Переписка между знаменитым московским культурологом Михаилом



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата02.04.2019
өлшемі0.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

147

Переписка между знаменитым московским культурологом Михаилом

Осиповичем Гершензоном (1869–1925) и неприметным новочеркасским учите

лем Алексеем Фёдоровичем Селивачёвым (1887–1919) завязалась в конце 1912

года.

Поводом явилась прагматическая просьба Селивачёва о публикации его



статьи, посвященной немецкому поэту мистику и профессору оккультисту Ге

оргу Фридриху Даумеру. Вероятно, чувствуя творческую близость со стилис

тикой историко философского мышления Гершензона и будучи наслышан об

его отзывчивости, молодой ученый, разузнав адрес, смело отправил письмо.

Михаил Осипович сотрудничал во многих литературно художественных и на

учных журналах и мог помочь провинциальному автору. Из писем видно, что

Гершензон поучаствовал не только в судьбе публикаций Селивачёва, но и хло

потал о нем по университетским делам. 

К времени знакомства Селивачёву шел 26 й год, Гершензону было 43. В

1919 м Михаилу Осиповичу исполнилось пятьдесят. Сохранилось тринадцать

писем: эпистолярное общение закончилось со смертью Алексея Селивачёва в

конце 1919 го на 33 году жизни — в Харькове, от пневмонии.

Как это бывает в научной среде, сохранившиеся письма Гершензона — чело

века многогранных интересов и потому предельно занятого — кратки, точны и от

кровенны: вопрос — ответ. Инициативу проявлял Селивачёв, Гершензон коррект

но реагировал. Исключение составляет письмо Михаила Осиповича от 19.02.1919

(письмо № 12) с пронзительной оценкой бытовых условий, в которые большевист

скими выкрутасами была поставлена российская интеллигенция. В целом же пись

ма носят бытовой характер, но даже если бы они не принадлежали перу Гершен

зона, их публикация — форма «сохранения исторического наследия».

Личная встреча Селивачёва с Гершензоном состоялась весной 1916 го, когда

Алексей Федорович приехал в Москву сдавать государственные экзамены в Мос

ковский университет, чтобы получить диплом о высшем образовании и степень

Андрей ПУЧКОВ

«КСТАТИ, ПОДУМАЙТЕ, НЕ МОЖЕТЕ ЛИ ПОМОЧЬ…»

Письма М. О. Гершензона и два философских трактата

Алексея Фёдоровича Селивачёва (1912–1919 гг.)

Планировочную композицию архитектурного ансамбля университета допол

нили фланкирующие с двух сторон здания: городского исторического архива

со стороны университетской библиотеки и трехэтажное здание Управления

Харьковского учебного округа со стороны юридического факультета.

В период конца XIX — начала XX вв. архитектура университета как систе

ма архитектурных элементов начинает активно развиваться вдоль городской

оси на север. В 1896 г. на территории ботанического сада в его северо восточ

ной части организовывается зоологический сад. В 1901 г. по проекту архитек

тора В. В. Величко был сооружен большой корпус биологического факультета

(ул. Тринклера, 8), в котором с 1907 г. разместился Музей природы универси

тета, В 1911–1914 гг. по его же проекту на окраине города построен корпус хи

мического факультета (здание было до основания разрушено во время Второй

мировой войны, теперь на его месте возведена станция метрополитена «Гос

пром»). Университет создал базу для практики медицинского факультета, так

называемый Клингородок, в дальнейшем областная клиническая больница.

Харьковский университет, задуманный как «ученый городок» и располо

женный в центральной части старого города, с момента основания в 1804 г. и до

событий 1917 г. сформировался в цельную систему архитектурных объектов

общегородского значения, некоторые из которых полностью изменялись в

процессе развития системы, чтобы в конечном результате приобрести репре

зентативный характер.

1. Багалей Д. И. Краткий очерк истории Харьковского университета за первые сто лет

его существования (1805–1905). — Харьков, 1906. 

2. Лейбфрейд А. Ю., Полякова Ю. Ю. Харьков. От крепости до столицы: Заметки о

старом городе. — Харьков, 1998.

3. Харьков вчера, сегодня, завтра / Ю. М. Шкодовский, И. Н. Лаврентьев, А. Ю. Лейб

фрейд, Ю. Ю. Полякова. — Харьков, 2002. 

4. Лейбфрейд А. Ю. Харьков. Путеводитель. Архитектура, памятники, новостройки.

— Харьков, 1985. 

5. Готлиб А. Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб,

1902. — Т. 68. — С. 751–787.

6. Тиц А. А., Шпара П. Е. Харьков: Архит. истор. очерк. — Харьков, 1983.

7. Орленко И. А. Туристу о Харькове: Путеводитель. — Харьков, 1986.

8. Харьков: Путеводитель для туристов и экскурсантов. — 3 е изд. — Харьков, 1915.

146


Елена Ольховская

149

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

148


Андрей Пучков

яли его и материнская кровати; но

это происходило, когда мы с сест

рой уже лежали в своих кроватках в

детской», — сообщал Сергей Гер

шензон  Л. И. Московкину в 1997 г.

1



Фотографии, сделанные Сели



вачёвым, в семье Гершензонов, ско

рее всего, не сохранились: «Фото

графий моего отца у меня нет — все

имевшиеся у меня довоенные фото

графии погибли в Киеве, когда мы

эвакуировались из за приближения

немецких войск» (С. Гершензон). Не

сохранились негативы и в семейном

архиве Селивачёвых: Алексей Фе

дорович выслал их Гершензону, вы

полнив его просьбу (письмо № 7).

Едва ли приходится вести речь

о тесном общении: дюжина писем

за семь лет — не густо. Селивачёв

был занят уроками, содержанием

семьи, и научная работа могла вес

тись только урывками. А иных по

водов обращаться к Гершензону и не было. У Гершензона же повод обратиться

к харьковскому корреспонденту с просьбой возник лишь однажды (в письме

№ 12), но доподлинно неизвестно, откликнулся ли на нее Селивачёв. По всей

вероятности, это случилось, иначе переписке пришел бы конец, и Гершензон не

выслал бы Селивачёву «Тройственный образ совершенства» с авторской ин

скрипцией. К сожалению, письма Селивачёва Гершензону, хранящиеся в се

мейном архиве Гершензонов (у М. А. Чегодаевой), остались недоступными.

В письмах упомянуто несколько имен, краткие справки о которых поме

щены в наших примечаниях. Главными же «действующими лицами» переписки,

кроме самих корреспондентов, следует признать немецких философов Г. Ф. Да

умера (1800–1875) и лично знакомого Селивачёву апологета «атеистического



Алексей Федорович Селивачёв (1887–1919)

1

http://leo mosk.narod.ru/works/GERSHENS.htm. Когда М. О. Гершензон умирал, «Се



рёжа ни разу к нему не подошел», а когда умер, «Серёжу мама силком притащила» (Гер

шензон Чегодаева Н. М. Первые шаги… — С. 261). «Когда в 1940 году умирала его мать, он

вел себя точно также, не пожелав ни увидеться с ней, ни проститься» (Чегодаева М. А. Сер

гей Михайлович Гершензон // Там же. — С. 274).

кандидата русской филологии:

«жаль, что вы раньше не сообщили

мне, я мог бы облегчить вам эту обу

зу: с М. Н. Сперанским я приятель,

да и с другими тоже», — сокрушал

ся Гершензон. Селивачёв, испросив

разрешения, фотографировал Гер

шензона и его семейство, а в октяб

ре выслал Михаилу Осиповичу

снимки. Тому особенно по душе

пришлись карточки, где сфотогра

фированы дети — Серёжа и Ната

ша. «Как передать любовь моего от

ца и ту удивительную, никогда не

встреченную в жизни мудрость, ко

торая была в нем заключена и кото

рая держала меня в своих крепких

объятьях первые 17 лет моей жиз

ни? Как передать звук его шагов,

контуры его сутуловатой спины, не

повторимую прелесть и значитель

ность интонаций его голоса, для ме

ня звучавшего непререкаемой си

лой закона, красоту его широкой мужской руки, огонь выпуклых черных

глаз?..», — пишет Н. М. Гершензон Чегодаева, именитый искусствовед (в частно

сти, исследователь творчества Брейгеля и Рубенса)

1

. То же самое мог бы, пожа



луй, написать и С. М. Гершензон (1905–1998), академик НАН Украины, отрек

шийся от отца в конце 1930 х, от сына в войну и от себя в 1948 м, во времена лы

сенковщины

2

, и в семье Гершензонов–Чегодаевых бывший изгоем, не признавав



шим родни. «В раннем детстве, примерно до моих восьми лет, я почти совсем не

контактировал с отцом и совсем не знал его. Он целыми днями сидел в своем ка

бинете, находившемся в мезонине нашего дома, и спускался оттуда только на за

втрак, обед и ужин, которые съедались им и моей матерью в столовой, а я и моя

сестра, моложе меня на два года, питались в другой комнате, называвшейся дет

ской. Еще отец спускался из своего кабинета только на ночь, в спальню, где сто



Михаил Осипович Гершензон (1869–1925)

1

Гершензон Чегодаева Н. М. Первые шаги жизненного пути (воспоминания дочери

Михаила Гершензона). — М., 2000. — С. 11.

См.: Травин А. А. Тень отца // Химия и жизнь — XXI век. — 1998. — № 12. — С. 50–53;



Дубинин Н. П. Генетика: страницы истории. — Кишинёв, 1990. — С. 265–267.

149

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

148


Андрей Пучков

яли его и материнская кровати; но

это происходило, когда мы с сест

рой уже лежали в своих кроватках в

детской», — сообщал Сергей Гер

шензон  Л. И. Московкину в 1997 г.

1



Фотографии, сделанные Сели



вачёвым, в семье Гершензонов, ско

рее всего, не сохранились: «Фото

графий моего отца у меня нет — все

имевшиеся у меня довоенные фото

графии погибли в Киеве, когда мы

эвакуировались из за приближения

немецких войск» (С. Гершензон). Не

сохранились негативы и в семейном

архиве Селивачёвых: Алексей Фе

дорович выслал их Гершензону, вы

полнив его просьбу (письмо № 7).

Едва ли приходится вести речь

о тесном общении: дюжина писем

за семь лет — не густо. Селивачёв

был занят уроками, содержанием

семьи, и научная работа могла вес

тись только урывками. А иных по

водов обращаться к Гершензону и не было. У Гершензона же повод обратиться

к харьковскому корреспонденту с просьбой возник лишь однажды (в письме

№ 12), но доподлинно неизвестно, откликнулся ли на нее Селивачёв. По всей

вероятности, это случилось, иначе переписке пришел бы конец, и Гершензон не

выслал бы Селивачёву «Тройственный образ совершенства» с авторской ин

скрипцией. К сожалению, письма Селивачёва Гершензону, хранящиеся в се

мейном архиве Гершензонов (у М. А. Чегодаевой), остались недоступными.

В письмах упомянуто несколько имен, краткие справки о которых поме

щены в наших примечаниях. Главными же «действующими лицами» переписки,

кроме самих корреспондентов, следует признать немецких философов Г. Ф. Да

умера (1800–1875) и лично знакомого Селивачёву апологета «атеистического



Алексей Федорович Селивачёв (1887–1919)

1

http://leo mosk.narod.ru/works/GERSHENS.htm. Когда М. О. Гершензон умирал, «Се



рёжа ни разу к нему не подошел», а когда умер, «Серёжу мама силком притащила» (Гер

шензон Чегодаева Н. М. Первые шаги… — С. 261). «Когда в 1940 году умирала его мать, он

вел себя точно также, не пожелав ни увидеться с ней, ни проститься» (Чегодаева М. А. Сер

гей Михайлович Гершензон // Там же. — С. 274).

кандидата русской филологии:

«жаль, что вы раньше не сообщили

мне, я мог бы облегчить вам эту обу

зу: с М. Н. Сперанским я приятель,

да и с другими тоже», — сокрушал

ся Гершензон. Селивачёв, испросив

разрешения, фотографировал Гер

шензона и его семейство, а в октяб

ре выслал Михаилу Осиповичу

снимки. Тому особенно по душе

пришлись карточки, где сфотогра

фированы дети — Серёжа и Ната

ша. «Как передать любовь моего от

ца и ту удивительную, никогда не

встреченную в жизни мудрость, ко

торая была в нем заключена и кото

рая держала меня в своих крепких

объятьях первые 17 лет моей жиз

ни? Как передать звук его шагов,

контуры его сутуловатой спины, не

повторимую прелесть и значитель

ность интонаций его голоса, для ме

ня звучавшего непререкаемой си

лой закона, красоту его широкой мужской руки, огонь выпуклых черных

глаз?..», — пишет Н. М. Гершензон Чегодаева, именитый искусствовед (в частно

сти, исследователь творчества Брейгеля и Рубенса)

1

. То же самое мог бы, пожа



луй, написать и С. М. Гершензон (1905–1998), академик НАН Украины, отрек

шийся от отца в конце 1930 х, от сына в войну и от себя в 1948 м, во времена лы

сенковщины

2

, и в семье Гершензонов–Чегодаевых бывший изгоем, не признавав



шим родни. «В раннем детстве, примерно до моих восьми лет, я почти совсем не

контактировал с отцом и совсем не знал его. Он целыми днями сидел в своем ка

бинете, находившемся в мезонине нашего дома, и спускался оттуда только на за

втрак, обед и ужин, которые съедались им и моей матерью в столовой, а я и моя

сестра, моложе меня на два года, питались в другой комнате, называвшейся дет

ской. Еще отец спускался из своего кабинета только на ночь, в спальню, где сто



Михаил Осипович Гершензон (1869–1925)

1

Гершензон Чегодаева Н. М. Первые шаги жизненного пути (воспоминания дочери

Михаила Гершензона). — М., 2000. — С. 11.

См.: Травин А. А. Тень отца // Химия и жизнь — XXI век. — 1998. — № 12. — С. 50–53;



Дубинин Н. П. Генетика: страницы истории. — Кишинёв, 1990. — С. 265–267.

150

151


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

«О преподавании русской поэзии»

(рукопись), «Георг Фридрих Дау

мер»  (Вопросы философии и пси

хологии. — 1917. — № 135), «Пси

хология юдофильства» (Русская

мысль. — 1917. — № 2. — С. 49–64)

1

,



«Учение об условном бессмертии

(кондиционализм)» (рукопись 1919 г.,



приложение 3). Близкий традициям

зарождавшейся феноменологии,

Селивачёв выступил с оригиналь

ными научными констатациями,

которые нередко опережали вре

мя: об изменяемой природе слова,

мысли и познания; о характере и

взаимосвязи текущей речи, лекси

ки художественного и научного

текста, в котором используются

абстрактные понятия и термины; о разных аспектах прозелитизма. Вместе с

тем в текстах Селивачёва очевидно влияние некоторых современников, в част

ности, живо цитируемого В. В. Розанова, П. А. Флоренского и Гершензона. У

молодых и еще неведомых Михаила и Николая Бахтиных Селивачёв препода

вал в Виленской Первой гимназии (в которой, кстати, учились П. А. Столыпин

и Ф. Э. Дзержинский, конечно, в разное время) русскую словесность. Михаилу

Бахтину в 1919 м была посвящена статья «Значение силлогизма» (см. приложе

ние 2); тогда же напечатана и первая статья М. М. Бахтина «Искусство и ответ

ственность» (День искусства (г. Невель). — 1919. — 13 сентября).



А. Ф. Селивачёв с детьми:Еленой и Романом

Публикуется впервые

удостоился резкой эпиграммы Маяковского и изничтожающей филологической критики

В. М. Жирмунского (в докладе «Баллады Брюсова и “Египетские ночи”» 22 апреля 1917 г.

в историко литературном кружке им. Пушкина при Петроградском университете; см.:



В. Д. [Выгодский Д. И.]. В пушкинском кружке // Новая жизнь. — 1917. — № 6. — 25

апреля). Марина Цветаева возмущенно писала: «С годными или негодными средствами

покушение, что его вызвало? Чуждый всей природой своей тайне, он (Брюсов) не чтит и

не чует ее в незаконченности творения. Не довелось Пушкину — доведу (до конца) я.

Жест варвара. Ибо в иных случаях довершать не меньше, если не более варварство, чем

разрушать...» (Цветаева М. Из очерка «Герой труда» (Записи о Валерии Брюсове) //



Цветаева М. Об искусстве. — М., 1991. — С. 126).

Недавнее переиздание: Селивачёв А. Психология юдофильства. В. В. Розанов // В. В.



Розанов: pro et contra. — СПб, 1995. — Кн. II. — С. 223–239.

мистицизма» и «языкового скепти

цизма» Фрица Маутнера

(1849–1923). О первом Алексей Фё

дорович написал статью, которую

помог опубликовать Гершензон, от

второго сохранилось два письма,

публикуемые в приложении 1.

Если персона М. О. Гершензо

на не требует развернутой справ

ки

1

, остальные трое в силу их неши



рокой известности широкой публи

ке представлены должны быть.

Алексей Фёдорович Селива

чёв (18.04.1887, Москва [?] —

25.11.1919, Харьков) — историк

словесности, философ, психолог,

религиозный мыслитель. После

окончания классической гимназии

учился в Лейпцигском и Мюнхен

ском университетах, аттестован

историко филологическим фа

культетом Московского универси

тета на звание учителя гимназий и

прогимназий (27.07.1910). В февра

ле 1911 г. в Лейпцигском Русском академическом союзе выступил с докладом

«Из современной русской лирики». В 1911–1919 гг. преподавал в гимназиях

Дуббельна (в Латвии), Новочеркасска, Гродно, Вильны (1913–1915), Харькова

(1916–1919). С 1916 г. писал магистерскую диссертацию под руководством

харьковского профессора Н. Ф. Сумцова по русской филологии. Автор не

скольких работ — в том числе и опубликованных — по проблематике, носив

шей несколько старомодное ныне наименование «история идей» (культуроло

гия). Среди них: «“Египетские ночи” Брюсова»

2

(рукопись не сохранилась),



М. О. Гершензон с супругой М. Б. Гершензон

(Гольденвейзер) и детьми 

Серёжей и Наташей

1

Библиография: Берман Я. З. М. О. Гершензон: Библиография. Одесса, 1928. (Труды



Пушкинского дома АН СССР; вып. LII), перепечатана в 4 м томе «Избранного»: с 1893

по 1927 г. (М.; Иерусалим, 2000. — С. 534–570), с дополнениями позиций за 1928–1998 гг.

(С. 576–583). Архивы: Российский государственный архив литературы и искусства,

ф. 130; Российская государственная библиотека, ф. 746; Институт мировой литературы

им. А. М. Горького РАН, ф. 201.

2

Напомним, что В. Я. Брюсов взялся дописать «Египетские ночи» Пушкина, за что



150

151


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

«О преподавании русской поэзии»

(рукопись), «Георг Фридрих Дау

мер»  (Вопросы философии и пси

хологии. — 1917. — № 135), «Пси

хология юдофильства» (Русская

мысль. — 1917. — № 2. — С. 49–64)

1

,



«Учение об условном бессмертии

(кондиционализм)» (рукопись 1919 г.,



приложение 3). Близкий традициям

зарождавшейся феноменологии,

Селивачёв выступил с оригиналь

ными научными констатациями,

которые нередко опережали вре

мя: об изменяемой природе слова,

мысли и познания; о характере и

взаимосвязи текущей речи, лекси

ки художественного и научного

текста, в котором используются

абстрактные понятия и термины; о разных аспектах прозелитизма. Вместе с

тем в текстах Селивачёва очевидно влияние некоторых современников, в част

ности, живо цитируемого В. В. Розанова, П. А. Флоренского и Гершензона. У

молодых и еще неведомых Михаила и Николая Бахтиных Селивачёв препода

вал в Виленской Первой гимназии (в которой, кстати, учились П. А. Столыпин

и Ф. Э. Дзержинский, конечно, в разное время) русскую словесность. Михаилу

Бахтину в 1919 м была посвящена статья «Значение силлогизма» (см. приложе

ние 2); тогда же напечатана и первая статья М. М. Бахтина «Искусство и ответ

ственность» (День искусства (г. Невель). — 1919. — 13 сентября).



А. Ф. Селивачёв с детьми:Еленой и Романом

Публикуется впервые

удостоился резкой эпиграммы Маяковского и изничтожающей филологической критики

В. М. Жирмунского (в докладе «Баллады Брюсова и “Египетские ночи”» 22 апреля 1917 г.

в историко литературном кружке им. Пушкина при Петроградском университете; см.:



В. Д. [Выгодский Д. И.]. В пушкинском кружке // Новая жизнь. — 1917. — № 6. — 25

апреля). Марина Цветаева возмущенно писала: «С годными или негодными средствами

покушение, что его вызвало? Чуждый всей природой своей тайне, он (Брюсов) не чтит и

не чует ее в незаконченности творения. Не довелось Пушкину — доведу (до конца) я.

Жест варвара. Ибо в иных случаях довершать не меньше, если не более варварство, чем

разрушать...» (Цветаева М. Из очерка «Герой труда» (Записи о Валерии Брюсове) //



Цветаева М. Об искусстве. — М., 1991. — С. 126).

Недавнее переиздание: Селивачёв А. Психология юдофильства. В. В. Розанов // В. В.



Розанов: pro et contra. — СПб, 1995. — Кн. II. — С. 223–239.

мистицизма» и «языкового скепти

цизма» Фрица Маутнера

(1849–1923). О первом Алексей Фё

дорович написал статью, которую

помог опубликовать Гершензон, от

второго сохранилось два письма,

публикуемые в приложении 1.

Если персона М. О. Гершензо

на не требует развернутой справ

ки

1

, остальные трое в силу их неши



рокой известности широкой публи

ке представлены должны быть.

Алексей Фёдорович Селива

чёв (18.04.1887, Москва [?] —

25.11.1919, Харьков) — историк

словесности, философ, психолог,

религиозный мыслитель. После

окончания классической гимназии

учился в Лейпцигском и Мюнхен

ском университетах, аттестован

историко филологическим фа

культетом Московского универси

тета на звание учителя гимназий и

прогимназий (27.07.1910). В февра

ле 1911 г. в Лейпцигском Русском академическом союзе выступил с докладом

«Из современной русской лирики». В 1911–1919 гг. преподавал в гимназиях

Дуббельна (в Латвии), Новочеркасска, Гродно, Вильны (1913–1915), Харькова

(1916–1919). С 1916 г. писал магистерскую диссертацию под руководством

харьковского профессора Н. Ф. Сумцова по русской филологии. Автор не

скольких работ — в том числе и опубликованных — по проблематике, носив

шей несколько старомодное ныне наименование «история идей» (культуроло

гия). Среди них: «“Египетские ночи” Брюсова»

2

(рукопись не сохранилась),



М. О. Гершензон с супругой М. Б. Гершензон

(Гольденвейзер) и детьми 

Серёжей и Наташей

1

Библиография: Берман Я. З. М. О. Гершензон: Библиография. Одесса, 1928. (Труды



Пушкинского дома АН СССР; вып. LII), перепечатана в 4 м томе «Избранного»: с 1893

по 1927 г. (М.; Иерусалим, 2000. — С. 534–570), с дополнениями позиций за 1928–1998 гг.

(С. 576–583). Архивы: Российский государственный архив литературы и искусства,

ф. 130; Российская государственная библиотека, ф. 746; Институт мировой литературы

им. А. М. Горького РАН, ф. 201.

2

Напомним, что В. Я. Брюсов взялся дописать «Египетские ночи» Пушкина, за что



152

153


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

работой Даумера, этого последне

го эпигона неоманихейства и нео

католицизма в Германии, является

книга «Geheimnisse des christlichen

Alterthums» («Тайны древнего хри

стианства», 1847; рус. пер. — 1927).

К. Маркс писал о ней: «Даумер в

своей недавно появившейся книге

утверждает, что христиане по на

стоящему закалывали людей, и на

своих священных трапезах прича

щались человеческим мясом и че

ловеческой кровью. Сам Павел го

рячо ратует против допущения на

трапезы людей, которые не совсем

еще посвящены в тайны христиан

ства… Человеческое жертвоприно

шение было святыней и существо

вало в действительности. Все эти

вещи, как они изложены у Дауме

ра, наносят христианству послед

ний удар. Спрашивается: какое это

имеет значение для нас? Все это да

ет нам уверенность, что старое об

щество близко к концу и что все со

оружение обмана и предрассудков

рушится»


1

. Современный француз

ский исследователь Леон Поляков

в книге «Histoire de l’antisemitisme.

L’age de la foi» («История антисе

митизма. Кн. 2. Эпоха знаний», рус.

пер. — Иерусалим: Gesharim, 1997),

судит Даумера менее категорично,

нежели Маркс. Он отмечает, что

Даумер сначала выступил как фи

лософ, но поиски и обширный круг

А. Ф. Селивачёв в рабочем кабинете

(на подоконнике — издание пьесы

И. С. Тургенева). Публикуется впервые

1

Маркс К. О «Тайнах древнего христианства». Из речи, произнесенной в «Обществе

рабочего просвещения» в Лондоне 30.11.1847 // Даумер Г. Тайны древнего христианства

/ Пер. с нем. — М., 1927. — С. 1.

А. Ф. Селивачёв лишь на два

месяца пережил знаменитого двою

родного брата — генерал лейтенан

та В. И. Селивачёва (1868–1919), ко

торый в 1917 г. командовал 7 й рус

ской армией, был непосредствен

ным начальником будущего гетмана

Украины П. П. Скоропадского

1

.

Принадлежит к старинному дворян



скому роду: герб Селивачёвых опуб

ликован в «Списке гербов, включен

ных в Общий гербовник дворянских

родов Всероссийской империи»

(СПб, 1882. — Т. 12. — № 106). У по

томков Селивачёва (в Киеве, Харь

кове, Москве, Санкт Петербурге)

хранится немало его рукописей, пи

сем, документов, ожидающих иссле

дования. Часть этого разрозненного

собрания — публикуемые ныне

письма Гершензона 1912–1919 гг.,

письма Ф. Маутнера 1910 г. (приложение 1) и две рукописи (приложения 2 и 3).

Георг Фридрих Даумер (Daumer, 1800–1875) — немецкий философ и поэт;

поначалу противник христианства, затем перешел в католичество и стал при

верженцем крайнего ультрамонтанства. Книги Даумера: «Philosophie, Religion

und Alterthum» («Философия, религия и древний мир», 1833); «Züge zu einer

neuen Philosophie der Religion und Religionsgeschichte» («Черты новой филосо

фии религии и истории религии», 1835), «Entdeckung eines Complots wider Reli

gion und Christenthum gemacht durch Eschenmayer’s» («Открытие заговора про

тив христианства и религии, сделанное Эшенмайером», 1837), «Die Stimme der

Wahrheit in den religiösen und confessionellen Kämpfen der Gegenwart» («Голос

правды в религиозной и конфессиональной борьбе наших дней», 1845), «Die

Religion des neuen Welt alters: Versuch einer combinatorisch aphoristischen Grund

legung» («Религия нового времени: Попытка комбинаторно афористического

основоположения», 1850), «Meine Conversion» («Мое становление», 1859), «Das

Geisterreich» («Царство духов», 1867), «Das Wunder» («Чудо», 1874). Основной

Михаил Осипович Гершензон с братом

Абрамом Осиповичем Гершензоном

1

С декабря 1918 г. В. И. Селивачёв — в Красной армии. Будучи командующим «груп



пы Селивачёва», возглавил контрнаступление Южного фронта в августе 1919 го; оставил

воспоминания, частично опубликованные в журнале «Красный архив» (1925 г.).



152

153


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

работой Даумера, этого последне

го эпигона неоманихейства и нео

католицизма в Германии, является

книга «Geheimnisse des christlichen

Alterthums» («Тайны древнего хри

стианства», 1847; рус. пер. — 1927).

К. Маркс писал о ней: «Даумер в

своей недавно появившейся книге

утверждает, что христиане по на

стоящему закалывали людей, и на

своих священных трапезах прича

щались человеческим мясом и че

ловеческой кровью. Сам Павел го

рячо ратует против допущения на

трапезы людей, которые не совсем

еще посвящены в тайны христиан

ства… Человеческое жертвоприно

шение было святыней и существо

вало в действительности. Все эти

вещи, как они изложены у Дауме

ра, наносят христианству послед

ний удар. Спрашивается: какое это

имеет значение для нас? Все это да

ет нам уверенность, что старое об

щество близко к концу и что все со

оружение обмана и предрассудков

рушится»


1

. Современный француз

ский исследователь Леон Поляков

в книге «Histoire de l’antisemitisme.

L’age de la foi» («История антисе

митизма. Кн. 2. Эпоха знаний», рус.

пер. — Иерусалим: Gesharim, 1997),

судит Даумера менее категорично,

нежели Маркс. Он отмечает, что

Даумер сначала выступил как фи

лософ, но поиски и обширный круг

А. Ф. Селивачёв в рабочем кабинете

(на подоконнике — издание пьесы

И. С. Тургенева). Публикуется впервые

1

Маркс К. О «Тайнах древнего христианства». Из речи, произнесенной в «Обществе

рабочего просвещения» в Лондоне 30.11.1847 // Даумер Г. Тайны древнего христианства

/ Пер. с нем. — М., 1927. — С. 1.

А. Ф. Селивачёв лишь на два

месяца пережил знаменитого двою

родного брата — генерал лейтенан

та В. И. Селивачёва (1868–1919), ко

торый в 1917 г. командовал 7 й рус

ской армией, был непосредствен

ным начальником будущего гетмана

Украины П. П. Скоропадского

1

.

Принадлежит к старинному дворян



скому роду: герб Селивачёвых опуб

ликован в «Списке гербов, включен

ных в Общий гербовник дворянских

родов Всероссийской империи»

(СПб, 1882. — Т. 12. — № 106). У по

томков Селивачёва (в Киеве, Харь

кове, Москве, Санкт Петербурге)

хранится немало его рукописей, пи

сем, документов, ожидающих иссле

дования. Часть этого разрозненного

собрания — публикуемые ныне

письма Гершензона 1912–1919 гг.,

письма Ф. Маутнера 1910 г. (приложение 1) и две рукописи (приложения 2 и 3).

Георг Фридрих Даумер (Daumer, 1800–1875) — немецкий философ и поэт;

поначалу противник христианства, затем перешел в католичество и стал при

верженцем крайнего ультрамонтанства. Книги Даумера: «Philosophie, Religion

und Alterthum» («Философия, религия и древний мир», 1833); «Züge zu einer

neuen Philosophie der Religion und Religionsgeschichte» («Черты новой филосо

фии религии и истории религии», 1835), «Entdeckung eines Complots wider Reli

gion und Christenthum gemacht durch Eschenmayer’s» («Открытие заговора про

тив христианства и религии, сделанное Эшенмайером», 1837), «Die Stimme der

Wahrheit in den religiösen und confessionellen Kämpfen der Gegenwart» («Голос

правды в религиозной и конфессиональной борьбе наших дней», 1845), «Die

Religion des neuen Welt alters: Versuch einer combinatorisch aphoristischen Grund

legung» («Религия нового времени: Попытка комбинаторно афористического

основоположения», 1850), «Meine Conversion» («Мое становление», 1859), «Das

Geisterreich» («Царство духов», 1867), «Das Wunder» («Чудо», 1874). Основной

Михаил Осипович Гершензон с братом

Абрамом Осиповичем Гершензоном

1

С декабря 1918 г. В. И. Селивачёв — в Красной армии. Будучи командующим «груп



пы Селивачёва», возглавил контрнаступление Южного фронта в августе 1919 го; оставил

воспоминания, частично опубликованные в журнале «Красный архив» (1925 г.).



154

155


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

И в статье «Георг Фридрих Да

умер», и в статье «Психология юдо

фильства» Селивачёв характеризо

вал немецкого мыслителя как очень

интересного, но крайне парадок

сального. «Увлечение иудаизмом и

попытка перехода в него представ

ляет из себя всего лишь один фазис

в истории развития религиозного

миросозерцания Даумера, который

от исключительного по своей резко

сти отрицательного отношения к

христианству… перешел позже к

признанию и горячей апологии хри

стианства, перейдя одновременного

из протестантизма в католицизм»

1

.



В лице Даумера Селивачёв увидел

первый «ясно выраженный мотив

позитивного юдофильства» и поста

рался его исследовать, останавлива

ясь на попытке Даумера перейти в

иудаизм. «Даумер сам говорит, что

всегда чувствовал в себе пророчес

кий и мессианистический дух, кото

рый именно и привлекал его в иуда

изме. О мессианистической идее иу

даизма он написал книгу, которая

осталась ненапечатанной и руко

пись которой пропала, вероятно, на

всегда»


2

.

Фриц Маутнер (Mauthner,



1849–1923) — философ, критик те

ории языка, чешско еврейский не

мецкоязычный романист. «Спокойный атеист» (В. Шубарт), автор афоризма:

«Моя память слишком хороша, чтобы я мог считать себя самостоятельным

мыслителем». Автор сатирических романов, а также книг «Die Sonntage der

Алексей Фёдорович Селивачёв в рабочем

кабинете. Публикуется впервые



Селивачёв А. Психология юдофильства. В. В. Розанов // Русская мысль. — 1917. —

Кн. 2. — С. 46.

Там же. 



чтения увлекли его на заброшен

ную тропу, проложенную некогда

арабскими мыслителями, упрекав

шими христиан в «поедании своего

Бога». Подвергавшийся яростным

нападкам и провокациям во имя

господствующей религии, он при

шел к тому, что стал видеть в хрис

тианстве братство людоедов, а Ии

сус якобы был вождем этой под

польной секты; он не доверял Иу

де, поскольку чувствовал, что тот

за ним шпионил. Они столкнулись

во время Тайной вечери, которую

Даумер считал людоедской цере

монией. Так, казалось Даумеру,

был пролит свет на тайны христи

анства


1

С именем Даумера связана по



лумистическая история о некоем

Каспаре Хаузере, загадочном семнадцатилетнем юноше, появившемся в Нюрн

берге в 1828 г. По одной из версий, Каспар был сыном баденского герцога: мла

денца похитили и упрятали представители боковой ветви правящего рода, пре

тендовавшей на баденский трон. Эта версия приобретала особую пикантность,

оттого что престолонаследник приходился внуком Наполеону. Горожане объя

вили Каспара приемным ребенком, и забота о нем была поручена Даумеру, тог

да преподавателю местной гимназии. К воспитанию «дикаря» был причастен

также Иоганн Ансельм фон Фейербах, отец Л. Фейербаха

2

. Из писем Беттины



фон Арним (Брентано), корреспондентки Гёте, Даумер составил поэтический

сборник под заглавием «Bettina: Gedichte aus Goethes Briefwechsel mit einem

Kinde» («Беттина: Стихотворения из переписки Гёте с ребенком», Нюрнберг,

1887). Иоганнес Брамс написал на стихи Даумера восемнадцать Liebeslieder Wal

tzes для четырех голосов и фортепианного дуэта (opus 52).

Анна Петровна Селивачёва (Солянко),

супруга А. Ф. Селивачёва

Публикуется впервые

1

www.pedclub.ru/history/shoa/poliakov.htm. См. сохранившиеся тексты античных



критиков христианства: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. — Сергиев Посад,

1913; Ранович А. Б. Античные критики христианства. — М., 1935, и др.

2

О романе Я. Вассермана «Каспар Гаузер» (1908 г.) Ст. Цвейг написал, что это книга



о моменте открытия человеком его «я», противостоящего бесконечно многозначному

«ты» мира, который всем грезится, но лишь в художнике становится реальностью.



154

155


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

И в статье «Георг Фридрих Да

умер», и в статье «Психология юдо

фильства» Селивачёв характеризо

вал немецкого мыслителя как очень

интересного, но крайне парадок

сального. «Увлечение иудаизмом и

попытка перехода в него представ

ляет из себя всего лишь один фазис

в истории развития религиозного

миросозерцания Даумера, который

от исключительного по своей резко

сти отрицательного отношения к

христианству… перешел позже к

признанию и горячей апологии хри

стианства, перейдя одновременного

из протестантизма в католицизм»

1

.



В лице Даумера Селивачёв увидел

первый «ясно выраженный мотив

позитивного юдофильства» и поста

рался его исследовать, останавлива

ясь на попытке Даумера перейти в

иудаизм. «Даумер сам говорит, что

всегда чувствовал в себе пророчес

кий и мессианистический дух, кото

рый именно и привлекал его в иуда

изме. О мессианистической идее иу

даизма он написал книгу, которая

осталась ненапечатанной и руко

пись которой пропала, вероятно, на

всегда»


2

.

Фриц Маутнер (Mauthner,



1849–1923) — философ, критик те

ории языка, чешско еврейский не

мецкоязычный романист. «Спокойный атеист» (В. Шубарт), автор афоризма:

«Моя память слишком хороша, чтобы я мог считать себя самостоятельным

мыслителем». Автор сатирических романов, а также книг «Die Sonntage der

Алексей Фёдорович Селивачёв в рабочем

кабинете. Публикуется впервые



Селивачёв А. Психология юдофильства. В. В. Розанов // Русская мысль. — 1917. —

Кн. 2. — С. 46.

Там же. 



чтения увлекли его на заброшен

ную тропу, проложенную некогда

арабскими мыслителями, упрекав

шими христиан в «поедании своего

Бога». Подвергавшийся яростным

нападкам и провокациям во имя

господствующей религии, он при

шел к тому, что стал видеть в хрис

тианстве братство людоедов, а Ии

сус якобы был вождем этой под

польной секты; он не доверял Иу

де, поскольку чувствовал, что тот

за ним шпионил. Они столкнулись

во время Тайной вечери, которую

Даумер считал людоедской цере

монией. Так, казалось Даумеру,

был пролит свет на тайны христи

анства


1

С именем Даумера связана по



лумистическая история о некоем

Каспаре Хаузере, загадочном семнадцатилетнем юноше, появившемся в Нюрн

берге в 1828 г. По одной из версий, Каспар был сыном баденского герцога: мла

денца похитили и упрятали представители боковой ветви правящего рода, пре

тендовавшей на баденский трон. Эта версия приобретала особую пикантность,

оттого что престолонаследник приходился внуком Наполеону. Горожане объя

вили Каспара приемным ребенком, и забота о нем была поручена Даумеру, тог

да преподавателю местной гимназии. К воспитанию «дикаря» был причастен

также Иоганн Ансельм фон Фейербах, отец Л. Фейербаха

2

. Из писем Беттины



фон Арним (Брентано), корреспондентки Гёте, Даумер составил поэтический

сборник под заглавием «Bettina: Gedichte aus Goethes Briefwechsel mit einem

Kinde» («Беттина: Стихотворения из переписки Гёте с ребенком», Нюрнберг,

1887). Иоганнес Брамс написал на стихи Даумера восемнадцать Liebeslieder Wal

tzes для четырех голосов и фортепианного дуэта (opus 52).

Анна Петровна Селивачёва (Солянко),

супруга А. Ф. Селивачёва

Публикуется впервые

1

www.pedclub.ru/history/shoa/poliakov.htm. См. сохранившиеся тексты античных



критиков христианства: Спасский А. А. Эллинизм и христианство. — Сергиев Посад,

1913; Ранович А. Б. Античные критики христианства. — М., 1935, и др.

2

О романе Я. Вассермана «Каспар Гаузер» (1908 г.) Ст. Цвейг написал, что это книга



о моменте открытия человеком его «я», противостоящего бесконечно многозначному

«ты» мира, который всем грезится, но лишь в художнике становится реальностью.



156

157


Андрей Пучков

«Кстати, подумайте, не можете ли помочь...»: Письма М. О. Гершензона Алексею Селивачёву

ливачёва, и он написал первую тогда в России статью об этом мыслителе, отчасти

пользуясь субъективным «методом медленного чтения» («искусством видеть

сквозь пленительность формы видение художника»

1

), предложенным М. О. Гер



шензоном. Большой фрагмент рукописи сохранился в семейном архиве.

Самое удивительное в этих письмах, что они не несут той необходимой со

держательной глубины, ради которой только и заслуживали бы публикации.

Но это же обстоятельство — обратная сторона тех прагматических вопросов,

которые позволяют глубже понять бытовую сторону деятельности и Гершен

зона, и Маутнера, и Селивачёва. Интерес к их философско публицистическо

му наследию свидетельствует, что эти корреспонденты были такими учеными,

труды коих заслуживают исследования в отличие от большинства тех, чьи со

чинения — порой только блеклые сигналы их времени с претензией быть па

мятниками эпохи. Публикация писем Гершензона (и Маутнера) — следование

мысли О. Мандельштама, что «будет под стеклом показан штык граненый»:

вроде бы нечто обыденное, но оказывающееся исторически если не важным, то

по крайней мере примечательным.

Публикация писем М. О. Гершензона (и Ф. Маутнера) и двух философ

ских рукописей А. Ф. Селивачёва «Значение силлогизма» и «Учение об услов

ном бессмертии (кондиционализм)» (1919 г.) стала возможной благодаря лю

безности доктора искусствоведения, профессора Михаила Романовича Сели

вачёва, внука Алексея Фёдоровича, которому публикатор рад возможности

выразить горячую благодарность. 




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет