Как перестать беспокоиться и



Pdf көрінісі
бет1/14
Дата01.08.2018
өлшемі4.8 Kb.
#80995
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1
КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И
НАЧАТЬ ЖИТЬ
(Перевод А.А. Позднякова)
Посвящается Лоуэллу Томасу — человеку,
которому нет необходимости читать эту книгу

2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Как была написана эта книга — и почему
Тридцать пять лет назад я был одним из самых несчастных
парней в Нью-Йорке. Я зарабатывал свой хлеб продажей грузовиков.
Я не знал, что заставляет грузовик двигаться. Но это было еще не все:
я и не хотел этого знать. Я презирал свою работу. Я презирал и
меблированную комнату на 56-ой Вест стрит, в которой я жил вместе
с тараканами. Я до сих пор помню, что там на стене висели мои
галстуки, и когда утром я брал свежий, тараканы разбегались в разные
стороны. Я ненавидел питаться в дешевых кафе и грязных ресторанах,
где, вероятно, тоже было полно тараканов.
Вечерами, возвращаясь в свою одинокую квартиру, я мучался
от головной боли, причиной которой были разочарование,
беспокойство, горечь и протест. Я протестовал, потому что мечты,
какие я вынашивал в дни моей учебы в колледже, обратились в
кошмар. И это была жизнь? Это было то яркое приключение, о котором
я столь страстно мечтал? И что же, вся моя жизнь так и пройдет на
ненавистной работе, в комнате с тараканами, за тарелкой с
отвратительной едой и без малейшей надежды на лучшее будущее? А
я ведь мечтал о свободном времени, чтобы читать и писать книги,
ведь я мечтал писать книги со студенческой скамьи.
Я знал, что если уйду с ненавистной мне работы, то, ничего не
потеряв, я приобрету очень многое. Я не хотел наслаждаться
богатством, я хотел наслаждаться жизнью. Короче говоря, я подошел
к Рубикону, настало время принимать решение. С такой
необходимостью сталкиваются многие молодые люди в начале своей
жизни. Так я принял решение, которое полностью изменило мое
будущее. Это решение привело к тому, что последние тридцать пять
лет моей жизни я провел столь счастливо и обеспеченно, что не мог
бы этого представить и в самых утопических мечтах.
Вот какое решение я принял: я ухожу с ненавистной работы и
буду зарабатывать себе на жизнь, преподавая в вечерней школе. Я же
четыре года обучался в Государственном педагогическом колледже в
Уорренсберге, штат Миссури, и имею диплом преподавателя. Таким
образом, днем у меня появится свободное время, чтобы читать,
готовиться к лекциям, писать романы и рассказы. Я хотел «жить, чтобы
писать, и писать, чтобы жить».
Что же мне преподавать в вечерней школе? Оглянувшись назад,
я оценил свою подготовку в колледже и понял, что для меня самую
большую практическую ценность в бизнесе и в жизни имела
подготовка в области умения выступать публично. Все остальные
предметы, вместе взятые, оказались менее важны. Почему? Потому
что этот курс помог мне преодолеть застенчивость, неуверенность в

3
себе и вселил в меня смелость и напористость. Также мне стало ясно,
что руководить людьми могут лишь те люди, которые способны смело
сказать, что они думают.
Я подал заявление на должность преподавателя ораторского
искусства на вечерние курсы при Колумбийском и Нью-йоркском
университетах, но там решили, что могут обучить своих студентов и
без моей помощи. Тогда я испытал некоторое разочарование, но сейчас
я благодарен этому случаю, потому что стал работать преподавателем
в вечерних школах Христианской ассоциации молодых людей
(ХАМЛ), где мне удалось быстро достичь конкретных результатов.
Это была очень сложная задача! Эти взрослые люди приходили
на занятия не за дипломом или социальным престижем. Их
единственная цель состояла в следующем: они хотели решить свои
проблемы. Они хотели научиться выступать на деловых совещаниях,
не падая в обморок от страха. Бизнесмены хотели научиться вести
переговоры с трудными клиентами и делать это сразу, а не после
трехчасового топтания на улице, чтобы поднабраться храбрости. Они
хотели развить выдержку и уверенность в себе. Они хотели
продвинуться вперед в своих делах. Они хотели больше заработать
для своих семей. Поскольку они вносили плату за обучение частями,
то просто прекращали платить, если занятия не давали результата.
Кроме того, я сам получал процент от прибыли, значит, должен был
достигать практических результатов, если хотел что-нибудь
заработать.
В то время я думал, что работаю в крайне неблагоприятных
условиях, но сейчас понимаю, что получал бесценный практический
опыт. Я должен был вдохновлять своих учеников. Я должен был
помогать им в решении их проблем. Я должен был преподавать таким
образом, чтобы каждый урок вселял в моих учеников уверенность в
том, что они могут решить свои проблемы, и побуждал их
продолжать занятия.
Я был очень увлечен этой работой. Мне она нравилась. Я удивлен,
насколько быстро эти люди бизнеса развивали в себе уверенность, и
как быстро многие из них продвигались по службе и получали
прибавку к своей заработной плате. Результаты занятий превосходили
самые оптимистические ожидания. Когда я устраивался на работу,
ХАМЛ отказался платить мне пять долларов за вечер занятий, но через
три семестра они платили мне тридцать долларов за вечер, как процент
от прибыли. В начале я обучал только ораторскому искусству, но
постепенно с годами я понял, что эти люди также нуждаются в
развитии умения приобретать друзей и влиять на людей. Но мне не
удалось найти подходящий учебник о взаимоотношениях между
людьми, и поэтому я написал его сам. Этот учебник был написан —
точнее, он не был написан обычным путем. Он вырос и постепенно
сформировался на основе опыта моих учеников. Я назвал этот учебник

4
«Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
Он предназначался исключительно для слушателей курсов.
Кроме этого, я написал еще четыре книги, о которых мало кто слышал.
Поэтому, я не моги предположить, что мой учебник будет пользоваться
такой популярностью. Я, вероятно, являюсь одним из самых
изумленных авторов наших дней.
С годами я понял, что другая важнейшая проблема, с которой
сталкиваются взрослые люди, это беспокойство. Абсолютное
большинство моих слушателей являлись профессионалами в той или
иной области. Среди них были управляющие, специалисты по
продажам, инженеры, бухгалтеры. Вместе они представляли все
существующие профессии и виды деятельности, и большинство из
моих слушателей сталкивались в своей жизни с проблемами! Занятия
посещали женщины. Среди них были и деловые женщины, и
домохозяйки. У них тоже существовали проблемы! Стало ясно, что
мне нужен учебник по борьбе с беспокойством. И снова, как и раньше,
я попытался отыскать такой учебник. Я отправился в большую
публичную библиотеку Нью-Йорка на углу 5-й авеню и 42-ой стрит и
к своему удивлению обнаружил, что в каталоге этой библиотеки в
разделе БЕСПОКОЙСТВО указаны только двадцать две книги. Я
также с удивлением обратил внимание на то, что в разделе ЧЕРВИ
было указано сто восемьдесят девять названий книг. Книг о червях
было почти в девять раз больше, чем книг о беспокойстве! Занятно,
не так ли? Поскольку беспокойство — это одна из важнейших
проблем, с которыми сталкивается человечество, вы, наверное,
думаете, что в каждой школе и в каждом колледже в программу
обучения входит курс «Как перестать беспокоиться». Однако я никогда
не слышал, чтобы где-то в каком-то колледже преподавали эту
дисциплину. И поэтому не вызывает удивления, что Дэвид Сибери
написал в своей книге «Как научиться с успехом пользоваться своим
беспокойством» так: «Мы вступаем во взрослую жизнь столь же
неподготовленными к проблемам реальной жизни, как книжный червь
к танцам».
И каков же результат? А результат такой: более половины мест в
больницах занимают люди с болезнями, вызванными нервными и
эмоциональными проблемами.
Я просмотрел эти двадцать две книги о беспокойстве, что
нашлись в нью-йоркской публичной библиотеке. Кроме того, я скупил
все книги о беспокойстве, которые мне удалось найти в других местах.
Но, среди них не было ни одной, которую я мог бы использовать в
качестве пособия для моих занятий. Поэтому я принял решение
написать такой учебник самостоятельно.
Я начал подготовку к написанию этой книга семь лет назад. Что
же я делал? Я прочитал высказывания всех философов, где бы и когда
бы они ни жили, о беспокойстве. Кроме того, я изучил сотни

5
биографий — от Конфуция до Черчилля. Я побеседовал с десятками
людей, которые добились успехов во многих областях деятельности.
Среди них были Джек Демпси, генерал Омар Бредли, генерал Марк
Кларк, Генри Форд, Элеонора Рузвельт и Дороти Дике. Но это лишь
для начала.
Я также предпринял еще кое-что, и это было более важно, чем
беседы с известными людьми и чтение. Пять лет я работал в
лаборатории, которая занималась проблемами борьбы с
беспокойством. Наши курсы и были такой лабораторией, и, насколько
мне известно, это была первая и единственная лаборатория подобного
рода во всем мире. Вот чем мы занимались. Мы давали нашим
слушателям ряд рекомендаций относительно того, как перестать
волноваться, и просили их применять эти рекомендации в своей жизни,
а затем рассказывать о полученных ими результатах в классе. Кроме
того, другие слушатели рассказывали о своих собственных методах,
которые они применяли в прошлом.
В результате такой работы мне довелось, я думаю, выслушать
невероятно много информации о том «как я победил беспокойство».
Я также прочитал сотни других рассказов на эту тему. Одни рассказы
пришли ко мне по почте, другие — заняли призовые места на занятиях
наших курсов, которые проводятся в двухстах девяносто городах в
Соединенных Штатах и Канаде.
Эта книга писалась не на необитаемом острове, поэтому она не
является научным академическим трудом, который теоретически
рассматривал бы вопрос о возможных путях победы над
беспокойством. Я попытался написать краткий, легкий для
восприятия, отчет, содержащий фактический материал о том, как
тысячи людей победили беспокойство. Одно не вызывает сомнений:
эта книга ориентированна на практическую деятельность.
С удовлетворением хочу отметить, что в этой книге вы не
встретите истории, в которых действует воображаемый «мистер Б.»
или некие «Мэри и Джон», о которых ничего конкретного нельзя
узнать. За малым исключением в этой книге содержатся настоящие
имена и адреса людей. Она правдива и документальна.
«Наука, — сказал французский философ Валери, — есть
перечень проверенных рецептов». Именно такие проверенные
временем рецепты для избавления от беспокойства и содержит данная
книга. Впрочем, мне бы хотелось предостеречь вас: в этой книге вы
не найдете ничего нового, но очень многое из того, что обычно не
используется людьми. В таком случае ни вы, ни я не нуждаемся ни в
чем новом. Мы уже много знаем о том, как жить правильно. Мы все
читали «золотое правило» этики и Нагорную проповедь. Наша
проблема в отсутствии действия, а не знания. Цель этой книги состоит
в том, чтобы повторить, показать на примерах, упорядочить, сказать
другими словами, превознести свод древних фундаментальных истин,

6
но еще и встряхнуть вас и заставить сделать что-нибудь для их
практической реализации в вашей жизни.
Вы взялись за эту книгу, конечно же, не для того, чтобы читать,
как она была написана. Вы хотите действовать. Хорошо, давайте
начнем. Большая просьба, в начале прочитайте две первые части, и
если после этого вы не почувствуете, что у вас появились новые силы,
и вы не ощущаете небывалого подъема для того, чтобы перестать
беспокоиться и начать жить, бросьте эту книгу в мусорное ведро. Она
не для вас.
Дейл Карнеги

7
ЧАСТЬ 1
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТЫ, КОТОРЫЕ НАДО
ЗНАТЬ О БЕСПОКОЙСТВЕ
Глава I
Живите в «отсеке сегодняшнего дня»
Весной 1871 года один молодой человек взял книгу и прочитал
двадцать два слова, которые оказали глубочайшее влияние на всю его
будущую жизнь. Этот молодой человек был студентом, изучавшим
медицину в городской больнице Монреаля. У него имелось немало
причин для беспокойства: он переживал по поводу сдачи выпускных
экзаменов, беспокоился, что делать потом, куда идти, как организовать
свою медицинскую практику, как заработать себе на жизнь.
Но двадцать два слова, которые этот молодой студент-медик
прочитал в 1871 году, помогли ему, и он стал самым знаменитым
врачом-терапевтом своего времени. Он организовал всемирно
известную школу медицины Джона Хопкинса. Он достиг самого
высокого звания, какое могло быть присвоено в Британской Империи
врачу, и стал королевским профессором медицины в Оксфорде. Сам
король Англии пожаловал ему дворянство. После его смерти о нем
было написано два огромных тома общим объемом в 1466 страниц.
Этого человека звали сэр Уильям Остер. А вот те слова, которые
ему довелось прочитать весной 1871 года. Эти двадцать два слова,
написанные Томасом Карлейлем, помогли ему прожить жизнь, не
растрачивало» на беспокойство. Вот они: «Делайте то, что доступной
очевидно в данный момент. В этом, а не в попытках разглядеть неясные
отдаленные перспективы, состоит наша задача».
Через сорок два года теплым весенним вечером, когда газоны
университетского городка украсились цветущими тюльпанами, сэр
Уильям Ослер выступил с речью перед студентами Йельского
университета. Он говорил, что ему, профессору четырех
университетов, автору популярной книги, как часто считают,
полагается «иметь интеллект особого качества». Но он заявил, что
это не так. По его словам, его близкие друзья знают, что у него «весьма
посредственные умственные способности». В чем же тогда секрет
его успеха? Он говорил, что добился успеха в своей деятельности
благодаря тому, что жил в «отсеке сегодняшнего дня». Что он
подразумевал под этим? За несколько месяцев до этого выступления,
сэр Уильям Ослер на борту большого океанского лайнера пересекал
Атлантический океан. Капитан этого лайнера, стоя на капитанском
мостике, мог нажать на кнопку, и тут же послышится шум механизмов,
и различные части этого корабля будут отделены друг от друга на

8
водонепроницаемые отсеки.
«Каждый из вас, — говорил доктор Ослер студентам, —
представляет собой гораздо более совершенный механизм, чем этот
огромный лайнер, и ваше путешествие будет длиться дольше. Я
настойчиво призываю вас научиться так управлять этим механизмом,
чтобы «жить в отсеке сегодняшнего дня», поскольку это самый
надежный способ обеспечить безопасность во время путешествия.
Займите свое место на капитанском мостике и проверьте, чтобы хоть
главные переборки были в порядке. На каждом этапе своего
жизненного пути нажимайте на кнопку и слушайте, как железные
двери отсекают от вас ваше прошлое, все безжизненные прожитые
вами дни. Нажмите еще одну кнопку, и металлический занавес закроет
от вас ваше будущее, которое еще не родилось. И тогда вам ничто не
будет угрожать на сегодняшний день!.. Отделите прошлое! Пусть
мертвые прошлые дни хоронят своих мертвецов... Закройтесь от
прошлых дней, которые освещали путь глупцам к могиле... Даже
самые выносливые не могут нести на своих плечах груз прошлого и
будущего. Отделите будущее такой же непроницаемой перегородкой...
Будущее — это ваше сегодня. Нет завтра. Человек спасает себя сейчас.
Тот, кто беспокоится о будущем, обречен на бессмысленную трату
своей энергии, душевные муки и беспокойство... Тогда закройте,
закройте герметически все корабельные отсеки и стремитесь
вырабатывать в себе привычку жить в «отсеке сегодняшнего дня».
Разве доктор Ослер хотел сказать, что не надо предпринимать
усилий для подготовки к будущему? Нет, ничего подобного. Но в
своем выступлении он подчеркнул, что самый лучший способ
подготовки к завтрашнему дню состоит в том, чтобы со всей силой
вашего разума, со всем вашим энтузиазмом безукоризненно исполнять
ту работу, которая выпала вам на сегодняшний день.
Сэр Уильям Ослер призывал студентов начинать день с молитвы
Господу Богу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не забывайте,
что в молитве речь идет только о хлебе сегодняшнего дня. Там не
содержится жалоб на вчерашний черствый хлеб, ведь там нет таких
слов: «О, Господи, этим летом было так жарко, что наш урожай
пшеницы чуть было не засох на корню. А если случится засуха и
будущий год, что же делать тогда? Где мы добудем хлеба в следующий
урожай? И еще, предположим, я потеряю работу, о Господи, где я
тогда возьму денег, чтобы купить хлеб?»
Таких слов в молитве нет, там есть просьба только о хлебе
сегодняшнего дня, ведь только такой хлеб можно есть.
Много лет назад один нищий философ бродил по стране, где на
каменистой и бесплодной земле люди в поте лица добывали себе
пропитание. Однажды на холме при скоплении народа Он произнес
речь, которую теперь цитируют чаще, чем какую-либо другую. В этой
речи есть отрывок всего из девятнадцати слов, в которых

9
сконцентрирована вся многовековая мудрость человечества: «Итак,
не думайте о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет
заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
Многие продолжают не принимать мудрость этих слов: «Итак,
не думайте о завтрашнем дне». Они отрицают мудрость этого совета
для самосовершенствования человека, считая его явлением восточного
мистицизма. Они говорят: «Я должен заботиться о завтрашнем дне.
Я должен откладывать деньги на старость. Я должен застраховать
свою семью. Я должен планировать свой профессиональный рост».
Конечно, вы должны это делать! Дело в том, что эти слова
Христа, переведенные более трехсот лет назад, сегодня имеют другое
значение, нежели то, которое им придавалась во времена царя Иакова.
Триста лет назад слово «заботиться» означало «тревожиться».
Современные версии Библии дают более конкретный перевод: «Итак,
не тревожьтесь о завтрашнем дне».
Понятно, что обязательно надо думать о завтрашнем дне,
тщательно планировать и подготавливаться. Но, делая все это, вы не
должны испытывать тревогу.
Во время войны, полководцы составляли планы на завтра, но
они не могли позволить себе беспокоиться.
«У меня есть лучшие люди, и они обеспечены лучшей техникой,
— говорил адмирал Кинг, командующий военно-морским флотом
США, — и я дал отлично подготовленный план операции. И это все,
что я могу сделать. Если корабль будет потоплен, я не смогу поднять
его с морского дна. Если его хотят потопить, у меня нет возможностей
предотвратить это. Я могу использовать свое время значительно более
продуктивно, работая над разрешением завтрашних проблем, а не
переживая по поводу того, что произошло вчера. Кроме того, если я
позволю переживаниям овладеть мною, то долго я не протяну». И во
время войны, и в во время мира главная разница между правильным
и неправильным способами мышления состоит в следующем:
правильное мышление имеет дело с причинами и результатами
событий, оно ведет к логичному и конструктивному планирования, а
неправильное мышление часто становится причиной нервного
напряжения и срыва.
Недавно я был удостоен чести побеседовать с Артуром Хейсом
Зальцбергером, издателем одной из наиболее известных в мире газет:
«Нью-Йорк Таймс». Мистер Зальцбергер рассказывал мне, что когда
в Европе началась первая мировая война, он был столь потрясен, так
беспокоился о будущем, что почти не мог спать. Он часто вскакивал с
кровати в середине ночи, брал холст и краски, смотрел в зеркало и
пытался изобразить себя. Он совершенно не умел рисовать, но он все
равно рисовал для того, чтобы избавиться от беспокойства. Мистер
Зальцбергер говорил мне, что он не мог победить свое беспокойство
и обрести душевный покой до тех пор, пока не принял для себя в

10
качестве девиза слова из церковного гимна «Наградой будет мне и
шаг один»:
Свет Преблагий, веди меня вперед!
И дай мне путь.
Я по нему пойду, не ведая конца,
Наградой будет мне и шаг один.
Приблизительно в это же время один молодой человек, носивший
военную форму, где-то в Европе столкнулся с проблемой. Его звали
Тед Бенгермино. Он жил по в городе Балтимор, 5716 Нью-Холм роуд,
штат Мериленд. Его проблема состояла в том, что переживания и
нервные стрессы военного времени сильно подорвали его психическое
здоровье, и у него в сильной степени проявился, так называемый,
«невроз боевых действий».
«В апреле 1945 года, — пишет Тед Бенгермино, — я испытывал
такие нервные перегрузки, что у меня появилась болезнь, которую
врачи называют «спазм поперечной толстой кишки» с сильным
болями. Если бы война не закончилась, то я уверен, что мое здоровье
оказалось бы полностью разрушенным.
Я был совершенно изможден. Я служил в подразделении,
занимавшимся учетом могил и захоронений, 94-ой пехотной дивизии
в качестве офицера нестроевой службы. В мои обязанности входило
вести учет всех военнослужащих, убитых во время боевых действий,
пропавших без вести или госпитализированных. Кроме этого, наше
подразделение занималось эксгумацией тел как наших солдат, так и
солдат противника, убитых в ходе боевых действий и похороненных
наспех. Я должен был заниматься сбором личных вещей убитых,
контролем за тем, чтобы они были отосланы родителям или близким
родственникам, для кого эти вещи представляли большую ценность.
Я постоянно волновался из-за того, что мы можем ошибиться и
перепутать адреса. Я беспокоился о том, смогу ли я, вообще, пережить
все это. Я беспокоился о том, увижу ли я своего малыша, которому
исполнилось уже шестнадцать месяцев, а я его еще ни разу не видел.
Мои волнения привели к тому, что я потерял 34 фунта веса. Я
был на грани психического срыва. Я взглянул на свои руки: кости да
кожа. Я пришел в ужас от мысли, что вернусь домой совершенной
развалиной. Остатки самообладания покинули меня, и я зарыдал, как
ребенок. Каждый раз, оставаясь один, я плакал. И наступило такое
время, это случилось после битвы в Арденнах, когда я плакал так
часто, что потерял всякую надежду, вернуться к нормальной жизни.
Все закончилось больничной койкой в военном госпитале.
Военный врач дал мне один совет, изменивший мою жизнь коренным
образом. Я прошел тщательное медицинское обследование, после
которого он сказал мне, что причина моей болезни в психике.

11
«Тед, — сказал он, — посмотри на свою жизнь и представь,
что это — песочные часы. В верхней части находятся тысячи
песчинок, все они медленно и равномерно через узкое горлышко
падают вниз. Через горлышко проходит только одна песчинка, иначе
часы могут сломаться. И ты, и я, и мы все подобны этим часам.
Когда мы просыпаемся утром, мы должны сделать тысячи дел, но
если мы не будем исполнять их последовательно одно за другим,
медленно и ровно пропуская их через наш день, как песчинки проходят
через горлышко песочных часов, то мы обречены на то, что подорвем
наши физические и психические силы».
С того памятного дня после разговора с военным врачом я
практикую эту философию. «Одна песчинка песка следует за другой...
Одно дело за другим». Этот совет спас меня во время войны и
физически, и психически. Он оказывает мне помощь и сейчас после
войны в моей работе директора по связям с общественностью и
рекламе в компании «Эдкрафтерз Принтинг энд Офсет». В бизнесе я
столкнулся с проблемами, которые возникали и во время войны. Мне
надо сделать десятки дел в одно и тоже время, причем, на все это
отпущено очень мало времени. На бирже упали котировки наших
акций. Мы реорганизовывали свою деятельность, выпускали новые
акции, переезжали, открывали и закрывали представительства и тому
подобное. Но вместо того, чтобы волноваться и нервничать, я
вспоминал слова военного врача: «Одна песчинка песка следует
задругой ... Одно дело за другим». Следуя этому принципу, я выполняю
свои задачи наиболее разумным образом без напряжения и
отрицательных эмоций, почти разрушивших мой организм во время
войны».
Более всего удручает тот факт, что сегодня почти половина мест
в больницах занята пациентами, страдающими от нервных и
психических расстройств, пациентами, которые не выдержали
разрушительного груза вчерашних дней и страхаперед будущим. Но
большинство этих людей были бы и сегодня здоровы, вели счастливую
и насыщенную жизнь, если бы следовали словам Иисуса Христа: «Не
заботьтесь о завтрашнем дне», иди совету сэра Уильяма Ослера:
«Живите в отсеке сегодняшнего дня».
И вы, и я каждое мгновенье своей жизни находимся между двумя
вечностями: огромным, вечно существующим, прошлым и бесконечно
устремленным вперед будущим. Мы, конечно, не можем жить и в том,
и в другом одновременно, даже и доли секунды мы не можем
пребывать и там, и там. Более того, пытаясь сделать это, мы разрушим
наш организм и сознание. Поэтому давайте довольствоваться жизнью
в том времени, в котором мы только и можем жить: от «сейчас» до
того момента, как мы заснем.
«До захода солнца каждый в состоянии нести свой груз, — писал
Роберт Луис Стивенсон. — Каждый способен выполнять работу любой

12
сложности в течение одного дня. Каждый способен быть ласковым,
терпеливым, любящим, чистым до захода солнца. А это всё, что
понимается под словом «жизнь».
Да, это все, что требуется от нас в жизни. Впрочем, миссис Э.К.
Шилдс, проживающая в городе Санджино на 815-ой Курт стрит, штат
Мичиган, была доведена до отчаяния, и поставлена почти на грань
самоубийства, прежде чем научилась жить по принципу «жить до
захода солнца».
 «В 1937 году я потеряла своего мужа, — рассказывала миссис
Шилдс. — Я пребывала в крайне угнетенном состоянии. Я написала
мистеру Леону Роучу, владельцу фирмы «Роуч-Фаулер», на которой
работала раньше, и попросила его вновь принять меня на работу.
Раньше я зарабатывала на жизнь тем, что продавала географические
атласы школам в селах и маленьких городах. Два года назад, когда
заболел мой муж, я продала машину, но мне удалось набрать денег,
чтобы вновь купить в кредит подержанную машину и опять заняться
продажей книг. Я думала, что работа, связанная с постоянными
разъездами, поможет мне преодолеть терзавшую меня депрессию. Но
езда и обеды в одиночестве оказались невыносимым испытанием.
Кроме того, мне не удавалось заработать достаточно денег на то, чтобы
выплачивать взносы за машину, хотя они и не были большими.
Весной 1938 года я работала в районе Версаля, штат Миссури.
Школы там бедные, дороги плохие. Я чувствовала такое одиночество
и безысходность, что однажды даже подумала о самоубийстве. Мне
казалось, что шансов на успех нет. У меня не было денег. Я со страхом
открывала утром глаза. Я боялась жизни. Я боялась, что не смогу
заплатить за машину, внести арендную плату за жилье, купить
продукты. Я боялась заболеть, а у меня не было денег на врачей. От
самоубийства меня удерживало лишь то, что это известие заставит
страдать мою сестру, и то, что у меня нет денег на похороны.
Но в один прекрасный день я прочитала статью, которая вывела
меня из состояния отчаяния и вселила мужество продолжать жить. Я
всегда буду благодарить автора за высказанную им мысль, которая
потрясла и воодушевила меня. Он говорил: «Для мудреца каждый
день — это новая жизнь». Я напечатала это высказывание и приклеила
его на лобовое стекло машины, где я могла видеть его всегда во время
езды. Я обнаружила, что не так трудно жить только одним днем. Я
научилась забывать о прожитых днях и не думать о завтрашних.
Каждое утро я говорила себе: «Сегодня начинается новая жизнь».
Я успешно преодолела страх одиночества и страх перед
бедностью. Сейчас я счастлива, и деда у меня идут относительно
неплохо. Я полна энтузиазма и любви к жизни. Теперь, что бы ни
ожидало меня в будущем, я никогда не буду испытывать страха. Я
знаю, что не надо бояться будущего. Теперь я знаю, что я могу жить
заботами только об одном дне, потому что для «мудреца каждый день

13
— это новая жизнь».
Кто, по вашему мнению, автор этих стихов?
Счастлив человек, и счастлив он один,
Тот, кто называет сегодняшний день своим.
Тот, кто, под защитой нынешнего дня,
Сказать вправе: «Завтра, что мне завтра, я живу сегодня».
(Перевод Л. Кайсаровой)
Эти слова звучат современно, ее так ли? Однако они написаны
за тридцать лет до рождения Христа римским поэтом Горацием.
Одним из самых трагических свойств человеческой натуры
является наша склонность откладывать нашу жизнь на потом. Мы
все мечтаем о саде, полном благоуханных роз, который находится
где-то далеко за горизонтом нашего дня, вместо того, чтобы
наслаждаться розами, цветущими сегодня в нашем саду за окном.
Почему мы ведем себя так глупо, так трагически глупо?
«До чего странно проводим мы то малое время, которое
называется нашей жизнью! — писал Стивен Ликок. — Ребенок
говорит:
«Когда я вырасту и стану юношей». Юноша говорит: «Когда я
вырасту и стану мужчиной». Когда он вырос, то говорит: «Когда я
женюсь». А после женитьбы, что же случится после этого? Тогда,
видимо, появится следующая мысль: «Когда я выйду на пенсию». А
потом, когда наступит это время, он посмотрит на пройденный им
жизненный путь, ощутит дыхание холодного ветра и раскается в том,
что упущенного не вернешь назад, и что жизнь есть процесс,
наполненный событиями каждого дня и часа. О, как поздно понимаем
мы это!
Эдвард С. Эванс из Детройта однажды чуть не свел себя в могилу,
пребывая в вечном беспокойстве о своих делах и сделал бы это, если
бы не узнал, что «жизнь есть процесс, наполненный событиями
каждого дня и часа».
Он вырос в бедности и первые свои деньги заработал продажей
газет, затем работал в лавке бакалейщика. Позже, когда ему пришлось
содержать семерых человек, он устроился помощником библиотекаря.
Оплата была очень маленькая, но он боялся потерять и ее. Прошло
восемь лет, прежде чем он набрался смелости открыть собственное
дело. Он начал с того, что, вложив в свое предприятие пятьдесят пять
долларов, которые к тому же были взяты взаймы, он стал получать
доход двадцать тысяч долларов в год. Затем наступила катастрофа.
Он подписал своему другу вексель на крупную сумму, а тот разорился.
Очень скоро за первым ударом последовал и другой: лопнул банк, в
котором он держал все свои деньги. В конечном итоге, он не только
потерял весь свой капитал до последнего цента, но и оказался должен

14
шестнадцать тысяч долларов. Его нервная система не смогла
выдержать такого.
«Я не мог ни есть, ни спать, — рассказывал он. — Я заболел
странной болезнью. Беспокойство и нечего кроме беспокойства было
ее причиной. Однажды я шел по улице и упал в обморок. Я не мог
более ходить. Я не мог передвигаться, и все мое тело покрылось
фурункулами. Эти фурункулы появились и внутри, и тогда я стал
испытывать невероятную боль даже просто лежа в кровати. Это была
настоящая агония. Я слабел с каждым днем. Наконец, врач сказал,
что мне осталось жить две недели.
Я был потрясен. Я написал завещание и стал дожидаться конца.
Уже не было нужды бороться и беспокоиться. Я сдался, успокоился и
заснул. В течение многих недель я не смыкал глаз и на два часа, теперь
же я спал, как младенец. Моя усталость начала проходить. Возвратился
аппетит. Я набирал вес.
Через несколько недель я уже ходил на костылях, а через шесть
недель я смог вернуться к работе. Раньше я зарабатывал двадцать
тысяч долларов в год, но теперь я был доволен тем, что получал
тридцать долларов неделю. Я продавал специальные приспособления
для крепления автомобилей во время перевозки на судах. После всего
пережитого, я многое понял в жизни. Я перестал беспокоиться,
перестал сожалеть о том, что было в прошлом, перестал опасаться
будущего. Я сосредоточил все свое время, энергию и энтузиазм на
продаже приспособлений для крепления автомобилей».
Эдвард С. Эванс быстро делал себе карьеру. Через несколько
лет он занял пост президента компании «Эванс Продакт». В течение
многих лет ее акции высоко котировались на нью-йоркской фондовой
бирже. Если вы когда либо полетите в Гренландию, то, может быть,
приземлитесь на аэродроме Эванса. Этот аэродром назван в его честь.
Но Эдвард С. Эванс никогда бы не достиг этих успехов, если бы не
научился жить в «отсеке сегодняшнего дня».
Помните, что говорила Белая Королева? «У нас принято подавать
варенье либо завтра, либо вчера, но мы не подаем варенье сегодня».
Большинство из нас действуют именно так: они сокрушаются о том,
что не съели варенье вчера и беспокоятся о том, чтобы съесть его
завтра. Вместо этого, надо густо намазывать хлеб тем вареньем,
которое ты можешь получить прямо сейчас.
Даже великий французский философ Монтень стал жертвой этой
ошибки. «Моя жизнь, — писал он, — была полна ужасных невзгод,
большинство из которых никогда не случились». Это же можно сказать
и о моей, и о вашей жизни.
«Подумай о том, — говорил Данте, — что это день более никогда
не наступит». Жизнь ускользает невероятно быстро. Мы движемся
по космическому пространству со скоростью девятнадцать миль в
секунду. День сегодняшний — вот наше самое большое богатство.

15
Это единственное, чем мы без сомнения обладаем.
Эту философию развивал Лоуэлл Томас. Недавно я провел
выходные на его ферме. Я заметил, что на стене в его радиостудии на
видном месте, так чтобы он мог его часто видеть, в рамке висел листок
со словами из сто семнадцатого псалма:
Сей день, его же сотвори Господь,
Возрадуемся и возвеселимся в онь!
Джон Рескин поставил на своем столе камень, на котором было
выгравировано одно слово: «Сегодня». И пока я не поставил у себя
на столе такой же камень, я все-таки прикрепил к зеркалу лист бумаги
со стихами, которые у себя на столе постоянно держал сэр Уильям
Ослер. Когда я бреюсь, то вижу эти строки перед собой. Они написаны
известным индийским драматургом Калидасой:
Гимн утренней заре
Смотри, перед тобою день
В нем жизнь, что самой жизни жизнь,
В его коротком беге
Все истины и правды людского бытия:
Рост благодатный,
Деяний слава,
Величие побед.
Вчерашний день — лишь сон,
А завтра—лишь виденье,
И только правильно прожитое сегодня творить способно
Из вчера — счастливый сон,
Из завтра каждого — видение надежды.
Всмотрись, как следует, всмотрись в сегодня!
И это будет гимном утренней заре.
Таким образом, самое главное состоит в том, что, если вы хотите
избежать беспокойства в своей жизни, то делайте так, как делал сэр
Уильям Ослер:
Закройте себя от прошлого и будущего железными
перегородками. Живите в отсеке сегодняшнего дня.
Попытайтесь поставить перед собой несколько вопросов и дайте
письменные ответы:
1. Есть ли у меня тенденция забывать о сегодняшнем дне ради
того, чтобы волноваться о будущем или искать «где-то там за
горизонтом некую страну с волшебным садом, полным цветущих
роз»?
2. Ухудшаю ли я свое настоящее тем, что сожалею о случившемся
в прошлом, о том, что уже прошло и завершено?

16
3. Встаю ли я каждое утро с твердым намерением «не упустить
своего шанса» и выжать все из предстоящих двадцати четырех часов?
4. Каким образом я могу получить от жизни больше в «отсеке
сегодняшнего дня»?
5. Когда я должен начать делать все это? На следующей неделе?
.. Завтра?.. Сегодня?


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет