана (1926 г.р.)

  • 90 лет со дня рождения участника ВОВ, общественного и политического деятеля Жакупова Сейтжана (1921 - 2005 гг.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Забелкина Николая Ивановича (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Зверева Николая Александровича (19.12.1921 г.р.) 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Игишева Георгия Ивановича (1921 - 1943 гг.) 90 лет со дня рождения участника ВОВ, партийного, советского работника Каликова Аманжола (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения медсестры, участницы ВОВ, Почетного гражданина г. Кокшетау Смирновой-Кухарской Марии Петровны (1921 г.р.) 90 лет со дня рождения участника ВОВ, общественного деятеля Шалабаева Кенжеболата Нуртазиновича (1921 - 1976 гг.) 85 лет со дня рождения участника и инвалида ВОВ, заслуженного работника культуры Каз.ССР Гольдберг Моисея Михайловпча (1926 г.р.). В настоящее время — руководитель Еврейского культурного центра г. Астаны. 85 лет со дня рождения участника ВОВ Ерпилова Петра Ивановича (1926 г.р.) 85 лет со дня рождения Героя Советского Союза Милобидова Владимира Сергеевича (1926 г.р.) 85 лет со дня рождения участника ВОВ, полковника Сейтжанова Бахытжана (1926 г.р.)



2 ноября — 170 лет со дня рождения просветителя, педагога, фольклориста, этнографа Ибрая Алтынсарина (1841 30.01.1889 гг., Ибрай Алтынсарин родился в 1841 году в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области). Учился в школе для казахских детей, открытой Оренбургской пограничной комиссией. Самостоятельно изучил произведения классиков мировой литературы: У.Шекспира, И.Гете, Д.Байрона, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.Фирдоуси, И.Низами, А.Навои и др. Был лично знаком со многими русскими ссыльными. После окончания школы работал переводчиком Оренбургского областного правления. В 1860 году в Оренбургской крепости (Торгае) при участии Алтынсарина была создана начальная школа для казахских детей. В 1860-79 гг. наряду с педагогической деятельностью вел и другую работу — был делопроизводителем Торгайского управления, торгайским судьей, старшим помощником начальника Торгайского уезда, инспектором народных училищ Торгайской области. По инициативе Алтынсарина были открыты русско-казахские школы в Илецком, Николаевском, Торгайском, Иргизском уездах, пром. училище в Торгае, школа с иi-iтернатом для казахских девушек в Иргизе. Свое состояние Алтынсарин завещал на строительство сельскохозяйственного училища в Костанае. Внес большой вклад в формирование и развитие казахского литературного языка. демократическими и гуманистическими идеями проникнуты его учебники («Начальное руководство к обучению киргизов русскому Языку» 1871; «Киргизская хреаоматия, 1879). Литературные произведения отражали социальные изменения в жизни казахского народа, призывали к переходу на оседлый образ жизни. Алтынсарин перевел на казахский язык произведения Л.Н.Толстого, К.д.Ушинского, И.А.Крылова и др. В честь Алтынсарина назван Научно-исследовательский институт педагогических наук Министерства образования и науки Казахстана.

  • 2 ноября — 170 лет со дня рождения просветителя, педагога, фольклориста, этнографа Ибрая Алтынсарина (1841 30.01.1889 гг., Ибрай Алтынсарин родился в 1841 году в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Затобольский район Костанайской области). Учился в школе для казахских детей, открытой Оренбургской пограничной комиссией. Самостоятельно изучил произведения классиков мировой литературы: У.Шекспира, И.Гете, Д.Байрона, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.Фирдоуси, И.Низами, А.Навои и др. Был лично знаком со многими русскими ссыльными. После окончания школы работал переводчиком Оренбургского областного правления. В 1860 году в Оренбургской крепости (Торгае) при участии Алтынсарина была создана начальная школа для казахских детей. В 1860-79 гг. наряду с педагогической деятельностью вел и другую работу — был делопроизводителем Торгайского управления, торгайским судьей, старшим помощником начальника Торгайского уезда, инспектором народных училищ Торгайской области. По инициативе Алтынсарина были открыты русско-казахские школы в Илецком, Николаевском, Торгайском, Иргизском уездах, пром. училище в Торгае, школа с иi-iтернатом для казахских девушек в Иргизе. Свое состояние Алтынсарин завещал на строительство сельскохозяйственного училища в Костанае. Внес большой вклад в формирование и развитие казахского литературного языка. демократическими и гуманистическими идеями проникнуты его учебники («Начальное руководство к обучению киргизов русскому Языку» 1871; «Киргизская хреаоматия, 1879). Литературные произведения отражали социальные изменения в жизни казахского народа, призывали к переходу на оседлый образ жизни. Алтынсарин перевел на казахский язык произведения Л.Н.Толстого, К.д.Ушинского, И.А.Крылова и др. В честь Алтынсарина назван Научно-исследовательский институт педагогических наук Министерства образования и науки Казахстана.



(2 ноября 1841 года - 30 августа 1889 года)

  • (2 ноября 1841 года - 30 августа 1889 года)

  • Алтынсарин Ибрай родился 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Торгайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.

  • Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет "крестить" казахских детей и подготовить их к "солдатской службе" в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, "следуя Магомету, будьте слугами белого царя".

  • Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают "инородцев" от русских..

  • "Не разумнее ли - говорит Ибрай, - прежде нежели решиться перевернуть искусственным образом народную жизнь степняков, изучить сначала этот народ и эту жизнь, узнать, есть ли в народе этом зачатки агрикультурного развития, насколько принял он воздействие непосредственных сношений своих с оседлым, господствующим народом, в каких условиях окружающей природы этот народ находится и т. д., дабы не сделать опасной ошибки, т .к. принудительная ломка быта целой нации способна бывает превратить нацию, иногда самую способную, в апатичную, как это, говорят, и случилось с башкирским народом, так как в законах природы нет примера, чтобы возможно было враз превращать малолетнего ребенка во взрослого мужа". Самым решительным образом идея предпочтительности "естественного хода дел" выражена в статье Алтынсарина "По поводу голода в Киргизской степи". Связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает против проекта "как можно более скорого" перехода от кочевья к оседлости путем "принудительных мер". Подобный проект он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, поскольку подчеркиваются "особые преимущества" русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не "принудить". Оперируя конкретными данными, Алтынсарин доказывал, что сами проявляют стремление довольно настойчивое к "переменам векового быта" в смысле оседлости. К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сейчас можно призадуматься.

  • Существенным элементом мировоззрения Алтынсарина является трактовка им ислама, о чем можно судить по тому, что он составил учебник по исламу. Ибрай стоял на позициях просвещенного либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.





Чокан (Великий ученый-историк, этнограф, географ, экономист, путешественник. Офицер Российской армии, дипломат, чиновник российской администрации.)

  • Чокан (Великий ученый-историк, этнограф, географ, экономист, путешественник. Офицер Российской армии, дипломат, чиновник российской администрации.)

  • (1835-1865)

  • Чокан Валиханов родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали (внука хана Аблая), последнего хана Среднего Жуза и бабки Айганым была прорусская, коллаборационистская ориентация. В степи еще не загасло к моменту рождения Чокана стремление сохранить независимость, отстоять собственную государственность, олицетворяемое Кенесары Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные движение казахского народа. К отцу же Чокана Чингису царская администрация благоволила, о чем свидетельствует назначение его старшим султаном одного из округов и присвоение ему чина полковника. Но в то же время он был образованным человеком, в частности, содействуя русским ученым в изучении фольклора и быта.Чокан Чингисович Валиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где научился арабскому языку, получил представление о восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров. Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший и его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В. Гонсевского, публициста, исследователя истории народов Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других. Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в одном из своих писем к Чокану: "Я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням". Из учебы в кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны семена русской и современной передовой культуры, науки и искусства.

  • Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он - российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. И в то же время он не мог не почувствовать своей собственной кожей, что он остается "инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие притеснения и унижения испытывают его сородичи, подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого последнего русского чиновника и жандарма и их местных прислужников. Оставалась единственная надежда остаться человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал "неизведанные" европейской наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии - человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не просто как географ, экономист, этнограф, царский агент, а через все это и помимо этого перед нами выступает человек, стоящий на стыке цивилизаций способный взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами образованного европейца. Мировая наука обязана именно ему записью блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть Кукотай-хана и его поминки".



Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - лучшее благо", требование жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы. Огонь и солнце почитались особо. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности". Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо".

  • Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.Присущие зороастризму верования, требовавшие от индивида ответственности перед миром, людьми и перед самим собой, не потеряли своей непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись множеству богов, силам природы, огню, воде, земле, солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина - лучшее благо", требование жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе нравственность самой высокой пробы. Огонь и солнце почитались особо. Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях, как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление неба и небесных светил, культ предков, признание богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников, кодекс должных поступков и запретов сохранились, по Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной целостности". Всезнающему, премудрому и верховному божеству соответствует переданное через тюркскую традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет меня небо".

  • Огонь считается прародителем всего сущего, очищает души от скверны, гнев страшен, целительное значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе воды, о святости Матери-Земли упоминается в древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный обычай ушыктау - опрыскивание водой. Стихиям и некоторым предметам казахская традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и соблюдая определенные обряды, человек получает благословение от нее - кут, то есть счастье и благополучие. Но эта же сила обладает и карательной функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние слова и конкретное действие глаза. Синкретизм шаманства с исламом проявляется в таких принципиальных представлениях, как Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью, святость и святые - с арвахами, с духами предков. Такова суть религиоведческих и культурологических исследований казахского просветителя, путешественника, историка, этнографа и фольклориста Чокана Валиханова.

  • Прожив два года в Петербурге, Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени ее крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность.

  • Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает "полную картину" его "исторической и духовной жизни". Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу". Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был похоронен в 1865 году больной, трагически одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах. Чокановская традиция бережного сбора духовного наследия народа нашла достойных продолжателей, в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы казахской песенного творчества для мировой музыкальной культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев в своей концепции евраазийства.



Каталог: Книги
Книги -> Қазақстан Республикасының Білім және Ғылым Министрлігі
Книги -> Практикумы (цитология, эмбриология және гистология негіздері)
Книги -> А. Ж. Сейтембетова
Книги -> Қазақ әдебиетінің
Книги -> П. наумов омыртқалылар зоологиясы
Книги -> КАзАқстан республикасы білім, мәдениеТ және денсаулық сақтау министрліп сәкем сейфуллин атындағы
Книги -> Қазақстан республикасы білім және ғылым
Книги -> М. С. Байтенов Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігінің
Книги -> Педагогика тарихы


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет