Паустовский и Нобелевская премия
В начале 2016 г. Шведская академия рассекретила имена номинантов на Нобелевскую премию по литературе 1965 года, что она делает регулярно по прошествии 50 летнего срока давности.
Общеизвестно, что претендентами на Нобеля становятся большие писатели, так или иначе известные во всем мире. В очереди за ним стоят многие и подолгу. Так, наш эмигрант Марк Алданов – русский рекордсмен по годам очереди – он претендовал 13 раз на Нобеля с 1938 по 1957 год, но премию так и не получил.
Многие другие знаменитые писатели также не один год претендовали на премию, но также не стали лауреатами. Было и другое, "вода камень точит": датский писатель Йоханнес Йенсен номинировался на премию 18 раз и все же добился своего триумфа в 1944 году.
В 1965 мы пережили приятные мгновения: Нобелевскую премию по литературе в том памятном году получил Михаил Шолохов (после 12 попыток) - "за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время". Всем было понятно, что премию вручили главным образом за "Тихий Дон".
Шолохов также номинировался на Нобеля неоднократно с середины 50-х годов. В списке номинантов 1965 г. – 90 человек (среди них, Луи Арагон, Сомерсет Моэм, Сэмюэль Беккет, Хорхе Луис Борхес, Генрих Бёлль, Макс Фриш, Ясунари Кавабата, Андре Мальро, Габриэль Марсель, Юкио Мисима, Пабло Неруда, Эзра Паунд, Эптон Синклер, Торнтон Уайлдер и др.), из них лишь 19 – новичков, 71 писатель в этом списке стоял в очереди уже не первый год.
Вместе с Ахматовой и Набоковым на премию в 1965 году претендовал и Константин Паустовский. Как и Ахматова, он попал в этот список впервые. Некоторые полагают, у него не было ни малейшего шанса.
Но вот что вспоминает Лидия Делекторская, спутница жизни Анри Матисса, переводившей Паустовского на французский:
«В момент выборов К.Г. был в Риме на конгрессе писателей, — из ее письма, автору этих строк. — Приехала туда и я… В Риме накануне присуждения Нобелевской премии по литературе ВСЯ пресса и телевидение приготовились интервьюировать Паустовского. <...> Лишь сам он был настроен скептически. С глазу на глаз он сказал мне:
— Поймите, Лидия Николаевна, что «старики», — он имел в виду жюри Нобелевского комитета, — не смогут себе этого позволить. Сохраняя отношения с Союзом, второй раз подряд дать премию советскому писателю — не верноподданному (как ранее – Б. Пастернаку) — не посмеют. (Значит, таки, надеялся – хотя бы самую толику, ну и налицо самоуважение, самоотчетность в оценке масштаба своего таланта). Так и случилось. Премию вскоре дали Шолохову за его «творчество в целом». (Ирина Бутыльская)
Справедливости ради, следует отметить, что К. Паустовский не прошел в "финал", короткий лист, но там оказалась Анна Ахматова, которая имела, тем самым, хороший шанс "подвинуться" в следующем году, нов 1966 она скончалась.
Достарыңызбен бөлісу: |