Образовательный минимум по литературе 8 класс 2 четверть



Дата02.04.2019
өлшемі33.95 Kb.
Образовательный минимум по литературе

8 класс 2 четверть



Рубеж XVIII–XIX веков – переходный период в истории литературы. В литературе Англии и Франции уже нет столь ярких фигур, как Даниэль Дефо (1660–1731), Джонатан Свифт (1667–1745), Лоренс Стерн (1713–1768), Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778). В немецкой литературе продолжают творить Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832) и Фридрих Шиллер (1759–1805).

Всё больше уходит в прошлое классицизм предыдущей эпохи. Постепенно теряют свое влияние на искусство и основные идеи Просвещения. В конце XVIII века на смену сентиментализму приходит новое направление – романтизм.

В отличие от сентиментализма, романтиков интересуют не обычные люди, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Для романтизма характерно обостренное внимание к душевному миру человека.

Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», мечтает об идеале. Он любит и порой идеализирует далекое Средневековье, «первозданную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение своих сильных и противоречивых чувств. Для него характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают человеку тайны жизни. Порыв к идеалу, иллюзорному и недостижимому, оборачивается неприятием повседневной действительности, «прозы жизни».

Романтизм возникает сразу в нескольких странах, но его родиной принято считать Германию. Предвестниками романтизма, во многом подготовившими его оформление в самостоятельное направление, стали И. В. Гете и Ф. Шиллер.

В конце XVIII века в университетском городе Йена сложился круг творцов-единомышленников, получивший позже название «Йенские романтики». В него входили Новалис (1772–1801), братья Август Вильгельм Шлегель (1767–1845) и Фридрих Шлегель (1772–1829), Людвиг Тик (1773–1853).

Несколько позже, в начале XIX века в другом немецком городке Гейдельберге возник еще один дружеский кружок, получивший название «Гейдельбергские романтики». Его основными членами стали Клеменс Брентано (1778–1842), Людвиг Арним (1781–1831), ставшие в последствии всемирно знаменитыми братья Якоб Гримм (1785–1863) и Вильгельм Гримм (1786–1859).

Черты романтизма ярко проявились и в творчестве Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822) и Генриха Гейне (1797–1856).

Бурный расцвет романтизма в Германии оказался недолгим: со смертью Гофмана и переходом Гейне к реализму немецкие романтики утрачивают свои ведущие позиции.

В Англии, почти в то же время, когда развернулась творческая деятельность йенских романтиков, возник свой круг авторов нового направления. Принципы романтизма разрабатывались и стали основными в творчестве Уильяма Вордсворта (1770–1850), Сэмюэля Тэйлора Кольриджа (1772–1834), Роберта Саути (1774–1843). Эти поэты и писатели жили в краю озер, много о нем писали, отчего и получили название – «романтики озерной школы».

Наивысший подъем романтизма в Англии связан с именами поэтов Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788–1824) и Перси Биш Шелли (1792–1822), а также великого романиста Вальтера Скотта (1771–1832), который создал жанр исторического романа. Со смертью Шелли, Байрона и Скотта английский романтизм отходит на задний план.

Во Франции у истоков романтизма стояли Франсуа Рене де Шатобриан (1768–1848) и Луиза Жермена де Сталь (1766–1817). В дальнейшем это направление утверждали и развивали Виктор Мари Гюго (1802–1885), Александр Дюма (1802–1870), Жорж Санд (1804–1876). В России дань романтизму отдали такие авторы, как Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)), Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837), Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841).

Реализм – второе ведущее направление в искусстве XIX века – начинает складываться в начале столетия, постепенно набирает силу и достигает расцвета во второй половине века. Автор-реалист изображает «типические характеры в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс).

Крупнейшие писатели реалистического направления – Стендаль (1783–1842), Оноре де Бальзак (1799–1850), Проспер Мериме (1803–1870), Гюстав Флобер (1821–1880) во Франции; Чарльз Диккенс (1812–1870) в Англии; Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837), Николай Васильевич Гоголь (1809–1852), Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877/78), Лев Николаевич Толстой (1828–1910), Федор Михайлович Достоевский (1821–1881), Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) в России; Марк Твен (1835–1910) в Америке.



В конце XIX века в искусстве появляется новое направление – символизм. Он противостоит реализму, отрицая его стремление отразить действительность «как она есть». Для символистов земная жизнь лишь бледная проекция высшей, настоящей жизни, которая протекает в иных мирах. Задача искусства – находить в обычной жизни признаки ее существования, символы, поэтому культивировалась поэзия иносказаний и намеков. Родина символизма – Франция. Его представители – Шарль Бодлер (1821–1867), Поль Верлен (1844–1896) и Артюр Рембо (1854–1891) во Франции; Оскар Уайльд (1854–1900) в Англии; поздний Генрик Ибсен (1828–1906) в Норвегии; Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924), Александр Александрович Блок (1880–1921) в России.

В XIX веке литературы разных стран начинают теснее взаимодействовать друг с другом. Уже в предыдущем столетии под влиянием европейской начала бурно развиваться русская литература, и в XIX веке она постепенно входит в число мировых лидеров. В свою очередь европейские писатели испытывают влияние молодой американской литературы. Кроме того, в Европу проникают сокровища восточной классической поэзии и прозы, а произведения европейских писателей приобретают все больше читателей в Азии, Латинской Америке, Австралии. Так складывается в XIX веке всемирная литература.
Каталог: files -> 2017-11
files -> Қыс ең зақымданатын жыл мезгілі. Бірақ жаралану, сынық, тоңазу, үсіп қалу біздің қысқы тұрмыстың міндетті салдары емес
files -> Қазақ халқының ұлттық ойындары
files -> Тема: Детский травматизм. Травма мягких тканей лица и органов рта у детей. Особенности первичной хирургической обработки ран лица. Показания к госпитализации ребенка
files -> Тематичний план практичних занять
2017-11 -> Вопросы к экзамену по детской хирургии для 6 курса педиатрического факультета


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет