Учебная программа учрежления высшего образования по учебной дисциплине для специальности



бет1/3
Дата02.04.2019
өлшемі404.01 Kb.
түріУчебная программа
  1   2   3
Учреждение образования

«Полоцкий государственный университет»




Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ Д.В. Дук

« » 2014 г.

Регистрационный № УД-______/р.

История литературы страны изучаемого языка
(История немецкой литературы XVIII века)
Учебная программа учрежления высшего образования по учебной дисциплине для специальности

1-21 05 06 «Романо-германская филология» (немецкая)
Факультет историко-филологический
Кафедра мировой литературы и культурологии
Курс 2
Семестр 4
Лекции 30 часов
Практические занятия 22 часа
Аудиторных

часов по учебной дисциплине 52 часа


Курсовая работа 40 часов
Всего часов

по учебной дисциплине 120 часов


Экзамен 4 семестр
Форма получения

высшего образования очная (дневная)


Составила Людмила Ивановна Семчёнок,

старший преподаватель


2014 г.

Учебная программа составлена на основе учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине «История немецкой литературы» для специальности 1-21 05 06 «Романо-германская филология». Регистрационный № УД- /баз. от 2014 г.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры мировой литературы и культурологии
« » 2014 г., протокол № __
Заведующий кафедрой _______ А. А. Гугнин
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией историко-филологического факультета
« » 2014 г., протокол №__
Председатель ______ Т. М. Гордеенок

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение курса по истории немецкой литературы является неотъемлемой составляющей специальной вузовской подготовки студентов-филологов специальности «Романо-германская филология. Немецкий язык». В соответствие с традиционным как для западного, так и для отечественного литературоведения историческим членением (периодизацией) художественного процесса, данная учебная дисциплина выступает в качестве очередной ступени освоения студентами-германистами процесса целостного и непрерывного развития немецкой литературной традиции. С другой стороны, материал дисциплины позволяет продемонстрировать своеобразие и уникальность литературного процесса рассматриваемого периода, специфику его мироощущения. Положенный в основу преподавания дисциплины историко-теоретический метод позволяет учитывать характеристику реального литературного процесса Германии XVIII века, не отказываясь при этом от системности в изображении основных направлений и жанров указанного периода.

Принимая во внимание взаимосвязь коммуникативной и эстетической функций языка, а также учитывая функционирование слова как единицы языка и речи в различных сферах (в том числе и эстетической), изучение истории литературы, а, соответственно, и произведений XVIII века, призвано способствовать повышению уровня лингвистической и речевой грамотности обучаемых, содействовать освоению навыков практического владения иностранным языком. Учет междисциплинарных связей дает возможность углубления представлений студентов о месте и роли немецкой литературной традиции в мировом художественном процессе.

Компетентностный подход в обучении предполагает решение задач, связанных с формированием у студентов следующих групп компетенций:

академических компетенций:


  • АК-8 – обладать навыками устной и письменной коммуникации.

социально-личностных компетенций:

  • СЛК-1 – обладать качествами гражданственности;

  • СЛК-2 – быть способным к социальному взаимодействию.

профессиональных компетенций:

  • ПК-6 – планировать, организовывать и вести научную деятельность в области романо-германской филологии;

  • ПК-7 – выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и применять новые методы исходя из задач конкретного исследования;

  • ПК-11 – пользоваться научной и справочной литературой на русском, белорусском и иностранных языках;

  • ПК-12 – применять современную методологию лингвистических и литературоведческих исследований, использовать средства автоматизации проектирования, оформлять проектную документацию;

  • ПК-24 – использовать достижения науки и передовых технологий в образовательной и научно-исследовательских сферах.


Цель преподавания дисциплины:
Формирование системы знаний о логике развития литературного процесса Германии XVIII века

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:



  1. раскрытие специфики историко-культурного контекста литературного развития XVIII века

  2. установление основных принципов развития и общих направлений художественного процесса эпохи Просвещения;

  3. изучение особенностей творчества ведущих представителей эпохи;

  4. осознанное прочтение художественных произведений, отражающих основные литературные направления XVIII века, и овладение навыками их литературоведческого анализа на разных уровнях (проблемно-тематическом, структурно-композиционном и т.д.);

  5. анализ магистральных тем и сюжетов художественных произведений эпохи;

6. формирование навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками;

7. усвоение основных понятий и терминов, определяющих развитие немецкой литературной традиции XVIII века;

8 формирование представлений о роли и месте немецкой национальной литературы XVIII века в западноевропейском художественном процессе

По результатам изучения дисциплины студент должен



знать:

  • важнейшие литературные направления, течения, школы и стили немецкой литературы XVIII века;

  • ведущие литературные жанры и средства художественной выразительности изучаемого периода;

  • творчество крупнейших авторов, классиков немецкой национальной литературы;

  • содержательную и идейно-художественную наполняемость этапных художественные произведений немецкой литературы XVIII столетия;

  • наиболее важные закономерности развития литературного процесса германии эпохи Просвещения;

уметь:

  • атрибутировать художественный текст с точки зрения эпохи его создания, авторства, соотнесенности с тем или иным литературным направлением, течением, школой, стилем;

  • выявлять и анализировать философские, религиозные, политические и иные идеи и концепции эпохи Просвещения в произведения немецкой литературы XVIII столетия;

  • выявлять и анализировать средства художественной выразительности, использованные автором при создании литературного произведения;

  • профессионально работать с текстом художественного произведения на языке оригинала;

  • компетентно оценивать уровень его перевода на белорусский и русский языки,

владеть:

  • методами анализа художественного текста;

  • методикой систематизации и структурирования явлений литературного процесса.

Материал дисциплины подается в форме лекций и семинарских занятий. При изложении лекционного материала используется электронная поддержка лектора (презентация в формате Power Point), аудио- и видеоматериалы. На семинарских занятиях используется тестовая методика. Формами самостоятельной работы являются: подготовка реферата, презентации, разработка проектов.

В 4 семестре студенты выполняют курсовую работу. Курсовая работа является научным исследованием, самостоятельно выполняемым студентом под руководством научного руководителя.



Цель написания курсовой работы: углубленное усвоение теоретического материала и приобретение навыков литературоведческого анализа.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:



  • расширение теоретических знания по исследуемому вопросу;

  • овладение навыками самостоятельной творческой работы,

  • выработка умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

  • формирование умения публичной защиты подготовленного материала (делать доклад, отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение).

Курсовая работа является одним из этапов овладения навыками проведения научного исследования, подготавливающего студентов к написанию дипломного проекта и требующего от него освоения элементов научно-исследовательской деятельности.
Диагностика компетенций студента осуществляется на занятиях (текущий контроль), при проведении письменного опроса и написании контрольных работ (промежуточный контроль) и при сдаче экзамена (4 семестр). Результаты промежуточного контроля учитываются при определении итоговой экзаменационной оценки по дисциплине.

Экзамен включает в себя устную форму (устный ответ студента по двум вопросам, изложенным в билете) и письменное тестирование на знание текстов художественных произведений для обязательного прочтения.

Итоговая экзаменационная оценка является интегральной и формируется с учетом весового коэффициента промежуточной аттестации.

В 4 семестре предусмотрено также выполнение курсовой работы (40 академических часов)



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Темы

Часы лекций

Часы семинарских занятий

  1. Немецкое Просвещение в западноевропейском контексте

2




  1. Особенности литературного развития Германии XVIII века

2




  1. Предпросвещение в Германии. Философская подготовка.

2




  1. Переходные явления раннего Просвещения. Творчество Б.К. Броккеса

2

2

  1. Раннее Просвещение. Просветительский классицизм И.К. Готшеда и полемика с ним «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Ранняя просветительская сатира: К.Л. Лисков и И.Г. Шнабель

2




  1. Ранее Просвещение и первые тенденции сентиментализма: Альбрехт Галлер и К.Ф. Геллерт

2




  1. Зрелое Просвещение. Эстетические споры 1750-1560 гг.: И.И. Винкельман и Г.Э. Лессинг

2

4

  1. Фридрих Готлиб Клопшток -- крупнейший представитель сентиментализма в Германии

2

2

  1. Творчество Кристофа Мартина Виланда и его место в истории немецкой литературы

2

2

  1. Эпоха «Бури и натиска». Гердер как «духовный отец» штюрмерства.

2

2

  1. Штюрмерский этап творчества Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера

2

2

  1. Ранний период творчества И.В. Гёте

2

2

  1. Творчество И.В. Гёте веймарского периода.

2

4

  1. Творчество Ф. Шиллера веймарского периода.

2




  1. Творчество Фридриха Гёльдерлина как промежуточное звено между эпохой классики и эпохой романтизма

2

2

Всего:

30

22



Содержание учебного материала
Лекционный курс
Тема 1. Немецкое Просвещение в западноевропейском контексте

Общая характеристика эпохи XVIII века. Основные философские, социально-политические и эстетические положения просветительской идеологии. Специфика немецкого культурно-исторического развития.



Тема 2. Особенности литературного развития Германии XVIII века

Основные художественные направления: просветительский классицизм, рококо, сентиментализм. Основные этапы развития немецкого Просвещения.


Тема 3. Предпросвещение в Германии. Философская подготовка.

Роль Г. В. Лейбница (G. W. Leibniz, 1646–1716) и К. Томазиуса (Chr. Thomasius, Thomas, 1655–1728) в формировании платформы немецкого Просвещения. Основные идеи философской концепции Лейбница: «Новые опыты о человеческом разуме» (1694); «Монадология», «Опыт теодицеи». Значение популяризаторской деятельности К. Вольфа (Chr. Wolff, 1679–1754) в распространении идей Просвещения.


Тема 4. Переходные явления раннего Просвещения. Творчество Б.К. Броккеса (B.H. Brockes, 1680–1747)

Барочные черты раннего творчества Броккеса. Зрелое творчество: усиление классицистических и появление сентименталистских тенденций. Броккес как родоначальник философско-описательной поэзии: «Земное наслаждение в Боге, предстающее в естественных и моральных стихах» (Irdisches Vergnügen in Gott bestehend in physikalischen und moralischen Gedichten, 1721–1747). Дидактические «физико-моральные» поэмы «Горы» (Die Berge, 1724), «Воздух» (Die Luft, 1727), «Дождь» (Der Regen, 1727) как специфическая форма популяризации научного знания.


Тема 5. Раннее Просвещение. Просветительский классицизм И.К. Готшеда и полемика с ним «швейцарцев» Бодмера и Брейтингера. Ранняя просветительская сатира.

Готшед (J. Ch. Gottsched, 1700–1766) как создатель просветительского классицизма: обоснование театральной и литературной реформы, борьба за единые нормы литературного языка, педагогическая деятельность. Практические шаги по реформированию театра. Особенности драматургии Готшеда. Полемика «швейцарцев» Бодмера (Johann Jacob Bodmer, 1698–1783) и Брейтингера (Johann Jacob Breitinger, 1701–1776. с офранцуженной эстетикой Готшеда и формирование эстетики сентиментализма. Культ Милтона и воображения в рамках рационалистической эстетики.

К.Л. Лисков (Christian Ludwig Liscow, 1701–1780) и его памфлеты «О бесполезности добрых дел для спасения души» (Über die Unnötigkeit der guten Werke zur Seligkeit, 1732) и «Разбитые стекла, или Письма кавалера Роберта Клифтона к одному ученому самоеду. Перевод с английского». (Vitrea fracta oder des Ritters Robert Clifton Schreiben an einen gelehrten Samojeden, 1732). Иоганн Готфрид Шнабель (Johann Gottfried Schnabel, 1699–1750) и его роман «Судьба нескольких мореплавателей» (Fata einiger Seefahrer…), или «Остров Фельзенбург» (Die Insel Felsenburg, 1731–1743).
Тема 6. Раннее Просвещение и первые тенденции сентиментализма.

Альбрехт Галлер (Albrecht Haller, 1708–1777) и создание описательной и философско-метафизической поэзии. Поэма «Альпы» (Die Alpen, 1732) как оппозиция излишней готшедовской рассудочности. Философско-дидактические поэмы как иллюстрации к «Теодицее» Лейбница и этике Шефтсбери: «Мысли о разуме, суеверии и неверии» (Gedanken über Vernunft, Aberglauben und Unglauben, 1729), «О происхождении зла» (Über den Ursprung des Übels, 1734). Гражданственный пафос сатир Галлера: «Испорченные нравы» (Die verdorbenen Sitten, 1731), «Модный герой» (Der Mann nach der Welt, 1733).

Творчество Кристиана Фюрхтеготта Геллерта (Christian Fürchtegott Gellert, 1715–1769). Жанровое разнообразие: басни, дидактические и духовные стихотворные комедии, романы, трактаты. Роман «История шведской графини фон Г.» (Geschichte der schwedischen Gräfin von G., 1747–1748) – первый значительный семейно-дидактический роман немецкого Просвещения. Соединение черт классицизма, рококо и раннего сентиментализма.
Тема 7. Зрелое Просвещение. Эстетические споры 1750-1760 гг: И.И. Винкельман и Г.Э. Лессинг.
Зрелое Просвещение: возникновение оригинальных эстетических концепций, первых европейски значимых художественных произведений, жанровое разнообразие периода.

Эстетика И. И. Винкельмана (Johann Joachim Winkelmann, 1717–1768) и ее значение для последующей духовной культуры Германии. Трактат «Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре» (Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst, 1755). Итоговый труд «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Altertums, 1764).

Формирование эстетической теории Г.Э. Лессинга (Gotthold Ephraim Lessing, 1729–1781): полемика с Готшедом и Винкельманом, сохранение общерационалистической основы их взглядов. «Письма о новейшей литературе» (Briefe, die neueste Literatur betreffend, 1759) как первые шаги новой эстетики. Трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (Laokoon, oder über die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766) и его значение для развития европейской эстетики. Переосмысление классицистической эстетики в «Гамбургской драматургии» (Hamburgische Dramaturgie, 1767–1768).
Тема 8. Фридрих Готлиб Клопшток -- крупнейший представитель сентиментализма в Германии
Творческий путь Ф.Г. Клопштока (Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724–1803).. Воздействие идей «швейцарцев» и Дж. Милтона. «Мессиада». Создание жанров философской оды и философского гимна. Языковое новаторство Клопштока. Статьи «О языке поэзии», «Мысли о природе поэзии». Обращение к древнегерманской истории  цикл «бардитов»: «Битва Германа» (Hermanns Schlacht, 1769), «Герман и князья» (Hermann und die Fürsten, 1784), «Смерть Германа» (Hermanns Tod, 1787). Воздействие на «бурных гениев» и на дальнейшее развитие философской оды и гимна (Гёльдерлин).
Тема 9. Творчество Кристофа Мартина Виланда и его место в истории немецкой литературы

Религиозно-философские искания К.М. Виланда (Christoph Martin Wieland, 1733–1813) раннего периода: поэма «Авраам испытуемый» (1753). Усиление сатирических тенденций в 60-е годы. Серия «комических», или «греческих» рассказов (стихотворная новелла «Диана и Эндимион», 1762), роман «Победа природы над мечтательностью, или Приключения дона Сильвио де Розальва» (Der Sieg der Natur über die Sсhwärmerei, oder die Abenteuer des Don Silvio von Rosalva, 1789–1793). Продолжение традиций Лукиана. Сатирический роман «История абдеритов» (Die Geschichte der Abderiten, 1774). «Романтические» ироикомические поэмы Виланда. Обработка сказок разных народов. Поэма «Оберон» (Oberon, 1780). Роман «История Агатона» (Geschichte des Agathon, 1766–1767).


Тема 10. Эпоха «Бури и натиска». Иоганн Готфрид Гердер как «духовный отец» штюрмерства

Специфика штюрмерского движения. Воздействие идей Руссо, Иоганна Георга Гамана (Johann Georg Hamann, 1730–1788).

«Фрагменты» (Űber die neuere deutsche Literatur. Fragmente, 1767–1768) и «Критические леса» (Die Kritische Wälder, 1769) И.Г. Гердера (Johann Gottfried Herder, 1744–1803) и дискуссия вокруг них. Открытие исторического подхода к искусству, литературе, языку. Концепция «самобытного» («оригинального») гения. Открытие Шекспира (статья «Шекспир», опубл. 1773). Теория «действенного искусства». Гердер как основоположник фольклористики. Универсальная концепция истории в итоговом труде Гердера «Идеи о философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, 1784-1791). Полемика с Кантом «критического периода» в работах «Метакритика» (Metakritik) и «Каллигона» (Kalligone). Переводческое и художественное творчество Гердера. Драмы «Брут» (1774), «Эон и Эонида» (1801), «Раскованный Прометей» (Der entfesselte Prometheus, 1802).

Тема 11 Штюрмерский этап творчества Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера

Начало жизненного и творческого пути И.К.Ф. Шиллера (Johann Christoph Friedrich Schiller, 1759–1805). История создания драмы «Разбойники» (Die Räuber, 1778-80). Развитие штюрмерских идей в «республиканской трагедии» «Заговор Фиеско в Генуе» (Verschwörung Fiescos zu Genua, 1782). Теоретическая работа «Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение» (Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet, 1784). Лирика молодого Шиллера. Первые образцы художественной прозы Шиллера: новеллы «Великодушный поступок из новейшей истории» (Eine großmütige Handlung aus der neuesten Geschichte, 1782), «Преступник из-за потерянной чести» (Der Verbrecher aus verlorener Ehre, 1785), «Игра судьбы» (Spiel des Schiсksals, 1789).



Тема 12 Ранний период творчества Иоганна Вольфганга Гёте

Начало жизненного и творческого пути И.В. Гёте (Johann Wolfgang Goethe, 1749–1832). Лейпцигский период: ранние пьесы, анакреонтическая лирика в русле рококо. Страсбургский период (1770–1771). Встреча с Гердером, выдвижение в духовные лидеры движения «Бури и натиска». Программные статьи «О немецком зодчестве» (Von Deuscher Baukunst, опубл. 1773), «Ко дню Шекспира» (Zum Shakespears Tag, 1771). Художественное своеобразие лирики Гёте штюрмерского периода. Открытие народной песни в «Зезенгеймских песнях» (Sesenheimer Lieder, 1771). Развитие жанра философского гимна в свободных ритмах. «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» (Gцtz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1771–1773) – первая штюрмерская драма из национальной истории. Работа над сюжетом о «Фаусте» и создание «Прафауста» (Urfaust, 1768–1775). Роман «Страдания молодого Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers, 1774): философский и социальный смысл романа.



Тема 13. Творчество Иоганна Вольфганга Гёте веймарского периода

Кризис движения «Бури и натиска» в 80-е годы и оформление эстетики «веймарского классицизма». Воздействие концепции Винкельмана, философии и эстетики И.Канта.

Гёте в период кризиса первого веймарского десятилетия (1775–1785). Незаконченный роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, Urmeister, 1787). Бегство в Италию и начало оформления эстетической платформы «веймарского классицизма» (1786–1788). Переходный характер трагедии «Эгмонт» (Egmont, 1787). «Ифигения в Тавриде» (Iphigenie auf Tauris, 1787) как наиболее яркое воплощение устремлений «веймарского классицизма». Возрождение традиции античной элегии в цикле «Римские элегии» (Elegien Roma, 1788). Гёте и Французская революция. Роман-дилогия «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Wanderjahre, 1821). Семейно-бытовой и психологический роман «Избирательное сродство» (Die Wahlverwandschaften, 1809). Философская медитация как основной лирический жанр позднего Гёте. Сборник «Западно-восточный диван» (West-ostlicher Divan, 1813) как целостная картина мира и поэтической души. Автобиографические книги: «Поэзия и правда. Из моей жизни» (Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben, 1811–1814). «Фауст» («Faust», 1768–1832) – духовное и поэтическое завещание Гёте.
Тема 14. Творчество Ф. Шиллера веймарского периода

«Дон Карлос» (Don Carlos, 1787) как переходная драма от штюрмерской эстетики к эстетике «веймарского классицизма». Значение исторических работ Шиллера. Влияние Канта «критического периода» на эстетические взгляды Шиллера. Окончательное оформление платформы «веймарского классицизма» в теоретических работах «О грации и достоинстве» (Über Anmut und Würde, 1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (Über die ästhetische Erziehung des Menschen in einer Reihe von Briefen, 1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (Über naive und sentimentalische Dichtung, 1795–1796). Поздние драмы: трилогия «Валленштейн» (Wallenstein, 1799), «Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1800), «Орлеанская дева» (Die Jungfrau von Orleans, 1808), «Вильгельм Телль» (Wilhelm Tell, 1804). Особенности поэзии веймарского периода. Расцвет жанра баллады. Философская лирика.



Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Системная терапия метастатического рака почки
123456789 -> Ортопедические методы лечения в комплексном лечении заболеваний пародонта
123456789 -> Иммуно-морфологическая характеристика различныхформ атопического дерматита у детей
123456789 -> Лекции Предмет материаловедение Основные физико-химические свойства стомат материалов
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Методические рекомендации для студентов Харьков 2015
123456789 -> Янішен І. В. к мед н., Масловський О. С. к мед н.,Сидорова О. В


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет