Проблема интуиции в философии



Pdf көрінісі
Дата26.10.2018
өлшемі37.12 Kb.
#94979

14 

 

УДК 11 



 

ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ 

 

Г. Ф. Алиева 

Бакинский государственный университет,  

г. Баку, Азербайджан 

 

PROBLEM OF INTUITION IN THE PHILOSOPHY 



 

G. F. Alieva 

Baku State University, Baku, Azerbaijan 

 

Summary. Intuition as an element of human cognitive activity is always attracted the atten-

tion  of  researchers,  regardless  of  their  ideological  orientation.  The  difficulty  of  studying  intuition  is 

primarily concerned with its inaccessibility in terms of rational perception. The article discusses vari-

ous estimates of the content and the form of intuition in the philosophical context. 

Key  words:  intuition;  philosophy;  psychology; nature and forms of expression  of intuition; 

intuition in philosophical systems. 



 

Известно, что интуицию иногда считают проявлением биологического ин-

стинкта, помимо этого, толкуют как форму чувственного познания, врожденные 

идеи, ложное чувство, «высшее озарение», сверхъестественную силу. К примеру, 

в  большинстве  религиозных  систем  Востока  интуицию  считают  проявлением 

высшего знания, качеством, данным свыше сверхъестественными силами. 

Каждый вид интуиции как проявление знания содержит в себе реальную 

истину. Человеческий разум, воспринимая реальность, все время пытается при 

при  этом  найти  грань  между  практическими  знаниями,  приобретенными  в 

опыте,  и  продвижением  от  этого  знания  и  относительной  истины,  при  этом 

выявляющейся, к абсолютной истине.  

Другая, не менее значимая проблема – можно ли воспринимать некоторые 

истины  непосредственно,  без  цепочки  доказательств?  Интеллектуальная 

интуиция  возникла  как  раз  в  ответ  на  подобный  вопрос.  В  научной  литературе 

проблема интуиции рассматривается в рамках как философской, так и психоло-

гической парадигмы. В целом интуиция определяется: 

1)  как  вид  знания,  сущность  которого  определяется  способом  его  пости-

жения. Это непосредственное знание, т. е. не нуждающееся в доказательстве и 

воспринимающееся  как  истина.  Эта  позиция  близка  пониманию  интуиции  в 

представлении Платона, Декарта, Локка, Спинозы, Лейбница, Гегеля, Бергсона. 

Отметим,  что  знания,  приобретаемые  непосредственно  или  косвенным  обра-

зом,  свойственны  всем  научным  дисциплинам,  однако  разница  между  этими 

способами была определена со стороны математических наук;  

2) по способу восприятия интуиция есть  проявление истины, т. е. объек-

тивных связей между предметами, причем в качестве созерцания  (intueri в пе-

реводе с латинского означает созерцание, восприятие «внутренним» зрением).  

Исследователи определяют следующие общие черты интуитивного знания:  

1)

 



непосредственность  интуитивного  постижения,  т.  е.  отсутствие 

первичных умозаключений; 

2)

 

независимость от доказательств и умозаключений



3)

 

вера в истинность выводов (которые основываются на подсознатель-



ных моментах); 

4)

 



значимость предыдущих знаний и опыта [3 и др.]. 

Интуитивное постижение реальности отличается от познания, основанного 

на рассуждении, определениях, силлогизмах и логическом аппарате доказательств 


15 

 

своей  непосредственностью.  Интуитивное  познание  имеет  ряд  преимуществ  по 



сравнению  с  рациональным  познанием,  и  они  определяются  исследователями 

следующим образом:  

1)  преодолевая  ограничения  в  решении  той  или  иной  проблемы 

известным  способом,  интуитивное  познание  дает  возможность  выходить  за 

рамки  представлений,  диктуемых  логикой  и  здравым  смыслом,  и  видеть  при 

этом проблему в целом;  

2)  интуитивное  знание  дает  возможность  видеть  познаваемый  предмет 

сразу  и  с  точки  зрения  содержания  в  целом.  Известно,  что  рациональное  по-

знание в основном видит вначале «части» и лишь затем занимается их рекон-

струкцией;  ясно,  что  это  является  рутинной  работой,  и  зачастую  работа  из-за 

этого не может быть доведена до конца

3)  интуитивное  знание  с  точки  зрения  непосредственного  восприятия 

вещи носит относительный характер, поскольку состоит из абсолютной истины, 

а рациональное познание состоит в первую очередь из символов

4)  интуиция  воспринимает  реальность  динамично,  в  живом  виде,  а  ра-

зумное познание – в виде статичного, в определенной мере «мертвого» знания; 

5)  интуитивное  знание  раскрывается  как  высшее  проявление  интеллек-

туального  знания,  поскольку  разум  одновременно  и  размышляет,  и  созерцает 

истину [4]. 

Вместе с тем наряду с преимуществами перед рациональным познанием у 

интуитивного познания есть ряд затруднительных моментов, к которым иссле-

дователи относят следующие: 

1) неясность причин, приводящих к определенному результату; 

2) отсутствие понятий и символов, связывающих процесс интуиции внут-

ри себя в единое целое

3)  отсутствие  аргументов  для  подтверждения  полученных  результатов. 

Ясно, что выявление связей между предметами или событиями создает у чело-

века  уверенность  в  приобретенных  знаниях,  вместе  с  тем  этого  недостаточно 

для  доказательства  истины.  Для  этого  возникает  потребность  в  дополнитель-

ных аргументах. 

Каждая  интуитивная  истина  нуждается  в  доказательстве,  и  это  обычно 

осуществляют  путем  определения  логических  выводов  и  их  сравнения  с 

реальными наличными фактами [5].  

Известно,  что  сознание  ориентируется  на  основе  основных  психических 

функций организма (эмоции, мышление, чувства и интуиция). Своеобразие ин-

туиции состоит в том, что она участвует в восприятии непосредственно, т. е. она 

обладает иррациональной функцией. В отличие от других функций восприятия, 

интуиция может иметь общие черты с чувствами и мышлением.  

Как  уже  отмечалось  выше,  некоторые  исследователи  рассматривают  ин-

туицию  на  уровне  обычного  биологического  инстинкта,  который  необходим 

живым  существам  для  продолжения  жизни.  К  примеру,  руководствуясь  внут-

ренним чувством, морские черепашки, вылупившись из яйца, тут же стремятся 

к морю. С этой точки зрения позиция в интуитивизме Анри Бергсона, основы-

вающаяся на «творческой эволюции», уже не вызывает  удивления. Интуиция, 

по  мнению  Бергсона,  являясь  проявлением  «жизненной  силы»,  противостоит 

разуму, рассудку и науке и может быть сравнима лишь с сущностью бытия [6]. 

Следует отметить, что имеется множество гносеологических подходов, и 

почти  во  всех  имеются  теории  интуиции.  Представители  различных  сфер 

наук, в том числе и не связанных друг с другом, основываясь на своих наблю-

дениях  над  творческим  процессом,  высказывают  различные  мысли  об  эври-

стической роли интуиции. С точки зрения научной целесообразности считает-


16 

 

ся,  что  поиск  здесь  какого-либо  единообразия  не  является  целесообразным. 



Если  анализ  интуиции  ведется  с  точки  зрения  последнего  этапа  творческой 

деятельности  ученого,  тогда  можно  говорить  о  феноменальных  особенностях 

интуиции. 

Интуиция  как  форма  познания  берет  свое  начало  в  чувствах  и  восприя-

тии.  Однако  согласно  диалектическому  методу  эти  основания  не  являются 

сторонними элементами разума, иначе не смогли бы стать средством познания. 

Несмотря на завершенность процесса познания, интуиция, производящая впе-

чатление ясных и сверхъестественных знаний, всегда была объектом дискуссий, 

споров и критики.  

Интуицию не следует, как уже отмечалось выше, сводить к методу опре-

деления новых принципов математики и естественных наук. Выводы, получен-

ные  интуитивным  путем,  нуждаются  одновременно  в  глубоком  логическом 

анализе  и  систематизировании,  поскольку  выводы  формируются  при  посред-

стве соответствующих систем и направлены на выявление ситуаций, которые не 

могут подлежать логической интерпретации.  

 

Библиографический список 



 

1.

 



История психологии. URL: ido.rudn.ru/psychology/history_of.../6.html  

2.

 



Литвинова А. Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте 

научного познания / под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. – СПб. : Санкт-Петербургское 

философское общество, 2002. – С. 135–150. 

3.

 



Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике: очерк истории: XVII  – начало 

XX В. – Изд. 3-е, стереотип. – М. : Соцэгиз, 1963 – М. : Едиториал УРСС, 2004. 

4.

 

Саторин 



И. 

Развитие 

интуиции, 

проницательность 

и 

утонченность. 



URL: 

http://progressman.ru/2011/02/intuition/ 

5.

 

Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов. – Изд. 2-е, испр. 



и доп.– М. : Академический Проект, 2000. – 639 с. 

6.

 



Голышева М. Интуиция А. Бергсона. URL: http://intuit4.intuit.ru/studies/ 

 

© Г. Ф. Алиева  

 

 



Каталог: files
files -> 1 дәріс : Кіріспе. Негізгі түсініктер мен анықтамалар. Тиеу-түсіру жұмыстары жөніндегі жалпы түсініктер
files -> Қыс ең зақымданатын жыл мезгілі. Бірақ жаралану, сынық, тоңазу, үсіп қалу біздің қысқы тұрмыстың міндетті салдары емес
files -> Қазақ халқының ұлттық ойындары
files -> Тема: Детский травматизм. Травма мягких тканей лица и органов рта у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Показания к госпитализации ребенка
files -> Тематичний план практичних занять


Достарыңызбен бөлісу:




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет