Словарь гендерных терминов



бет1/34
Дата14.10.2018
өлшемі5.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



     

Словарь гендерных терминов


Редактор
кандидат филологических наук
А. А. Денисова



От редактора

Алфавитный список терминов

Список англоязычных терминов

Авторы

© Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты", 2002


© А. А. Денисова, составление, 2002
© Н. Ю. Каменецкая, оформление обложки, 2002

Издание подготовлено при содействии


Канадского фонда поддержки российских женщин



СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

      Словарь гендерных терминов, по типу энциклопедический, является первым объемным (378 словарных статей) лексикографическим изданием, представляющим русскоязычные гендерные термины, а также их англоязычные варианты. Под гендерными терминами понимаются слова и словосочетания профессиональной речи, обозначающие специальные понятия гендерных исследований, интегрирующих научные знания из области философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и лингвистики, литературоведения, истории, частично сексологии. В издание вошли словарные статьи 49 исследователей из России и стран ближнего зарубежья. Он предназначен для ученых, преподавателей и студентов, журналистов, представителей власти и управления, участников общественных движений, а также в целом для гендерного просвещения российского общества с целью формирования принятых в мире современных представлений о равенстве женщин и мужчин.





Научные консультанты

доктор политических наук Айвазова Светлана Григорьевна (Москва), кандидат философских наук Барчунова Татьяна Владимировна (Новосибирск), кандидат социологических наук Здравомыслова Елена Андреевна (Санкт-Петербург), доктор филологических наук Кирилина Алла Викторовна (Москва), кандидат философских наук Клименкова Татьяна Алексеевна (Москва), Липовская Ольга Геннадьевна (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук Муравьева Марианна Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор исторических наук Пушкарева Наталья Львовна (Москва), доктор исторических наук Хасбулатова Ольга Анатольевна (Иваново), доктор политических наук Шведова Надежда Александровна (Москва), доктор социологических наук Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (Саратов)

А

Активизм - "активное членство в политической партии, группе влияния или родственной политической организации... Исследования выявили общие для активистов тенденции: более высокий социальный статус, большая социальная уверенность и зачастую лучшая информированность. Уровни политического активизма изменяются также в зависимости от обстоятельств. Так, во время политического кризиса в политику вовлекается множество людей, которые в обычных условиях не были активными. Некоторые теоретики ... доказывают, что в подобных ситуациях ... высокий уровень активности и слабая информированность участников могут ставить под угрозу "стабильность демократии". Чаще, однако, повышенная партисипация членов групп низшего статуса (в частности, новых городских социальных движений) оценивается благоприятно".

Activism (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999 . 544 с.



Амазонки - в греческой мифологии женщины-воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть копьем, мечом, метать дротики и быть искусными наездницами. Проблему воспроизводства своего племени они якобы решали так: раз в году встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе. Геракл выступил против амазонок, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты, их царицы, дарованный ей самим Аресом, богом войны (девятый подвиг Геракла). В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев.

Исторической основой мифа об амазонках является противоборство с воинственными племенами. Интересно проанализировать сведения, которые приводит Геродот в IV книге своей "Истории". Он говорит о происхождении савроматов и обычаях "гендерного равенства" (если употреблять современную терминологию) в их среде. Савроматские женщины, указывает он, сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Девушка же не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага, поэтому некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж. Как указывает Геродот, савроматы произошли от соединения амазонок со скифами. При этом скифы "укротили" амазонок, чтобы те не занимались разбоем: к ним послали молодых скифских юношей. Но они не остались у скифов с этими юношами, так как не могли жить как скифские женщины, которые выполняли женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотились и вообще никуда не выходили. Поэтому скифские юноши, забрав полагающуюся им долю наследства, ушли с амазонками за реку Танаис (Геродот, IV. С. 110-117).

Популярная версия легенды об амазонках сильно искажает собственно рассказы Геродота и Диодора Сицилийского. Вопрос о том, являлись ли амазонки классическим матриархатным (см. Матриархат) обществом, остается открытым. Тем не менее, амазонки, как и савроматы, представляют собой интересную культурную модель поведения, которую можно обнаружить в некоторых современных обществах (например, Папуа и Новая Гвинея). Археологические открытия, однако, показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, существовали в Древнем мире. Первые находки связаны с открытием в 1972 г. рядом с городом Орджоникидзе захоронения семьи вождя, где оружие находилось рядом с женщиной, а ребенок лежал на руке мужчины. Следующим археологическим подтверждением существования такого рода культур стало открытие большого захоронения в Покровке в середине 90-х гг., относящегося примерно к 600 году до н. э. В этом захоронении выделялось три группы женщин: воительницы, похороненные с оружием в руках или с конем, жрицы, погребенные с культовыми знаками, и просто женщины, богато украшенные. Рядом обнаружены были захоронения мужчин с детьми на руках, причем женских захоронений такого типа найдено не было. Именно эти археологические открытия, сделанные археологом Джанин Дэвис-Кимбелл, возродили миф об амазонках и стали средствами массовой информации преподноситься как реальное доказательство их существования. Более того, раскопки в северной Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе обнаружили большие женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также крепость с остатками в ней женских захоронений.

Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок, описанных Геродотом. Тем не менее, отрицать существование обществ и культур, в которых роль воинов исполняли женщины, или утверждать, что такие общества являлись матриархатными в смысле доминирующего положения в нем женщин, также нельзя. Для Геродота и древних греков такого рода культуры, где женщины имели сугубо мужские, в их понимании, профессии, казались не нормальными, а наши сведения об амазонках основаны на древнегреческой интерпретации. Тем не менее, спор об амазонках еще далек от завершения.



Amazons, Amazon women warriors (англ.)

Литература:

Геродот. История, IV.


Гуляев. В. И. "Амазонки" Среднего Дона // Природа. М., 1995. N 5. С. 32-42.
Мирошина. Т. В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990. С. 159-176.
Она же. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 4-10.
Плетнева. С. А. "Амазонки" как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 529-537.
Скрипник Т. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного краеведения. Ростов-на-Дону, 1988. Вып. 5. С. 29-39.
Суриков И. Е. Перикл, Амис и амазонки // Из истории античного общества. Н. Новгород, 1999. Вып. 6. С. 147-152.
Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Ист.-культурол. исслед. Астрахань, 1999.
Alpern Stanley B. Amazons of Black Sparta: the women warriors of Dahomey. London: Hurst, 1998.
Davis-Kimball J. Warrior Women in the Eurasian Steppes // Archaeology. 1997. Vol. 50. N 1.
Rothery Guy Cadogan. The Amazons. London: Senate, 1995.
Sobol Donald J. The Amazons of Greek mythology. South Brunswick: A. S. Barnes, 1972.
Tyrrell William Blake. Amazons, a study in Athenian mythmaking. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984.

Анархо-феминизм - группы анархисток феминистской направленности, которые выступают против всех правительств, любых иерархий и лидеров. Анархистские принципы всегда были представлены в женском освободительном движении. По мнению анархо-феминисток, чтобы создать альтернативную систему, при которой женщина сама может контролировать свою жизнь, важно непосредственное действие - индивидуально и в малых группах, которое опирается на революционный потенциал женщин.

Anarcha-feminism (англ.)

Литература:

Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.



Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных (см Маскулинность) и фемининных (см Фемининность) черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание "мужских" и "женских" качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу.



Androgyny (англ.)

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.


Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Жеребкина И. "Прочти мое желание…". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. 256 с.
Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N 2. С. 117-131.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. 222 с.

Андроцентризм - глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм - это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики социального мира культуры, где характеристики мужского и женского разноплановы и разновесны, дихотомично разведены и иерархично структурированы. Ибо существующий мир культуры и мир природы осуществлен (через нарратив) от лица мужского субъекта, с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как "другое" и "чужое", а чаще всего вообще игнорируется. Андроцентризм современной культуры основан на универсалистском дискурсе европейской науки, презентирующей себя гендерно нейтрально и "научно" обосновывающей гендерную нейтральность социальных институтов и структур.

Язык играет особую роль в воспроизводстве андроцентризма, ибо языковая картина мира фиксирует и воспроизводит (называет) мир с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма: 1) отождествление понятий человек и мужчина (во многих языках они обозначаются одним словом); 2) языковая норма гендерно не нейтральна, иерархична и несет в себе оценочные категории; более того, мужские языковые формы, используемые как нормы языка, способствуют маргинализации и игнорированию женщин в языковой картине мира; 3) разделение языка на нормы мужского и женского основано на реальной социальной гендерной асимметрии, отражает ее, а затем закрепляет через языковое воспроизводство.

Феминистская лингвистическая критика вскрывает культурно-языковые конструкты мужского доминирования в социальной и культурной жизни. Исследования К. Маккинон, проанализировавшей существующие в современном обществе социальные институты и институции, показали, что нормы социальной успешности и "нормальности" обусловлены мужской физиологией и интересами: "Мужская физиология определяет большое количество видов спорта; ... их социально спроектированные биографии определяют требования к рабочим местам и образцы успешного продвижения карьеры; ... их опыт и устремления определяют понятие заслуг; их видение мира определяет искусство" (Бем. С. 73). Феминистки указали, что все существующие социальные технологии - от практик родовспоможения и нормативной дозы лекарственных средств до практик научного рационального познания - сконструированы под мужские нужды, исходя из мужских взглядов и интересов. В качестве примера стоит привести известный в США скандальный случай с исследованиями сердца, получивший название "Mr. Fit". Речь идет об исследовании и тестировании кардио-средств, результаты которого распространялись на все население страны, хотя под наблюдением находились только мужчины. Дело не в том, что исследователи специально, с каким-то умыслом не стали тестировать средство на женщинах, а в том, что им это просто не пришло в голову.

Об адроцентризме современной культуры много писали и пишут в феминистских исследованиях, где указывается, что отличия между мужчиной и женщиной заданы социально, что социальный мир организован таким образом, что все мужское понимается как норма, а все женское - как патология. Феминистский проект в современном гуманитарном знании связан с деконструкцией андроцентризма как культурной традиции, подлежащей разоблачению и замене: "Андроцентризм можно рассматривать как специфическую конфигурацию властных отношений, которая не является ни неизбежной, ни универсальной..." (Ушакин. С. 130).

Androcentrism (англ.)

Литература:

Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.


Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999.
Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Малышева М. Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования, N 2 (1/1999). М., 1999.
Ушакин С. Политическая теория феминизма: современные дебаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Антирасистский ("черный") феминизм - направление феминистской теории, сформулированное (в основном) англоязычными афроамериканками. В его основе лежит представление, что специфический опыт черных женщин США (соединение половой и расовой идентичностей) делает их особо чувствительными к любому угнетению, в том числе заложенному в белой культуре и, в определенном смысле, белом феминистском дискурсе.

Политическими предшественницами современных теоретиков антирасистского феминизма являются участницы движения за уничтожение рабства (аболиционистки): Сожурна Трут (Sojourner Truth), Харриэт Табмен (Harriet Tubman), Ида Уэллс (Ida Wells) и др. Некоторые из них, рожденные в рабстве, достигли общенациональной известности благодаря своей борьбе, публичным выступлениям (они были среди первых женщин-ораторов в США), в том числе в защиту черных женщин, и участию в военных действиях в период Гражданской войны. Сожурна Трут, чьи выступления, посвященные правам женщин, и артикулированная в них концепция справедливости были популяризованы белыми феминистками, обрела символический статус "праматери" черных женщин. Ей приписывают слова: "Я могу работать, как мужчина, я ем, как мужчина, я могу даже сносить побои, как мужчина - а разве ж я не женщина?"

Позднее идеи расовой справедливости, выдвинутые в середине XIX века, были подхвачены и развиты участницами антирасистских движений (Гарлемского возрождения, движения за гражданские права 1960-1970-х гг. и др.) и негритянских женских организаций (National Council of Negro Women, National Black Feminist Organization, the Third World Women's Alliance и др.), в чьих текстах, манифестах и выступлениях начала звучать антиимпериалистическая критика. Анджела Дэвис (Angela Davis), феминистка марксистской ориентации, Тони Бамбара (Tony Cade Bambara), Одр Лорд (Audre Lorde), Элис Уокер (Alice Walker), Патриция Коллинз (Patricia Hill Collins) и др. сформулировали антирасистскую феминистскую освободительную концепцию, учитывающую перспективы расы, класса и пола, т. е. так называемое множественное угнетение (multiple oppression). Как считает белл хукс (bell hooks), пишущая свое имя (псевдоним) с маленькой буквы, "феминизм в Соединенных Штатах никогда не исходил от женщин, наиболее сильно страдающих от сексистского угнетения; от женщин, которых ежедневно убивают - духовно, физически и психологически - и кто не в состоянии изменить условия своей жизни. Они составляют молчаливое большинство, которое принимает свой удел без какого-либо недоумения, без организованного протеста, без коллективного гнева. Бетти Фридан, проложившая своей "Загадкой женственности" (1963) путь возрождению феминизма в 1960-х гг., написала свою книгу так, как если бы этих женщин никогда не существовало. … Она не сказала своим читателям, лучше ли быть прислугой, нянькой, рабочей на конвейере, машинисткой или проституткой, чем домохозяйкой привилегированного класса". Хукс полагает, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: "Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?"

С начала 1980-х гг. антирасистские феминистские дискуссии сосредоточились на определении политических целей борьбы черных женщин (насколько они совпадают с целями черных мужчин?) и символическом значении их опыта. Элис Уокер, полагая, что у белых женщин нет необходимости определять свой феминизм как "белый", так как он всегда исходил из белой культуры, ввела, в противопоставление ему, термин womanism (от англ. woman - женщина). Им обозначают афроцентричный феминизм как креативный процесс "роста сознания", направленный на наделение внутренней силой (empowering) как женщин, так и мужчин, на уничтожение различных иерархий и систем угнетения, которые пронизывают западное общество.

Значительное место в современном афроцентричном феминистcком дискурсе занимают феминистская теология, лесбийская теория (борьба против гомофобии в среде чернокожих), дискуссии о содержании и конструировании маскулинности черных мужчин, о расовой справедливости в ситуации, когда 70% заключенных в США являются цветными, о концепции социальной политики и здравоохранения в отношении черных женщин и одиноких матерей.

Antiracist feminism; black feminism; womanism (англ.)

Литература:

Белл хукс. Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253.


Дэвис Анджела. Расизм и миф о черном насильнике // Там же. С. 190-217.
Bell hooks. Feminist Theory: From Margin to Center. Boston: South End Press, 1989.
Davis Angela. Women, Race and Class. Vintage Books, 1981.
Walker Alice. In the Search of Our Mother's Garden. 1983.

Б

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Это определение имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. В этом смысле бедность может быть абсолютной (нехватка средств для поддержания физической жизни и здоровья) и относительной (нехватка средств для поддержания принятого в данном обществе уровня жизни). На основе концепции абсолютной бедности рассчитывается прожиточный минимум. Прожиточный минимум - показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния человека в данном регионе.

Существует три подхода к оценке доли бедных домохозяйств в стране, в регионе, среди социально-демографических групп. Первый - официальный (абсолютный) подход, основанный на сопоставлении денежных доходов или расходов домохозяйства с региональным прожиточным минимумом. Второй подход - субъективный, основанный на представлениях населения о том, считается ли их семья бедной, принадлежит ли к средним слоям населения или считается богатой. Замеряются представления домохозяйств о том, какие ресурсы нужны семье, чтобы не быть бедной. Третий подход - депривационный, основанный на измерении "лишений", то есть отклонений от принятых в обществе стандартов потребления.

По оценкам Госкомстата РФ (официальный подход), домохозяйство считается бедным, если среднемесячные доходы на одного члена домохозяйства ниже регионального прожиточного минимума. Среднедушевой доход рассчитывается на каждого члена семьи независимо от того, получает он какой-нибудь доход или нет. Госкомстат РФ представляет информацию о доходах домохозяйств как в материалах выборочных обследований домохозяйств, так и в балансе денежных расходов и доходов населения и сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Гипотеза о занижении доходов и сокрытии источников доходов домохозяйствами заставляет искать способы более адекватной оценки доходов и бедности: дооцениваются доходы (увеличиваются в одинаковой пропорции уровни доходов); прожиточный минимум с 1997 года сопоставляется не с доходами, а с располагаемыми ресурсами домохозяйств (это сумма валовых доходов домохозяйства, привлеченных для текущего потребления ранее накопленных средств и ссуд, кредитов, натуральных поступлений продуктов питания и дотаций и льгот в натуральном выражении).

В международных документах по развитию народонаселения, например, в Пекинской платформе действий (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин), Копенгагенской программе действий (см. Вторая Всемирная конференция по положению женщин) одной из основных целей развития населения ставится искоренение абсолютной бедности и борьба с феминизацией бедности, распространение которой в обществе приводит к ситуации, когда женщины располагают относительно меньшими ресурсами (доходами, имуществом, активами), чем мужчины.

Существование процесса феминизации бедности просматривается в России как через преобладание женщин в материально-уязвимых социально-демографических группах (семьи с одним родителем, одинокие пенсионерки), так и через отраслевую сегрегацию (преобладание женщин в низкооплачиваемых отраслях). Бюджет времени (асимметрично используемый мужчинами и женщинами) также влияет на распределение ресурсов между мужчинами и женщинами. В обществах, в которых предпочтения родителей в отношении пола будущего ребенка смещены в сторону мальчиков (son-oriented society), девочки получают меньше ресурсов, так как живут в относительно более многодетных семьях (родители рожают детей, пока не рождается мальчик). Для наиболее всесторонней оценки феминизации бедности и распределения ресурсов по полу на уровне домохозяйства необходимо проводить качественные исследования образа и уровня жизни домохозяйств различных социально-демографических типов.

Poverty (англ.)

Литература:

Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., Зверева Н. В. М., 1997.


Феминизация бедности в России / Всемирный банк. М., 2000.
Цели и индикаторы. Выдержки из отчета "Прогресс женщин мира". UNIFEM, 2000.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет