Литература по теме Понятие о личности и её структуре Основная: Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999



бет1/4
Дата26.10.2018
өлшемі0.62 Mb.
#95130
түріЛитература
  1   2   3   4


ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

Основные теории личности

Основные дидактические единицы: индивид, личность, человек, структура личности.



Краткое содержание темы. Соотношение понятий личность, индивид, человек. Психологическая структура личности. Основные подходы к изучению личности.

Ученые-исследователи, внесшие научный вклад в исследование структуры личности. Асмолов А.Г., А.Н.Леонтьев (I960, 1972), Божович Л.И. и др.

Вид лекции: лекция-беседа с элементами лекции-визуализации.

План лекции:

1.Соотношение понятий личность, индивид, человек.

2. Общественная сущность личности и её основные характеристики.

3.Основные теории личности



Литература по теме «Понятие о личности и её структуре Основная:

    1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999

    2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

    3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.

    4. Бодалёв А.А. Психология личности. – М., 1988.

    5. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность.- М. , 1977.

Дополнительная:



      1. Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М., 1986.

  2. Братус Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

Содержание лекции



          1. Вводная часть.

На сегодняшнем лекционном занятии курса Общей психологии мы рассмотрим тему «Основные теории личности», которая входит в раздел «Психология личности. Мы поговорим о том, что подразумевается под понятием «личность», выясним, какова структура личности, какие существуют теории личности. В лекции будут освещены также вопросы соотношения понятий личность, человек, индивид, а также общественная сущность личности.

Итак, цель лекции сформировать научное представление об основных теориях личности на основе данных современной психологии.

Задачи:

1.Обзор и сравнение теоретических подходов к пониманию сущности личности.



2. Теоретический анализ основных теорий личности

План лекции

1.Соотношение понятий личность, индивид, человек.

2. Общественная сущность личности и её основные характеристики.

3.Основные теории личности.

II. Основная часть



1.Соотношение понятий личность, индивид, человек.

Вопрос к аудитории: Как вы думаете, чем отличаются понятия «Человек», «Индивид», «Личность»?

Человек как вид – это представитель конкретного биологического вида, отличающегося от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физического и психического развития.

Индивид – человек, как целостный неповторимый представитель рода с его психофизическими особенностями, выступающими предпосылками развития личности и индивидуальности. [Бодалёв А.А. Психология личности. – М., 1988]

Индивид отличается от других биологических видов следующими особенностями:


                1. Прямохождение.

                2. Наличие рук как орудия деятельности и познания.

                3. Большой объём черепа с высокоразвитым мозгом, способным отражать мир в понятиях и заключениях.

                4. Наличием сознания, самосознания и речи.

Два основных признака индивида:

- неделимость, целостность субъекта, т.е. структура из различных компонентов;

- наличие индивидуальных свойств, отличающих индивида от себе подобных представителей (слух, вкус, чувствительность).

Человек существо социальное и обладает такой характеристикой как сознание, зависящей от исторического развития. [Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л. 1968]



Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающейся определённым видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающим и наделённым индивидуальными психологическими особенностями. [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1977]

Понятие личность уже, чем понятие человек, но личность – это вершина развития человека.

Личность – человек, рассматриваемый со стороны его включённости в общественную деятельность, таким образам, можно выделить главные характеристики личности:

  1. Общественная сущность – место человека, его роль в обществе.

  2. Общественные функции. Личность – сознательный индивид, занимающий определённое место в обществе ( как актёр в спектакле) и выполняющий определённые общественные функции (зависят от собственного понимания ).

  3. Индивидуальность личности, её психология. Личность включает в себя мотивы поведения, характер, возможности и способности человека; компоненты, образующие индивидуальность человека.

Итак, индивидуальность – это своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качестве перцептивных процессов и интеллекта, в специфике потребностей и способностей человека.
2. Общественная сущность личности и её основные характеристики.
Вопрос к аудитории: « Каковы характеристики человека как личности?

Человек как личность, с точки зрения психологии, характеризуется:

- развивающимся самосознанием, которое является основой активности;

- наличием « - образа – системы представлений человека о себе реальном, я-идеальном, я-ожидаемым (я – возможным). Эти три компонента обеспечивают единство и тождественность личности и проявляются в самооценке, чувстве самоуважения, в уровне притязаний;

- направленность – система мотивов и потребностей;

- способностями.

Три основные характеристики личности:

  1. Активность – проявляется в стремлении субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.

Человек активно проявляет себя в двух планах:

- многообразная деятельность, направленная на преобразование внешнего мира, которое проявляется в мотивах поведения, в установках и способах действий.

- жизненная позиция личности, осознание этой позиции, понимание своей роли и места в жизни.

  1. Релятивность (от лат. Отношение) – личность как объект и субъект различных отношений.

Личность как объект – экономические отношения, политические и социальные отношения (зависимость от кого-либо).

Личность как субъект:

- отношения классифицируются по направленности и здесь личность проявляется в своём отношении к материальным условиям, к людям, к самому себе.

- классификация по степени осознанности и здесь выделяются глубоко осознанные отношения (убеждения, принципы и установки) и мало осознанные отношения (эмоции и чувства).

3. Индивидуальность – неповторимое сочетание психологических особенностей характера, интеллекта, волевых качеств, способностей.

Вывод: личность – это конкретный человек во всём многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и объект общественных отношений.
3.Основные теории личности.
Школьникам предлагается ознакомиться со схемой.
Подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Социогенетический: Биогенетический Психогенетический:

- Теория социализации; - психодинамическая

- Теория ролей. ориентация;

- Теория научения. - когнитивистская

ориентация;

- персонологическая

ориентация.


В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности:

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом.

КЛАСИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА.

Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):



  • ОНО – бессознательная часть психики, "бурлящий котел" биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;

  • Я – сознание. На Я воздействуют три силы: "ОНО", "Сверх-Я" и общество предъявляет свои требования человеку. "Я" старается установить гармонию;

  • "Сверх-Я" – совесть, служит носителем моральных стандартов.

Для спасения от конфликта между "ОНО" и "Сверх-Я" "Я" применяет средства психологической защиты: проекция, рационализация, вытеснение и т.д.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЮНГА

Личность в целом, или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.

Понятие коллективного или надличного бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных примет теории личности Юнга. Это – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает Я и личное бессознательное. (Jung, 1936,1943,1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы (Jung, 1943). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.

СОЦИАЛЬНО_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ: АДЛЕР, ФРОММ, ХОРНИ, САЛЛИВАН

Во всех теориях – за исключением теории Салливана – развиваются представления об уникальной индивидуальности и творческом Я. Несмотря на попытки общества вести людей строем, каждый человек до некоторой степени ухитряется сохранить творческую индивидуальность. Именно благодаря врожденным творческим силам человек может вносить изменения в общество. Отчасти в силу того, что люди различны, они создали общества различного типа – на разных этапах истории и в разных частях земного шара. Люди обладают не только творчеством, но и самосознанием. Они знают, чего хотят, и сознательно движутся к своим целям. Идея бессознательной мотивации не пользуется значительным вниманием теоретиков социально-психологической ориентации.

В целом, теории, разработанные Адлером, Фроммом, Хорни и Салливаном, существенно раздвинули горизонт фрейдистской психологии, открыв пространство социальных детерминант личности. Тем не менее, ряд критиков принижают оригинальность этих социально-психологических теорий. Они утверждают, что в теориях этих попросту разрабатывается один из аспектов клинического психоанализа, а именно, проблема Я и его защит.

Эти социально-психологические теории не стимулировали многочисленных исследований, но они благоприятно повлияли на интеллектуальный климат, в котором могли расцвести социально-психологические исследования – что и произошло. Социальная психология более не падчерица психологии. Она большая и чрезвычайно активная часть психологической науки. Адлер, Фромм, Карен Хорни и Салливан не единственные в ответе за взлет социальной психологии, но влияние их было значительно. Каждый из них внес немалый вклад в развитие представлений о человеке как социальном существе. Этим определяется их огромное значение для современности.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения Личности, ее отношение с другими (Э. Берн).

В итоге, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, не замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться, при этом совершенно не учитываются объективные общественно исторические условия человека.

3. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить 3 течения:


    1. Концепции, отражающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келпи). Когнитивные теории Личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в информации, которую надо понять, оценить, использовать.

    2. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие Личности в теории персонологические (К. Бюллер): развитие психики – инстинкт – навык – интеллект. Трактовка принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных; потребность в самоактуализации.

    3. Концепции, объясняющие поведение Личности главным образом через влечения и другие внерациональные компоненты психики – психодинамическая концепция (Э. Эриксон):

      1. главной частью структуры Личности является сознательная часть Эго;

      2. развитие идет через кризисы жизни;

      3. процесс формирования Личности – это процесс формирования Эго-идентичности.

Экзистенциальная гуманистическая теория Личности, где Личность выступает как уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения.

Маслоу – иерархия потребностей.

Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..)

ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ ТЕОРИЯ РОДЖЕРСА

Сформулированная Роджерсом личностно-центрированная теория стала сильнейшим стимулом для исследовательской активности. Его положение, согласно которому "лучший пункт наблюдения для понимания человеческого поведения – во внутренней системе отношений самого индивида", стало объединяющим для многих психологов. Его страстное отстаивание гуманистических ценностей в психологическом исследовании, отраженное во множестве публикаций и его знаменитом споре с Б. Ф. Скиннером (Rogers, 1956), способствовало поляризации мышления психологов, его оптимизм, глубочайшая вера во врожденную человеческую доброту, твердая убежденность в возможности помощи страдающим людям привлекли многих людей, считающих бихевиоризм слишком холодным, а психоанализ слишком пессимистичным. В том, что в психологии существует "третья сила", столь же жизнеспособная, как бихевиоризм и психоанализ, во многом заслуга Карла Роджерса.

Основная критика в адрес теории Роджерса со стороны многих психологов заключается в том, что теория эта основывается на наивном типе методологии.. Существуют многочисленные свидетельства того, что поведение мотивируется факторами, недоступными сознанию, и того, что высказывания человека о себе – это искажение, вызванное разного типа защитами и обманами. Самоотчетам заведомо не хватает надежности не только потому, что люди могут намеренно обманывать слушателей, но и потому, что они не знают о себе всей правды. Роджерс подвергался критике за игнорирование бессознательного, потенциал которого в контроле над человеческим поведением засвидетельствован более чем восьмидесятилетними психоаналитическими исследованиями. Роджерс полагает, что нет нужды расследовать, интерпретировать, вести экстенсивный и сложный анализ сновидений или срывать слой за слоем напластования психики – так как человек открывается в том, что говорит о себе.

Тем не менее, критика наивности – не слишком сильный аргумент против Роджерса. В теории Роджерса явно узнается представление об организме, обладающем многими переживаниями, о которых человек не знает. Некоторыми из этих несимволизированных переживаний отказано в осознании, поскольку они несовместимы с образом Я. Если это и не вытеснение в психоаналитическом смысле, то различие столь тонко, что может не приниматься во внимание. Принципиальное отличие Роджерса от психоаналитиков – в его убеждении, что вытеснение может быть предотвращено в первую очередь родителями, проявляющими к ребенку безусловное позитивное отношение. Или же, если вред был нанесен, это можно исправить позже терапевтической интервенцией, в которой терапевт высоко ценит клиента. Получая безусловное положительное отношение, клиент неизбежно открывает свое реальное Я. Это реальное Я полностью конгруэнтно с организмом, проживающим опыт.

Нельзя сказать, что Роджерс не проявляет внимания к критике в адрес своей теории, особенно со стороны психоаналитически ориентированных психологов. Он признает дилемму, в которую попадает личностно центрированная теория в связи с проблемой защитных механизмов. "Некоторые предпочли бы разрешить ее, отбросив любые попытки объективного измерения феноменального поля" (Rogers and Dymond, 1954, с. 430). Роджерс, однако, не готов еще выбросить за борт точку зрения, оказавшуюся, на его взгляд, столь плодотворной.

Каким бы ни было будущее теории Роджерса, она хорошо послужила тому, что Я стало объектом эмпирического изучения. Многие психологи придавали Я теоретический статус, но заслуга именно Роджерса в том, что его представления относительно феноменального Я привели к формулировке предсказаний и исследовательской деятельности. В эвристическом отношении его теория оказалась в высшей степени могущественной и распространенной силой в современной психологии.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА

По Левину, важным преимуществом такой научной стратегии является то, что математические репрезентации требуют точных формулировок, тогда как вербальные определения неточны и двусмысленны. Далее, при математической репрезентации можно получить важную информацию посредством математических операций. Можно искать неизвестные, записывать уравнения, формулировать функциональные отношения. Слова же ведут за собой новые слова, и только. Математика, напоминает Левин – надлежащий язык научного дискурса, хотя математика, используемая Левином для репрезентации психологических понятий – не та, с которой знакомо большинство людей. Математика Левина – это математика для описания взаимосвязей и взаимокоммуникаций в пространстве безотносительно к размеру и форме.

Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Границы фигуры определяют границы целостности, известной как "человек". Все, находящееся внутри границ, обозначается Р (the person), все, лежащее за пределами границ, обозначается, как не-Р. Неважно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником, восьмиугольником или фигурой неправильной формы – важно, что она полностью замкнута.

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески.

Теория поля в озникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре - в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения.

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЛПОРТА

Структура личности изначально представлена как черты (трайты), и, в то же время, поведение мотивируется этими чертами. То есть, по большей части структура и динамика одно и то же.

Эклектизм Гордона Олпорта нигде не проявляется так ярко, как в том разнообразии понятий, которые он принимает как полезные для описания человеческого поведения. Он рассматривает такие узкие понятия, как специфические рефлексы, и такие широкие, как кардинальные черты или проприум, как имеющие важность для понимания поведения, и рассматривает соотносимые с этими понятиями процессы как действующие в организме иерархическим образом, так что более общие обычно первенствуют над более частными. В наиболее подробных описаниях своей теории Олпорт (1937, 1961) говорит, что полезно каждое из следующих понятий: условный рефлекс, навык, черта, Я и личность.

Хотя все эти понятия признаны и допускается их важность, основной акцент делается на чертах; почти равный статус отводится установкам и намерениям. Часто теорию Олпорта называют "теорией черт". В этой теории черты занимают место основного мотивационного конструкта. Черта для Олпорта – то же, что потребность для Мюррея, инстинкт для Фрейда, чувства для Мак-Даугалла. Прежде, чем перейти к более подробному рассмотрению понятия "черта", проанализируем данное Олпортом определение личности.

Разложив" человека на черты и диспозиции, установки и навыки, ценности, намерения и мотивы, мы сталкиваемся с задачей "Шалтая-Болтая собрать". Олпорт, признавая сложность этой задачи, ищет ответа с присущими ему упорством и проницательностью. Фактически, есть ряд объединенных идей. В раннем детстве имеет место высоко динамическое единство, постепенно дающее дорогу дифференциации. Затем дифференциация замещается процессами интеграции. Олпорт называет это "диалектикой разделения и объединения". Гомеостатический механизм, которым оснащен организм, охраняет единство – или по крайней мере равновесие – фундаментального, но статического, неразвивающегося типа. Мобилизация энергии для осуществления интегрированной линии поведения (принцип конвергенции) – форма унификации, хотя обычно она мимолетна и узко фокусирована. Кардинальные диспозиции по определению дают личности единство, как и признание взаимозависимости черт и диспозиций. "Они сотканы, как гобелен". Признавая вклад каждого из этих принципов в унификацию (объединение) личности, Олпорт тем не менее приписывает главную роль проприативным функциям.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ШЕЛДОНА

Одна из привлекательных сторон теории Шелдона – в ее простоте и обстоятельности. В отличие от многих теорий личности, которые оставляют неограниченное количество "незаполненных чеков", которые могут быть заполнены для создания запутанных поведенческих уравнений, Шелдон определяет ограниченное количество переменных, относящихся к телосложению и темпераменту, которые имеют первичное значение для репрезентации человеческого поведения. Впрочем, он оставляет свободу для дальнейшей разработки и совершенствования и не выступает безумным апологетом идеи плодотворности этих переменных в настоящем.

В соответствии с подходом большинства других конституциональных психологов, Шелдон пытается определить удобные критерии для описания физических компонентов человеческого тела. Важно понять, что он не просто ищет средство классификации или описания внешности. Он претендует на большее – дать "ярлык биологической идентификации". Он допускает, что генетические и другие биологические детерминанты играют важнейшую роль в развитии индивида. Он полагает также, что возможно получить некоторую репрезентацию этих факторов посредством системы измерений, базирующихся на внешнем облике. С его точки зрения, существует гипотетическая биологическая структура (морфогенотип), стоящая за внешним, наблюдаемым сложением (фенотип) и играющая важную роль не только в детерминировании физического развития, но и в оформлении поведения. Соматотип представляет попытку оценки морфогенотипа, хотя должен идти к этой цели не прямо, и его выведение во многом основано на измерении фенотипа (сложения).

Подытожим полученную информацию.

Социогенетический подход заключается в следующем:

- старается объяснить особенности личности, исходя их структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми;

- человек становится личностью под воздействием общества.

Теория научения объясняет развитие личности её отношения через результат, подкреплённый научением.

Теория ролей – общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых её статусом.

Биогенетический подход исходит их того, что биологические процессы созревания организма являются ведущими. Основные психологические свойства человека заложены в природе человека.

Психогенетический подход:

- психодинамическая ориентация объясняет поведение личности главным образом через эмоции, влечения и др. нерациональные компоненты психики;

- когнитивистская ориентация развитие интеллектуально-познавательной сферы личности;

- персонологическая ориентация акцентирует внимание на развитии личности в целом.

Перейдём к исследованиям личности в отечественной психологической науке.


Каталог: word
word -> Состав забруса 2 применение и лечебные свойства забруса 2
word -> Антидоты и другие вещества, применяемые при отравлениях
word -> Остеопороз. Остеопороз
word -> Антиаллергические средства и лекарственные средства для лечения анафилаксии
word -> средства, влияющие на иммунитет
word -> Лекарственные средства, применяемые в офтальмологии
word -> V. Хронический интермитирующий гемодиализ и предупреждение свертывания крови в экстракорпоральной системе


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет