Познакомиться со стихотворениями поэтов-бардов и современной рок-поэзией; познакомиться со стихотворениями поэтов-бардов и современной рок-поэзией



Дата26.10.2018
өлшемі445 b.



познакомиться со стихотворениями поэтов-бардов и современной рок-поэзией;

  • познакомиться со стихотворениями поэтов-бардов и современной рок-поэзией;

  • провести сравнительный анализ стихов поэтов-бардов (на примере творчества А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы), поэтов Серебряного века, библейских текстов;

  • провести сравнительный анализ текстов современной рок-поэзии, классических, библейских и античных текстов;

  • выявить общие образы, мотивы, темы произведений рок-поэтов, поэтов-бардов и произведений предыдущих эпох.





знакомство со стихами А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы; Б. Гребенщикова, А. Васильева,

  • знакомство со стихами А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы; Б. Гребенщикова, А. Васильева,

  • Д. Арбениной, Земфиры;

  • сбор и сравнительный анализ поэтических текстов, текстов классической, евангельской, античной литературы;

  • выявление общих образов, мотивов, тем произведений рок-поэтов, поэтов-бардов и произведений предыдущих эпох, особенностей использования интертекстов в творчестве поэтов-бардов и рок-поэзии;

  • классификация реминисценций;

  • оформление результатов исследования.



Но, может быть, поэзия сама –

  • Но, может быть, поэзия сама –

  • Одна великолепная цитата.

  • …а так как мне бумаги не хватало,

  • Я на твоем пишу черновике.

  • И вот чужое слово проступает…

  • А. Ахматова



Аллюзии и реминисценции в поэзии А. Галича

  • Аллюзии и реминисценции в поэзии А. Галича



Девушка пела в церковном хоре



С глубоким уважением и любовью А. Галич относился к Анне Андреевне Ахматовой. Посвященная ей песня «Снова август» насыщена воспоминаниями, ассоциациями и аллюзиями. О мрачных днях, когда у Ахматовой был арестован сын, она вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».

  • С глубоким уважением и любовью А. Галич относился к Анне Андреевне Ахматовой. Посвященная ей песня «Снова август» насыщена воспоминаниями, ассоциациями и аллюзиями. О мрачных днях, когда у Ахматовой был арестован сын, она вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».

  • Но вьется, вьется челка Колечками на лбу, Уходит в ночь девчонка Пытать свою судьбу. Следят из окон постно За нею сотни глаз, А ей плевать, что поздно, Что комендантский час!





В текстах барда функционирует множество разнообразных языковых средств, напоминающих о Библии. Несомненно, темы, поднимаемые в стихотворениях Б. Окуджавы, вечны. Это порядочность, нравственность, вера, надежда, любовь. И все они имеют под собой религиозную подоплеку. Библеизмы в поэзии Окуджавы получают не только языковую, но и смысловую трансформацию:

  • В текстах барда функционирует множество разнообразных языковых средств, напоминающих о Библии. Несомненно, темы, поднимаемые в стихотворениях Б. Окуджавы, вечны. Это порядочность, нравственность, вера, надежда, любовь. И все они имеют под собой религиозную подоплеку. Библеизмы в поэзии Окуджавы получают не только языковую, но и смысловую трансформацию:

  • Буду я стоять перед тем судом

  • Голова в огне, а душа в думу…

  • Моя Родина – мой последний дом,

  • Все грехи твои на себя возьму.

  • («По какой реке твой корабль плывет…»)



Поэзия БГ немыслима вне контекста русской литературы XIX в., мотивы и образы которой, переосмысленные и трансформированные, становятся неотъемлемой частью его художественного мира. Особое место в нем, несомненно, занимают Пушкин и Достоевский. Пушкин «существует» в поэзии Гребенщикова на самых разных уровнях текста, и прежде всего как самостоятельный художественный образ («персонаж») - носитель определенного мотива:

  • Поэзия БГ немыслима вне контекста русской литературы XIX в., мотивы и образы которой, переосмысленные и трансформированные, становятся неотъемлемой частью его художественного мира. Особое место в нем, несомненно, занимают Пушкин и Достоевский. Пушкин «существует» в поэзии Гребенщикова на самых разных уровнях текста, и прежде всего как самостоятельный художественный образ («персонаж») - носитель определенного мотива:

  • И когда по ошибке зашел в этот дом Александр Сергеич с разорванным ртом, То распяли его, перепутав с Христом, И узнав об ошибке днем позже.

  • ("Сталь" / "Акустика", 1981-1982)



Христианство, Библия, вера являются сферами, в которых рок-поэты ищут свою нравственную и духовную основу. «Мы все поем о себе, / О чем же нам петь еще? / Но словно бы что-то не так, / Словно бы блеклы цвета, / Словно бы нам опять не хватает тебя, / Серебро Господа моего» («Серебро Господа моего»). Б. Гребенщиков использует библейские образы, символы, сюжеты, крылатые выражения, переосмысляя их: [«Рыба», («Ихтиология», 1984); «Серебро Господа моего» («Библиотека Вавилона», 1981—1993); названия религиозных жанров [альбом «Притчи Графа Диффузора» (1974); «Хорал» («Треугольник», 1981); «Апокриф» («Гиперборея», 1997); «Псалом 151» («Сестра Хаос», 2002)].

  • Христианство, Библия, вера являются сферами, в которых рок-поэты ищут свою нравственную и духовную основу. «Мы все поем о себе, / О чем же нам петь еще? / Но словно бы что-то не так, / Словно бы блеклы цвета, / Словно бы нам опять не хватает тебя, / Серебро Господа моего» («Серебро Господа моего»). Б. Гребенщиков использует библейские образы, символы, сюжеты, крылатые выражения, переосмысляя их: [«Рыба», («Ихтиология», 1984); «Серебро Господа моего» («Библиотека Вавилона», 1981—1993); названия религиозных жанров [альбом «Притчи Графа Диффузора» (1974); «Хорал» («Треугольник», 1981); «Апокриф» («Гиперборея», 1997); «Псалом 151» («Сестра Хаос», 2002)].



1. Упоминание имен античных исторических и мифологических персонажей, античных реалий. Б. Гребенщиков: «Вот идет Орфей-Пифагор, //Вот идет Орфей-Пифагор,// Вместе с Еврипидом из-за леса, из-за гор», «У каждого в сердце разбитый Гектор один».

  • 1. Упоминание имен античных исторических и мифологических персонажей, античных реалий. Б. Гребенщиков: «Вот идет Орфей-Пифагор, //Вот идет Орфей-Пифагор,// Вместе с Еврипидом из-за леса, из-за гор», «У каждого в сердце разбитый Гектор один».

  • Д. Арбенина: «Здесь у птиц парализует крылья, // И Икару не к чему стремиться, // Новый год приходит годом старым, // Ничего не может измениться»

  • Земфира: «В руки твои умру, // В руки твои опять, // Недолетевший Икар».

  • 2. Цитаты и реминисценции сюжетов античной мифологии и литературы.

  • Например, у Б. Гребенщикова: «Ты держишь небо столько лет, // Но как легко твоим плечам, // Твои орлы всегда зорки, // Пока едят с твоей руки»; у Земфиры: «Мы пришьем друг другу крылья, // Я летаю, ты летаешь <...> Если бы из шелка нитки, // Может быть, и не достали <...> Будем штопать раны-крылья, // Поздравляю, долетели!».

  • 3. Прямое введение в текст латыни, латинских пословиц либо перифрастическое указание на них: М. Покровский - terra incognita; Б. Гребенщиков: «Мне как-то странно быть любовником муз, // Стерилизованных в процессе войны» (перифраза пословицы «Inter arma tacent Musae»).



Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верна. Мы можем говорить о существовании общих образов, тем, мотивов бардовской и рок-поэзии и литературы предыдущих эпох.

  • Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верна. Мы можем говорить о существовании общих образов, тем, мотивов бардовской и рок-поэзии и литературы предыдущих эпох.

  • Рассмотрев творчество таких поэтов-бардов, как А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, произведения современных рок-поэтов на примере включения в них интертекстов, мы пришли к следующим выводам:

  • появление реминисценций в художественном тексте никогда не бывает случайным;

  • используя чужой текст, поэт, как правило, полемизирует с его создателем или, напротив, присоединяется к тем мыслям, которые были высказаны до него;

  • автор словно вступает в диалог с тем, кого цитирует, расширяя и переосмысляя образ или цитату;

  • в любом случае реминисценция оказывается средством расширения смысла произведения.



Ахматова А. Я – голос ваш. М., 1989г

  • Ахматова А. Я – голос ваш. М., 1989г

  • Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. С англ. изд. 1909 г. М., 1988.

  • Берков В. П.,. Мокиенко В. М,. Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М.: Русские словари, Астрель, АСТ, 2000.

  • Г а л и ч А. Облака плывут, облака. – М., 1999

  • Гребенщиков Б. Книга песен Б. Г. – Олма Медиа Групп, 2007

  • Доманский Ю. «Русская рок-поэзия: текст и контекст». – Москва, "Intrada" – изд-во Кулагина, 2010.

  • Еремин Е. М. Религиозные искания рок-поэта Б. Гребенщикова (на

  • материале поэтических текстов альбома «Сестра Хаос») // Религиоведение 2010. № 2.

  • Окуджава Булат. Март великодушный. – М.: Советский писатель, 1967.

  • Окуджава Булат. Посвящается вам. Стихи. - М.: Советский писатель, 1988

  • Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А. Молоткова. М.: Русский язык, 1987.

  • Шадрин Н. Л. Перевод фразеологических единиц и со­поста­ви­тельная стилистика. Саратов, 1990.

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • http://www.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html

  • http://uchcom.botik.ru/az/lit/coll/rock1/07_ivle.htm





Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет