По срокам развития: ранние, отсроченные, отдаленные. По тяжести клинических проявлений: жизнеугрожающие, тяжелые, средней степени тяжести и легкие.
По ведущему патогенетическому механизму развития: По ведущему патогенетическому механизму развития: митохондриальная дисфункция (лактатацидоз, гепатотоксичность, панкреатит, периферическая нейропатия); метаболические нарушения (липодистрофия, гипергликемия, инсулинорезистентность, гиперлипидемия, остеопороз, остеопения, остеонекроз); гематологические нарушения (миелосупрессия); аллергические реакции (крапивница, синдром Стивенса-Джонсона); гастроинтестинальные нарушения (тошнота, рвота, диарея, боли в животе)
Цель работы: изучить побочные эффекты различных схем высокоактивной антиретровирусной терапии, применяемых для лечения ВИЧ-инфекции у взрослых и детей в УЗ «Солигорская ЦРБ». Цель работы: изучить побочные эффекты различных схем высокоактивной антиретровирусной терапии, применяемых для лечения ВИЧ-инфекции у взрослых и детей в УЗ «Солигорская ЦРБ». Были рассмотрены 6 схем АРТ: 1.AZT+3TC+EFV, 2. AZT+3TC+LPV\rt, 3. AZT+3TC+NVP, 4. ABC+3TC+EFV, 5.ABC+ddI+LPV\rt, 6.TDF\FTC+ EFV Для регистрации цитопений, поражения печени и поджелудочной железы были проанализированы результаты лабораторных исследований ( по картам диспансерного наблюдения). Лабораторный мониторинг включал: общий анализ крови (гемоглобин, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), биохимический анализ крови (общий билирубин, АЛТ, АСТ, холестерин, мочевина, альфа-амилаза), общий анализ мочи. В анкетах были предложены вопросы по выявлению основных групп побочных реакций, таких как гастроинтестинальные нарушения, неврологические нарушения, аллергические реакции, психические нарушения.
По итогам проведенного анкетного опроса установлено, что 79,8% получающих антиретровирусную терапию взрослых пациентов отмечали различные побочные эффекты принимаемых препаратов, однако, у большинства пациентов побочные эффекты были преходящими, легкими или средней степени тяжести и корригировались симптоматическим лечением. По итогам проведенного анкетного опроса установлено, что 79,8% получающих антиретровирусную терапию взрослых пациентов отмечали различные побочные эффекты принимаемых препаратов, однако, у большинства пациентов побочные эффекты были преходящими, легкими или средней степени тяжести и корригировались симптоматическим лечением. При этом у 20,14% пациентов прием АРТ не ухудшила самочувствие.
Побочные эффекты в равной степени отмечали мужчины и женщины, включенные в исследование. Побочные эффекты в равной степени отмечали мужчины и женщины, включенные в исследование. Из 5 получающих терапию детей побочные эффекты отмечены у 2: (гастроинтестинальные нарушения: тошнота, боли в животе), которые носили легкий характер и были связаны с приемом LPV\rt и AZT в жидкой лекарственной форме. Тяжелые побочные реакции, послужившие причиной изменения схемы АРТ, были отмечены у 7 пациентов, что составляет - 5,22% от всех получающих терапию. Было выявлено: 4 случая тяжелой анемии, связанной с приемом AZT(средний уровень гемоглобина составил-65 г\л); 1 случай непереносимости EFV с развитием тяжелой депрессии, галлюцинаций и бессонницы; 1 тяжелая аллергическая реакция по типу генерализованной крапивницы, связанная с приемом NVP; и 1 случай тяжелых гастроинтестинальных нарушений, проявляющихся рвотой, диареей и болями в животе, связанный с приемом LPV\rt, не купирующийся симптоматическими препаратами.
Полученные данные свидетельствуют, что преобладающими побочными эффектами у пациентов с ВИЧ-инфекцией, получающих АРТ, являются гастроинтестинальные нарушения (тошнота, рвота, диарея, боли в животе, потеря аппетита) -33,6%, на втором месте - неврологические нарушения (головокружение, изменения сна): 32,7%, затем следуют психические нарушения (депрессия, сонливость) -17,7%. Аллергические реакции в виде сыпи и кожного зуда отметили 13,08% опрошенных, у 3,7% пациентов развился синдром анемии. Полученные данные свидетельствуют, что преобладающими побочными эффектами у пациентов с ВИЧ-инфекцией, получающих АРТ, являются гастроинтестинальные нарушения (тошнота, рвота, диарея, боли в животе, потеря аппетита) -33,6%, на втором месте - неврологические нарушения (головокружение, изменения сна): 32,7%, затем следуют психические нарушения (депрессия, сонливость) -17,7%. Аллергические реакции в виде сыпи и кожного зуда отметили 13,08% опрошенных, у 3,7% пациентов развился синдром анемии. Самыми частыми жалобами пациентов были: тошнота- 42,9%, обусловленная приемом АРВ препаратов всех групп и головокружение-36,4%, связанное с приемом EFV. Диарея, рвота и боли в животе составили 29,7% и, преимущественно, отмечены в группах пациентов, получающих схемы с LPV\rt. Аллергические реакции (сыпь, кожный зуд)-17,7% были связаны сприемом NVP и EFV, миелосупрессия-4,3% отмечена у пациентов получающих AZT.
Побочные эффекты АРВ терапии при лечении пациентов с ВИЧ-инфекцией являются актуальной проблемой, снижающей качество жизни пациентов и приверженность к лечению. Побочные эффекты АРВ терапии при лечении пациентов с ВИЧ-инфекцией являются актуальной проблемой, снижающей качество жизни пациентов и приверженность к лечению. Полученные данные свидетельствуют, что более 79% пациентов, получающих антиретровирусную терапию, отмечали различные побочные эффекты принимаемых препаратов, однако, у большинства пациентов побочные эффекты были преходящими, легкими или средней степени тяжести и корригировались симптоматическим лечением. Тяжелые побочные эффекты, требующие прекращение приема или изменение схемы ВААРТ, развились лишь в 5,22% случаев и отмечены только у взрослых пациентов. Побочные эффекты принимаемой антиретровирусной терапии в равной степени отмечали мужчины и женщины, включенные в исследование. Наиболее частыми побочными реакциями явились гастроинтестинальные нарушения, неврологические и психические нарушения, аллергические реакции.
Современные схемы антиретровирусной терапии основаны на комбинации препаратов для достижения максимального противовирусного действия, предотвращения развития резистентности и минимизации побочных эффектов. Современные схемы антиретровирусной терапии основаны на комбинации препаратов для достижения максимального противовирусного действия, предотвращения развития резистентности и минимизации побочных эффектов. Создать схему антиретровирусной терапии полностью лишенную побочных эффектов в настоящее время не представляется возможным. Необходим четкий клинический и лабораторный мониторинг побочных эффектов антиретровирусной терапии, пациент должен быть максимально информирован как до начала лечения, так и при его проведении о возможных побочных эффектах лечения и путях их коррекции. Наши усилия должны быть направлены на повышение приверженности пациентов к терапии, сохранения стартовой схемы как можно дольше, что включает в т.ч. и своевременную диагностику и коррекцию побочных эффектов АРТ, а это возможно при условии тесного взаимодействия врача, пациента, парамедицинских и социальных служб.
Достарыңызбен бөлісу: |