Мыслительная деятельность сле



Pdf көрінісі
Дата26.10.2018
өлшемі120.82 Kb.

521

¹ 6/2014 

¹ 6/2014 

Мыслительная деятельность сле-

дователя (судьи), связанная с оценкой 

имеющейся информации, не всегда 

подчинена законам логики, где умоза-

ключения предполагают строгую по-

следовательность. Во многих случаях 

при малом объеме информации либо 

ее отсутствии рождающиеся предпо-

ложения могут иметь в своей основе 

интуитивное мышление.

Процесс познания истины при 

расследовании преступлений опре-

деляется логикой мышления. Пра-

вильное осмысливание наблюдае-

мых фактов, установление их при-

чинных  отношений,  построение 

обоснованных версий, оценка полу-

ченных данных являются необходи-

мыми этапами процесса установле-

ния истины. Их логическая непогре-

шимость  способствует  наиболее 

быстрому достижению истины при 

расследовании. Очевидность значе-

ния применения законов логики ил-

люстрируется теми отрицательными 

последствиями при расследовании, 

которые имеют место в результате 

допущения логических ошибок на 

отдельных  этапах  расследования. 

Еще имеют место факты, когда пре-

ступления остаются нераскрытыми 

не потому, что отсутствуют доказа-

тельства их совершения, а потому, 

что эти доказательства неправильно 

осмыслены, неверно оценены, поло-

жены в основу ложных версий рас-

следования.

Объективная истина в процессе 

расследования и судебного разбира-

тельства  может  быть  достигнута 

только в результате рационального 

познания. Это подчеркивается в ра-

ботах ряда авторов. Так, М. С. Стро-

гович отмечал: «К истине ведет ра-

циональная, логическая деятельность 

следователя и судей, всестороннее 

и объективное исследование обсто-

ятельств дела, анализ и синтез дока-

УДК 343.98



В. Коновалова, профессор кафедры кри-

миналистики Национального юридичес-

кого университета имени Ярослава Му-

дрого, доктор юридических наук, профес-

сор, академик НАПрН Украины

Интуиция: понятие и функции 

в судопроизводстве


522

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

íàóêè


íàóêè

зательств в соответствии с логиче-

скими законами мышления, постро-

ение и проверка всех возможных по 

обстоятельствам дела версий, твер-

дое обоснование каждого утвержде-

ния и вывода, строгое соблюдение 

всех требований процессуального 

закона»

1

. Однако наряду с правиль-



ной трактовкой роли и значения ло-

гического мышления в процессе по-

знания истины в отдельных работах 

нашли свое отражение взгляды, со-

гласно  которым  интуиция  также 

может рассматриваться в качестве 

элемента, способствующего дости-

жению истины

2

. Наделяя интуицию 



не свойственным ей содержанием, 

чрезмерно подчеркивая ее значение, 

авторы,  рассматривающие  интуи-

цию  как  один  из  путей  познания, 

вольно  или  невольно  противопо-

ставляют ее логическому мышле-

нию и подчас отводят ей место, рав-

ноценное по значимости логической 

деятельности мышления.

Интуиция есть познание без раз-

вернутого логического рассуждения 

в данный момент, но познание, ло-

гически доказанное и проверенное 

практикой. Следовательно, диалек-

тический подход признает интуи-

цию только в том ее виде, который 

предполагает отсутствие широкого, 

1

 Строгович М. С. О рациональном 



и эмоциональном в судебном исследовании 

/ М. С. Строгович // Сов. государство и пра-

во. – 1959. – № 5. – С. 91. 

2

 См.: Ратинов А. О следственной инту-



иции / А. Ратинов // Соц. законность. – 1958. – 

№ 4; Казимирчук В. Внутреннее судейское 

убеждение и интуиция / В. Казимирчук // 

Сов. юстиция. – 1958. – № 5.

развернутого рассуждения. Всякое 

иное понимание интуиции, а именно 

понимание ее как таинственной спо-

собности, несовместимой с логиче-

ским мышлением, рассматривается 

как  идеалистическое.  Понимание 

интуиции как подсознательного, не-

произвольного, нелогического при-

нятия решения или совершения какого-

либо действия является идеалисти-

ческим пониманием, перенесение 

которого в процесс оценки доказа-

тельств, формирования внутреннего 

судейского убеждения, внутреннего 

убеждения  следователя  является 

проявлением идеалистического ин-

туитивизма.

Между тем рекомендации об ис-

пользовании интуиции в следствен-

ной и судебной работе имеют место 

в криминалистической литературе. 

Использование  интуиции  при  до-

про с е  и  обыске  рекомендуют 

А. Р. Ратинов

3

, И. К. Шахриманьян



4

 

и др. Так, последний, опираясь на 



результаты выборочного анкетиро-

вания  следователей,  отмечал,  что 

в работе следователя интуиция зани-

мает определенное место и, более 

того, что использование интуиции 

свидетельствует о творческом харак-

тере этой деятельности.

Опасность использования подоб-

ных рекомендаций в следственной 

3

 Ратинов А. О следственной интуиции 



/ А. Ратинов // Соц. законность. – 1958. – 

№ 4.  –  С. 28.

4

 Шахриманьян И. К. Общая психоло-



гическая характеристика деятельности со-

ветского следователя / И. К. Шахриманьян // 

Правоведение. – 1965. – № 2.  –  С. 148–149.


523

¹ 6/2014 

¹ 6/2014 

Â. Êîíîâàëîâà

Â. Êîíîâàëîâà

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

работе  объясняется  прежде  всего 

тем,  что  автор,  ссылаясь  на  роль 

вдохновения и интуиции в осущест-

влении художественного замысла, не 

различает роли человеческой дея-

тельности и специфику использова-

ния названных категорий в соответ-

ствии с частными задачами конкрет-

ной области знания, осуществлением 

определенных функций. Такое пе-

ренесение  понятий  вдохновения 

и  интуиции  в  область  творчества 

следователя неправомерно уже по-

тому, что сам род следственной де-

ятельности предполагает строгую 

логическую систематизацию дока-

зательственного материала, его по-

иск, исследование обнаруженного, 

точное выяснение его причинных 

функций.

Не должно быть места интуиции 

при оценке доказательств по внутрен-

нему убеждению следователя, судьи. 

Ни следователь, ни судья при оценке 

доказательств не должны полагаться 

на свои впечатления, тем более если 

они безотчетны. Логические выводы, 

к которым приходит судья или следо-

ватель в результате оценки, должны 

основываться на исследовании кон-

кретных доказательств, имеющихся 

по делу. Пренебрежение этим прави-

лом как при выдвижении версий, так 

и при оценке всего комплекса доказа-

тельств может повлечь за собой нео-

боснованное обвинение и осуждение 

лица, не виновного в совершении пре-

ступления.

Термин «интуиция» употребля-

ется в работах по криминалистиче-

ской тактике. Так, некоторые авторы 

дают материалистическое объясне-

ние интуиции, указывая на то, что 

необъяснимость возникновения той 

или  иной  догадки  является  кажу-

щейся, так как догадка немыслима 

без рациональной логической дея-

тельности и является продуктом ло-

гической работы ума, черпающей 

свое содержание в анализе конкрет-

ных фактов

1

.

Интуиция является не чем иным, 



как  не  прослеженным  субъектом 

процессом рационального логиче-

ского мышления. Такое объяснение 

понятия  интуиции  принадлежит 

П. В. Копнину, который, в частно-

сти, отмечает, что можно говорить 

об интуиции разума, подразумевая 

под ней своеобразную форму рацио-

нального человеческого познания, 

когда разум достигает новых резуль-

татов, не осознавая до определенного 

времени  логического  хода  мысли 

к ним

2

. Объяснение внезапности ре-



шения поставленной задачи он иллю-

стрирует рассуждениями академика 

И. П. Павлова по поводу производи-

мых им экспериментов. И. П. Павлов 

приводит случай, когда он как бы 

интуитивно нашел верное объясне-

ние эксперименту: «...Ведь мне само-

му сперва не было ясно, откуда шла 

правильность моего предположения. 

1

 Васильев А. Н. Планирование рассле-



дования преступлений / А. Н. Васильев, 

Г.  Н.  Мудьюгин, H. A. Якубович. – М., 

1957. – С. 46.

2

 Копнин П. В. Рассудок и разум и их 



функции в познании / П. В. Копнин // Вопр. 

философии. – 1963. – № 4.  –  С. 72.



524

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

íàóêè


íàóêè

Выходило, – другой бы сказал, – ин-

туиция, сам догадался, а не понимал 

отчего».  Анализируя  этот  случай, 

И. П. Павлов так прояснил сущность 

интуиции: «Я результат помнил и от-

ветил правильно, а весь свой ранний 

путь мыслей позабыл. Вот почему 

и показалось, что это интуиция. Я на-

хожу, что все интуиции так и нужно 

понимать, что человек окончательное 

помнит, и весь путь, которым он под-

ходил, подготовил, он его не подсчи-

тал к данному моменту»

1

.

Таким  образом,  как  отмечает 



П. В. Копнин, вся интуитивность ра-

зума состоит в том, что он в данный 

момент не осознает логического хода 

своего мышления, фиксируя внима-

ние на результате. Но этот логический 

ход реально существует, он воспроиз-

водится в полном виде и совершенст-

вуется последующей деятельностью 

мышления

2

.



Следует отметить, что наиболее 

детальному критическому рассмо-

трению  вопросы  интуиции  в  рас-

следовании  были  подвергнуты 

М. С. Строговичем. Исследуя про-

блему интуиции в судопроизводстве 

и отвергая идеалистические трактов-

ки этого понятия, М. С. Строгович 

сводит интуицию к эмоциональному 

моменту в познании, полагая, что ин-

туитивные выводы проистекают из 

эмоциональной стороны познания, 

1

 Павловские среды. – М., 1949. – Т. 11. – 



С. 227.

2

 Копнин П. В. Рассудок и разум и их 



функции в познании / П. В. Копнин // Вопр. 

философии. – 1963. – № 4.  –  С. 73.

не поднимаясь до логического по-

знания


3

. Это утверждение, на наш 

взгляд, нуждается в уточнении. Ин-

туиция не сводится только к эмоци-

ональному. Интуитивное «знание» 

противопоставляется логическому 

как  не  выводное,  а  подсказанное 

сверхчутьем, наитием, необъясни-

мыми импульсами. Это означает его 

оторванность и от эмоциональной, 

и от логической ступеней познания. 

Если бы такое знание выводилось из 

эмоционального познания, оно могло 

бы быть неточным, неверным и т. п., 

но оно противопоставляется обычно-

му ходу познания как «сверхлогика», 

нечто более глубокое и потому «не-

постижимое». В этом как раз и ми-

стический момент идеалистической 

трактовки интуиции, и ее вред

4

.

Мысль о недопустимости исполь-



зования интуитивных предположе-

ний в судопроизводстве неоднократно 

подчеркивалась М. С. Строговичем 

в его произведениях. Так, в частно-

сти, рассматривая проблемы этики 

в судопроизводстве, М. С. Строгович 

отмечал: «Можно было бы привести 

множество  примеров  ошибочных 

выводов следствия, неправильных 

приговоров  суда,  обусловленных 

именно тем, что следователи и су-

дьи полагались на свои впечатления, 

3

 Строгович М. С. О рациональном 



и эмоциональном в судебном исследовании 

/ М. С. Строгович // Сов. государство и пра-

во. – 1959. – № 5.  –  С. 91. 

4

 Коновалова В. Значення інтуїції в роз-



слідуванні й судовому розгляді криміналь-

них справ / В. Коновалова, О. Колесниченко 

// Рад. право. – 1959. – № 6.


525

¹ 6/2014 

¹ 6/2014 

Â. Êîíîâàëîâà

Â. Êîíîâàëîâà

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

догадки, предположения вместо того, 

чтобы идти трудным, но плодотвор-

ным путем объективного и непред-

взятого исследования, – именно того 

исследования, которого требует закон 

и нравственность»

1

.



Несомненно, вызывают возраже-

ния  интуитивные  постижения  при 

формировании версий, когда под ви-

дом интуиции, подсказанной следст-

венным опытом, выдвигаются необо-

снованные версии, лишенные анализа 

доказательственного материала либо 

научных положений, имеющих осно-

вания для предположений по анало-

гии. Они не только затрудняют рас-

следование, но в ряде случаев непра-

вильно ориентируют, что приводит 

к утрате доказательств, созданию ту-

пиковой ситуации. Поэтому справед-

ливо указание A. M. Ларина о том, что 

«безотчетность интуитивных догадок 

исключает возможность признания их 

версиями». Представляет определен-

ный интерес стремление подвергнуть 

анализу интуитивные представления, 

интерпретированные применительно 

к следственной деятельности. Так, 

Г. А. Зорин, рассматривая кульмина-

цию интуитивного процесса – инсай-

та, как своего рода озарения, отмечает 

в нем несколько моментов. Приведем 

их для критического рассмотрения.

Инсайт, по мнению автора, вклю-

чает несколько моментов:

«– следователь осознает, что он 

нашел решение, обеспечивающее вы-

ход из следственного тупика;

1

 Проблемы судебной этики / под ред. 



М. С. Строговича. – М. : Наука, 1974. – С. 109.

– это решение приходит неожи-

данно;

– интуитивно найденное реше-



ние, как правило, гармонично, ори-

гинально, изящно (это обстоятель-

ство  подтверждают  следователи 

и представители других творческих 

профессий);

– в интуитивно найденном реше-

нии можно обнаружить и средства 

его реализации (то есть перспекти-

ву), а при желании и определенных 

навыках интуитивное решение мож-

но подвергнуть логическому анали-

зу и развернуть его в ретроспективу, 

то есть предпринять попытку рас-

смотреть процесс поиска решения 

в направлении от результата к его 

истокам;


– интуитивное решение можно ра-

ционализировать  логиче скими 

средствами»

2

.



Как видно из перечисленных ха-

рактеристик, приведенное решение – 

инсайт – в сущности, лишено того, 

чем отличается интуитивный путь 

к решению от логического.

Автор  нашел  такое  количество 

психологических,  эмоциональных 

и интеллектуальных характеристик 

в интуитивном познании, что оно – 

венец мышления. Действительно, за-

чем логические муки, когда следова-

тель осознает, что он нашел решение, 

обеспечивающее выход из следствен-

ного тупика, а также, что найденное 

решение сопровождается чувством 

2

 Зорин Г. А. Криминалистическая эв-



ристика / Г. А. Зорин. – Гродно, 1994. – Т. I. – 

С. 194–195.



526

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

íàóêè


íàóêè

уверенности, что оно верно, да еще 

и гармонично и изящно...

Ах, если бы так было! При всей 

романтичности изображения интуи-

тивного решения, последнее, к сожа-

лению, необъяснимо, ибо представля-

ет скрытую синтезирующую работу 

интеллекта, которая только впослед-

ствии может и не найти логического 

объяснения. В последнем случае она 

утрачивает интерес. Известны в науке 

многие интуитивные решения, источ-

никами которых явилась многотруд-

ная деятельность исследователя, ко-

торая в определенный момент дала 

синтезирующий эффект мышления. 

Этот механизм единен во всех облас-

тях: физике, математике, химии, био-

логии, экономике и др. Он находит 

свое преломление и в сложных зада-

чах, решаемых в судопроизводстве, 

где решения, как правило, связаны 

с человеческими судьбами и допуска-

емые ошибки непростительны.

Прав, на наш взгляд, в отношении 

использования интуиции P. C. Бел-

кин, отмечающий, что «в условиях 

информационной недостаточности, 

характерной во многих случаях для 

стадии подготовки тактического ре-

шения, – интуиция важное средство 

выбора цели, особенно в тех случаях, 

когда решение носит эвристический 

характер»

1

.



В число проблем интуитивного 

познания как внезапного решения 

мыслительных задач, без логическо-

го объяснения в данный момент, но 

1

 Белкин Р. С. Курс криминалистики / 



Р. С. Белкин. – М., 1997. – Т. 3. – С. 175.

с последующим логическим объя-

снением, входит проблема профес-

сиональной интуиции. Последняя 

окрашена профессиональной подго-

товкой лица, которая способствует 

мгновенно происходящему анализу 

тех или иных признаков, позволяю-

щих  придти  к  предположению, 

исключающему  обычный  логиче-

ский ход рассуждений. В практике 

судебно- следственной деятельности 

интуитивные предположения и ре-

шения объясняются известной ста-

бильностью решаемых мыслитель-

ных задач. Несмотря на их много-

образие и нестандартность ситуаций, 

объясняемых изощренностью спо-

собов совершения и сокрытия пре-

ступлений, существуют своего рода 

алгоритмы, основывающиеся на по-

вторении признаков преступления 

и определенных способах их реше-

ния. Такие интуитивные предполо-

жения имеют место при расследова-

нии отдельных видов преступлений, 

таких, в частности, как убийства, 

в том числе и заказные, все разно-

видности хищения и др. Опыт как 

накопление признаков, указываю-

щих на характер и механизм собы-

тия, позволяет мгновенно вычленить 

те характеристики, которые наибо-

лее присущи совершению того или 

иного преступления. Именно данное 

обстоятельство и объясняет быстрое 

решение мыслительной задачи, ко-

торая  для  других  лиц  и  ситуаций 

представляется  неразрешимой. 

В этом отношении представляет ин-

терес такой элемент криминалисти-


527

¹ 6/2014 

¹ 6/2014 

Â. Êîíîâàëîâà

Â. Êîíîâàëîâà

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

ческой характеристики преступле-

ний, как «типичная следовая карти-

на», то есть совокупность следов, 

присущих  тому  или  иному  виду 

и разновидности преступления. Сле-

довая картина по своему существу 

является фрагментом совершаемого 

преступления, отраженного в сле-

дах. Поэтому картина события вос-

станавливается как мозаичная часть 

общего, по которому можно иденти-

фицировать событие как целое по 

его части. В этом плане интуитив-

ный поиск имеет право на сущест-

вование.


В настоящее время наблюдается 

возврат к прежним тенденциям ис-

пользования интуиции для решения 

задач, возникающих в судопроиз-

водстве в широком смысле слова, то 

есть  в  расследовании  и  судебном 

разбирательстве.  В  дискуссиях 

и  утверждениях  высказываются 

предложения о применении так на-

зываемых нетрадиционных знаний 

и методов, которые могут быть ис-

пользованы в целях наиболее эффек-

тивного расследования преступле-

ний,  диагностики  причастности 

к совершению преступления, осу-

ществлению розыска.

В высокой «научной» интерпре-

тации  поднимаются  обветшалые 

догмы об использовании лайдетек-

торов для диагностики преступника, 

кинесики, гипноза и нетрадицион-

ных  психоэнергетических  знаний 

в виде телепатии и ясновидения, как 

явлений, связанных с мировым ра-

зумом, вселенной энергетическими 

и  информационными  каналами

1



При этом утверждается, что все на-



званные методы обладают высокими 

познавательными свойствами, по-

зволяющими наиболее эффективно 

раскрывать преступления. Вместе 

с тем методики их применения не 

называются по той простой причи-

не, что их не существует, либо пото-

му, что их изобретение сразу сдела-

ет явным абсурдность приводимых 

концепций. Для иллюстрации так 

называемой нетрадиционности при-

веденных знаний и методов обра-

тимся к некоторым из них.

Прежде всего – это лайдетектор 

(разоблачитель лжи), который приме-

нялся в американском судопроизвод-

стве (полиции) в 30-60-е гг. и был 

высмеян как несостоятельный еще 

в пору ассоциативных экспериментов, 

предлагаемых Э. Штерном в 1908 г.

Современные его модификации 

ничем новым, кроме большего числа 

датчиков, регистрирующих психофи-

зиологические реакции на отдельные 

слова -раздражители, не отличались 

и также не были взяты на вооружение. 

Американские суды не принимали 

в качестве доказательств показатели 

лайдетекторов. Юридическая интер-

претация физиологических реакций 

показала бессмысленность и неадек-

ватность.

Наиболее приближены к пробле-

мам интуитивного познания, как ни-

1

 Клименко Н. Можливості використан-



ня в розслідуванні злочинів деяких нетради-

ційних криміналістичних та спеціальних 

знань і методів / Н. Клименко, О. Клевцов // 

Право України. – 1998. – № 1.



528

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Åæåãîäíèê óêðàèíñêîãî ïðàâà 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

Óãîëîâíî-ïðàâîâûå 

íàóêè


íàóêè

чем необъяснимого озарения, предло-

жения о применении в качестве нетра-

диционных методов использования 

в расследовании телепатии и яснови-

дения. Телепатия, как утверждают 

авторы таких предложений

1

, это пере-



дача и прием мыслей и иных элемен-

тов психической и интеллектуальной 

деятельности человека на расстоянии 

с помощью пси энергии, без помощи 

органов чувств. Это явление рассма-

тривается как особая форма информа-

ции  или  общения  живых  существ, 

выраженная в непосредственном воз-

действии нервно-психических про-

цессов одного существа на нервно-

психические процессы другого. При-

ем и передача информации происходят 

на нескольких уровнях.

Следует отметить, что подобный 

ход эфемерных рассуждений о неви-

димом и необъяснимом невозможно 

представить в следственно- судебной 

деятельности ни в мыслительном, ни 

в практическом варианте. Более того, 

эксперименты по телепатии, проводи-

мые лабораториями Академии наук 

СССР, в свое время подтвердили не-

обоснованность выдвигаемой теории, 

ее полную беспомощность, следстви-

ем чего было закрытие тематик и со-

ответствующих лабораторий.

К категориям, близким по своей 

сущности к идеалистически практи-

куемым интуитивным постижением 

тех или иных явлений или фактов, 

1

 Клименко Н. Можливості використан-



ня в розслідуванні злочинів деяких нетради-

ційних криміналістичних та спеціальних 

знань і методів / Н. Клименко, О. Клевцов // 

Право України. – 1998. – № 1. – С. 99.

относится понятие ясновидения. По-

следнее  объясняется  как  процесс 

сверхчувственного восприятия объек-

тивного мира, способность сенситива 

воспринимать в процессе биоинфор-

мационного обмена изображения объ-

ектов,  на  которые  он  настроился. 

Иными словами, ясновидение – это 

возможность восприятия фактов, ко-

торая возникает вне анализа опреде-

ленной  информации.  Речь  идет 

о  надчувствовании,  озарении,  об 

особом видении объектов, событий, 

фактов лицом, обладающим запре-

дельной чувствительностью. В сво-

ем более доступном понимании – 

это люди, считающие себя экстра-

сенсами,  постигающими  истину 

неведомыми путями.

Обилие экстрасенсов в настоящее 

время, их гадательные методики, об-

ращение к астральным силам не мо-

жет не вызвать скептического отно-

шения, как черной и белой магии, 

к умело либо неумело прикрытому 

шарлатанству. Научный поиск в этом 

отношении и «сенсационные наход-

ки» показали, что обращение к ясно-

видению является не чем иным, как 

«дьявольщиной», далекой от научных 

исследований. Интересно также и то, 

что обращение к ясновидцам следова-

телей для оказания помощи в розыске 

убитых и установлении убийц полно-

стью  опровергли  их  возможности 

и тем более научный поиск.

Провозглашение и внедрение та-

ких  методов,  лишенных  научной 

основы, и, более того, создание ме-

тодических рекомендаций по их ис-



529

¹ 6/2014 

¹ 6/2014 

Â. Êîíîâàëîâà

Â. Êîíîâàëîâà

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

Èíòóèöèÿ: ïîíÿòèå è ôóíêöèè 

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

â ñóäîïðîèçâîäñòâå

пользованию, ориентируют практику 

судебно- следственной деятельности 

на внедрение антинаучных методов 

получения доказательственной ин-

формации, отказ от научных посту-

латов  формирования  внутреннего 

убеждения, их замену интуитивны-

ми, непостижимыми предположени-

ями, которые легко могут быть ис-

пользованы  в  неблаговидных,  ко-

рыстных целях.

Проникновение в практику судо-

производства результатов такого рода 

якобы научных исследований влечет за 

собой нарушение не только законно-

сти, но и этических норм, являющихся 

одним из главных оснований гуманно-

го отношения к личности, попавшей 

в орбиту судебного процесса.



Опубликовано: Криміналіст першодру-

кований. – Х. : Апостіль, 2013. – № 6. – 

С. 117–125.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Системная терапия метастатического рака почки
123456789 -> Ортопедические методы лечения в комплексном лечении заболеваний пародонта
123456789 -> Иммуно-морфологическая характеристика различныхформ атопического дерматита у детей
123456789 -> Лекции Предмет материаловедение Основные физико-химические свойства стомат материалов
123456789 -> Восстановление твердых тканей зубов вкладками и штифтовыми конструкциями
123456789 -> Методические рекомендации для студентов Харьков 2015
123456789 -> Янішен І. В. к мед н., Масловський О. С. к мед н.,Сидорова О. В


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет