Лекции для студентов специальности 230204 «Информационные технологии в медиаиндустрии»



Дата23.02.2018
өлшемі445 b.


  • ИНТЕГРИРОВАННЫЕ

  • СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

  • В МЕДИАИНДУСТРИИ

  • Слайд-лекции

  • для студентов специальности 230204

  • «Информационные технологии в медиаиндустрии»

  • Модуль 1. Интегрированные издательские технологии

  • Тема. Технологии разработки шрифтов.

  • Москва, 2012 г.


Шрифт

  • Шрифт представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма. Он является выразителем культурного наследия народа и рассматривается как средство эстетического и художественного оформления носителя информации.



Шрифт

  • Шрифт – это форма письменных или печатных знаков. Рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе.



Font - комплект шрифта

  • Во времена ручного набора слово font (термин, который произошел от старофранцузского слова, означающего «формовка» или «литье») значило одну или более касс, заполненных литерами одного кегля.

  • С изобретением монотипа и линотипа под словом font (комплект шрифта) стали понимать набор форм (или матриц), с которых отливается шрифт.

  • При фотонаборе комплект шрифтов представлял собой пленку с изображением символов.

  • Электронный комплект шрифтов – файл(ы) с векторным изображением символов.



Структура букв шрифта

  • Каждая буква состоит из штрихов: основных (более толстых) и соединительных.

  • Современные печатные шрифты были созданы на основе рукописных, которые писались ширококонечным пером, отсюда переменная толщина штриха.

  • Знаки кириллического и латинского алфавита строятся на основе трех основных геометрических форм или их комбинаций: прямоугольной или квадратной, округлой и треугольной.



Структура букв шрифта

  • а – очко литеры (Character);

  • б – кегельная площадка (Em-Square);

  • в – кегль (Size);

  • г – базовая линия шрифта (Baseline);

  • д – высота (рост) прописного знака (Cap-height);

  • е – высота (рост) строчного знака (x-height);

  • ж – межбуквенный просвет (Letterspace);

  • з – полуапрош (Side bearing);

  • и – интерлиньяж (Linespace);

  • 1 – Основной штрих (Stem);

  • 2 – соединительный штрих (Hairline);

  • 3 – засечка, сериф (Serif);

  • 4 – верхний выносной элемент (Ascender);

  • 5 – нижний выносной элемент (Descender);

  • 6 – наплыв (Stress);

  • 7 – внутрибуквенный просвет (Counter);

  • 8 – овал (Oval);

  • 9 – полуовал (Bowl);

  • 10 – концевой элемент (Terminal);

  • 11 – каплевидный элемент (Ball);

  • 12 – точка (Dot);

  • 13 – диакритический знак, акцент (Accent).





Система измерений типографских шрифтов

  • В основу измерений типографских шрифтов положены система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая англоамериканская система или система Пика.

  • И в том, и в другом случае основной единицей измерения является типографский пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика — 0,352 мм.



Трекинг и кернинг

  • Очень важной характеристикой шрифта является величина апроша (полу-апроша), она определяет расстояние между буквами. Процесс установки для шрифта в зависимости от кегля межбуквенных расстояний (апрошей) называется трекингом.

  • Визуальное выравнивание межбуквенных просветов в некоторых сочетаниях букв (например ГА, ТА, АТА) называется кернингом (kerning).



Растровые (bitmap) шрифты

  • Bitmap-шрифт является наиболее удобным для отображения на экране с точки зрения скорости прорисовки и затрат ресурсов компьютера на обработку.

  • Из-за сложности масштабирования и объемности шрифтового файла подобные шрифты не используются для печати.



Векторные шрифты

  • Эти шрифты используются для устройств типа перьевых или струйных графопостроителей (плоттеров), способных непосредственно воспроизводить на носителе прямые либо кривые линии.

  • В векторных шрифтах каждый символ представлен в виде совокупности геометрических примитивов – обычно отрезков прямых и дуг окружности, заданных своими координатами относительно «точки привязки» символа.



Контурные шрифты (outline font)

  • Контур символа строиться с помощью точек и кривых второго или третьего порядка.

  • Контурные шрифты легко масштабируются и занимают гораздо меньше места.

  • Широко используются для печати, в полиграфии.



Классификация шрифтов по рисунку

  • шрифты с засечками - антиква;

  • шрифты без засечек - рубленные;

  • шрифты свободного стиля (рукописные, декоративные).



Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71



Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Рубленые шрифты (гротески)

    • Собирательное название шрифтов без засечек. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk.
    • Примеры: старинные - Akzidenz Grotesk, Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus; современные - Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.


Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Шрифты с едва наметившимися засечками

    • Так называются шрифты без засечек, но с некоторым намеком на них.
    • Примеры: Gothic, Крили, ITC Serif Gothic, ITC Newtext, Spartan («Монотайп»), Friz Quadrata, Vacancia, Оптима.


Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Медиовальные шрифты

    • Шрифты с умеренной контрастностью штрихов, засечками в виде треугольника, представляющего собой плавное утолщение концов основных штрихов. Оси округлых букв - наклонные.
    • Примеры: гарнитуры Лазурского, Банниковская, Литературная, Таймс.


Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Обыкновенные шрифты

    • Это группа шрифтов, в которую входят гарнитуры шрифтов с контрастными штрихами и длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением.
    • Пример: Гарнитура Бодони.


Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Брусковые

    • Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами, крупное очко строчных знаков.
    • В зависимости от формы графем выделяют следующие подгруппы: египетские (Baltica, Bruskovaya), геометрические (Coliseum, Luga), гуманистические (ITC Officina Serif, Susan Classic) и шрифты типа Кларендон.
    • Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом - итальянские (например Tractir).


Классификация шрифтов по ГОСТ 3489.1-71

  • Малоконтрастные шрифты

    • Шрифты группы новых малоконтрастных имеют малоконтрастные штрихи с длинными утолщенными засечками, преимущественно с закругленными концами.
    • В этой группе шрифтов гарнитуры Академическая, Бажановская, Журнальная, Школьная, Малановская, Новая журнальная, Кудряшевская энциклопедическая, Кудряшевская словарная, Новая газетная, Пискаревская.


Орнаменты

  • Орнаменты (украшения) используют при художественном оформлении книг и журналов, для оформления заголовков, колонтитулов и т.п.

  • Основным элементом наборного орнамента является раппорт – повторяющаяся часть рисунка определенного кегля.



Специфические шрифты

  • Неалфавитные и символьные шрифты.

    • К этой группе относятся:
    • комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.),
    • орнаменты, линейки, бордюры, виньетки и другие наборные украшения.
    • комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).


Ролевая классификация шрифтов

  • текстовые или наборные (text);

  • акцидентные или выделительные (display);

  • декоративные (decorative).



Шрифтовая гарнитура

  • Шрифтовая гарнитура (Type family) – это семейство шрифтов разных начертаний, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков.



Классификация шрифтов по начертанию

  • Прямой, наклонный, курсивный.

  • Жирный, полужирный, светлый.

  • Узкий, широкий.



Курсив и наклонный шрифт



Декоративное начертание шрифта (Decorative style)

  • Начертание шрифта, образованное от основного и служащее для декоративных целей. Применяются декоративные начертания, образованные различной обработкой контура знаков (контурные, оконтуренные, оттененные), выворотные (cameo – белые на черном фоне), фактурные (textured – заполненные различными фактурами или узорами), с росчерками и др. Иногда подобные шрифты существуют отдельно, не в составе гарнитуры. Применяются для набора заголовков и акциденции.



Классификация шрифтов по кеглю



Историческая классификация шрифтов

  • Старинная антиква

  • Переходная антиква

  • Новая антиква



Характеристики шрифта

  • художественные достоинства;

  • удобочитаемость;

  • емкость;

  • производственные возможности.



Емкость шрифта

  • Емкость шрифта определяется числом знаков в строке определенного формата наборной полосы с учетом пробелов. Емкость полос набора определяется по формуле: E1 = nl ,

  • где n – среднее число знаков в строке набора:

  • Fстр – формат набора (ширина наборной полосы), ey – средняя уточненная ширина знака определяется по формуле:

  • где e1, e2, … en – ширина букв и знаков, отнесенных к определенной размерной группе, p1, p2, pn – суммарная частота встречаемости для знаков, входящих в данную размерную группу.

  • l – число строк в полосе набора, определяется по формуле:

  • где вп – высота полосы набора, а k – кегль шрифта.



Традиционная схема создания шрифта

  • Поиск качественного прототипа шрифта.

  • Изучение графем шрифта. «Вхождение в шрифт».

  • Анализ размерных данных шрифта.

  • Создание шрифтовых знаков.

  • Корректировка символов.



Программы-конструкторы шрифтов

  • FontLab TypeTool и Bitfonter

  • Fontographer

  • FontCreator

  • FontForge (PfaEdit)



FontLab Studio

  • Профессиональная программа-конструктор шрифтов.

  • Функции:

    • Широкий набор инструментов рисования знаков;
    • Различные трансформации, применяемые как к отдельным знакам, так и к их группам;
    • Технология автоматического выявления и устранения проблем с контурами создаваемых знаков;
    • Ручной и автоматический хинтинг;
    • Профессиональный редактор метрик и кернинга шрифтов с автоматическими функциями;
    • Доступ к редактированию свойств шрифта.
    • Функция автоматической обводки шаблона (bitmap изображения)
    • Функция Macro Language, которая позволяет на языке Python писать не только скрипты, но и создавать собственные инструменты и плагины (plugins).
  • Поддерживаемые форматы: TrueType, OpenType, PostScript.

  • Производитель FontLab Ltd., http://www.fontlab.com/



TypeTool

  • Облегченная версия FontLab.

  • Функции аналогичны FontLab за исключением:

    • Настройки действий, элементов автоматизации;
    • Некоторых возможностей работы с шаблоном;
    • Редактора метрик и кернинга шрифтов;
    • Некоторых возможностей работы с контуром.
  • Поддерживаемые форматы: TrueType, OpenType, PostScript.

  • Последняя версии: 5.0.4.

  • Производитель FontLab Ltd., http://www.fontlab.com/



BitFonter

  • Программа-конструктор растровых шрифтов.

  • Функции и характеристики:

    • Создание контурных шрифтов на основе растровых;
    • Инструменты рисования знаков и различные трансформации;
    • Специальные инструменты и фильтры, создающие различные эффекты.
    • Редактирование метрических данных шрифта.
    • Импорт и экспорт растровых изображений, шрифтов;
    • Создание и редактирование фотошрифтов.
  • Поддерживаемые шрифтовые форматы: BDF, PHF, FON, FNT, PDB, AFP, SFP и др.

  • Производитель FontLab Ltd., http://www.fontlab.com/



Fontographer

  • Профессиональная программа-конструктор шрифтов.

  • Функции:

    • Широкий набор инструментов рисования знаков;
    • Пошаговая трансформация знаков;
    • Ручной и автоматический хинтинг;
    • Редактор метрик и кернинга шрифтов с автоматическими функциями;
    • Доступ к редактированию свойств шрифта.
    • Функция автоматической обводки шаблона (bitmap изображения)
    • Редактирование и создание растровых шрифтов.
  • Поддерживаемые форматы: TrueType, PostScript.

  • Производитель Macromedia Inc (Adobe), официальный дистрибьютор FontLab Ltd: http://www.fontlab.com/



FontCreator

  • Программа-конструктор шрифтов среднего уровня.

  • Функции:

    • Конвертирование векторных и растровых изображений;
    • Основные средства работы с кривыми;
    • Комбинирование и разбиение контуров;
    • Редактирование метрик и кернинга шрифтов с автоматическими функциями;
    • Предварительный просмотр результатов (контрольный текст);
    • Редактирование и восстановление имен шрифтов.
  • Поддерживает форматы: TrueType, OpenType.

  • Производитель: High-Logic. http://www.high-logic.com



FontForge (PfaEdit)

  • Программа-конструктор шрифтов на базе Unix.

  • Функции и характеристики:

    • Многоязычный интерфейс.
    • Широкий набор инструментов рисования, трансформаций знаков;
    • Ручной и автоматический хинтинг;
    • Редактор метрик и кернинга;
    • Доступ к редактированию свойств шрифта;
    • Функция автоматической обводки шаблона (bitmap изображения);
    • Возможность использования собственных сценариев.
  • Поддерживаемые форматы: TrueType, OpenType, PostScript Type 1 (PC, UNIX и Mac) CID, multi-master, CFF, SVG, BDF.

  • Разработчик George Williams, http://fontforge.org/



Конверторы шрифтов

  • TransType

    • Программа работает под платформами Win и Mac.
    • Производитель: FontLab Ltd., http://www.fontlab.com/
  • CrossFont

    • Программа работает в среде Windows.
    • Производитель: Acute Systems, http://www.asy.com/scrcf.htm.
  • TrueBlue

    • Бесплатная утилита Mac.
    • Производитель: Stone Studio, http://www.stone.com/TrueBlue/




Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет