Нравственные ориентиры деятельности человека. Мораль



Дата22.02.2018
өлшемі46.8 Kb.
Нравственные ориентиры деятельности человека.
Мораль совокупность правил, норм поведения, которые регулируют и направляют деятельность людей

Мораль – форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей.

Нравственность – исторически сложившийся свод неписаных законов, норм, правил.

Мораль – это нормы сознания.

Нравственность – реализация норм сознания в жизни, в практическом поведении людей.

Этика – наука о морали и нравственности.

«Золотое правило нравственности»: - «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали с тобой».

Категорический императив (Иммануил Кант) – безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Функции морали:

  1. Оценочная – оценка через призму добра и зла, справедливости и несправедливости.

  2. Познавательная – через оценки других, происходит познание себя как личности.

  3. Мировоззренческая – через систему ценностей мораль передает мировоззренческие установки.

  4. Воспитательная – индивид приучается совершать добрые поступки и осуждать плохие, внешние нормы постепенно переходят во внутренние регуляторы поведения: совесть, стыд, долг и др.

Категории морали:

  1. Добро – все нравственно-положительное, то, что не есть зло и сопутствует счастью.

  2. Справедливость – мера соответствия между фактическим содержанием различных поступков и их оценкой в общественном мнении с позиций должного.

  3. Долг – нравственная задача.

  4. Стыд – внутренний контрольный механизм, осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

  5. Совесть – оценка личностью своих поступков.

  6. Свобода – право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. («Свобода совести» - свобода вероисповедания и организованного отправления культа)

  7. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, стремление помочь каждому нуждающемуся.

  8. Счастье – удовлетворенность своей жизнью, переживание и осознание красоты, истины.


Счастье и удовольствие – взаимосвязанные состояния человеческой души.

Удовольствие (наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности и интереса.

Гедонизм (наслаждение) – система взглядов и образа жизни, в основе которой лежит представление о том, что стремление к удовольствиям и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Гедонизм – этика удовольствия, ее основные принципы:

  1. «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему».

  2. «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение».

Человек рождается гедонистом (наслаждения ребенка в кормлении, укачивании, тепле материнских рук, ласке, игре и т.д.), но по мере взросления человеку все больше приходится сталкиваться с ограничениями и учиться тому, что любое наслаждение, счастливое состояние дается ценой больших затрат и усилий. Это требует от человека контроля своего мтреиления к удовольствию, умения терпеть неудовольствия.

Крайняя форма гедонизма («наслаждение любой ценой») ведет к насилию и жестокости.


Ограничители гедонизма:

1. Наслаждаться одному за счет всех воспрещает общество.

2. Нескончаемые наслаждения рано или поздно ведут к пресыщению.

Одна из форм проявления гедонизма – авантюризм и жажда рискованных приключений. Если авантюра – форма частной жизни, то большого вреда обществу нет. Но в истории немало великих авантюристов, совершавших разрушительные набеги на целые страны и материки. (Пираты).



Разумный гедонизм может быть не только терпим, но и поощряем обществом, если он превращается в двигатель творчества, искусства, науки. (Процесс написания книги, сочинения симфонии, разработки научной теории приносит человеку максимальное наслаждение).

Гедонизм с биологической и психофизиологической точки зрения неоценим, т.к. способствует к уменьшению и угасанию внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма.

Нравственные категории характеризуются следующими понятиями:



  1. Нравственные нормы.

  2. Нравственные ценности.

  3. Нравственные качества.

  4. Нравственные принципы.

  5. Нравственные идеалы.


Нравственные категории бывают позитивными и негативными:

  1. Добро и зло.

  2. Добродетель и порок и т.д.

Парадокс добродетели заключается в разрыве между знанием и делом: люди в целом знают, что такое добродетель, но многие (а иногда и большинство) поступают порочно. От других требуем добродетели, но когда дело доходит до нас самих, то поступаем не так, как правильно, а так, как нам приятно.

Моральный идеал – конкретизация для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, долге, совести и прочих нравственных понятиях.

Моральный выбор – наиболее оптимальный способ практического утверждения высших моральных ценностей в конкретной жизненной ситуации.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности (в широком смысле слова) – обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека.
7 фундаментальных ценностей: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

1. Социальная сфера Справедливость. (Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости).

2. Экономическая сфераПольза. (Прибыль, выгода и т.д.)

3. Политическая сфераГосподство. (Борьба за власть, лидерство, карьера и т.д.).

4. Духовная сфера – Истина, Красота, Добро. (Наука строится вокруг истины, религия – вокруг добра, культура и искусство – вокруг красоты, образование – на пересечении добра и истины).

Свобода – общее для всех состояние, общая для всех ценность. (Ценность, нужная всем людям во всех сферах).

Ценности могут соседствовать, вступать в союз. (Стремление к выгоде и к господству).



Духовность – обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться.

Основные признаки морали:



  1. Всеобщность.

2. Добровольность.




Каталог: files -> files
files -> Қыс ең зақымданатын жыл мезгілі. Бірақ жаралану, сынық, тоңазу, үсіп қалу біздің қысқы тұрмыстың міндетті салдары емес
files -> Руководство пользователя версия документа 2 Севастополь 2009. Общие сведения и принцип работы
files -> Инн 5753035900, кпп 575301001, к/с 30101810500000000702 р/с 40702810140000002220 в филиале ОАО «ТрансКредитБанк» в г. Орел бик 045402702
files -> Террористік акт және төтенше жағдайлар қаупі төнген кездегі әрекеттер тәртібі
files -> Членство в общественных организациях: Членство в общественных организациях
files -> Прогнозирование при сколиозе
files -> Коллаген основа избыточных рубцов
files -> Учебное пособие ставрополь 2001 г.,01 (075) ббк 75я7 л 84 Научный редактор
files -> Новая нутрициологическая линия
files -> Аутизм. Что такое аутизм и каковы его особенности, как проявляется и почему развивается аутизм у детей?


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет