Лекция 3 Ассоциативный эксперимент лекция 2



Дата08.03.2018
өлшемі445 b.
#60303
түріЛекция


Тема 3. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОГНИТОЛОГИЯ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

  • ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ

  • 3.1. Вербальное сознание — лекция 1.

  • 3.2. Ассоциативный эксперимент — лекция 2.

  • 3.3. Когнитивный эксперимент — лекция 3.

  • ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

  • 3.4. Язык и сознание — лекция 1.


Лекция 3. КОГНИТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

  • ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

  • КОГНЕМА

  • РАЗМЕРНОСТЬ КОГНАЙЗЕРА

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ



Основные публикации



ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (1)

  • когнитивный эксперимент — это конкретная информационная технология восприятия, осознания и представления реального мира субъектом в заранее определенной форме. Такой формой и объектом эксперимента являются данные результатов языковой игры «Кроссворд».

  • когнитивный эксперимент — автоматизированная компьютерная система поддержки конкретной деятельности субъектов-экспериментаторов. Такой деятельностью является сбор, обработка и представление данных эксперимента. Класс подобных систем получил название «систем извлечения знаний».

  • Определим когнитивный эксперимент как информационную технологию извлечения знаний о реальном мире, имеющихся у людей носителей языка культуры.



ТЕХНОЛОГИЯ КОГНИТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (2)

  • концептуальная модель когнитивного эксперимента :

  • субъект эксперимента — экспериментатор; объекты эксперимента — кроссворды, источники кроссвордов, карточка когнемы, картотека когнем; процессы эксперимента — поиск кроссворда, формирование когнем, сбор данных.

  • Кроссворд — распространенная языковая игра, состоящая в нахождении однословных ответов на вопросы, при известном количестве букв в слове, а также, по мере увеличения количества ответов, при некоторых известных буквах слова. Игра заканчивается, если разгаданы (найдены) слова-ответы на все вопросы. Во время игры заполняется графическая форма кроссворда — специальная таблица, слова-ответы записываются по строкам и столбцам таблицы, в одной ячейке таблицы записывается одна буква слова. Буквы в ячейках на пересечении строк и столбцов принадлежат обоим словам и являются одинаковыми.

  • Источниками кроссвордов в исходной модели эксперимента являются подшивки газет за последний период.

  • Карточка когнемы — это типового размера (библиографическая карточка) лист плотной бумаги с основными и дополнительными рукописными записями экспериментатора. Основные записи – это следующие компоненты когнемы: 1) формула смысла, 2) способ представления смысла, 3) слово-знак, 4) область референции, 5) функция. Дополнительная запись представляет собой некоторый комментарий или замечание исследователя, а в некоторых случаях возможные варианты значений одной или нескольких основных записей.Записи на карточке «формула смысла» и «слово-знак», представляют собой выписки из кроссворда вопроса и ответа соответственно. Все остальные записи внесены в карточку экспериментатором.

  • Картотека когнем является упорядоченным собранием карточек. Количество карточек в картотеке более 18 тысяч.



КОГНЕМА

  • ЕЗМ = «фигура знаний» = «когнема»

  • минимальная когнитивная единица, пятикомпонентное отношение:

  • {<слово-знак>, <вербальная-формула-смысла>, <способ задания смысла>, <референтная область>, <функция>}

  • пентаграмма — полносвязанный пятивершинный граф:



Примеры когнем



РАЗМЕРНОСТЬ КОГНАЙЗЕРА (1)



Размерность когнайзера (2) способы задания смысла



Размерность когнайзера (3) референтная область

  • РЕАЛЬНОСТЬ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ МИР

  • СУПЕРКОНЦЕПТ: МИР ВНЕ ЧЕЛОВЕКА:

  • КОНЦЕПТОСФЕРЫ (8):

          • Время: история; археология; календарь…
          • География мира: география в целом; Москва…
          • Геометрия мира: пространство; мера, размер…
          • Животный мир: зоология; лошадь; собака…
          • Мир растений:
  • СУПЕРКОНЦЕПТ: МИР ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ:

  • КОНЦЕПТОСФЕРЫ (7):

          • Быт: быт, двор, дом, канцелярские товары, косметика, мебель, напитки, обувь, огонь, одежда, пища, постель, посуда, сантехника, украшения,утварь…
          • Отдых: отдых, досуг; охота, рыбалка; праздник; хобби…
          • Техника: техника в целом; авиация; инструменты, приборы, приспособления; корабль; космонавтика; транспорт; энергетика


Моделирование вербального сознания



Графовые и теоретико-множественные модели когнайзера (1)



Графовые и теоретико-множественные модели когнайзера (2)



Пассивный режим работы когнайзера (1)



Пассивный режим работы когнайзера (2)



Пассивный режим работы когнайзера (3)



Активный режим работы когнайзера



Программная реализация





Достарыңызбен бөлісу:




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет