Программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна»



бет1/4
Дата12.04.2018
өлшемі0.88 Mb.
түріПрограмма дисциплины
  1   2   3   4



МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)

________________ Д.О. Швидковский


“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа дисциплины



«ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА»
ОПД.Ф.15

федерального компонента

ГОС ВПО второго поколения
Направление: 630100 – АРХИТЕКТУРА

Квалификация специалиста:

– АРХИТЕКТОР

– АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР

– АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР

Москва – 2008


Примерная программа дисциплины «Эстетика архитектуры и дизайна» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 630100 АРХИТЕКТУРА (квалификация специалиста – АРХИТЕКТОР, АРХИТЕКТОР-ДИЗАЙНЕР, АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР), утвержденного Министерством образования РФ 10.03.2000 г.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель курса

Цель курса – дать студентам представление о развитии эстетических взглядов; ознакомить их с основными положениями современных отечественных и зарубежных эстетических концепций; выработать навыки практического использования эстетических знаний по архитектурному и дизайнерскому проектированию.





    1. Задачи курса

В соответствии с целью курса предполагается решение следующих задач:



  • способствовать приобщению студентов к эстетическим ценностям прошлого и настоящего (как зарубежной, так и отечественной эстетической мысли);

  • предоставить возможность студентам почувствовать свою самобытность в творческом процессе через призму эстетических ценностей;

  • создавать в учебном процессе условия для формирования у студентов собственной эстетическо-художественной концепции архитектурного и дизайнерского творчества.



    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Эстетика – система теоретических представлений о ценностных отношениях человека в мире (в природе, обществе, искусстве, в повседневной жизни и творчестве) и к самому себе. Эстетика вобрала в себя исторический и современный практический опыт ценностного восприятия мира и преобразования его по эстетическим принципам. Эстетические знания и опыт помогают в организации Культурной Среды на принципах гармонии, целостности, меры и ритма, одухотворяя и оздоравливая её.

Творчество архитектора и дизайнера на основе профессионального владения эстетическими принципами формообразования может сделать мир, в котором живет человек, более комфортным, здоровым, человечным и одухотворенным. Эстетические знания и опыт помогут и в становлении, развитии духовного мира самой творческой личности в ее художественном аспекте. Они расширят и обогатят культурный кругозор студента, позволят по-новому взглянуть и на свою профессию. Эстетические знания - надежная и необходимая база формирования профессиональной культуры архитектора, градостроителя, специалиста по ландшафтной архитектуре и дизайнера; они способствуют раскрепощению его творческие художественные способности. Эстетическая культура позволит почувствовать студенту уверенность в своей личностной самобытности; она способна инициировать творческую деятельность архитектора, дизайнера, как ХУДОЖНИКА.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса

В процессе изучения курса «Эстетика архитектуры и дизайна» весьма желательно ознакомление студентов не только с учебными пособиями, но и с отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, художников и архитекторов прошлого: Платону, Аристотелю, Витрувию, Леонардо да Винчи, Дюреру, Альберти, Буало, Клоду Перро, Дидро, Лессингу, Гердеру, Гегелю, Гете, Белинскому, Чернышевскому, Толстому, Достоевскому, Вл. Соловьеву, Бердяеву, Гропиусу, Ле Корбюзье, Моррису и т.д.

В учебном процессе всячески приветствуется самостоятельная работа студентов в виде контрольных работ, докладов на научных конференциях, а также подготовка студентами творческих рефератов, которые будут учтены и соответственно оценены в ходе как зачетной, так и экзаменационной сессии. Темы рефератов утверждаются в процессе собеседования с каждым студентом индивидуально.

Рекомендуется в учебном процессе использовать для ознакомления новейшие исследования по архитектуре и дизайну.




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




    1. Разделы курса

Курс «Эстетика архитектуры и дизайна» состоит из введения и двух разделов:



  • Введение.

  • Раздел I. История эстетической мысли в контексте общих культурных ценностей, и их влияние на опыт и теорию архитектурного и дизайнерского творчества.

  • Раздел II. Эстетико-художественные особенности архитектуры и дизайна конца XX – начала XXI вв.



    1. Темы и краткое содержание


Введение.
Тема 1. Предмет эстетики. Культурная Среда и эстетико-художественные ценности архитектуры и дизайна.

Архитектураэстетико-художественное явление. Архитектурное, дизайнерское творчество – как художественный процесс. Архитектор – Художник. Художественность архитектуры, архитектурного творчества, архитектора – сущность архитектуры. «Эстетическое» в архитектуре, в архитектурном творчестве, в архитекторе – основа рождения «художественности».

Эстетика – философско-теоретическая система представлений о специфической ценностной ориентации человека в мире. Сущность «эстетического» - субъектно-объектные отношения. Специфика «эстетического» - ценностные отношения на основе критериев: целостности, гармонии, меры, ритма и их производных. Место эстетических ценностей в «картине мира», в «мире воображения», в системе общекультурных ценностей.

Понятие «эстетическое», его происхождение и толкование в истории культуры. Многоликость и многофункциональность «эстетического».

Эстетические принципы – фундаментальные основы организации и функционирования Универсума и его составляющих. Универсальность эстетических принципов формообразования. Эстетические принципы – основа формотворчества архитектора и дизайнера. Эстетические принципы формообразования архитектуры и дизайна: целостность, гармония, мера, ритм.

Эстетические критерии - ориентиры и оценки творческой деятельности архитектора и дизайнера. Ценностное выражение (воплощение) эстетических ценностей в категориях: возвышенное, героическое, трагическое, комическое, безобразное, низменное, гармоническое, художественная мера и др. «Эстетическое», «художественное» и «прекрасное», родство, связь и специфика этих понятий.

Фундаментальность и универсальность эстетических принципов формообразования архитектуры и дизайна. Доминантные критерии эстетической ориентации (гармония, мера, целостность, ритм, идеал, духовность).

Эстетические принципы формообразования архитектуры и дизайна – основа рождения художественного образа.

Художественный образ – сущностный элемент архитектуры, дизайна. Художественный образ архитектуры, дизайнерского творчества как «летопись своего времени» и «исповедь творца».

Художественный образ – результат профессионального владения конструктивными, функциональными, эстетическими принципами формообразования и художественными средствами архитектуры и дизайна.

Художественный образ – носитель новизны и неповторимости, уникальности, выразительности, «заразительности», привлекательности архитектуры, дизайна.

Культурная Среда как исторические системы общекультурных ценностей Культурная Среда: ценностные представления человека об Универсуме, природе, социуме, человеке, его деятельности, о культуре, искусстве. Исторические системы ценности: древневосточная система ценностей (ДВЦ), европейская, атлантическая (глобальная) система ценностей (ЕЦ). Формирование новой системы ценностей на рубеже XX-XXI вв.

Культурная Среда – система основных ценностей, инициирующая творчество человека. Культурная Среда и эстетические отношения.

Профессионально значимые ценности архитектурной и дизайнерской деятельности: пространство, время, природа, материал, форма.

Культурная Среда и творческая деятельность архитектора, дизайнера.



Творческая личность и архитектурное, дизайнерское проектирование. Эстетические и художественные особенности творческой личности архитектора, дизайнера.

«Открытость» творческой личности. Творческая личность архитектора, дизайнера и ее «общение-диалог» с Культурной Средой.



Творческий процесс архитектурного и дизайнерского проектирования. Творческий процесс – подвижная, сложная, изменяющаяся, неравновесная система. Типы творческого проектирования.

Эстетические и художественные принципы творчества архитектора и дизайнера.

Роль эстетики в формировании общей и художественной культуры архитектора и дизайнера, их профессионального мастерства. Основные тенденции и актуальные проблемы развития эстетической культуры настоящего и будущего и перспективы архитектуры и дизайна в III тысячелетии.

Раздел I. История эстетической мысли в контексте общих культурных ценностей, и их влияния на опыт и теорию архитектурного и дизайнерского творчества
Тема 2. Эстетическая культура древневосточной цивилизации. Формирование эстетико-художественной системы «архитектура» в древневосточной системе ценностей

Эстетический опыт Древнего Востока. Реконструкция Древневосточной системы ценностей (ДВЦ). Иерархия ценностей. Место государства – ценностная вершина. Особое почитание порядка, иерархии, традиции, ритуала.

ДВЦ и место в ней эстетического интуитивно-созерцательного опыта Древнего Востока.



Культурная Среда ДВЦ и ценностно-сакральное восприятие пространства, времени, природы, материала, формы.

Родственностью и единством всех предметов Универсума в ДВЦ.



Пространство: «cвое» - освоенное и «отграниченное», «чужое», «чуждое», «враждебное». Архитектурное пространство в ДВЦ.

Время – как вечность. Ценностная установка жизни и деятельности человека ДВЦ; «возвращение на круги своя». Архитектурное воплощение вещности.

Небо – точка отсчета ценностной ориентации и организации пространства в Древнем мире. Небо – сакральные образец и идеал для подражания, прототип всего земного. Сакральный смысл Центра: соединение Неба и Земли, обыденного, повседневного и сакрального. Роль и смысл центра в архитектурной композиции ДВЦ.

Природа – старшая, глубоко почитаемая «родственница» человека. Природа – учитель и учебник для человека. Интуитивно-ценностная установка – «не навреди» и «уподобляйся». Роль Природы в жизни и архитектурной деятельности ДВЦ.

Выбор Места для строительства и архитектуры в ДВЦ. Место – сакральная точка освоенного пространства. Выбор материала для архитектурной деятельности. Материал – носитель образа вечности, надежности, прочности, стабильности.

Архитектура ДВЦ – по природе, по сути - ландшафтная архитектура.

Деятельность, ценимая как «служение», как выполнение благородной миссии. Творчество – ритуальное повторение первозданных сакральных образцов. Принципиальный традиционализм деятельности. Строительство, архитектура – ритуальное действо, повторяющее сакральный акт творения космоса. «Творчество» как мимесис.

Знания - синкретичные, утилитарно-прагматичные. Особое уважение к знаниям прошлого, знаниям и опыту предков. Ценность традиционного знания. Эмоционально-интуитивный и утилитарно-прагматичный «формат» знаний.

Преобразование строительной культуры в архитектуру.



Архитектура – как упорядоченная форма, подобная организации, устройству Вселенной. Подобие архитектуры сакральному прообразу – залог ее реальности, прочности, функциональности, вечности, «информативности». Сакральность – системообразующий элемент архитектуры ДВЦ.

«Сакральный образ» архитектуры - носитель важнейшей, социально значимой информации для древнего человека. Сакральные образы – основа и источник ценностно-значимых явлений для всей истории человечества. Поиски «художественной образности» прочности и пользы - условие рождения архитектуры. Архитектура и другие виды «художественной» деятельности. Первозданный синкретизм «художественности». Принципиальный символизм архитектуры ДВЦ.

«Художественная образность» и ее освоение средствами архитектуры. Выразительный язык архитектуры Древнего Востока. «Формат» художественной выразительности – сакральный символ. Символ монументальности, мощности, величественности, вечности сил Природы, Космоса, Богов.

Своеобразие «художественной образности» в ДВЦ. Архетипы содержания архитектурной формы - социально-значимая информация о мире, ценностях, о месте и роли человека в Культурной Среде ДВЦ.



Эстетические принципы формообразования архитектуры ДВЦ. Ценностная значимость и смысл: порядок, незыблемость, вечность оформленность, равновесность.

Целостность (композиция): органичная вписанность в природу, завершенность, замкнутость, вертикализм, ступенчатость как олицетворения вечности, традиционности, ритуальности, иерархичности.

Гармония: торжественно-степенная, суровая, спокойно-созерцательная.

Мера: космическая, нечеловеческая, олицетворение вечности.

Ритм: ритуально-повторяющийся, размеренно-монотонный, «эпический».

Архитектурная Форма (ЭПФ) – культурная организация обитания человека и информация о его ценностях. Архитектурные формы (круг, овал, вертикаль, крест)– символы – знаки культурной деятельности человека в мире.

Формы организованной среды обитания и ее космологические значения. Региональные особенности «работы» гармонии, меры, ритма, композиционного решения архитектурных комплексов как отражение своеобразия Культурной Среды регионов.

Эстетико-художественные особенности комплексов и ансамблей архитектуры ДВЦ. Эстетическо-выразительные особенности предметной среды в ДВЦ.


Тема 3. Античная эстетика и архитектурная практика; создание предметной среды в условиях перехода от древневосточной к европейской системе ценностей

Культурная Среда античной цивилизации и состояние «бифуркации» - выбора и перехода к новой системе ценностей. Переход от ДВЦ к ЕЦ. Становление новой системы ценностей. Первые шаги «проекта классика».

«Европейская система ценностей». Открытие и античная интерпретация ценности личности и ее свободы. Свободный гражданин античного полиса. Античное толкование идей равенства и братства. Оценка места и роли художника, архитектора.

Ценностная характеристика деятельности, как профессионального труда. Профессиональный труд в содружестве с ценностной установкой на служение. Профессиональный характер деятельности, творчества. Представление древних о творчестве. Учение о мимезисе. Творчество как подражание своему «эйдосу». Эйдосы-архетипы космоса, природы. Рождение профессионального искусства.

Аристотель о профессиональной художественной деятельности: естественная способность, знания, точность (навыки). Понятие мастерства. Профессиональная деятельность архитектора в античной культуре.



Знания - интеллектуально-теоретические, профессиональные, инициирующие на «открытия», на понимание сути и целесообразности деятельности.

Развитие эстетической мысли от интуитивно-созерцательного характера к философско-теоретической. Эстетика в Древней Греции: от мифологии к философии.

Основные категории: целостность, гармония, ритм, мера, мимесис, катарсис и др. Принципы математической эстетической художественной гармонии. Число и его сакральное толкование в конструировании. Закон художественной меры.

Эстетические взгляды Гераклита, Пифагора, Демокрита. Толкование «целого», «единого», «гармонии», «меры», «ритма» и архитектурное творчество.

Эстетические концепции Сократа, Платона, Аристотеля. Проблема красоты, прекрасного и целесообразности в античной эстетике. “Диалоги” Платона и “Поэтика” Аристотеля. Спор Аристотеля с Платоном о природе Прекрасного, об отношении искусства к действительности. «Прекрасное» как основополагающее, как закономерный аттрактор мироздания, человека и его деятельности. «Прекрасное» - как воплощение, носитель и «знак» доброго, истинного, целесообразного, добротного, прочного, функционального. «Прекрасное» и архитектура.

Эстетические принципы катарсиса и калокагатии в развитии античной эстетической культуры и толкование творчества, архитектурной деятельности.

Художественная жизнь в античности. «Хоровод муз». Искусство и действительность. Ценностная установка античной культуры – порядок как приоритетность целенаправленной культурной, преобразовательной деятельности, как проявление меры человека.

Теснейшая, родственная связь природы и культуры. Отношение к Природе как к стихии, но упорядоченной, организованной по меркам человека.



Архитектура в системе муз. Архитектура результат самостоятельной, профессиональной деятельности. Рождение ордерной архитектуры.

Архитектура – выражение естественно-родственной связи и культурного противопоставления природе. Периптер Y века - бесконечное пространство природы, из которого он вырастает.

Аттрактор системы античная архитектура – целесообразность. Целесообразность в работе архитектора с материалом. Поиск гармонии необходимости природного материала, физических законов и свободы творческого целеполагания. Целесообразность – основа творческой программы архитектора.

Античная архитектурная форма Художественный образ архитектуры античности – идеал «прекрасного». «Прекрасное» в архитектуре - как выражение простоты, соразмерности, комфортности, надежности по меркам человека. Древнегреческая ментальность и ее ценностное «прочтение» целостности, гармонии, меры и ритма в архитектуре.



Целостность (композиция): простота и завершенность как выражение совершенства культурной деятельности человека.

Гармония: «диалоговая соревновательность» с внутренним спокойствием.

Мера: человек – как микрокосм в макрокосме.

Ритм: естественно-природный, сообразный природе и достоинству свободного гражданина.

Художественная выразительность классической античной архитектуры и европейская система ценностей. Выразительность конструкций и функций античной классической архитектуры. Художественный образ античной архитектуры: целесообразность деятельности человека, исключающая случайность. Художественный образ архитектуры греческой классики как выражение гармоничного идеала, калокагатийности человека.

Европейская система ценностей и ее интерпретация римской культуры. Римская архитектура, как летопись римской истории от республики к империи. Новые ценностно-смысловые акценты. Римлянин - Гражданин Мира, воин-завоеватель и победитель. Ремесло - дар космоса (Витрувий). Знания для избранных. «Десять книг о зодчестве» Витрувия – обобщение опыта и знаний архитектурного творчества. Структурное обоснование архитектурного образа в триаде «польза, прочность, красота». Витрувий о тектонике и гармонии архитектурного сооружения, о роли интеллекта архитектора в его творчестве. Античный «архитектурный категориальный аппарат»: строй, расположение, эвритмия, соразмерность, украшение, экономия и их профессиональное прочтение в контексте античной системы ценностей.



Целостность (композиция): тенденция к «открытости».

Гармония: пафосная, героическая, строгая, сдержанная.

Мера: Гражданин Мира.

Ритм: «военно-чеканный», торжественный.

Разнообразие художественной выразительности римской культуры: от возвышенно-мужественного, торжественно-героического, «воинственного духа» до изящного, грациозно-утонченного.

Эстетическое освоение предметной среды в античном мире.
Тема 4. Эстетика и художественный образ романики и готики

Европейская система ценностей и средневековая культура. Понимание мира, природы, как «космос» и «олам».

Время – как вечность и «мгновения». Субъективные переживания человека: надежды в настоящем, ожидания будущего, вспоминания о прошлом.

Средневеково-европейское прочтение демократии, равенства, свободы, братства.

Интерпретация европейской системы ценностей в контексте христианской культуры. Этические «первоначала» средневекового мира: добро и зло. Различения между ними. Поиск утраченной гармонии и целостности.

Европейская система ценностей и исламский мир. Европейская система ценностей и мир средневековой Руси.

Понимание личности. «Открытие ценности» внутренней жизни человека, его субъективных переживаний. «Открытие» сложного внутреннего мира человека, многогранность и противоречивость его духовной жизни (Августин Блаженный и его «Исповедь»; Пьер Абеляр и его автобиография «История моих бедствий»). Начало пути к «самопознанию». Синтез материального и духовного в человеке. Новое в понимании творческой личности, художника. Первые «открытия» самоценности Художника. Возрастание социальной значимости архитектора. Архитектор – синтез ученого и художника. Творческие амбиции средневековых «магистров каменного строения».

Новые ценностные акценты знания. Истина, вера, откровение. Истина – мудрый поступок. Математические знания - знания, приближенные к божественным истинам (Фома Аквинский). Вторичность по значимости, ценности изучение природы.

Истоки понимания «духовное» в учении Плотина. Синтез знаний, веры и откровений.

Религиозно-схоластический характер эстетики Средних веков. Эстетические концепции раннего Средневековья (Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций). Основные эстетические категории и их иерархия. От эстетических взглядов раннего Средневековья к эстетическим взглядам позднего Средневековья.

Эстетические концепции позднего Средневековья в Западной Европе (П. Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский). «Реализм» и «номинализм» в философии и их эстетические аспекты. Эстетика средневековья и архитектурная культура.

Средневековые ценности человеческой деятельности, творчества. Ритуальный характер творческой деятельности. Синтез ритуальности и интеллектуальности. Деятельность человека результат синтеза воли и «благодати». Нравственные позиции и творчество (чистота души предшествующая творчеству, очищение духа постами и молитвами, преодоление в себе всего суетного, меркантильного). Передача опыта только избранным. Архитектурное творчество – как профессиональная деятельность и служение в контексте европейской системы ценностей. Служение и свобода выбора. Готика - искусство строить, превращенное в науку. Синтез математической точности и свободного владения мастерством. Мастерство конструкции и композиции в создании иллюзии, впечатления, образа дематериализации.

Творчество - это поиск формы и «накладывание» ее на материю. Форма в душе. Требования к зодчим по созданию храма (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Ремесленное творчество и создание предметной среды в культуре Средневековья.

Средневековая культура - процесс окультуривания, одухотворения духовной природы в человеке, в материале. Приоритет свободного духа. Ценностные установки на восстановление утраченной гармонии и целостности. Подражание природе и выявление сущности вещей.

Особое место архитектуры в средневековой художественной культуре. Архитектура - опора сложения национальных и государственных образований в Европе. Национальное своеобразие общих принципов архитектурного формотворчества.

Богатство, сложность и основные противоречия эстетической культуры средних веков: религиозное искусство и религиозная тема в искусстве; религиозное искусство и светское искусство; светское искусство и народное творчество.

Эстетическая культура средневековья: синтез красоты и безобразного, света и мрака, мелкого и грандиозного, конечного и бесконечного, единичного, конкретного и обобщенного. Синтез «прекрасного» и «безобразного» (Боэций, Бонавентура, Фома Аквинский). Красота в её математическом понимании.

Архитектура в системе искусств. Синтезирующие возможности архитектуры к готике.

«Романика», «готика» - культура «стиля». «Стиль» в средневековье как стиль жизни, мысли, чувства, повседневности. Последовательно- «линейное» развитие от стиля «романика» к стилю «готика». «Романика» и «готика» - разные системы мироощущений и ценностей.

Романская и готическая архитектура как основные доминанты в развитии стилевой культуры Средневековья.

Архитектура «романики». Ее эстетические принципы формообразования и художественная выразительность.

Формирование нового архитектурного стиля – готики. Роль и значение аббата Суггерия в этом процессе. Самооценки Суггерия.

Архитектура готики – вершина выразительности «духа» средневековья. Готическая архитектура – тонкий инструмент обострения способности души человека. Культовая архитектура в средние века. Храм в средневековье – дом духовного и душевного родства.

Серьезные изменения в архитектуре. Появление новой конструктивной идеи - «ответ» на новое прочтение европейской системы ценностей.

Эстетико-художественные оценки готики. Неоднозначность ценностных характеристик готики. Готика – как несоответствие общепризнанным нормам, ценностям. Готика – это «через чур», без «должной» меры, с нарушением привычной меры. Достоинства готики (Гёте).

Художественный образ готики - величественность, возвышенность, порыв к Абсолюту. Содержание культовой готики (тема, замысел, идея) – «духовность», «отрешенность от суеты», «прочность», «вечность». Ценностная информация архитектурной формы готики - культ, почитание Абсолюта. Символичность художественного образа средневековой культуры. Мир постигается через символы. Постижение как «духовное зрение».

Художественный образ готики. ХО – это синтез образа духовности и математического расчета. Средневековое понимание образа, художественного образа. Художественный образ как символ. Символы - носитель духовного в материальном.

Символ - носитель информации в трех ипостасях: знак, где смысл доступен только посвященным; образ, доступный всем людям данной культуры; «откровение» - непосредственная передача информации. Символ – синтез слова и молчания; смысла явленного и паузы, недоговоренности. Недоговоренность, многозначность и глубина символа.

Эстетические принципы формообразования культовой архитектуры в готике. Ценностно-смысловое толкование готической архитектуры в средневековье.

Целостность. Архитектура культовых сооружений - «сложение» целостности из отдельных камней, как община из отдельных членов (братьев и сестер); город «составлен» в единую целостность из отдельных дворов и усадеб. Целостность как синтез противоположностей. Синтез пространства и время, духа и материи (Иерусалим и Афины), откровения и ratio, демократии и иерархии, структурности и пластичности.

Гармония. Равновесие-гармония между единичным и единым; преодоление традиционного дуализма древних культур. Гармония - синтез противоположных сторон. Созвучность-гармония архитектоники и внутреннего духа личности.

Синтез – как соединение несоединимого, единичного, конкретного и обобщенного в символе. Синтез вечности и времени.



Мера – синтез меры человеческой и меры Абсолютной, божественной.

Ритм – духовный порыв к Абсолюту. Беспокойный ритм, устремленный к покою.

Приемы и средства формообразования как инициаторы определенного состояния духа: толкование целого – композиции: синтез дифференцированности и замкнутости.

Атектоника - аттрактор архитектурной эстетической системы «готика». Духовное начало – аттрактор художественной системы «готика».

Замкнутость – средство сосредоточиться, уйти внутрь себя, услышать себя в общении с высшими, абсолютными ценностями. Замкнутость - условие свободного вознесения вверх, ощущения возвышенного покоя.

Дифференциация, разбросанность, многообразие, но без нарушения целостности. Синтез индивидуального многообразие и целого. Синтез конечного и бесконечного. Синтез движения и покоя.

Европейская система ценностей и Культурная Среда Византии. Эстетика Византии (Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др.). Проблема образа и символа. Своеобразие эстетических взглядов и художественной практики в Византии. Архитектура в Византии и её эстетическая характеристика. Храм – как символ небесного мироздания. Архитектура и жанр «экфраксис». «Иконоборцы» и «иконофилы» (Византия). Иоанн Дамаскин и его понимание «иконописного искусства». «Ереси» (богомильство, катары, манихейство, павликианство, «раскольники» в России) и их влияние на различные грани этической и эстетической культуры в эпоху Средневековья.

Своеобразие Культурной Среды Древней Руси. Особенности развития эстетических взглядов и эстетической культуры средних веков в России (X-XVI века). Своеобразие русской архитектуры. Особая связь русской архитектуры с природой. Эстетико-выразительные характеристики русской архитектуры.


Каталог: kafedra
kafedra -> Тема: Детский травматизм. Травма мягких тканей лица и органов рта у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Показания к госпитализации ребенка
kafedra -> История современных антимикробных средств началась с открытия Паулем Эрлихом способности анилиновых красителей убивать трипаносомы
kafedra -> Врожденные
kafedra -> Рис. Розовая расцветка 11 зуба обусловлена пломбированием корневых каналов резорцин
kafedra -> Апендицит Апендицит
kafedra -> Гемангиома. Лимфангиома. Нефробластома (опухоль Вильмса) Гемангиома
kafedra -> Інтракраниальные аневризмы
kafedra -> Інтракраниальные аневризмы


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет