Медицине а основательной на е. Пред ведомление



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата02.04.2019
өлшемі456.82 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРИМЕЧАНИЯ

Д. М. Велланс ий

Пролюзия

медицине а основательной на е.

Пред ведомление

СПб., 1805. С. 1. Печатается по данному первому изданию.



Велланский 

(наст. фамилия Кавунник) Данило Михайлович (1774—

1847) — философ, ученый медик, адъюнкт (1805), доктор медицины и хи

рургии (1808), профессор кафедры физиологии и общей патологии в Пе

тербургской медико хирургической академии (1814—1837), академик с

1819. Учился в Киевской духовной академии, в 1796 поступил в меди

цинскую школу, преобразованную затем в Медико хирургическую акаде

мию, по окончании которой в 1802 отправляется в Германию для усовер

шенствования в медицинских и естественных науках. В Вюрцбургском

университете слушал лекции Шеллинга, заметившего и отметившего сво

его ученика из России, и лекции Стеффенса. По возвращении Велланский

сторонник и пропагандист философского учения Шеллинга.

Основные работы: Биологическое исследование природы в творящем и

творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физио

логии. СПб., 1812; Опытная, наблюдательная и умозрительная физика.

СПб., 1831; Основное начертание общей и частной физиологии или физи

ки органического мира. СПб., 1836; Физиологическая программа: О вне

шних чувствах, внутренних действиях мозга и наружных очертаниях го

ловы. СПб., 1819; Обозрение главных содержаний философического

естествопознания, начертанное из сочинений Окена. СПб., 1815.

1

Пролюзия (лат. prolusio) — вступление, введение.



2

Гистрион (лат. histrio, histrionis) — в Древнем Риме — актер; в сред

ние века — странствующий актер, в искусстве которого большую роль иг

рала шутка, сатира.

Д. М. Велланс ий

Биоло ичес ое исследование природы в творящем и творимом

ее ачестве, содержащее основные начертания всеобщей физиоло ии

СПб., 1812. С. IV—V. Печатается по данному первому изданию.



2

1

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

 (1775—1854) — немецкий фи

лософ. Родился в городке Леонберг в княжестве Вюртенберг; вместе с Ге

гелем учился в Тюбингенском теологическом институте; в дальнейшем —

профессор в Йене, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. В философском разви

тии Шеллинга можно выделить несколько периодов, но главные из них

два: ранний Шеллинг — это в первую очередь создатель «философии тож

дества», претендовавший на примирение философского рационализма и

идеализма с реализмом. Поздний Шеллинг — создатель иррационалисти

ческой религиозно мистической «философии откровения», в которой мыс

литель фактически отказался от своих ранних философских взглядов. В

России к его натурфилософии раннего периода обращались Д. М. Вел

ланский, М. Г. Павлов, М. А. Максимович, члены кружка «любомудров».

Позднего Шеллинга ценили славянофилы.

2

Стеффенс 

Хенрик (Генрих) (1773—1845) — немецкий естествоис

пытатель, философ и литератор. Родился в Норвегии. С 1797 преподавал

в различных германских университетах. В молодые годы увлекался пан

теизмом Спинозы, слушал лекции Шеллинга в Йене. Был первым есте

ствоиспытателем, восторженно принявшим идеи натурфилософии Шел

линга. К концу жизни вернулся к ортодоксальному лютеранству и писал

преимущественно по религиозным вопросам.

3

Трокслер

 Игнатий Павел Виталис (1780—1866) — швейцарский

врач, философ и политик, профессор философии в Люцерне, Базеле, Бер

не. Вначале поклонник натурфилософии Шеллинга, впоследствии после

дователь Якоби. В политических произведениях придерживался теории

естественного права. Конституцию Соединенных Штатов рассматривал

как желательный прототип швейцарского устройства.

4

Окен

 (наст. фамилия — Оккенфус) Лоренц (1779—1851) — немец

кий естествоиспытатель натурфилософ, ученик и последователь Шеллин

га. После окончания медицинского факультета и защиты докторской дис

сертации профессор в Йене, Мюнхене, Цюрихе. По инициативе Окена

было основано германское общество естествоиспытателей, первый съезд

которого состоялся в Лейпциге в 1822. Окен стремился создать систему

природы, охватывающую все ее области. Пользуясь шеллингианским ме

тодом аналогий, он создал фантастическую классификацию живых су

ществ, но сыгравшую тем не менее определенную положительную роль.

5

Гёррес

 Иоганн Йозеф (Яков Иосиф) фон (1776—1848) — немецкий

ученый и публицист, искусствовед. Профессор истории в Мюнхене (1827).

Занимался исследованием истории немецкой культуры. По политическим

взглядам сторонник идей французской революции конца XVIII в. Боль

шое значение придавал католицизму, как фактору развития и становления

Германии. В 1876 в Мюнхене основано общество имени Гёрреса, которое

ставило задачу содействовать процветанию научной жизни в католичес

кой Германии.

6

Шельфер

 Фридрих Иосиф (1778—1832) — немецкий врач, профес

сор медицины в Гейдельберге (с 1806).

7

Бурдах

 Карл Фридрих (1776—1847) — физиолог, с 1798 доктор фи

лософии, с 1800 доктор медицины. Хорошо знаком с Кантом, Фихте,

Шеллингом и Гегелем. Достиг успехов в таких областях медицины, как

анатомия и физиология.


3

8

Вальтер

 Филипп Франц (1782—1849) фон — хирург, профессор фи

зиологии, реформатор в области хирургии. Автор ряда трудов по есте

ствознанию, анатомии и физиологии.

Д. М. Велланс ий

Обозрение лавных содержаний философичес о о естествопознания,

начертанные из сочинений О ена

СПб., 1815. С. 2—3. Печатается по данному первому изданию.

Д. М. Велланс ий

Пред ведомление от издателя

Печатается по изд.: Голуховский И. Философия, относящаяся к

жизни целых народов и каждого человека. СПб., 1834. С. I—X.

Перевод Д. М. Велланского. Название оригинала: Die Philosophie in

ihrem Verhaltnisse zum Leben ganzer Volker und einzelner Menschen. Erlan

gen, 1822.



Голуховский Юзеф 

(1797—1858) — польский философ. Родом из Гали

ции. В Варшавском университете получил степень магистра прав, затем

некоторое время преподавал естественное право; профессор философии

Виленского университета (1823—1824). В Эрлангене близко познакомил

ся с Шеллингом, под влиянием трансцендентальной философии которого

сформировались его взгляды.

1

Платон 

(428/427—348/347 до н. э.) — древнегреческий философ.

Философии учился главным образом у Сократа, хотя одним из ранних его

учителей называют Кратила. В 387 основал в Афинах собственную шко

лу, называвшуюся Академией. Платон — философ, положивший начало

объективно идеалистической системе — платонизму, придававший своим

сочинениям одновременно с теоретическим и жизненно важным содержа

нием высоко художественную форму.

2

Речь идет о Ю. Голуховском.



И. Б ле

Рецензия на н.: Шеллин Ф. Уро и о способе

а адемичес о о чения

Печатается по изд.: Московские ученые ведомости. М., 1805. № 32.

С. 254—256; № 33. С. 257—258. Опубликовано без подписи. Автор

ство установлено А. М. Хлопниковым (см.: Фихте и философия в

России. СПб., 2000. С. 63. Пункт 80). Название работы Шеллинга:

Vorlesungen uber die Methode des academischen Studium. Tubingen,

1803. 8.

Буле

  Иоганн Феофил (1763—1821) — доктор, ординарный профессор

естественного права и теории изящных художеств в Московском универ


4

ситете. Родился в Брауншвейге, учился в Геттингенском университете,

где получил место профессора философии после защиты в 1786 диссерта

ции. В 1804 приехал в Россию, где преподавал в Московском университе

те на кафедре философии. В 1808 директор Педагогического института.

Издавал журнал «Московские ученые ведомости» (1805—1807), «Журнал

изящных искусств». В 1814, возвратившись на родину, получил кафедру

в Брауншвейге, в каролингском коллегиуме.

И. Е. Шад

Оправдательная запис а

Печатается по изд.: Багалей Д. И. Удаление профессора И. Е. Шада

из Харьковского университета. <Ч. 11> Харьков, 1899. С. 81—84.

Печатается отрывок из оправдательной записки И. Е. Шада, кото

рая была приложена к «Прошению на Высочайшее имя 3 февраля

1820 года». Приведена Д. И. Багалеем в сокращенном варианте с

комментариями.



Шад

 Иван Егорович (Иоганн Баптист) (1758—1834) — философ. Учил

ся в Бамбергском университете. Получив степень доктора философии, с

1802 преподавал в университете в Йене. В 1804 был приглашен на кафед

ру философии Харьковского университета, где позже также преподавал

немецкий язык и литературу, латинскую словесность. В 1816 Шад был

отрешен от должности, удален из Харьковского университета, а сочине

ния его были признаны вредными. После высылки за границу Шад пре

подавал философию в Берлинском университете, затем с 1820 — экстра

ординарный профессор в Йене, где читал лекции по логике, философии,

естественному праву и психологии.

Багалей

  Дмитрий Иванович (1857—1932) — историк, академик АН

УССР, с 1883 — приват доцент, с 1887 — профессор Харьковского уни

верситета. С 1883 заведовал Харьковским историческим архивом; ректор

Харьковского университета (1906—1910).

1

Персть

— устар.: земной прах, пыль; плоть.

2

Лейбниц 

Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ,

богослов, юрист и историк. Главное в философии Лейбница — учение о

монадах как простых, нематериальных субстанциях, но одаренных раз

ными по степени способностями предвидения. Монады составляют весь

мир; высшая монада — Бог, как общая причина всех конечных монад.

Монады находятся между собой в предустановленной гармонии, т. е. в от

ношениях, установленных божеством. В теории познания Лейбниц стре

мился согласовать рационализм Декарта и эмпирико сенсуалистическую

концепцию Локка. До Канта Лейбниц пользовался в Германии наиболь

шим философским авторитетом.

3

Кант

 Иммануил (1724—1804) — немецкий философ и ученый, по

ложивший начало немецкой классической философии созданием учения

трансцендентального идеализма. Философская деятельность Канта распа

дается на 2 периода: в первый, так называемый «докритический» (когда

преобладают естественнонаучные интересы) Кант признавал возможность



5

метафизики, т. е. умозрительного познания вещей. Во второй, «критичес

кий», он подверг всю предшествующую метафизику беспощадной критике,

поставив вопрос о необходимости исследования форм познания и границ

наших познавательных способностей. В центре созданного им агностичес

кого учения — мысль о явлениях и вещах, которые существуют сами по

себе и не могут стать познаны. Антиметафизическая, «критическая» уста

новка Канта оказала огромное влияние на мировую философию XIX—

XX вв.

Я. Снядец ий



Нечто о разных тол ах Германс ой философии

Печатается по: Вестник Европы. М., 1817. № 20. С. 257—261.



Снядецкий

  Ян  (1756—1830) — польско российский ученый и фило

соф, астроном, математик и общественный деятель. В 1781—1803 — про

фессор Краковской академии; в 1806—1825 — профессор, а затем в 1807—

1815 — ректор Виленского университета. С 1807 — член корреспондент

Петербургской АН. Соч.: Pisma filozoficzue. T.1—2. W wa, 1958; Pisma o

filozofii Kanta. Krakow, 1821.

1

Бардили

 Христоф Готфрид (1761—1808) — немецкий философ. Пре

подаватель в гимназии в Штутгарте (1795). Своим учением, называемым

«чистым реализмом», Бардили пытался, в отличие от субъективного иде

ализма Канта и Фихте, обосновать учение объективного идеализма, пред

варяя тем самым учение Гегеля.

2

Бутервек

 Фридрих (1766—1828) — немецкий философ и историк

литературы. С 1791 читал в Геттингене лекции по философии. В своих фи

лософских исследованиях сначала показал себя как кантианец, затем ста

новится ближе к Якоби, отстаивая положение о непосредственности веры.

3

Фихте

 Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ и обще

ственный деятель. Образование получил в Йенском и Лейпцигском уни

верситетах. Будучи профессором Йенского университета (1794—1799)

был обвинен в атеизме. В 1800 читает лекции в Берлинском университе

те, первым выборным ректором которого он стал в 1810.

Первоначально Фихте считал себя последователем трансценденталь

ного идеализма Канта. В центре его учения идея абсолютного Я. В даль

нейшем, критикуя дуализм философии Канта, идею «вещи в себе», сфор

мулировал теорию познания, согласно которой все формы деятельности

логически выводятся из познающего субъекта, из «абсолютного Я», что

дало основание многим исследователям квалифицировать философию

раннего «йенского» Фихте как чистый субъективный идеализм, хотя сам

Фихте называл свою философию идеал реализмом. Свою систему Фихте

развивает в ряде работ, объединенных общим названием Wissenschaft

lehre, переводимым термином «наукоучение», а до 1917 «как наукосло

вие» (С. Гессен, О. Давыдова, Э. Радлов и др.).

Примерно к 1800 Фихте переходит к более последовательному объ

ективному идеализму, в центре которого выдвигается идея абсолютного

бытия, тождественная Богу.



6

4

Рейнгольд

 Карл Леонгард (1758—1823) — немецкий философ, назы

вавший свои философские взгляды элементарной философией. Популяри

затор философии Канта.

5

Абихт

 Иоганн Генрих (Иван Крестьянович) (1762—1816) — профес

сор Виленского университета. В 1784 окончил Эрлангенский университет,

в 1790 — доктор философии, затем экстраординарный профессор Эрлан

генского университета, в 1796 — ординарный профессор. В 1804 прини

мает предложение занять кафедру ординаторного профессора логики и

метафизики Виленского университета. С 1805 — русский подданный.

6

Дежерандо

 (или де Жерандо) Жозеф Мария, барон (1772—1842) —

французский публицист и общественный деятель. В 1804 генеральный

секретарь Министерства внутренних дел, член государственного совета.

Инициатор введения во Франции Белл Ланкастеровской системы образо

вания. В Тюбингене изучал немецкую литературу и философию. Фило

соф, давший первый во Франции научный метод для классификации и

объяснения философских доктрин, сам был эклектиком еще до Кузена.

Его главный труд «Histoire compare`e des syst

êmes de philosophie, relative

ment aux principes des connaissances humaines» (P., 1804) посвящен древ

ней и средневековой философии.

7

Горний — устар.: находящийся вверху, в вышине, на возвышенном



месте.

А. И. Галич

История философс их систем

СПб., 1819. Ч. 2. С. 255—299. Печатается по данному первому из

данию.

Галич

 (наст. фамилия — Говоров) Александр Иванович (1783—

1848) — философ, эстетик. Поступив в Духовную семинарию, он переме

нил свою фамилию на Никифоров, впоследствии же, поступив в Петер

бургский педагогический институт, взял фамилию Галич. Для продолже

ния образования был отправлен в Германию (1808—1813), где слушал

лекции Шульце в Гельмштадте, в Геттингене лекции Бутервека. В 1814—

1815 преподавал русский и латинский языки в Царскосельском лицее. С

1817 — экстраординарный профессор кафедры философии в С. Петербур

гском университете, откуда обвиненный в безбожии был уволен в 1837. С

1838 работал переводчиком при одном из департаментов Министерства

государственных имуществ.

Соч.: История философских систем.: В 2 ч. СПб., 1818—1819; Опыт

науки изящного. СПб., 1825; Картина человека. Опыт наставительного

чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб.,

1834; Лексикон философских предметов. СПб., 1845.

1

См. примеч. 3 на стр. 595.



2

Первым сочинением Шеллинга была статья «

Über Mythen, histori

sche Sagen und Philosopheme der altesten Welt» (О мифах, исторических

сказаниях и философемах древнего мира). (Memorabilien, Leipzig, 5 Stuck,


7

1793. S. 1—68). Указанное же в тексте сочинение Шеллинга вышло в Тю

бингене в 1795.

3

Работа Шеллинга «Philosophische Briefe uber Dogmatismus und Kri



ticismus» (В рус. пер.: Философские письма о догматизме и критицизме)

была опубликована в 1795 г. (Philosophisches Journal einer Gesellschaft

Deutscher Gelehrten. 2. Band, 3. Heft, 1795. S. 177—203; 3. Band. 3. Heft.

S. 173—239).

4

2 е издание этой работы имело добавление и гласило: Ideen zu einer



Philosophie der Natur. Als Einleitung Studium dieser Wissenschaft. Lands

hut, 1803. (В рус. пер.: Идеи к философии природы как введение в изуче

ние этой науки. СПб., 1998).

5

Речь идет о работе «Erster Entwurf eines Systems der Naturphiloso



phie. Jena; Lpz., 1799. 321 S. Отрывок из этой работы был опубликован в

«Философских науках» (1973. № 1) под названием «Первый набросок си

стемы натурфилософии для лекций (1799). (Извлечения)».

6

Речь идет о работе «Einleitung zu einem Entwurf eines Systems der



Naturphilosophie. Oder: 

Über den Begriff der speculativen Physik und die

innere Organisation eines Systems dieser Wissenschaft. Jena; Lpz., 1799. (В

рус. пер.: Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии

умозрительной физики и о внутренней организации системы этой на

уки». По русски была впервые опубликована под названием «Введение в

умозрительную физику». Одесса, 1833).

7

Речь идет о работе Шеллинга «Von der Weltseele, eine Hypothese der



hoheren Physik zur Erklarung des Allgemeinen Organismus. Hamb., 1798.

(В рус. пер.: О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения

всеобщего организма, или Разработка первых основоположений натурфи

лософии на основе начал тяжести и света).

8

Речь идет о работе «System des transcendentalen Idealismus. Tub.,



1800. (В рус. пер.: Система трансцендентального идеализма).

9

Автором книги «Betrachtungen uber den gegenwartigen Zustand der



Philosophie in Deutschland uberhaupt und uber die Schellingische Philosophie

im Besonderen» (Nurnberg, 1813) является Клейн Г. М. (Klein G. M.) (См.:



Jost Joh

. F. W. J. von Schelling: Bibliographie der Schriften von ihm und

uber ihn. Bonn, 1927. S. 33).

10

В рус. пер.: Бруно, или О божественном и природном начале вещей.



Беседа. Впервые на русском языке диалог был опубликован в кн.: Шел

линг

. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Бру

но или о божественном и естественном начале вещей. Разговор. СПб.,

1908.


Бруно

 Джордано (1548—1600) — итальянский поэт и философ. В

1600 по приговору суда инквизиции, после восьмилетнего заключения в

тюрьме, сожжен на костре за отказ отречься от своего учения о бесконеч

ной Вселенной и о множестве миров. Будучи противником схоластики и

учения Аристотеля в его средневековых версиях, Бруно отстаивал панте

истическую идею о том, что Бог и вселенная — это одно и то же бытие.

11

В рус. пер.: Философские исследования о сущности человеческой



свободы и связанных с ней предметах. (См.: Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения:

В 2 т. Т. 2. С. 86—158).



8

Имеется в виду прочитанная Шеллингом 12 октября 1807 г. в Мюн

хенской академии наук речь «

Über das Verhaltniß der bildenden Kunste

ruder Natur» (в рус. пер.: «Об отношении изобразительных искусств к

природе»), которая в том же году вышла отдельным изданием в Мюнхене.

12

Речь идет о работе Якоби «Von den gottlichen Dongen und ihrer Of



fenbarung» (Lpz., 1811).

Якоби

 Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий философ, главный

представитель «философии чувства и веры». Один из главных критиков

рационалистической философии, натурализма и атеизма, этики Просве

щения и всей немецкой классической философии в лице Канта, Фихте,

Шеллинга и Гегеля, которых Якоби обвинял в нигилизме, противопостав

ляя им философию, согласуемую, по его мнению, с истинами христианс

кой веры и чувствами человека.

13

Речь идет о статье Шеллинга под названием «Eschenmayer an Schel



ling, uber dessen Abhandlung: Philosophische Untersuchungen uber das We

sen der menschlichen Freyheit // Allgemeine Zeitschrift von Deutschen fur

Deutsche. Nurnb., 1813. Bd. 1. H. 1. S. 145—160.

Эшенмайер

 Карл Адольф (Август) фон (1768/1770—1852) — немец

кий философ, профессор философии и медицины в Тюбингене. В первый

период находился под влиянием идей Канта и особенно Шеллинга. В

дальнейшем перешел на позицию мистицизма и оккультизма.

14

Речь идет о работе Шеллинга «Darlegung des wahren Verhaltnisses



der Naturphilosophie zu der verbesserten Fichte’schen Lehre». Tub., 1806.

15

Имеется в виду «Vorlesungen uber die Methode des academischen Stu



dium». Tub., 1803.

16

В 1802—1803 Шеллинг вместе с Гегелем издает «Критический фи



лософский журнал» (Kritisches Journal der Philosophie. Tub., 1802. Bd. 1.

№ 1—3; Bd. 2. № 1—2; 1803. Bd. 2. № 3).



Гегель

 Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий фило

соф. Родился в Штутгарте, в 1793—1798 учился теологии и философии в

Тюбингенском университете, в 1801—1816 жил в Йене, затем в Нюрнберге,

где служил директором гимназии. С 1816 — до конца жизни — профессор

философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Испытав

сначала влияние «критицизма» Канта, а затем философии тождества

Шеллинга, Гегель создал свою оригинальную систему объективного диа

лектического идеализма. Философия Гегеля, а особенно его диалектичес

кий метод стали предметом исключительного внимания, а часто и жест

кой критики в мировой философии XIX—XX вв.

17

Спиноза

 Бенедикт (правильно: д’Эспиноза Барух) (1632—1677) —




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет