Памятники философской мысли Серия основана в 1978 г



бет1/26
Дата22.03.2019
өлшемі5.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
ПАМЯТНИКИ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Серия основана в 1978 г.

Редакционная коллегия серии «Памятники философской мысли»: Т. И. ОЙЗЕРМАН (председатель), А. Л. АНДРЕЕВ, В.В. БЫЧКОВ, П. П.ГАЙДЕНКО, А. В. ГУЛЫГА, М. А. КИССЕЛЬ, В. А. КУВАКИН, Н. В. МОТРОШИЛОВА, В. В. МШВЕНИЕРАДЗЕ, И. С. НАРСКИЙ, И. Д. РОЖАНСКИЙ, В. В. СОКОЛОВ (зам. председателя), А. Л. СУББОТИН, А. Д.СУХОВ, Н. Ф. УТКИНА, А. А. СТОЛЯРОВ (уч. секретарь)

ЛОРЕНЦО ВАЛЛА

Об истинном и ложном благе. О свободе воли.

Ответственный редактор

доктор философских наук А. X. ГОРФУНКЕЛЬ

Составитель и автор вступительной статьи доктор исторических наук Н. В. РЕВЯКИНА

Перевод с латинского В. А. АНДРУШКО, Н. В. РЕВЯКИНОЙ, И. X. ЧЕРНЯКА

Издательство • Наука • Москва 1989

 

==1



==2

==3

Лорепцо Балла (1407—1457) — крупнейший итальянский философ-гумаиист. Большое место в его творчестве занимают вопросы этики и критики схоластики. Все произведения, входящие в данное издание, переводятся на русский язык впервые.

Для философов и всех интересующихся историей философии.

Рецензенты; доктора философских наук

И. С. АНДРЕЕВА, В. В. БЫЧКОВ, доктор исторических наук

И.И.ОСИНОВСКИЙ

_ 0301030000—112, Л —пд2(02>_SO—объявления

ISBN 5-02-007979-0

 

Издательство «Наука», 1989



 

==4



==5

00.htm - glava01



ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО ВАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Творчество итальянского гуманиста Лоренцо Баллы (1407—1457) —яркое явление ь культуре Возрождения. Гуманист-мыслитель, ниспровергатель традиций, Балла был одарен острым критическим умом и неодолимым стремлением к поиску истины, но в его творчестве всегда присутствовало живейшее сознание связи с жизнью, и такое сочетание, не уводившее его мысль в сферы бесплодного созерцания, а, напротив, связывавшее ее неразрывными узами с проблемами времени, придавало его работам необычайную злободневность.

Крупнейший латинист своего времени, Балла сказал свое веское слово в филологии, и его трактат «О красотах латинского языка» стал одним из самых читаемых произведений в эпоху Возрождения. Балла первым в то время применил методы филологической критики Библии, что открывало пути для исторического подхода к ней. Он заложил основы источниковедческого анализа и явился родоначальником исторической критики, доказав с помощью неопровержимых доводов подложность «Константинова дара», на котором в немалой мере зиждилась светская власть пап и их теократические притязания. Балла также приобрел известность своей борьбой с церковными авторитетами и институтами, с аскетической моралью средневекового католицизма.

Будучи одним из наиболее ярких умов XV в., Балла проявил себя и как философ. Среди философов и теологов числил Лоренцо Баллу еще Эразм Роттердамский. Позже Лейбниц в «Теодицее» назвал его философом не менее, чем гуманистом. Балла создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика древнегреческого философа-материалиста Эпикура, отвергаемого средневековой христианской традицией. Лоренцо Балла высказал взгляд на проблему свободы воли, несовместимый со средневековой теологической концепцией. Выступал против схоластической диалектики и ее непререкаемого авторитета — Аристотеля.

 

==6

Н. В. РЕВЯКИНА

И потому он никого не оставлял равнодушным — ни современников, которые либо почитали, либо хулили его, либо даже пытались заставить замолчать с помощью инквизиционного процесса, ни ближайших потомков предреформационных времен и Реформации, когда интерес к его творчеству вспыхнул с новой силой. Гуманисты, выступавшие в это время вместе с реформаторами, использовали его работы как оружие в борьбе с католической церковью. В 1505 г. Эразм Роттердамский напечатал его трактат о сопоставлении кодексов Нового завета, отозвавшись в предисловии с большой похвалой о Балле и отметив «давнюю ненависть» к его имени. Трактат Баллы о «Константиновом даре», впервые напечатанный в 1506 г., дважды, в 1518 и 1519 гг., издавался Ульрихом фон Гуттеном, а в целом на протяжении XVI в. трактат издавался 8 раз (отдельно или в сборниках) и только до 1546 г. 5 раз переводился на национальные языки. С 1483 г. до 1543 г. 6 раз издавался диалог Баллы «О наслаждении» («Об истинном и ложном благе»), оказавший влияние, как показано в недавних исследованиях , на «Утопию» Томаса Мора, в частности на представление о счастье, развиваемое в этой работе.

Инквизиция, гонения которой на свободную мысль усилились после Тридентского собора (1545—1563), занесла в Индекс запрещенных книг трактат Баллы о «Константшговом  даре», диалоги «О наслаждении», «О свободной воле», его трактат о сопоставлении кодексов Нового завета и тридцать четвертую главу шестой книги «О красотах латинского языка».

Интерес к творчеству Баллы оживился во второй половине XIX в., что было связано с крушением светской власти папства и завершением процесса национального объединения Италии (1871). Уже на следующий год после этого события вышла посвященная Балле книга А. Паоли 2, которая носила скорее публицистический характер и была проникнута ненавистью к папской теократии, чувством патриотизма и гордостью за национальное прошлое Италии. Балла трактовался А. Паоли как мыс-

 Кудрявцев О. Ф. Ренессансная апология наслаждения. (К прочтению некоторых мест «Утопии» Томаса Мора)//История социалистических учений. М., 1986. С. 198-199.

2 Paoli A. L. Valla ovvero la filosofia della politica nel Rinascimento. Roma, 1872.

 

==7

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ

литель, освободивший мораль, политику, право от иллюзий средневекового миросозерцания, он сравнивался с Макиавелли, был назван предшественником современных автору психологов.

В антицерковном духе воспринимали Баллу и исследователи творчества гуманиста, такие, как Ф. Габотто, Л. Бароцци и др.3 Подчеркивая свободомыслие и антицерковную направленность в сочинениях Баллы, ученые склонны были толковать Баллу как материалиста, который скрывал свои взгляды в целях предосторожности, чем и объясняется победа христианской морали в диалоге «О наслаждении» («Об истинном и ложном благе») или форма диалога и максимум осторожности в диалоге «О свободе воли». Исследователи подчеркивали «практический и естественный смысл» в котором Балла рассматривал человеческие дела, вновь сравнивая его с Макиавелли.

Однако, как и во времена Лоренцо Баллы, отношение к гуманисту в XIX в. было неодинаковым. Историки, близкие к христианской церкви, старались доказать ортодоксальность Баллы по отношению к церкви и христианству 4; католики при этом показывали близость идей Баллы к католическому вероучению, а протестанты связывали его творчество с защитой идей раннего христианства и с борьбой за очищение христианства от средневековых искажений, а также отмечали близость учения Баллы к идеям реформации.

В историографии XX в, к Балле также относились по-разному. Представителем натуралистического рационализма, нашедшего свое дальнейшее развитие у Телезио, Бруно, Кампанеллы, считал Баллу Дж. Саитта и с этой точки зрения рассматривал все его сочинения; в частности, в диалоге «О наслаждении» Балла, по мнению Саитты, сводит дуализм к натуралистическому монизму, поэтому защита природы у Баллы представляет собой уничтожение трансцендентности 5.

8 Gabotto F. Lorenzo Valla e 1'epicureismo nel Quattrocento. Milano; Torino, 1889; Barozzi L. e Sabbadini R. Studi sul Panormila e sul Valla. Firenze, 1891.

4 Mancini G. Vita di Lorenzo Valla. Firenze, 1890; Fiorentino Fr. II risorgimento filosofico nel Quattrocento. Napoli, 1885; Vahlen J. Lorenzo Valla. Wien, 1864.

5 Saitta G. II pensiero italiano neU'Umanesiino e nel Rinascimenlo. Bologna, 1949. Vol. 1. P. 244.

 

==8

Н. В. РЕВЯКИНА

С другой стороны, такие исследователи, как Дж. Радетти, Ч. Тринкаус, М. Фуа (М. Фойе), Дж. Ди Наполи , рассматривают Баллу как религиозного мыслителя, борца за христианскую веру. Особенно активными в этом плане в последние десятилетия были католические ученые, что связано со вторым Ватиканским собором, развитием теологических споров и с исследованием в области библеистики 7. Их прочтению трудов Баллы, которое опирается на широкий круг источников и отличается большой основательностью в исследовании как жизни, так и творчества Лоренцо Баллы, присуще стремление восстановить Баллу в рамках католической ортодоксии, показать, его не как гуманиста, а как теолога, более того, как борца с язычеством гуманистов, восхищавшихся древними мудрецами, и с гуманистическим стоицизмом, которому недостает истинного синтеза с христианством (М. Фуа). Эпикурейство Баллы оценивается ими только как инструмент полемики со стоиками, который не играет особой позитивной роли в идеях Баллы (Ди Наполи). Ими также не признается и борьба Баллы с монашеским аскетизмом. Среди работ католического направления есть и такие, в которых не ставится задача воссоздать философскую или теологическую систему Баллы, упор делается на работе с источниками, на прочтении его сочинений в разных редакциях, в контексте споров той эпохи, даются публикации работ гуманиста (С. Кампо" реале) 8.

В литературе последних лет имеются и более взвешенные, не доходящие до крайности оценки творчества Баллы. В работах таких исследователей, как Ф. Гаэта, e Radetti G. La religione di Lorenzo Valla. Medioevo e Rinascimento. 11. Firenze, 1955; см. также ит. перевод Дж. Радетти соч. Баллы: Valla L. Scritti filosofici e religiosi. Firenze, 1953; Trinkaas Ch. In our image and likeness: Humanity and divinity in Italian humanist thought. Chicago; L., 1970. Vol 1. Di Napoli G. Lorenzo Valla. Filosofia e religione nell'umanesimo italiano. Roma, 1971; Fois М. II pensiero cristiano di L. Valla nel quadro storico-culturale del suo ambiente. Roma, 1969.

7 Vasoli С. Nuove prospettive su Lorenzo Valla//Nuova rivista storica. Milano, 1973. A. 57. Fasc. 3-4. P. 448.

8 Camporeale S. I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze 1972. В приложении к работе дано научное издание сочинения Баллы «Apoiogus» (текст [Р. 479-534] и предисловие Кампореале [Р. 473—477]).

 

==9

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО ВАЛЛЫ

Э. Гарэн, Ч. Вазоли и др.9, гуманист не предстает перед читателем ни как атеист и материалист, ни как miles christianus — борец за дело христианства. Творчество Баллы рассматривается в неразрывной связи с проблемами эпохи, с гуманизмом. Его работы связываются с необходимостью влиять на мир человеческих отношений (Ф. Гаэта), утверждается, что в них ведется борьба за полное оправдание светской жизни во всех ее проявлениях и во всех областях (Э. Гарэн). Ученые дают реалистическую оценку и полемике Баллы со схоластами и церковью, и его борьбе со всеми формами аскетизма, и оправданию и возвышению природы.

За два последних десятилетия в изучении творчества Баллы были достигнуты огромные успехи. Особо надо отметить труд издателей сочинений Баллы. Усилиями Э. Гарэна были воспроизведены в двух томах в Турине в 1962 г. базельское издание (1543) сочинений Баллы и все его работы, рассеянные в других изданиях. Только начиная с 1970 г. вышли критические издания работ Баллы: диалог «Об истинном и ложном, благе» (1970; М. де Паницца Лорх), «Сопоставления Нового завета» (1970; А. Пероза), «Защита философских тезисов» (1970; Дж. Циппель), «Apoiogus» (1972; С. Кампореале), «Деяния Фердинанда Арагонского» (1973; О. Безоми), новое издание трактата о «Константиновом даре»  (1976; В. Зетц), «Первое противоядие против Поджо» (1978; Ари Весселинг), «Противоядие против Фацио» (1981; М. Реголиози), «Перекапывание диалектики» (1982; Дж. Циппель), письма (1984; О. Безоми и М. Реголиози).

Отражением чрезвычайно возросшего интереса к Балле был и международный конгресс «Лоренцо Балла и итальянский гуманизм», собравшийся в 1984 г. в Парме. Готовится к изданию полное научное собрание его сочинений.

9 Gaeta F. Lorenzo Valla. Filologia e storia nell Umanesimo italiano. Napoli, 1955; Garin E. L'Umanesimo italiano. Roma; Bari. 6-ed. 1975. P. 62-68; Idem. Storia della filosofia italiana. Torino. 1966. Vol. 1. P. 311-324; Idem. Ricerche sull'epicureismo del Quattrocento // Garin E. La cultura filosofica del Rinascimento italiano: 2-ed. Firenze, 1979. P. 72-92. Vasoli C. Le «Dialecticae disputationes» del Valla e la critica umanistica della logica aristotelica//Rivista critiea di storia della filosofia. 1957. 12. P. 412— 434; 1958. 13. P. 27-46.

 

К оглавлению

==10

 

Н. В. РЕВЯКИНА



 

 

Критическое издание целого ряда сочинений Баллы или их редакций и огромная исследовательская работа, проведенная в связи с этим, позволили всесторонне и глубже познакомиться с творчеством гуманиста, открыть его новые грани. В вышедшем сборнике материалов международного конгресса в Парме отражены основные направления изучения творчества Баллы в последние годы. Это филологический метод Баллы, проблемы издания его сочинений, лингвистика и риторика у Баллы и судьбы его наследия. Подводя итоги последним изысканиям в области изучения творчества гуманиста, Э. Гарэн во вступительной статье к сборнику называет Баллу «фигурой исключительной величины». Среди его работ на первое место ставится (рядом с «Красотами латинского языка») его «Диалектика», ключевая работа его «системы», «одна из наиболее значительных теоретических работ Кватроченто», вырабатывающая общий метод, применимый ко всем наукам. Гарэн указывает на специфику этого метода: «Новая риторика, которая включает в себя диалектику, является новым орудием знания физики и морали, метафизики и теологии, объединенных посредством общих логико-лингвистических структур. Рождается в общем новая философия — не схоластическая, более того, противоположная схоластике» 10. В статье подчеркивается, что Балла борется не против философии, но против схоластики во имя философии, свободной от всякой зависимости от школы.



Давая общую оценку взглядам Баллы, Гарэн как бы примиряет разногласия оппонентов в оценке его творчества. Балла у Гарэна связан с гуманизмом, являясь его «наиболее глубоким и тонким теоретиком» ", в то же время христианская мысль в таких его текстах, как «О свободе воли», обрела вновь тона апостола Павла, заставившие Лютера воскликнуть: «Последняя искра ранней церкви или новый трут» ".

Итак, на новом уровне изучения творчества Баллы появляется еще одно прочтение его, вряд ли, впрочем, 10 Lorenzo Valla e 1'Umanesimo italiano. Atti del Convegno internazionale di studi umanistici (Parma, 18—19 ottobre 1984). A cura di Ottavio Besomi e Mariangela Regoliosi. Padova, 1986.

" Garin E. Lorenzo Valla e 1'Umanesimo // Lorenzo Valla e 1'Umanesimo italiano. P. 9.

12 Ibid. P. 17.

 

 

==11



последнее. Работа по изучению его творчества продолжается: в Венеции М. Кортези найдена еще одна рукопись диалога «Об истинном благе», в Германии — неизвестное ранее введение к «Диалектике», открытое Риккардо Рибуоли, сделан ряд других находок.

В будущем образе Валлы-мыслителя будут, безусловно, учтены не только сегодняшние достижения, чрезвычайно ценные, особенно в части исследования его метода, но приняты во внимание и такие аспекты его творчества, которые привлекают теперь, как нам кажется, меньшее внимание — его этическое учение, антимонашеские выступления, критика светской власти церкви и др., составляющие неотъемлемую часть его воззрений. Для объективной оценки многогранного творчества гуманиста сделать это совершенно необходимо.

В отечественной науке Балла не был обойден вниманием. Гуманистом глубоко интересовался один из лучших дореволюционных исследователей Возрождения М. С. Корелин. Он собирался написать книгу о Балле, но ранняя смерть помешала ему осуществить замысел. Осталась большая статья, посвященная диалогу «О наслаждении», и две главы задуманной им книги ". Рассматривая этические взгляды Баллы, М. С. Корелин видит в их основе жизнь, а не учения древних. Этика Баллы, на его взгляд, зиждется на требованиях природы и проникнута индивидуализмом, она является первой попыткой теоретически обосновать и морально оправдать то настроение и то поведение, которые характеризуют большинство гуманистов и их единомышленников и покровителей. М. С. Корелин отмечает смелую критику Валлой не только церковного учения, но и его религиозных основ.

После М. С. Корелина творчеством Баллы занималась А. И. Хоментовская; книга ее, писавшаяся в тяжелых условиях военного времени, оставалась долгое время в рукописи, пока усилиями В. И. Рутенбурга не была опубликована 14. А. И. Хоментовская пишет о Валле страстно

13 Карелии, М. С. Этический трактат Лоренцо Баллы «Об удовольствии и об истинном благе» // Вопр. философии и психологии. 1895. № 4 (29). С. 391—444; № 5 (30). С. 519—557; Он же. Папство в эпоху гуманизма//Рус. мысль. 1899. Кн. X. С. 70—104; Он же. Папский секретарь и гуманист Поджо Брачиолини // Там же. Кн. XI. С. 133-153; Кн. XII. С. 105-132.

14 Хоментовская А. И. Лоренцо Балла—великий итальянский гуманист. М.; Л., 1964. 148 с.

 

==12

 

Н. В. РЕВЯКИНА



 

 

и увлеченно, она трактует Баллу как смелого борца против средневековой идеологии и католической церкви и считает его, благодаря широкому диапазону его критики и характерным чертам метода, родоначальником критического гуманизма. Балла у А. И. Хоментовской — законченный рационалист декартовского толка, мыслитель, остающийся вне всякой церкви. Социальную обусловленность его критики автор объясняет принадлежностью Баллы к гуманизму, который отражает в себе стремление к духовной эмансипации ранней буржуазии



В наше время творчество Баллы так или иначе затрагивали в своих работах М. Л. Абрамсон, Л. М. Баткин, Л. М. Брагина, А. X. Горфункель, О. Ф. Кудрявцев, Н. В. Ревякина, В. И. Рутепбург, В. В. Соколов и другие исследователи. На русский язык были переведены работы Баллы «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (пер. И. А. Перельмутера) и «О монашеском обете» (пер. Ю. X. Копелевич); переводились также фрагменты из диалога «Об истинном и ложном благе» (пер. Н. В. Ревякиной) и предисловия к трактату «О красотах латинского языка» (пер. Н. А. Федорова) ".

   *   in

Лоренцо Балла (1407—1457) относится к тому поколению итальянских гуманистов, которое вступило в творческую жизнь в период, когда гуманистическое движение ширилось и развивалось. Ко времени появления его первой работы гуманизм достиг определенных результатов в своем идейном развитии. В центре гуманистической идеологии стоял человек и мир человеческого, в связи с чем приобрела решающее значение этико-психологическая проблематика. Петрарка и Салютати начали ее активно разрабатывать, следующим шагом явилась деятельность Бруни, для которого было характерно четкое осознание необходимости выработки новой морали, и об этом

15 Переводы помещены в кн.: Итальянские гуманисты о церкви и религии. М., 1963. С. 100—216. Фрагменты этического диалога см. в кн. «Антология мировой философии» (М., 1970. Т. 2. С. 7885) и в кн. «Эстетика Ренессанса» (М., 1981. Т. 1. С. 80—104). Предисловие к трактату «О красотах латинского языка» см. в кн.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985. С. 121—137.

 

==13

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО ВАЛЛЫ



 

ом заявил во «Введении в моральную философию», где сформулировал задачи этики. Новая ориентация рождающейся гуманистической идеологии утверждалась в борьбе со схоластикой, Петрарка начал эту борьбу, Бруни ее продолжил. Со времени Салютати все большее значение в гуманизме приобретали вопросы социальной и гражданской жизни. Бруни выступил одним из наиболее ярких выразителей идей гражданского гуманизма. Он же своим сочинением «О лицемерах» открыл антимонашескую полемику гуманистов. Верджерио положил начало поискам гуманистов в области воспитания и образования.

Гуманизм, таким образом, осваивал все новые сферы идейной жизни. Этому способствовали умножение источников гуманистической мысли, введение в научный оборот открытых гуманистами творений римских и затем греческих писателей, поэтов, ораторов, историков, философов, а также начало преподавания греческого языка во Флоренции и развернувшаяся переводческая деятельность гуманистов.

Балла не учился в университете, и неизвестно, где и когда он выучил столь совершенно латинский язык. В греческом — его учителями были Ауриспа и Ринуччо. В 1426 г. Балла познакомился с Бруни и, видимо, давал читать ему свои первые работы.

Первые годы молодости Баллы прошли вблизи римской курии, апостолическим секретарем которой был его дядя, ставший после смерти в 1420 г. отца Баллы (который был юристом) опекуном Лоренцо. В римской курии папы Мартина V (1417—1431) собрались известные гуманисты, такие, как Поджо Браччолини, Антонио Лоски, Чинчо Романо, Монтепульчано, Антонио Беккаделли (Панормита); все события гуманистической жизни, все новооткрытые рукописи, а также появившиеся сочинения гуманистов становились там быстро известными.

Сама обстановка в папской курии, где среди гуманистов царил дух вольности, несовместимый со служением святому престолу, где в своеобразном клубе гуманистов «Вральне» забавлялись анекдотами на темы церковной и городской жизни (и тому свидетельство «Фацеции» Поджо Браччолини) и где пороки клира были перед глазами, способствовала критическому отношению к институтам церкви, к священнослужителям, к церковной этике. Важ-

 

==14

 

Н. В. РЕВЯКИНА



 

 

но подчеркнуть здесь, что Балла позже будет писать о том, что знал и видел своими глазами.



В сфере интересов молодого Баллы оказался трактат Квинтилиана «Обучение оратора», найденный Поджо Враччолини в 1416 г., и, возможно, поэма Лукреция «О природе вещей», открытая им же в 1417 г. Обе работы, как показало время, стали вехами в развитии гуманизма: Квинтилиан дал сильный толчок развитию гуманистической риторики и педагогической мысли; Лукреций, чья поэма распространилась по всей Италии", способствовал развитию натурфилософских идей.

Обладая пытливым и дерзким умом, Балла не побоялся противопоставить Квинтилиана богу красноречия Цицерону в своей первой (несохранившейся) работе «О сравнении Цицерона с Квинтилианом». Балла начал свое творчество с вызова. Но влияние Квинтилиана, которого, по его словам, он знал почти наизусть, прослеживается в его работах на протяжении всей жизни; существенна его роль в формировании филологического метода Баллы ".

В Риме вызревал и замысел другой работы молодого гуманиста — диалога «О наслаждении», где Балла обращается к идеям Эпикура. Можно предполагать, что паходка Поджо поэмы Лукреция сыграла здесь свою роль, хотя у нас нет доказательств, что Балла читал Лукреция, будучи в Риме". Но надо думать, что сам факт обнаружения поэмы возбудил интерес к Эпикуру, и это относится не только к Балле, но и к Бруни, Филельфо, Раймонди, писавшим об Эпикуре до Баллы.

Работа Баллы в первой редакции появилась в 1431 г. в Пьяченце, где Балла находился некоторое время по пути в Павию.

" Bertelli S. La conoscenza e la diffusione di Lucrezio net codici umanistici italiani//Bassegna degli archivi di stato. Roma, 1965, magg.— ag., anno, 25. N 2.

17 См.: Camporeale. Op. cit. Cap. 1.

18 Найденный кодекс поэмы Поджо отправил во Флоренцию Никколи и получил обратно только через 14 лет; в письмах Поджо неоднократно просит вернуть рукопись, объясняя Никколи, что тем самым он окажет услугу многим. См.: The Renaissance book hunters. The letters of Poggius Bracciolini to Nicolaus de Niccolis, translated from the latin and annotated by Ph. W. Goodhart. Gordan. N. Y.; L., 1974. P. 88, 92, 153, 160.

 

==15

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ



 

Павийский университет, где Балла читал риторику в 1431—1433 гг., стал следующим важным этапом в формировании взглядов молодого гуманиста. Университет был очагом гуманистической культуры. В нем живы были еще традиции М. Хризолора, преподававшего здесь в начале XV в. и оставившего учеников. Здесь преподавали известный филолог Андреа Билья, крупный знаток латыни и стилист Гаспарино Барцицца, поэт, филолог и юрист Маффео Веджо, поэт Беккаделли (Панормита), известный Балле еще по Риму, юрист Катон Сакко, принимавший гуманистическую культуру.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет