Сборник научных статей / редкол: С. И. Лебедин- ский



Pdf көрінісі
Дата24.10.2018
өлшемі61.86 Kb.
#92480

Опубликовано:  

Актуальные  проблемы организации учебного процесса и обучения иностранных 

граждан в высших учебных заведениях: сборник научных статей / редкол: С.И. Лебедин-

ский (отв. редактор) 

и др.



. − Минск, 2013 

 

ШИБКО Н.Л.,  ГЕ ИНЬ (Республика Беларусь, Минск, БГУ) 



 

СТЕРЕОТИПЫ О КИТАЙЦАХ В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ:  

НА ПУТИ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ ИЛИ КОНФЛИКТУ? 

 

В процессе межкультурного общения  восприятие представителя-

ми  различных наций  друг  друга  во  многом определяется стереотипа-

ми. Национальные стереотипы восприятия 

 устойчивые образы, сло-



жившиеся  у  представителей  тех  или  иных  этнических  общностей  и 

проявляющихся  в  тесной  взаимосвязи  когнитивных  и  эмоционально-

оценочных компонентов. 

Стереотипы представляют собой упорядоченную картину мира. В 

этом  пространстве  люди  и  предметы  занимают  предназначенные  им 

места  и  действуют  ожидаемым  образом.  Подобное  отношение  к  сте-

реотипам снимает у иностранца тревогу при взаимодействии с новой 

культурой. Естественной бессознательной реакцией человеческого ор-

ганизма на любое непривычное явление является стремление избежать 

его. Руководство в своем поведении стереотипами 

 это экономия соб-



ственных усилий.  

Важной  задачей  в  межкультурном  диалоге  является  умение  уви-

деть ее культуру и представителей «свежим взглядом», в отличитель-

ных особенностях и уникальности, а не сквозь призму схем и обобще-

ний,  сделанные  кем-то  другим  в  соответствии  с  его  опытом  и  пред-

ставлениями о мире. 

В  межкультурном  взаимодействии  этнический  стереотип  функ-

ционирует  как  автостереотип  и  гетеростереотип.  Автостереотипы 

 

это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общ-



ности ее же представителями. Обычно автостереотипы содержат ком-

плекс положительных оценок, а принимаемые национальным сообще-

ством  отрицательные  оценки  мотивируются  объективными  фактами 

развития национальной истории или отдельными случаями их прояв-

ления. Гетеростереотипы 

 совокупность оценочных суждений, выно-



симых о других народах представителями данной этнической общно-

сти. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как 

положительными, так и отрицательными, в зависимости от историче-

ского опыта взаимодействия данных народов. 

Мои белорусские друзья часто задают вопросы о фактах и явле-

ниях, не связанных с  образом жизни китайцев. В своем сообщении я 

хочу  развеять  некоторые  мифы.  Распространенные  стереотипы  о  ки-

тайцах в белорусском обществе таковы. 

Стереотип первый: Все китайцы «на одно лицо». 


Внешне  китайцы  узкоглазые,  черноволосые,  желтокожие,  они 

низкого  роста  и  иностранцам  кажутся  маленьким,  щупленькими. 

Справедливости ради надо сказать, что благодаря именно такой своей 

конституции китайцы очень выносливы.  

Большинству белорусов китайцы кажутся «на одно лицо». Они не 

могут отличить  жителей Поднебесной от представителей других ази-

атских  наций  (вьетнамцев,  корейцев  и  японцев).  Это  проблема  не 

только  обывателей,  но  и  профессионалов,  например,  преподавателей 

русского  языка  как  иностранного,  работников  управлений  междуна-

родных связей, деканатов факультетов. 

Китайский  народ  многонациональный,  но  мы  идентифицируем 

себя по провинции, а не по национальности, и не обидимся, если кто-

то ошибется в нашей национальности. Для нас главное то, что все мы 

китайцы. Но если Вы перепутаете нас с японцами или корейцами, то 

можете натолкнуться на наш неодобрительный взгляд. 

Кстати, когда жители Китая приезжают в Беларусь, окружающие 

также  кажутся  им  на  «одно  лицо»:  такие  неразличимые  красавцы  и 

одинаковые красавицы. 

Стереотип  второй:  Традиционные  положительные  качества 

китайцев − 

трудолюбие, 

терпение 

дисциплинированность, 

настойчивость,  почтение  к  старшим  и  учителям.  Отрицатель-

ными считаются хитрость, скрытность, жадность

Многие  черты  национального  характера  определились  «рисовой 

цивилизацией», требовавшей от людей сплоченности, взаимопомощи, 

трудолюбия. Китайское трудолюбие есть не что иное, как способ жить 

и выжить в гармонии с собой и природой.  

Труд  для  китайцев  не  напряжение,  а  игра,  которая  приносит  ра-

дость  и  удовольствие.  Человек  достигает  успеха  в  любом  деле,  если 

оно  приносит  ему  радость.  Комбинация  расслабленности  с  трудолю-

бием делает китайцев настоящими мастерами в любом деле. Способ-

ность  граждан  упорно  трудиться  помогла  современному  Китаю  со-

вершить экономический рывок в будущее.  

И то, что белорусу кажется хитростью и скрытностью, на самом 

деле  осторожность.  Познакомившись  с  китайцами  поближе,  Вы  пой-

мете, что они открыты и гостеприимны, готовы стать вашими друзья-

ми, если будут Вам доверять. 

Стереотип третий: Китайцы 



 «народ с пространными рассуж-

дениями».  С  ними  нужно  держать  ухо  востро,  иначе  они  могут  

вас «заболтать» или даже обмануть.  

На взгляд представителя белорусского общества, это, возможно, 

выглядит именно так, но мы просто хотим быть вежливыми. 

Можно  заметить,  что  китайцы  почти  никогда  не  выражают  свое 

мнение прямо. Чтобы донести суть проблемы до собеседника, нужна 

долгая предыстория, от чего иностранцам трудно понять, о чем имен-

но идет речь. Иногда начало сообщения вообще не связано с главным 


смыслом  или  даже  противоположно  ему.  Человек  хочет  сказать  об 

успехах собеседника, похвалить его, но начинает с недостатков… Эту 

черту характера можно объяснить идей,  берущей начало в древнеки-

тайской философии, а именно «принципом золотой середины»: в об-

щении не должно быть острых углов. 

Китайцы  также  редко  используют  «да»  или  «нет»  для  выраже-

ния согласия и отказа. Они считают, что суть теряется в речи, на пер-

вый план выходит искусство выражения смыслов в словах.  

Жителям Беларуси, большую часть информации о культуре Китая 

и  менталитете  китайцев,  получающих  из  СМИ,  где  китайские  тради-

ционные  ценности  сравнивают  с  ценностями  западной  индустриаль-

ной цивилизации, советуем быть осторожнее в оценках и выводах. 

Стереотип четвертый: Китайский язык очень сложный. Смот-

ря  с  какой  стороны  оценивать…  Спросите  у  любого  китайца,  изу-

чающего русский язык, какой язык сложнее? 

На самом деле китайский гораздо проще русского. Сложность ки-

тайского языка состоится в его произношении и интонации, так как в 

китайском языке есть четыре тона. И одному варианту произношения 

соответствуют  разные  иероглифы.  Вот  выучить  две  тысячи  иерогли-

фов,  и  при  этом  не  считаться  очень  образованным  человеком –  это 

действительно трудно. Это так. 

А выучить шесть падежей? три времени? И – о ужас! – виды гла-

голов и глаголы движения. Еще труднее, как мне кажется. 

Стереотип  пятый:  На  рынках  СНГ  китайцы  торгуют  поддел-

ками, потому что в Китае не умеют проявлять творчество, а ко-

пируют известные мировые брендыТакой стереотип частично вер-

ный.  


Роль  Китая  в  мировой  экономике  громадна.  Никто  не  может  иг-

норировать  этот  факт.  Но  слабость  современных  китайских  техноло-

гий  состоит  в  том, что  они  ограничены  высокими  технологиями раз-

витых стран. 

Конечно,  государство  стимулирует  молодежь,  стремится  к  тому, 

чтобы  креативность  стала  душой  общества.  В  Китае  родились  все-

мирно  известные  бренды:  ZTE  (телефоны),  Lenovo  (компьютеры), 

Geely (автомобили).

 

Кроме того, во всем мире не считается зазорным 



покупать  продукцию-аналог  известных  моделей,  произведенную  в 

другой стране. 

Стереотип шестой: В Китае производят дешевые товары низкого 

качества, которые затем реализуются на рынках Восточной Европы. 

В целом это не так.  

Многие покупатели считают: чем цена товара выше, тем он каче-

ственнее. Производителям известно: чем себестоимость продукта ни-

же, тем производство рентабельнее. С учетом фактора более дешевой 

рабочей  силы    на  территории  Китая  импортировать  товар  по  более 



низким, чем на внешних рынках, ценах 

 более экономически выгод-



ный вариант в условиях бурной рыночной конкуренции. 

Нельзя отрицать тот факт, что на территории славянских стран и в 

частности  Беларуси,  реализуются  низкокачественные  товары  китай-

ского производства, однако, как и в любой экономике, производствен-

ная сфера, к сожалению, не функционирует без нарушений.  

Стереотип седьмой: В Китае царит культ еды. Еда – это цере-



мония, ритуал.  

Это  так.  Китаец  может  отказать  себе  во  многом  ради  вкусного 

обеда, на который, как на праздник, собирается вся семья – дети, ста-

рики,  родственники.  До  сих  пор  в  Китае  пожилые  люди  вместо  при-

ветствия обращаются друг к пруту фразой: «Вы уже поели?». А о че-

ловеке, потерявшем работу, скажут: «Он разбил свою чашку с рисом». 

Когда мои белорусские друзья спрашивают, правда ли мы так го-

ворим,  общаясь  в  университете,  я  должна  признаться,  что  сегодняш-

ние китайцы, как и американцы, приветствуют друг друга традицион-

ным «How are you?»  



Китайцы  не  умеют  пользоваться  столовыми  приборами: 

ложками, вилками, ножами. Это заявление вообще звучит абсурдно.  

Всем известно, что китайцы едят палочками. Они гордятся свои-

ми  палочками  для  еды  и  считают  этот  инструмент  не  только  гораздо 

более древним, но более цивилизованным, чем европейские столовые 

приборы. Они считают, что при использовании палочек у человека за-

действовано более 30 суставов и несколько десятков мышц. Кроме то-

го,  такое  порционное  попадание  пищи  в  организм  способствует  ее 

усвоению. Китайцы не пользуются за столом ножами, поэтому подает-

ся предварительно нарезанная на небольшие кусочки пища. 

Но  если  китайцы  не  умеют  пользоваться  ложками,  то  как  тогда 

они едят суп? Как питаются младенцы? Как жители Китая обедают в 

кафе и ресторанах, путешествуя по всему свету? 



Китайцы  едят  страшную  еду 



  тараканов,  жуков,  червяков, 



жареную селедку  и... собак.  

Это  корейцы  едят  собак,  а  насекомых  и  всякую  экзотическую 

живность предпочитают французы. Сами китайцы редко употребляют 

в пищу экзотических животных, для них это нетипичная еда. В ресто-

ранах ее почти не подают. Но, как и во французской кухне, насекомые 

считаются полезной пищей. 



Китайцы жарят солёную селёдку. А вот это правда. Сырую ры-

бу, как и мясо, в Китае есть не принято. Китайский студент в Беларуси 

никогда не купит в кафе маринованную сельдь.  

Китайцы едят собак. Такие факты наблюдались в истории. Мя-

со собаки в традиционной китайской медицине считалось «горячим» и 

использовалось как стимулятор действия основного медикамента при 

лечении простуды.  



Но в современном обществе в этом нет необходимости: лекарств 

достаточно. Все больше китайцев тратит деньги как раз на то, чтобы 

прокормить собаку 

 домашнего любимца, а не его съесть! 



Стереотип восьмой: Китайцы много путешествуют. 

Это,  действительно,  так.  Китайцев  называют  самой  путешеству-

ющей  нацией.  Международные  наблюдатели  отмечают,  что  во  время 

путешествия именно китайцы тратят больше денег, чем европейские и 

американские туристы.  

С тех пор, как загранпаспорт гражданин КНР может оформить в 

течение  нескольких  дней,  миллионы  китайцев  начали  активно  выез-

жать заграницу по туристическим и студенческим визам.  

Что  касается  китайских  студентов,  ежегодно  более  300  тыс.  ки-

тайских  студентов  направляются  на  обучение  заграницу,  в  особенно-

сти в университеты США, Канады, России, Беларуси. Они хотят полу-

чить  престижное  иностранное  образование,  что  в  будущем  дает  воз-

можность иметь лучшую работу по возвращении домой. 

Правда, некоторые студенты рассматривают этот вариант как спо-

соб уклониться от сложнейших вступительных экзаменов в универси-

теты Китая, но разве это относится только к студентам из КНР? Кроме 

того, взрослый человек имеет право выбирать свое будущее. 

В  эпоху  глобализации  образования  в  образовательном  простран-

стве взаимодействуют представители разных культур и народов. Уста-

новление контакта между  ними  на  основе  стереотипов и обобщений, 

тенденция  субъектов  рассматривать  и  оценивать  другую  культуру  с 

позиции ценностей и норм собственной, видеть то, что проявляется на 

уровне сходства, и игнорировать различия может привести не только к 

кросскультурным пробелам и конфликтам, но и к личностным.  

К моменту столкновения с иной культурой у человека, будь то бе-

лорус  или  иностранец,  уже  складываются  некоторые  представления, 

стереотипы, ожидания от общения друг с другом. Эти представления 

оказывают особое влияние на восприятие  чужой культуры и ее пред-

ставителей, на готовность и желание взаимодействия.  

Немаловажным  фактором  успешного  межкультурного  диалога 

является  толерантность 

  особая  социокультурная  чувствительность, 



позволяющая преодолевать воздействие стереотипов и адаптироваться 

к  изменяющимся  условиям  коммуникативного  взаимодействия  при 

контакте с представителями разных языковых культур. 

Следует также помнить, что люди характеризуются национальной 

общностью,  но  отличаются  индивидуальной  неповторимостью.  Сте-

реотипы  базируются  на  обобщенных,  неточных  чертах.  Мы  можем 

лишь  схематично  представить  национальный  характер,  но  не  можем 

утверждать, что он таков у каждого нашего собеседника соответству-

ющей национальности. 

Для  более  полноценного  межкультурного  диалога  необходимо 

одновременно  изучать  и  родную  культуру,  уметь  представлять  ее  на 


русском языке, сопоставлять и сравнивать  с изучаемой,  ибо адекват-

ное понимание других невозможно без понимания себя. 

 

Давайте  задавать  вопросы  и  общаться  открыто,  а  не  строить 



предположения  друг  о  друге  на  основе  обобщений  и  стереотипов.  В 

эпоху культурной интеграции и толерантности  важно сохранить лич-

ность и индивидуальность каждого в межкультурном диалоге! 

 

Сведения об авторах: Шибко Наталья Леонидовна – доцент кафедры тео-

рии  и  методики  преподавания  русского  языка  как  иностранного  Белорусского 

государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент. Ге Инь 



 

студентка факультета международных отношений Белорусского государственного 

университета. 

 

 





Достарыңызбен бөлісу:




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет