Тесты по философии. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение



бет1/9
Дата02.04.2019
өлшемі0.83 Mb.
түріТесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тесты по философии.
1. Выберите суждения, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:

  1. мировоззрение – это представление о мире и месте человека в мире;

  2. мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества;

  3. мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека;

  4. мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе.

  5. мировоззрение – это отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе


2.Философия – это:

  1. система взглядов на объективный мир и место в нём человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности

  2. совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире

  3. система религиозных учений о мире и человеке

  4. совокупность нравственных учений и норм

  5. система учения о мире


3.Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер. Ему принадлежит знаменитая формула «… есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»:

  1. человек

  2. универсум

  3. Бог

  4. природа

  5. космос


4.Определите время возникновения философского мировоззрения:

  1. VII – VI в. до н.э.;

  2. сер. III тыс. до н.э.;

  3. III – I в. до н.э.;

  4. XVII – XVIII вв. н.э.

  5. XVI – XVII вв. н.э.


5.Высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью – это:

  1. философия

  2. наука

  3. богословие

  4. мифология

  5. религия


6. Как соотносятся философия и мировоззрение:

  1. философия – теоретическая часть мировоззрения;

  2. философия – часть мировоззрения;

  3. мировоззрение – часть философии;

  4. философия есть мировоззрение;

  5. мировоззрение есть философия.


7.Плюрализм в философии означает:

  1. возможность сосуществования разных картин мира, ценностных систем, способов жизнедеятельности человека и общества;

  2. ненаучность философского знания;

  3. отсутствие критерия истинности философских учений;

  4. субъективность взглядов отдельных философов;

  5. научные философские знания.


8. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»:

  1. другие не знают и этого;

  2. знать всё и невозможно;

  3. знания увеличивают скорбь;

  4. знать что-то вовсе и не нужно;

  5. постараюсь всё знать.


9.Определите, что является предметом изучения философии:

  1. наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека.

  2. Бог;

  3. физическая реальность;

  4. материя;

  5. дух.


10.С греческого языка слово «философия» переводится как:

  1. любовь к мудрости;

  2. любовь к истине;

C. учение о мире;

D. божественная мудрость;



  1. учение о мудрости.


11. Определите, в каком из приведенных отношений заключается суть основного вопроса в марксистской философии:

  1. сознания к материи;

  2. теории к практике;

  3. содержания к форме;

  4. идеального к материальному;

  5. духа к природе.



12.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

  1. Пифагор;

  2. Сократ;

  3. Аристотель;

  4. Цицерон;

  5. Платон.


13. Определите философскую позицию автора высказывания: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее … следовательно, она реальна … Устрани ощущение мягкости, влажности, красоты, терпкости и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений …»

  1. субъективный идеализм;

  2. объективный идеализм;

  3. дуализм;

  4. материализм;

  5. агностицизм.


14.Какой литературный источник является главным для изучения истории религиозно- философской мысли Азербайджана:

  1. Авеста;

  2. Библия;

  3. Коран;

  4. Вед;

  5. Упанишады.


15. Укажите философскую позицию автора высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе …»:

  1. объективный идеализм;

  2. субъективный идеализм;

  3. агностицизм;

  4. дуализм;

  5. материализм.


16.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

  1. философия;

  2. онтология;

  3. гносеология;

  4. этика;

  5. метафизика.


17. Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегречекого философа Демокрита: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия … И атомы … носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля … Последние суть соединения некоторых атомов»:

  1. материализм;

  2. дуализм;

  3. идеализм;

  4. агностицизм;

  5. скептицизм.


18.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

A.атеизм;

B.скептицизм;

C.агностицизм;

D.неотомизм;

E. тотемизм.


19. Вставьте пропущенное слово в следующее утверждение: «Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности, – это позиция …».

  1. агностицизм;

  2. дуализм;

  3. скептицизм;

  4. материализм;

  5. идеализм.


20.С чьим именем связано учение зороастризма?

A.С именем Заратустры;

B.С именем Маздака;

C.С именем Аристотеля;

D.С именем Мани4

E.С именем Ибн- Сина.


21.Возникновение философии означало:

  1. переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

  2. появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

  3. появление в обществе нового социального класса;

  4. дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных процессах;

  5. все указанное.



22.Онтология – это:

  1. учение о бытии, о его фундаментальных принципах;

  2. учение о всеобщей обусловленности явлений;

  3. учение о сущности и природе науки;

  4. учение о правильных формах мышления;

  5. учение о природных явлениях.


23. Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях:

  1. методологическая;

  2. мировоззренческая;

  3. аксиологическая;

  4. гносеологическая;

  5. онтологическая.


24.Гносеология – это:

  1. учение о природе, сущности познания;

  2. учение о развитии и функционировании науки;

  3. учение о логических формах и законах мышления;

  4. учение о сущности мира, его устройстве;

  5. учение о правильных формах мышления.


25. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:

  1. множества конкретных предметов и вещей;

  2. первоматерии;

  3. эйдосов;

  4. представлений;

  5. атомов.


26. Назовите представителей философского идеализма:

  1. Г.Гегель;

  2. К. Маркс;

  3. Демокрит;

  4. Р. Декарт

  5. П.Гольбах


27.Священная книга зороастризма, это:

  1. Авеста;

  2. Коран;

  3. Вед;

  4. Библия;

  5. Евангелия.


28. Назовите представителей философского материализма:

  1. Демокрит;

  2. Дж. Юм;

  3. М. Хайдеггер;

  4. Платон;

  5. Г.Гегель.


29.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

  1. Пифагору;

  2. Протагору;

  3. Евклиду;

  4. Платону;

  5. Аристотелю.


30.Этика – это:

  1. учение о морали и нравственных ценностях;

  2. учение о развитии;

  3. учение о бытии;

  4. теория о нравственном превосходстве одних людей над другими4

  5. учение о культуре.


31. Назовите представителей агностицизма:

  1. И. Кант;

  2. Г. Гегель;

  3. Г. Лейбниц;

  4. К. Маркс;

  5. М. Хайдеггер.


32.Философия морали зороастризма, выражается в трёх словах. Укажите верные варианты:

  1. Гумата- добрые мысли, Гукта- добрые слова, Гваршта- добрые дела;

  2. Интуиция, логика и рассуждение;

  3. Огонь, вода и воздух;

  4. Мысли, слова и дела;

  5. Добро, зло и безразличие.


33.Основной вопрос философии – это

  1. поиск смысла жизни;

  2. поиск всеобщих сущностей;

  3. решить проблемы нравственности;

  4. отношение мышления к бытию;

  5. расширение Вселенной.


34. В каких регионах мира зародилась философия?

  1. Греция; Индия; Китай;

  2. Египет; Греция; Рим;

  3. Рим; Китай; Индия;

  4. Китай; Индия; Греция;

  5. Рим; Греция; Индия.

35.«Пусты слова того философа, которые не врачуют никакого страдания человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так от философии, если она не изгоняет болезни души». Так определил задачу философии:

  1. Эпикур;

  2. Сократ;

  3. Гегель;

  4. Маркс;

  5. Аристотель.


36.Материализм – это:

  1. философское направление, утверждающее первичность материи;

  2. принцип философского исследования;

  3. учение о материальности мира;

  4. провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

  5. все указанное.


37.Философ, считавший логику главным орудием познания:

  1. Аристотель;

  2. Платон;

  3. Демокрит;

  4. Пифагор;

  5. Сократ.


38. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание: «Все течет …»:

  1. Гераклит;

  2. Фалес;

  3. Демокрит;

  4. Зенон;

  5. Платон.


39. Кого из древнегреческих философов называли «учителями мудрости»?

  1. софистов;

  2. последователей Платона;

  3. скептиков;

  4. всех древнегреческих философов;

  5. агностиков.


40. Назовите автора тезиса: «Человек – мера всех вещей».

  1. Протагор;

  2. Пифагор;

  3. Аристотель;

  4. Сократ;

  5. Платон.


41. Назовите древнегреческого философа, которому принадлежит следующее определение человека: «Человек есть общественное животное»:

  1. Аристотель;

  2. Сократ;

  3. Демокрит;

  4. Платон;

  5. Протагор.


42. Определите время формирования ведических текстов:

  1. XV – VII вв. до н.э.;

  2. XXII – XV вв. до н.э.;

  3. XIX – XI вв. до н.э.;

  4. XI – V вв. до н.э.;

  5. II в. до н.э. – VII в. н.э.


43.Как называется в индийской философской традиции закон воздаяния, определяющий судьбу человека?

  1. карма;

  2. ригведа;

  3. пуруша;

  4. прана;

  5. Атман.


44.В упанишадах развивается учение о Брахмане и Атмане, которые представлены как…

  1. высшая объективная реальность и субъективное, индивидуальное начало;

  2. братья-герои, ведущие борьбу с демонами;

  3. ступени познания социальных законов;

  4. праведный и неправедный образы жизни;

  5. воплощения бога Шивы, разрушающего и воссоздающего мир.


45.Кто считается основателем джайнизма?

  1. Махавира Вардхамана;

  2. Конфуций;

  3. Будда;

  4. Кришна;

  5. Сиддхартха Гаутама.



46.Какое имя носил основатель буддизма в своей мирской жизни?

  1. Сиддхартха Гаутама;

  2. Акшапада Гаутама;

  3. Бодхисатва;

  4. Далай-лама;

  5. Будда Шакьямуни.


47.«Существует страдание; существует причина страдания; страдание может быть прекращено; существует путь, ведущий к избавлению от страдания»… Как принято называть основу учения Будды, выраженную в этих фразах?

  1. четыре благородные истины;

  2. четыре драгоценности;

  3. четыре корзины;

  4. благой четверичный путь;

  5. четыре основы.


48. Чем является нирвана с точки зрения буддистов?

  1. «угасание», «остывание» души, избавившейся от желаний и стремлений;

  2. состояние полного удовлетворения, блаженства;

  3. душа человека подвергается мучениям или обретает «жизнь вечную»;

  4. воплощение души в высшем существе;

  5. переход души из мира вещей в мир идей.


49.В каких древнеиндийских текстах можно встретить первые элементы материалистических учений?

  1. в упанишадах;

  2. в ведах;

  3. в эпосах Рамаяна и Махабхарата;

  4. в сутрах I тысячелетия н.э.;

  5. в комментариях к сутрам.


50.Последователи учения локаята (чарвака) считали, что…

  1. ни загробной жизни, ни закона кармы, ни сансары не существует;

  2. от закона кармы и сансары можно освободиться;

  3. от закона кармы и сансары нельзя освободиться никаким образом;

  4. душа человека после его смерти переходит в лучший мир;

  5. душа человека после его смерти подвергается вечным мучениям в ином мире.


51.Представитель, какого философского направления мог бы сказать: «Пока живешь, живи радостно, ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в пепел, обратное превращение никогда не совершится»?

  1. локаята;

  2. джайнизм;

  3. буддизм;

  4. йога;

  5. веданта.


52.«Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию». В каком источнике, скорее всего, вы найдете эту фразу?

  1. буддийский канон;

  2. веды;

  3. Бхагавад-гита;

  4. джайнский канон;

  5. сутры.


53.Укажите хронологические рамки становления философии в Древнем Китае:

  1. VII – III в.до н.э.;

  2. VII – VI в. до н.э.;

  3. VIII – VI в. до н.э.;

  4. III – X вв.

  5. VI - VII вв.


54.Определите содержание важнейшего философского понятия древнекитайской философии – дао:

  1. всеобщий космический закон, естественный ход вещей;

  2. ритуал, церемония, этикет;

  3. совершенный, благородный человек;

  4. «недеяние»;

  5. гуманность, милосердие, человечность.


55.Как называется движение, возникшее в конце V- начале VI вв. в Иране и занимавшее важное место в истории философской мысли Азербайджана?

  1. Маздакизм;

  2. Суфизм;

  3. Зороастризм;

  4. Платонизм;

  5. Марксизм.


56.В чем смысл концепции исправления имен Конфуция?

  1. разработка принципов управления государством;

  2. изменения имени при достижении совершеннолетия;

  3. разработка методов научного познания;

  4. переименование населенных пунктов;

  5. элемент военной тактики.


57.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

  1. Будда;

  2. Лао-цзы;

  3. Конфуций;

  4. Нагарджуна;

  5. Мэн-Цзы.


58.Продолжите фразу: «Центральное место в учениях представителей философской школы инь-ян цзя занимали вопросы …»

  1. онтологии;

  2. социальной философии;

  3. воспитания человека;

  4. этики;

  5. гносеологии.


59.Под каким названием была известна философская школа зарванизм в послеисламский период?

  1. Дахризм;

  2. Суфизм;

  3. Зороасиризм;

  4. Неоплатонизм;

  5. Фрейдизм


60.Продолжите фразу: «Древнекитайский философ Мо - цзы проповедовал принципы …»

  1. всеобщей любви;

  2. послушания властям;

  3. воспитание человека

  4. любви к ближнему;

  5. недеяния.


61.Какая школа начала складываться в III-IV веках н. э. в Азербайджане?

  1. Зарвнизм;

  2. Маздакизм;

  3. Зороастризм;

  4. Суфизм;

  5. Перипатетизм.


62.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

  1. Янь;

  2. Карма;

  3. Жэнь;

  4. Дао;

  5. Прана.


63.Укажите имя выдающегося азербайджанского философа- перипатетика XI века, ученика Ибн Сины:

  1. Бахманийар ибн ал- Марзбан;

  2. Хагани Ширвани;

  3. Сираджаддина Урмави;

  4. Шихаабаддина Сухраварди;

  5. Айналкузата Мийанаджи.


64.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

  1. Инь;

  2. Жэнь;

  3. Прана;

  4. Пуруша;

  5. Дао.


65.Кто был основателем учения манихейства?

  1. Мани;

  2. Маздак;

  3. Заратустр;

  4. Мухаммед аш- Шахрастани;

  5. Хасан ал- Басри.


66.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

  1. Конфуций;

  2. Лао-Цзы;

  3. Сидхартха Гаутама Будда;

  4. Сократ;

  5. Лао-Цзы.

67.Укажите главное сочинение Бахманйара:

  1. «Познание»;

  2. «Украшение»;

  3. «Радость и счастье»;

  4. «О музыке»;

  5. «Хамсе».

68.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

  1. Дао;

  2. Жэнь;

  3. Инь;

  4. Ли;

  5. Янь.


69.Укажите две основные виды сущего, которые признаёт Бахманйар:

  1. Необходимо сущее и возможно сущее;

  2. Временно сущее и постоянно сущее;

  3. Необходимо сущее и постоянно сущее;

  4. Возможно сущее и временно сущее;

  5. Необходимо сущее и временно сущее.

70.Китайский философ, основатель даосизма:

  1. Лао-цзы;

  2. Конфуций;

  3. Сюнь-цзы;

  4. Мэн-цзы;

  5. Дао-Цзы.

71.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

  1. Конфуцием;

  2. Сократом;

  3. Протагором;

  4. Буддой;

  5. Сюн-Цзы.


72.К древнеиндийским философским текстам относятся:

  1. Упанишады;

  2. Дао-дэ-цзин;

  3. Лунь-Юй;

  4. Книга перемен;

  5. Лао-Цзы.


73.Конфуций полагал, что благодаря своей деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что:

  1. поддерживает равновесие мировых основ;

  2. способен изменять сущность вещей;

  3. разделяет враждебные начала – Небо и Землю;

  4. создан, чтобы покорять Природу;

  5. обладает волей.

74.Вера в перевоплощение характерна для мировоззрения:

  1. индийцев;

  2. египтян;

  3. китайцев;

  4. греков;

  5. римлян.


75. Определите хронологические рамки средневековой философии:

  1. II – XV вв.;

  2. V – XV вв.;

  3. I – Xвв.;

  4. VI – XV вв.;

  5. X – XVIII вв.


76.Закончите фразу: «Термин «креационизм» переводится с латинского как …»

  1. «сотворение»;

  2. «отец»;

  3. «Бог»;

  4. «сын»

  5. «провидение».


77.Назовите философа, на идеи которого опирался Фома Аквинский:

  1. Аристотель;

  2. Платон;

  3. Демокрит;

  4. Парменид;

  5. Рене Декарт.


78. Кто из христианских мыслителей считал, что все человечество развивается в царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»?

  1. Августин;

  2. Фома Аквинский.

  3. Боэций;

  4. Пьер Абеляр;

  5. Уильям Оккам.


79. Какой фразой можно выразить роль философии в средние века?

  1. «служанка богословия»;

  2. «царица наук»;

  3. «наука наук»;

  4. «царица богословия»;

  5. «служанка науки».


80.Назовите философов – представителей периода патристики:

  1. Аврелий Августин;

  2. Фома Аквинский;

  3. Пьер Абеляр;

  4. Уильям Оккам;

  5. Боэций.


81. Назовите наиболее видных представителей зрелой схоластики:

  1. Фома Аквинский;

  2. Альберт Великий;

  3. Пьер Абеляр;

  4. Уильям Оккам;

  5. Иоанн Росцеллин.


82.Назовите средневекового автора изречения «верую, чтобы понимать»:

  1. Августин Блаженный;

  2. Фома Аквинский;

  3. Пьер Абеляр;

  4. Квинт Тертуллиан;

  5. Уильям Оккам.


83.Закончите фразу: «Основная задача средневековой философии состояла в…»:

  1. защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога;

  2. разработке морально-этического кодекса;

  3. построении учения о душе;

  4. познание природы;

  5. взаимосвязи человека и природы.


84.Кому принадлежит фраза: «Понимаю, чтобы верить»:

  1. Пьеру Абеляру;

  2. Фоме Аквинскому;

  3. Августин Блаженный;

  4. Иоанну Расцелину;

  5. Уильяму Оккаму.


85.Представители реализма в средневековой философии:

  1. Ансельм Кентерберийский;

  2. Аврелий Августин;

  3. Иоанн Росцеллин;

  4. Пьер Абеляр;

  5. Ансельм Кентерберийский.


86.Продолжите фразу: «Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к...»:

  1. религии;

  2. науке;

  3. государству;

  4. мифологии;

  5. теологии.


87. Выберите правильное суждение: «Время, по Аврелию Августину...»:

  1. имеет божественное происхождение;

  2. не существует;

  3. связано с пространством;

  4. существует в нашем уме;

  5. все варианты верны.

88.Какими чертами характеризуется средневековая философия?

  1. схоластичность;

  2. рациональность;

  3. космоцентризм;

  4. гуманизм;

  5. догматизм.


89.Человек стремится к Богу, потому что в нем он находит любовь, покой и благодать, - так считал:

  1. Августин;

  2. Дамаскин;

  3. Абеляр;

  4. Ориген;

  5. Аквинский.


90.«Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, величайший спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусством слова». Так было начертано на могиле:

      1. П.Абеляра;

      2. А.Великого;

      3. Ф.Аквинского;

      4. Тертуллиана;

      5. Августина.


91.В средневековой культуре Западной Европы «царицей всех наук» считалась:

  1. теология;

  2. математика;

  3. философия;

  4. астрология;

  5. алхимия.


92.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

A.Возрождение;

B.Новое время;

C.Средние века;

D.Просвещение;

E.Древний период.


93.Укажите века, считающиеся периодом Ренессансом в истории Азербайджана:

  1. XI- XIII вв.;

  2. X- XII вв.;

  3. XI-XII вв.;

  4. XII- XIII вв.;

  5. X-XI вв.


94.Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения. (Каковы временные рамки Ренессанса?)

  1. XIV – XVI вв.;

  2. XI – XVI вв.;

  3. XIV – XVII вв.;

  4. XV – XVII вв.;

  5. XVI – XVIII вв.


95.Укажите период характеризующиеся многообразием, азербайджанской

философской проблематики:

  1. н. VIII до XIII вв.;

  2. VIII до XII вв.;

  3. XI до XIII вв.;

  4. н. VII до XII вв.;

  5. VII до XIII вв.


96.Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:

  1. антропоцентризм;

  2. деизм;

  3. пантеизм;

  4. панлогизм;

  5. атеизм.


97.Кого из представителей Ренессанса называют «отцом гуманизма»?

  1. Франческо Петрарку;

  2. Эразма Роттердамского;

  3. Алигьери Данте;

  4. Томас Мор;

  5. Джордано Бруно.


98.В чьих трудах средневекового азербайджанского философа важное место занимает рассмотрение категорий движения, времени и пространства, вопросов познания и логики?

  1. С. Урмави;

  2. Х. Ширвани;

  3. Н. Нахчивани;

  4. Н. Гянджеви;

  5. Н. Туси.


99.Кто из азербайджанских философов является основоположником ширакизма?

  1. Ш. Й. Сухраварди;

  2. Н. Нахчивани;

  3. Бахманйар;

  4. Х. Ширвани;

  5. Н. Гянджеви.


100.Средневековая философия включает в себя следующие исторические этапы:

  1. апологетика, патристика, схоластика;

  2. античность, возрождение, новое время;

  3. возрождение, просвещение, неклассическая философия;

  4. античность, возрождение, схоластика;

  5. просвещение, неклассическая философия.


101.Укажите труд Н. Туси, написанной в 1235 г., имеющая особо - научное и историко - философское значение:

  1. «Ахлаги- Насири»;

  2. «Трактат об обычаях и правах древних царей»;

  3. «Поставление Абакахану»;

  4. «Хамсэ»;

  5. «О музыке».


102. Человек может:

  1. иметь нефилософское мировоззрение;

  2. иметь одновременно несколько мировоззрений;

  3. иметь только научное мировоззрение;

  4. не иметь никакого мировоззрения;

  5. все указанное.


103.Кто является автором пять больших, философски насыщенных поэм?

  1. Н. Гянджеви;

  2. М. Физули;

  3. Х. Ширвани;

  4. Н. Туси;

  5. Бахманйар.


104.В какой поэме Н. Гянджеви восхваляет щедрость: «Будь щедр, как море, не ищи за это награды»?

  1. «Хосров и Ширин»;

  2. «Лейли и Меджнун»;

  3. «Сокровищница тайн»;

  4. «Семь красавиц»;

  5. «Исандарнаме».


105.Выдающимся астрономом - математиком и философом, оказавшим серьезное влияние на духовное развитие народов Азербайджана, Ирана, арабских стран и Средней Азии, был:

  1. Н. Туси;

  2. Н. Гянджеви;

  3. Х. Ширвани;

  4. М. Физули;

  5. Ш. И. Сухраварди.


106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

A.человек;

B.Бог;

C.природа;



D.космос;

E.животное.



107.Представитель философии эпохи Возрождения:


  1. Дж.Бруно;

  2. Анаксимандр;

  3. Аристотель;

  4. Платон;

  5. Сократ.


108.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

  1. Дж.Бруно;

  2. Фр.Петрарка;

  3. Фома Аквинский;

  4. К.Птолемей;

  5. Т.Гоббс.


109.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:

A. Пантеизм;

B.Деизм;

C.Провиденциализм;

D.Теизм;

E.Атеизм.


110.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения

людей:

  1. Рационализм;

  2. Сенсуализм;

  3. Скептицизм;

  4. Агностицизм;

  5. Гуманизм.


111.Основное утверждение рационализма заключается в том, что:

  1. Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;

  2. Главенствующую роль в науке играет эксперимент;

  3. Познание мира возможно благодаря божественному откровению;

  4. Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком;

  5. Высшим удовольствием является невозмутимость духа;


112.В каких веках жил и творил азербайджанский философ Махмуд Шабустари:

  1. к. XIII- н. XIV вв.;

  2. к. XII- н. XIII вв.;

  3. X- н. XI вв.;

D. XII- к. XIV вв.;

E. XI- к. XII вв.


113.Особенности рационализма XVII в. обусловила:

A. Математика;

B. Эстетика;

C. Политика;

D. Экономика;

E. Физика.


114.Укажите философа, который является автором ряда интересных трактатов, но известность ему принёс главным образом наиболее значительный его труд «Гюльшани- и раз»:

  1. М. Шабустари;

  2. А. Марагаи;

  3. Ф. Наими;

  4. И. Насими;

  5. М. Физули.


115. Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации:

  1. IХ – ХII вв.;

  2. VI – VIII вв.;

  3. ХIII – ХV вв.;

  4. III – VI вв.;

  5. XV – XVIII вв.


116.Укажите крупного азербайджанского мыслителя являвшегося автором фундаментального труда «Джаме джам»:

  1. А. Марагаи;

  2. Ф. Наими;

  3. И. Насими;

  4. М. Физули;

  5. М Шабустари.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет