Религиозный экзистенциализм в творчестве Апдайка: «Кентавр» и



бет1/5
Дата02.04.2019
өлшемі0.98 Mb.
  1   2   3   4   5
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Религиозный экзистенциализм в творчестве Апдайка: «Кентавр» и «Ферма»

основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 45.04.01 «Филология»

Исполнитель:

Обучающийся 2 курса

Образовательной программы

«Литература и культура народов зарубежных стран»

очной формы обучения

Аршинов Михаил Петрович

Научный руководитель:

к.ф.н., доц. Аствацатуров А. А.

Рецензент:

к.ф.н., доц. Жук М. И.

Санкт-Петербург

2018


Оглавление

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Религиозный и атеистический экзистенциализм.......................................5

1.1. Основные идеи Сёрена Кьеркегора....................................................................6

1.2. Основные принципы "Церковной догматики" Карла Барта.............................9

1.3. Ключевые аспекты философии Пауля Тиллиха..............................................10

1.4. Атеистический экзистенциализм Хайдеггера и Сартра..................................13

Выводы по главе 1.....................................................................................................15

Глава 2. Анализ религиозно-философского содержания романов "Кентавр" и "Ферма".......................................................................................................................16

2.1. Религиозный экзистенциализм в романе "Кентавр".......................................17

2.1.1. Основные религиозно-философские мотивы романа "Кентавр"................22

2.1.2. Дейктическая функция мифа в романе "Кентавр".......................................60

2.1.3. Этико-эстетический художественный акт Питера Колдуэлла....................67

2.2. Роман "Ферма" как непрямое продолжение романа "Кентавр".....................70

Выводы по главе 2.....................................................................................................82

Заключение.................................................................................................................83

Список использованной литературы.......................................................................84

Введение

Настоящая работа посвящена анализу религиозно-философского содержания двух ранних произведений Джона Апдайка, а именно романов "Кентавр" и "Ферма".



Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время вопросы, касающиеся глубинной сущности человека, смысла бытия и важности религиозного чувства стоят как никогда остро. Такие глобальные процессы, как секуляризация культуры, распад духовных основ и утверждение материальных ценностей, привели к тому, что человек современности подвержен различным типам экзистенциальной тревоги и зачастую оказывается неспособен обнаружить надежную смысловую основу для своего существования. В произведениях, рассматриваемых в настоящей работе, Джон Апдайк обращается к подобным проблемам и делает попытку осмыслить их при помощи религиозной философии.

Следует также отметить, что сегодня в литературоведении наблюдается тенденция к междисциплинарности. Настоящее исследование соответствует указанной тенденции, поскольку оно выполнено на стыке филологии и философии, что дополнительно обуславливает его актуальность.



Объектом настоящего исследования являются тексты романов Джона Апдайка "Кентавр" и "Ферма", в качестве предмета выступает их религиозно-философское содержание.

Теоретической основой исследования послужили идеи таких представителей религиозного и атеистического экзистенциализма, как Серен Кьеркегор, Карл Барт, Пауль Тиллих, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Для анализа нарративной структуры романа "Кентавр" была использована методология Жерара Женетта.

Цель работы заключается в том, чтобы выявить основные особенности религиозного экзистенциализма в раннем творчестве Джона Апдайка.

Достижение указанной цели предполагает выполнение следующих задач:

1. Дать краткое описание основных идей представителей религиозного и атеистического экзистенциализма, наиболее значимых для раннего творчества Джона Апдайка.

2. Проследить основные религиозно-философские мотивы романов "Кентавр" и "Ферма" в их связи с идеями религиозного и атеистического экзистенциализма.

3. Рассмотреть наиболее актуальные для религиозно-философского содержания произведений нарративные и художественные особенности.

4. На основании полученных результатов сделать обобщение касательно того, что являет собой религиозный экзистенциализм в раннем творчестве Джона Апдайка.



Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые раскрывается диалектическое противопоставление этического и эстетического, наблюдаемое в романах Джона Апдайка "Кентавр" и "Ферма", и выводится понятие протоэтического.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней предлагается комплексное осмысление религиозного экзистенциализма, наблюдаемого в ранних произведениях Джона Апдайка.

Возможность использовать результаты работы в курсах лекций, посвященных творчеству Джона Апдайка и религиозному экзистенциализму, обуславливает практическую значимость настоящего исследования.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. В романе Джона Апдайка "Кентавр" наблюдается диалектическое противопоставление этического и эстетического.

2. Интегрированные в метадиегетическое повествование романа "Кентавр" мифические образы выполняют дейктическую функцию.

3. Роман "Ферма" является непрямым (смысловым) продолжением романа "Кентавр", в котором центральным мотивом становится проблема встречи "Я" с "Ты".

4. Религиозный экзистенциализм в романах "Кентавр" и "Ферма" представляет собой непредельный этико-эстетический опыт, инициированный протоэтическим чувством, понятие которого выводится в настоящей работе.

Объем и структура диссертации. Настоящая работа общим объемом 89 страниц печатного текста состоит из введения, двух глав и заключения. В конце каждой главы приводятся выводы. К работе прилагается список использованной литературы, включающий 45 наименований на русском и 25 на иностранных языках.

Глава 1. Религиозный и атеистический экзистенциализм

В настоящей главе будут кратко изложены наиболее актуальные для анализа религиозно-философского содержания романов Джона Апдайка "Кентавр" и "Ферма" идеи С. Кьеркегора, К. Барта, П. Тиллиха, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Многие исследователи отмечали интерес Апдайка к упомянутым мыслителям; интерес этот отчетливо прослеживается в большинстве произведений писателя. Многочисленные эссе, статьи и интервью Апдайка свидетельствуют о том, что наибольшее влияние на писателя оказала философия Кьеркегора и К. Барта. Как мы увидим в ходе анализа интересующих нас произведений, идеи именно этих представителей религиозного экзистенциализма являются ключевыми для романов "Кентавр" и "Ферма". В романе "Ферма" мы сможем наблюдать противостояние идей религиозного и атеистического экзистенциализма: последнее направление философии, безусловно, очень беспокоило Джона Апдайка, который в своих литературных трудах подвергал его испытанию и критике.



1.1. Основные идеи Сёрена Кьеркегора

Датский философ и теолог Сёрен Обю Кьеркегор (1813-1855) является одним из основоположников философии экзистенциализма. В своих многочисленных трактатах Кьеркегор артикулировал ряд идей, которые оказали значительное влияние на крупнейших мыслителей девятнадцатого и двадцатого века.

В трактате "Или-или" Кьеркегор противопоставляет два модуса существования: эстетический и этический. Эстетическое представляется как временное и изолирующее: эстетик не способен выйти за пределы себя и установить подлинное отношение к другому человеку. Поскольку эстетическое не обладает транстемпоральным содержанием и подвержено снятию временем, эстетик никогда не может прекратить свое внутреннее движение. Человек, находящийся на эстетической стадии существования, всегда неудовлетворен: его дух жаждет нового опыта, который, будучи эстетическим, граничит с бесконечным и стремится к нему, но никогда не достигает. Все эстетические стремления человека есть проекции его самого, они не достигают инобытия, не восполняют внутреннюю несамодостаточность. Эстетик одинок, и эстетика опасна вдвойне потому, что она может включать в себя одиночество как одну из своих категорий. Экзистенциальное состояние эстетика Кьеркегор передает восклицанием: "Как бесплодны мои душа и разум, - и все же их беспрерывно терзают тщетные родовые муки, страстные и мучительные!" (Кьеркегор С. Или-или. М., 2016. С. 47). Человек, существующий в этическом модусе, добивается наиболее полного, "бесконечного" отношения к ближнему в истинной любви. Этическое непосредственно связано с религиозным и возможно через религиозное: только через Бога, который есть бесконечное, отношения между людьми - конечными существами - могут быть подняты до непреходящих. В трактате "Или-или" Кьеркегор намечает одну из своих основных идей, которая заключается в том, что между конечным человеком и бесконечным Богом лежит пропасть, и для ее преодоления необходима безусловная вера, выражающаяся в непреложном ощущении индивидом своей постоянной неправоты перед Богом и неукротимом стремлении к Его благодати (Кьеркегор С. Или-или. С. 760-774).

Трактат "Страх и трепет" Кьеркегор посвящает теме предстояния единицы наличного существования перед трансцендентным Богом. Рассматривая библейский сюжет о жертвоприношении Исаака, датский философ указывает на парадоксальный акт веры, который совершает Авраам. Обстоятельства, в которых оказывается Авраам - сверхобыденные, ветхозаветный персонаж обнаруживает себя в экзистенциальной ситуации, лежащей за пределами человеческого. Ничто не может помочь Аврааму в его ситуации: он не может сообщить о ней своим ближним, потому что его случай - невыразим. Авраам истинно любит своего сына Исаака, он находится к нему в этическом отношении. Однако Бог требует принести его в жертву, и абсолютное этическое оказывается преодолено. Авраам остается наедине со своим страхом: перед ним стоит непосильная для человека задача. Требование Бога может быть искушением, проверкой Авраама, но может быть и подлинным повелением: Авраам не способен это постичь своими силами через себя. Спасти Авраама может только парадоксальный акт абсолютной веры, в котором человек устанавливает в качестве единичного и конечного отношение к Богу - бесконечному и всеобщему. Такой акт позволяет Аврааму сохранить Исаака и выполнить требование Бога, получить и конечное, и бесконечное. Кьеркегор заключает основную часть трактата "Страх и трепет" словами: "Либо существует парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту, либо Авраам погиб." (Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 2017. С. 137). Человек представляется как единица существования со своей собственной, уникальной историей предстояния перед трансцендентным Богом, который превосходит всякое частное представление и есть по ту сторону всего конечного.

В трактате "Болезнь к смерти" Кьеркегор во многом предвосхищает открытия Гуссерля, Хайдеггера и Сартра: описывая экзистенциальную структуру человеческого существа, датский философ показывает, что "Я" есть отношение к себе самому и стремление быть собой самим, отмечает, что "в отношении между двумя членами само отношение выступает как нечто третье." (Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М., 2016. С. 29). "Я" полагается силой Бога, однако "Я" может стать непрозрачным в случае отчаяния, и тогда индивид "теряет" отношение к Богу. Большая часть трактата посвящена исследованию диалектики отчаяния, которое может принимать различные формы и оказывать различное воздействие. Согласно философии Кьеркегора, отчаяние есть нечто всеобщее, однако оно может быть осознанным или неосознанным. Отчаяние обладает двойным потенциалом: оно может привести человека к необратимой гибели или к истинному исцелению, в котором нуждается каждый индивид. "Болезнь к смерти" - это отчаяние, связанное с настойчивым, необоримым желанием утверждать самого себя в своей конечности безотносительно бесконечного, или же отчаяние, заключающееся в нежелании быть собой. В последнем случае человек растворяется в собственных эстетических иллюзиях, он живет в сфере чистых возможностей, которые не могут стать действительностью. Кьеркегор также выделяет тип "сатанинского" отчаяния: он характеризуется тем, что человек запирается внутри самого себя, бросая вызов жизни и миру, из гордыни не желая надеяться на помощь Бога, для которого все возможно. Индивид, страдающий от такого отчаяния, ненавидит себя, но отвергает спасение извне, желая оставаться собою наедине с собой, не готовый принять принятие (Кьеркегор С. Болезнь к смерти. С. 89-91). При этом отчаяние человека перед Богом в своем несовершенстве, в своей вине и конечности есть то, что может возвысить человека и привести к Богу, ведь такое отчаяние непосредственно переходит в веру, которой преодолевается отделяющая единицу наличного существования от трансцендентного Бога пропасть.

1.2. Основные принципы "Церковной догматики" Карла Барта

Карл Барт (1886-1968) - швейцарский богослов, автор многотомной "Церковной догматики", один из основателей диалектической теологии.

Основой "Церковной догматики" является христология и учение о божественном откровении, явленном в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном человеке. Карл Барт описывает пришествие Христа как факт примирения Бога с отпавшим от Него человечеством. Став человеком, Бог принимает все человечество и спасает его от угрозы подлинно ничтожного - того, что Господь безусловно и безоговорочно отрицает. Весь тварный мир оказывается озарен Божьей благодатью и принятием Всевышнего; то, что воспринимается человеком как негативное, есть не подлинно ничтожное, а лишь теневая сторона творения, не представляющая гибельной угрозы. Барт так комментирует чудо пришествия Христа: "Он не делал того, что сделал Адам. Но Он жил такой жизнью, какой приходилось жить после того и ввиду того, что сделал Адам. Он невинно страдал от того, чем согрешил Адам и мы все в Адаме. Он свободно вступил в союз, разделил беду с нашим погибшим бытием." (Барт К. Церковная догматика. М., 2007. Т. 1. С. 118). Бог идет на примирение с тварным миром в акте свободной любви, которая есть его сущность, выраженная в триединстве, для человека до конца непостижимая. Триединство есть всегда любовь и бытие-для-иного, Иисус Христос как истинный Бог существует тоже для-иного. Для человека Спаситель есть притча и надежда: человек не способен существовать исключительно в модусе бытия-для-иного, однако его исконная сущность - человечность - подразумевает со-существование и подлинную встречу с ближним (Барт К. Церковная догматика. М., 2011. Т. 2. С. 62). При этом экзистенциальная структура мужчины такова, что он может обрести подлинное бытие только в со-бытии с женщиной, и vice versa (Барт К. Церковная догматика. М., 2011. Т. 2. С. 121). Как человек есть существо, сотворенное для того, чтобы быть с Богом в качестве Его союзника, так и женщина есть та, что должна быть истинным партнером мужчины, неотделимым от него.

1.3. Ключевые аспекты философии Пауля Тиллиха

Пауль Тиллих (1886-1965) - немецко-американский представитель диалектической теологии, один из крупнейших теологов XX века.

В трактате "Мужество быть" Тиллих выделяет несколько типов экзистенциальной тревоги, характерных для ситуации человеческого бытия. Тревога смерти является основополагающей и неотвратимой: человек осознает и ощущает конечность своей экзистенции, он воспринимает себя как преходящее явление, в связи с чем его способность утверждать свое бытие оказывается под серьезной угрозой. Тревога судьбы, заключающаяся в ощущении человеком случайности своего существования и личного опыта, неразрывно связана с тревогой смерти, она способна значительно усилить последнюю. Индивид может обнаружить, что "наше бытие во времени случайно, что мы существуем в случайно начинающемся и случайно заканчивающемся отрезке времени, заполненном опытом, который сам по себе случаен как качественно, так и количественно." (Тиллих П. Мужество быть // Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 35). Такое наблюдение заставляет человека усомнится в значимости проживаемой жизни, а сомнение это, в свою очередь, вызывает страх смерти, которая воспринимается как случайный конец случайного движения, не имеющего непреходящего содержания и исторического прогрессирования. Тревога пустоты и отсутствия смысла серьезно угрожает духовному самоутверждению индивида: она возникает при "утрате ответа, пусть символического и косвенного, на вопрос о смысле существования" (Тиллих П. Мужество быть. С. 38). Тиллих отмечает, что состояние современной культуры, не имеющей мощного ценностного фундамента, отнюдь не способствует нахождению индивидом существенного содержания своей жизни и ее духовного центра. Если человек приходит к пониманию того, что предельного смысла ни в чем нет и быть не может, то он погружается в экзистенциальное отчаяние. (Тиллих П. Мужество быть. С. 38). Тревога вины и осуждения возникает по той причине, что "бытие человека - как онтическое, так и духовное - не просто дано ему, но предъявлено ему как требование." (Тиллих П. Мужество быть. С. 40). Бытие есть ответственность перед собой и другими людьми, и человек - свой собственный судья - может осуждать себя и испытывать вину. Пытаясь укрыться от вины, человек может обратиться к идее случайности судьбы и личной несвободы, которая снимет ответственность, или уйти в нравственный ригоризм, однако сама вина при этом сохраняется как внутренняя боль, движущая человеком (Тиллих П. Мужество быть. С. 41-42).

Согласно философской концепции Тиллиха, спасти человека от экзистенциальных тревог способно так называемое мужество быть, то есть готовность утверждать свое существование вопреки конечности своей экзистенции и тем отрицаниям, которыми угрожает жизнь. Такое мужество есть "дело благодати" и зависит от дара, предшествующего акту мужественного самоутверждения (Тиллих П. Мужество быть. С. 63). Мужество быть не обретается человеком действиями его воли, оно есть некая предрасположенность, индивидуальная сила. Тиллих акцентирует внимание на том, что внутренних ресурсов человека самих по себе недостаточно для того, чтобы побороть экзистенциальные тревоги. Для нейтрализации таких тревог индивиду необходимо то, что преодолевает конечное бытие самого человека, - сила самого-бытия. Она трансцендирует всякое представление человека о Боге, она есть Бог за пределами теизма. В акте безусловной веры человек оказывается захвачен самим-бытием, он испытывает к самому-бытию предельное доверие и соучаствует в его силе. Всякий религиозный символ (провидение, бессмертие, личная встреча с Богом) рискует быть разрушенным сомнением, сила же самого-бытия есть то, что находится за пределами сомнения, отчаяния, чувства пустоты; она есть исток всякого состояния человека (Тиллих П. Мужество быть. С.116-131). Тиллих заканчивает работу "Мужество быть" словами: "Корень мужества быть - тот Бог, который появляется, когда Бог исчезает в тревоге сомнения." (Тиллих П. Мужество быть. С. 131). Очевидно, что для Тиллиха остается проблематичным даже самое изощренное представление, ведь оно есть конечный человеческий опыт, который не способен достичь трансцендентного. То, что все же остается, когда все представления устранены, и продолжает поддерживать человеческое существование, даже когда индивид отчаялся в самом себе, только и является Богом, о котором может идти речь. Следует отметить, что такой подход приближается к атеистическому экзистенциализму, ведь, согласно Тиллиху, Бог представляет собой стихию бытия, в которой человек себя непосредственно обнаруживает и от которой не может "уйти" ни в случае отчаяния, ни самоотрицанием, ни сомнением. Такой безличный, стихийный Бог, не имеющий никаких определений, являющийся в некотором смысле имманентным человеку (поскольку силу самого-бытия человек обнаруживает через себя), не может задать историчность жизненного пути и быть гарантом этического абсолюта, относительно которого возможно этическое отношение.

В трактате "Динамика веры" Тиллих определяет веру как "состояние предельной заинтересованности." (Тиллих П. Динамика веры // Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 133). Предельный интерес направлен на то, что трансцендирует "поток повседневной жизни, полной относительного и преходящего опыта." (Тиллих П. Динамика веры. C. 138). Диалектика акта веры заключается в том, что он, как и всякий человеческий акт, является конечным, но при этом направлен на бесконечное, несмотря на свою ограниченность. Таким образом открывается ненадежность акта веры, в нем обнаруживается риск и действие мужества. Поскольку акт веры имеет конкретное содержание, его коррелят может оказаться непредельным. Даже в таком случае, однако, остается опыт безусловного: "исчезает - бог; остается - божественность." (Тиллих П. Динамика веры. С. 144). Крах конкретного объекта предельного интереса может привести верующего к неспособности найти новое содержание предельного интереса, а это означает ослабление мужества быть индивида. Динамичность веры обусловлена описанным риском: всякий принятый символ веры есть конечный образ, указывающий на запредельное и рискующий оказаться неактуальным. Тиллих выдвигает идею экзистенциальной несамодостаточности человека: по его мнению, предельный интерес направлен на то, чему индивид "сущностно принадлежит и от чего он обособлен в существовании." (Тиллих П. Динамика веры. С. 206). Всякий человек в некоторой степени обладает верой, поскольку нет такого индивида, который был бы полностью лишен предельного интереса. Предельность всегда отделена от своих выражений, но она есть то, к чему исконно тяготеет человек.

1.4. Атеистический экзистенциализм Хайдеггера и Сартра

Мартин Хайдеггер (1889-1976) - один из основоположников атеистического экзистенциализма, значительнейшая фигура в философии XX века.

В своем трактате "Бытие и время" Хайдеггер предпринимает попытку описывать экзистенциальную структуру человека и ситуацию его бытия. Человеческое существо, согласно Хайдеггеру, есть топос присутствия, "для которого в его бытии речь идет о самом этом бытии." (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2015. С. 191). Единица присутствиеразмерного бытия характеризуется заботой, которая раскрывает мирность мира как множественность точек заинтересованности по отношению к присутствию. Присутствие может оказаться отброшенным к самому себе, к чистой возможности своего существования, - в этом случае человек испытывает экзистенциальный ужас, поскольку "изымается" из тотальности мира, а последний воспринимается опосредованно как сущее, окруженное ничто (Хайдеггер М. Бытие и время. С. 187). Присутствие может "успокоится" только тогда, когда оно захвачено заботой или находит локатив для "падения". Последним могут быть "люди" - соприсутствующие другие, которые образуют своеобразную комфортную среду аналогичности, или повседневность - обыденное течение существования, в которое присутствие вливается и в котором оно себя "утрачивает" (Хайдеггер М. Бытие и время. С. 175-180).

Жан-Поль Сартр, главный представитель атеистического экзистенциализма в философии, во многом опирается на разработанные Мартином Хайдеггером принципы. В работе "Бытие и ничто" Сартр описывает характерный для человека модус для-себя бытия как декомпрессированное в-себе бытие. Сознание человека есть присутствие по отношению к себе, оно никогда не захвачено полностью своим состоянием, ведь для-себя структура образована "зазором" из ничто. Человеческое существо есть существо страдающее, так как его реальность "появляется в бытии как постоянно преследуемая целостность, которой она не в состоянии быть, потому что как раз она не может достичь в-себе, не теряя себя как для-себя." (Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2017. С. 179). Человек постоянно испытывает нехватку того, чего недостает ему для совпадения с собой: например, жажда как состояние недостаточности предполагает бытие того, что ее утолит (Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. С. 195).

Один из главных принципов философии Сартра заключается в том, что a priori жизнь не имеет смысла, и никакая ценность не существует до возникновения сознания. В связи с этим Сартр отрицает концепцию Бога и предустановок культуры, он объявляет человека свободным актуализировать свою экзистенцию и становиться тем, кем он хочет являться. Для Сартра основная ценность - свобода, позволяющая человеку преследовать свои цели и утверждать свои смыслы, реализовывать желаемый образ личности. Идея о том, что культура не должна ограничивать свободу человека своими предписаниями и сформировавшимися рамками, становится одной из центральных в известнейшей работе Симоны де Бовуар "Второй пол". При этом, как отмечает Карл Барт, Сартр видел в свободе человека серьезную ответственность и полагал, что человек должен вести себя так, как если бы был ответственен за всех людей (Барт К. Церковная догматика. М., 2011. Т. 2. С. 263). Несмотря на то, что Сартр представляет атеистическую философию и исходит из того, что не существует Бога, который был бы гарантом этического абсолюта и мог бы обусловить этическое отношение человека к человеку, французский мыслитель призывает прислушиваться к внутренним императивам и рассматривать себя в качестве индивида, предстоящего перед всем человечеством.

Выводы по главе 1

На основании первой главы настоящего исследования можно сделать следующие выводы:



1. Философия религиозного и атеистического экзистенциализма представляет человека как существо, постоянно находящееся в состоянии несамодостаточности. Религиозный экзистенциализм предполагает, что экзистенция индивида может быть завершена только через обращение к трансцендентному Богу - источнику жизни и благодати, преодолевающему всякий конечный опыт и любое частное представление.

2. Пауль Тиллих описывает веру как исконное стремление человека - своеобразный инстинкт, исходящий из глубин его существа, поиск которых приводит к самому-бытию. Такой подход в некоторой степени приближает философию Тиллиха к атеистическому экзистенциализму.

3. Принципиальное отличие атеистического экзистенциализма от религиозного заключается в том, что в качестве основной ценности утверждается свобода индивида стремиться к своему благополучию в земной жизни и реализовывать желаемый образ личности. Религиозный экзистенциализм, напротив, рассматривает земную жизнь человека как путь к преодолению своего несовершенного состояния и воссоединению с Богом, в котором только и обретается истинная свобода.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Функциональная диагностика в ортодонтии
11701 -> Сравнительный анализ методов ортопедического лечения больных с повышенным стиранием зубов
11701 -> Ферритин как маркер избыточной воспалительной реакции
11701 -> «Клинико-функциональная и нейрорадиологическая характеристика больных с церебральными венозными нарушениями»
11701 -> Клинико-эпидемиологическая характеристика гриппа в период сезонного подъема весной 2015 года
11701 -> Изучение влияния параметров преломляющих сред и угла Каппа на точность расчёта интраокулярных линз
11701 -> Дерматоскопические и морфологические признаки в дифференциальной диагностике рубцовых алопеций
11701 -> Спортивная дипломатия россии в XXI веке


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет