Кафедра социологии курсовая работа роль религии в жизни современной российской молодежи



бет1/2
Дата02.04.2019
өлшемі387.21 Kb.
түріРеферат
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Роль религии в жизни современной российской молодежи

Работу выполнил(а) _________________________________ Н.А.Гетманская

(подпись, дата)
Факультет истории, социологии и международных отношений курс 3

Направление 39.03.01 – социология, ОФО


Научный руководитель__________________________________ Облап Т.К.

(подпись, дата)

Нормоконтролер_______________________________________Облап Т.К.

(подпись, дата)


Краснодар 2016


Содержание



Введение ………………………………………………………………….

3

Глава 1 Религия и религиозность в социально-гуманитарном и философском знании……………………………………………...……

    1. Зарубежные исследования религии….………………………...

6

1.2. Отечественные исследования религии…………………………

9

Глава 2 Особенности религиозного мировоззрения современной российской молодежи……………………………………………………

2.1. Особенности современной религиозной самоидентификации современной российской молодежи……………………………………..

2.2. Специфика и примеры веры в сверхъестественное в молодежной среде………………………………………………………………………..


18

21


Заключение ………………………………………………………………

30

Библиографический список……………………………………………...

33

Введение

Человеческое общество труднопредставимо без существования социальных институтов, отвечающих за вопросы морали, социального поведения, объяснения мироустройства и смысла человеческой жизни. Именно таким институтом является религия. Религия – это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.



Ученые в различных сферах деятельности, имеющие дело с человеком и его культурой, будь то историки, филологи, психологи, так или иначе в своих исследованиях касаются религии. Но только социологическая наука рассматривает такие вопросы, как причины религиозности людей, поддерживание соответствующих образцов поведения, влияние на деятельность религиозных групп и поведение религиозных людей внешних по отношению к ним различных общественных факторов (экономических, правовых и т.д.), а так же последствия и значения деятельности религиозных групп как части общественной системы. Таким образом религия рассматривается как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотношений, достаточно внутренне связанных, чтобы отграничить их от других сфер социального поведения, с одной стороны, и, что не менее важно, - выявить религиозную мотивацию социального поведения, влияние религии на другие сферы жизни общества.

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. религиозным поведением как разновидностью коллективного поведения, как одной из систем социальных действий. Прекрасными примерами, доказывающими данное утверждение, являются работы таких известных социологов как Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель и Макс Вебер. Так же при написании данной работы будут рассмотрены статьи и работы таких российских социологов как Булгаков С.Н. «Христианская социология», Бакунин М.А. «Федерализм, социализм и антитеологизм», Гаранжа «Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в.».



В то же время, следует помнить, что общество не однородно по своему составу, в рамках социологической науки возможно его «дробление» и рассмотрение отдельных компонентов. Так одним из направлений изучения социологии религии можно выделить рассмотрение роли религии в жизни молодежи. Вопрос изучения роли религии в жизни такой социальной группы, как современная молодежь, является целью данной работы.

Актуальность данной работы обусловлена, во-первых, неугасающим влиянием религиозных институтов на жизнь общества, а так же на постоянную регуляцию внутренних процессов общества со стороны различных религиозных организаций и групп. Во-вторых, религия, как социальный институт, выполняет важные функции - воспитательную и мировоззренческую - что не может не влиять на молодое поколение, активно включающееся и адаптирующееся в социальной жизни. В-третьих, молодежная среда наиболее пластична и многовариативна, относительно быстро и легко изменяется и принимает в себя новые веяния, отвергая старое, чем, несомненно, привлекает влияние исследователей.

Объектом исследования является роль религии в молодежной среде, а так же ее роль и влияние на жизнь молодого человека.

Предметом исследования являются различные религиозные взгляды, существующие в настоящее время, отношение к религиозным праздникам, а так же вера в различные приметы, предсказания.

Целью данной работы является изучение религиозности современной российской молодежи, а так же влияния веры в сверхъестественное на повседневную жизнь молодого человека.

Задачи, поставленные перед нами:


  1. Изучение зарубежных и отечественных источников, посвященных истории исследования религиозности.

  2. Выявление основных религиозных предпочтений современной молодежи, религиозной самоидентификации.

  3. Исследование отношения российской молодежи к Российской Православной Церкви, а так же основным догмам православного христианства.

  4. Выявление и анализ специфических черт веры в сверхъестественное, существующей в мировосприятии современного молодого человека.

В данной работе нами будут рассмотрены основные подходы к изучению социологии религии, а так же исторический срез специфики развития данной науки в России, раскрытые в Главе 1; в Главе 2 будут изучены основные религиозные установки и отношение к ним в молодежной среде, проведен анализ интернет-источников и социальных сетей (на примере ВКонтакте), рассмотрена роль веры в потустороннее, оккультизм, приметы и гадания, а так же проанализировано отношение современной российской молодежи к основным религиозным праздникам, религиозным догмам, Российской Православной Церкви.
Глава 1 История становления и развития социологии религии

1.1.Основные концепции социологии религии

Социология религии – дисциплина, исследующая взаимоотношения между религией и социальной действительностью. При этом следует помнить, что в социологическом подходе к изучению роли религии в жизни общества, религия рассматривается как система верований о силах, что считаются какой-либо группой людей сверхъестественными и священными. С другой стороны, религия включает в себя совокупность ритуалов, исполняемых членами группы. Социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.

Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: она исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию.1

Несмотря на разнообразие, все современные социологические концепции опираются на методологические установки, выработанные еще социологией ХIХ в. Это либо так называемый социологический реализм, берущий начало от позитивистских построений О. Конта и Дюркгейма и утверждающий преимущество общества над индивидом, либо социологический номинализм Зиммеля и Макса Вебера, ставящий в приоритет индивидуальность. Третьим подходом является диалектический подход исторического материализма Карла Маркса. Попытки синтеза первых двух подходов порождали довольно эклектические конструкции.2

Огюст Конт рассматривал вопрос о том, что лежит в основе социального порядка и в этой связи им был сформулирован «закон трех стадий истории». Первая стадия развития общества и истории - религиозная – трактовалась как «теологическое состояние», когда в человеческом сознании господствуют не имеющие доказательств фикции, выдумки, субъективный произвол. Второй стадией являлась философская, третьей – позитивная.

Конт указывал, что, при процессе смены этапов, религия может «отмереть», ведь ее заменит научное, позитивное понимание мира. Со временем взгляды Конта претерпели изменения: он стал указывать, что необходим некий синтез между религиозным и позитивным, ведь религия выполняет функции раннего воспитания, социализации, интеграции.3

Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализ религии, исследовав так называемые элементарные - ранние – формы религии, существовавшие в первобытном обществе. За основу исследований были взяты этнографические описания жизни племен австралийских аборигенов, ведь, как считал Эмиль Дюркгейм, обращение к таким простейшим формам религии должно было выявить те же функции, которые она исполняла в любом обществе, вне его уровня развития. Дюркгейм стремился определить, как влияют религиозные ритуалы на характер социальных отношений. По его мнению, основная функция этих ритуалов состоит в том, что они укрепляют социальную солидарность, объединяя людей вокруг общих объектов поклонения.4 А в 1897 году социолог исследовал факты самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала.

Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Макс Вебер, в отличие от Эмиля Дюркгейма, изучал более развитые формы религии, делая особый упор на так называемые мировые религии: ислам, христианство, буддизм. Так же объектом отдельного рассмотрения стали религии Китая и Индии. В своих работах Вебер исследовал влияние протестантской хозяйской этики на экономические отношения в странах Запада, отмечая, что лишь в христианстве и, в особенности, в некоторых направлениях протестантизма получила распространение установка на преобразование мира. Верующие протестанты были орудием воли Бога и стремились к тому, чтобы изменить несовершенный мир в соответствии с божественными заповедями. Как подчеркивает Вебер, именно такая ориентация на активную мирскую деятельность в наибольшей степени соответствует потребностям развития капиталистической экономики, тогда как религии стран Востока в той или иной степени препятствовали такому развитию.5

Карл Маркс характеризовал религию как форму идеологии и рассматривал её как искаженное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил. Как утверждает Маркс, религия соответствует интересам правящего класса общества, поскольку она отвлекала представителей угнетаемых классов от борьбы против социального неравенства. С точки зрения Маркса, в будущем бесклассовом обществе должна была исчезнуть классовая потребность в религии.

1.2.История социологии в России: особенности становления и развития

В российской социологической мысли вопрос о роли религии в жизни общества рассматривался с позиции роли православия в историческом и духовном развитии России и имел практически-политическое значение. Вопрос о роли религии начиная с 40-х гг. XIX в. определяется разницей между идеями славянофилов и западников. Религия рассматривается как фактор социального и культурного развития Российского государства и общества, что связанно с вопросом о исторических судеб России и Европы.

Так сторонний западной идеи П.Я. Чаадаев в своих работах указывал, что западный мир сформирован католицизмом, тогда как Россию «сделало» православие, и именно на этом основано коренное различие западноевропейской и российской цивилизаций.6 Различия между католицизмом и православием выявляются не в богословском ключе догматических расхождений, а сопоставляются как два разных источника социокультурной интеграции, формирования основ жизнедеятельности, образа жизни, политического уклада, морали.

А. С. Хомяков, отстаивая идею славянофильства, рассматривает религию как феномен, основанный на вере, которая не является и не может быть «частным делом»: природа религии общественна, так как вера - от соединяющего и единого Духа, она всегда есть «общее дело». Главное в религии - не религиозная этика и не религиозная организация, а церковность. Единство в церкви – «начало соборности» - Хомяков противопоставляет «личной отдельности» западных исповеданий христианства, например католицизма и протестантизма, определивших своеобразие западных обществ, «единство которых, совершенно условное»7.

Ф.М. Достоевский формулирует смысл общественно-исторического призвания России, определяющего самобытность ее исторического пути и общечеловеческое значение, следующим образом: «Церковь как общественный идеал», соборность как социальный принцип, противопоставленный двум одинаково гибельным крайностям - буржуазному индивидуализму и социалистическому коллективизму".8

Если славянофилы видели в православии спасительное для России начало, то западники, начиная с Чаадаева, - преимущественно наносящее ущерб ее развитию. Критика религии была для западников инструментом социальной критики, критики крепостничества и самодержавия (Белинский, Герцен).

В русской общественной мысли XIX века складывается специфическая ситуация: взгляд на религию вырабатывается как выражение определенной социальной позиции, в качестве идеологемы, а не научной концепции. Сама возможность возникновения социологии религии в России и интрига ее развития заключались, таким образом, в проблематичности перевода рассмотрения религии в русло объективного научного анализа. Религия должна была предстать как социальный факт, как один из институтов совместной жизни людей в ряду других. Именно из-за отсутствия подобного подхода в России социология религии зарождается, в виде «христианской социологии».

В России второй половины XIX - начала XX в. религия все так же рассматривается основными направлениями и школами развивающейся социологии – данная тема затрагивается в работах многих видных социологов той поры - от Лаврова и Чичерина до Ковалевского и Сорокина. Но количество публикаций, посвященных религии мало по сравнению с исследованиями других социальных институтов - права, государства, морали, семьи, науки, образования. Религиозная проблематика, в том числе и ее социологический аспект, рассматривается в это время преимущественно либо в философских работах, либо историками (В.О. Ключевский), либо в исследованиях отечественной культуры (П.Н. Милюков), либо в политической публицистике (П. Струве).9

Существо поставленной в начале XX в. русской историей национальной проблемы заключалось в выборе путей модернизации страны, определении ее движущих сил, массовой опоры. Встречались взгляды о том, что именно религия должна стать главным законотворцем, институтом, управляющим всем государством. Подобные мысли о русском варианте «социального христианства» высказывал, например, С.Булгаков.10 Встречались и диаметрально противоположные взгляды – так Бакунин в своей книге «Философия. Социология. Политика» в главе «Бог и государство» указывает, что нет большего заблуждения, чем религия, сравнивая ее в контексте с людоедством.11

В советский период российской истории определение религии как социального феномена происходит в контексте марксистской теории общества, согласно которой способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Исходя из этих посылок, религия должна рассматриваться как одна из форм общественного сознания.

Именно в данный период появляется такая теория как «научный атеизм», сочетавший в себе философскую критику религии и изучение религиозных феноменов в историко-культурологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектах.

Религиозный феномен рассматривается как «пережиток» и ориентирует изучение религии в социалистическом обществе под углом выяснения объективных социальных условий, способствующих ее сохранению или преодолению, привлекает внимание к социальным условиям, способствующим развитию секуляризации общественного сознания, которая в советской литературе трактуется как его «атеизация».

В советской России религия была провозглашена частным делом граждан, а потому официальный учет состояния религиозности - упразднен. Религиозные организации рассматривались большевистским режимом как легальное убежище для политических врагов социалистического режима. Удовлетворить интерес советской власти к подобным организациям были призваны наряду с прочим опросы, проводившиеся в трудовых коллективах и населенных пунктах еще в начале 1920-х гг. В 1926 г. в ходе подготовки к крупному партийному совещанию по антирелигиозной пропаганде подобный опрос проводился в ряде губерний. С этой целью был разработан «Вопросник и методические указания по собиранию сведений о сектах», опубликованный затем в журнале «Антирелигиозник» (1927 г., № 6). Широко практиковал опросы населения Союз воинствующих безбожников, созданный в 1925 г.12


В середине 1930-х гг. власти объявили об успешном завершении строительства основ социализма в СССР и поставили задачу постепенного перехода к строительству коммунизма. Религия получила статус "пережитка прошлого". Социологические исследования призваны были давать материал, свидетельствующий о неуклонно прогрессирующем разрыве трудящихся с религией.

Так, в 1929 г. проводилось социологическое исследование среди рабочих ряда крупных московских фабрик и заводов. Было роздано 12 тыс. анкет, получено же обратно - 3 тыс. Неверующими в них назвали себя 88,8%, что и послужило основанием для утверждения, будто около 90% рабочих столицы свободны от «религиозного дурмана». Зачастую результаты исследований, если они вскрывали «неблагоприятную», с точки зрения власти, религиозную ситуацию, отправлялись в архив под грифами различной степени секретности.


В выступлениях представителей партийно-государственного руководства в 1920-30-е гг. давались оптимистические оценки процесса отхода трудящихся от религии.

В 1937 г. в СССР проводилась перепись населения, в переписной лист были включены два вопроса, касавшихся религиозных убеждений: 1) являетесь ли вы верующим; 2) если да, то какого вероисповедания. По официальным итогам переписи 50% граждан СССР, ответивших на эти вопросы, заявили о своей религиозности;. 4,8 млн. человек (5% от участвовавших в переписи) уклонились от ответа.

Но анализируя Советский период в контексте веры, Анурин В.Ф. пишет: «ведь само это общество было наполнено сакральными ритуалами (демонстрации, парады, партийные собрания с пением «Интернационала») и харизматическими символами (вспомним описанный Солженицыным судебный приговор крестьянину, случайно разбившему кнутом стекло на портрете Сталина), не говоря уже о множестве других, не подвергаемых никакому сомнению святынь, главной из которых была сама Советская Власть».13

С конца 1930-х до конца 1950-х гг. исследования религиозности не проводились в связи со Второй мировой войной и послевоенными экономическими трудностями, а также определенной либерализацией государственной политики по отношению к религии.

С 1960-х гг. начинается изучение западной социологии религии. В работах Ю.А. Левады вводятся в научный оборот подходы Э. Дюркгейма, Б. Малиновского и др. Разработка религиеведческих проблем в данный период получает организационную базу: в это время создается ряд кафедр научного атеизма в университетах и гуманитарных вузах, ведется работа в академических институтах, в первую очередь в Институте философии АН СССР. В Академии общественных наук при ЦК КПСС создается Институт научного атеизма.14

В 1970-80 гг. продолжается освоение западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса, Мангейма, Сорокина и др., в которых социология религии представлена как составная часть их учения. Так же проводятся эмпирические социологические исследования, в том числе и в области социологии религии. Одним из первых стало изучение христианского сектантства, осуществленное в 1959-1961 гг. в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях под руководством А.И. Клибанова.15

Исследования конца 1970-х - начала 1980-х гг. выявили стабилизацию религиозного уровня общества, а иногда и некоторый рост; повышение уровня образованности верующих; увеличение доли мужчин в религиозных общинах. Были отмечены также новые тенденции в характере религиозности - в частности, формирование слоя относительно молодых верующих, религиозность которых выражалась как глубоко осознанная и активно отстаиваемая мировоззренческая позиция.

В период 80-90-ых гг. возникло явное несоответствие между нарастающим многоаспектным присутствием религии в публичном пространстве страны и наличным уровнем социологического осмысления этого процесса. Научное теоретизирование в российской социологии религии остается недостаточно развитым.16

С начала 1990-х гг. динамику религиозности отслеживают, систематически проводя опросы, Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), а с 2002 г. - выделившийся из него Социологический центр Ю. Левады.

Количество относящих себя к верующим, в течение 1990-х гг. возрастало и к концу века составило от 70 до 74% взрослого населения страны.17 В тот же период, но особенно в первой половине 1990-х гг. интенсивно нарастало конфессиональное многообразие в религиозной панораме России, однако долю православных составляют, по разным данным, 58-61 %, мусульман - 5-7%, католиков и протестантов - 2%.

Рассматривая динамику с 2000-ых гг. и до нашего времени, можно указать, что за последние 25 лет все больше наших сограждан высказываются, что они надеются на Бога в своей жизни. Доля наших соотечественников, указывающих это, выросла с 49% в 1991г. до 67% в 2016г. Почти вдвое увеличилось число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие силы - 25% против 47%. Совсем неверующих в Бога с 1991 г. стало меньше, как и тех, кто никогда на него не рассчитывает - в среднем на 8%.

При этом 48% граждан РФ уверены, что судьба предрешена, жизненный путь человека заранее выстроен какими-либо высшими силами, четверть века назад так думали вдвое меньше респондентов. Чаще, чем в среднем по выборке в судьбоносные повороты верят люди от 60 лет и старше (61%), мусульмане (68%) и православные (54%), гораздо реже молодежь от 18 до 24 лет (38%) и мужчины (39%).

Еще одной особенностью является возрастание веры в ад (24% в 1990-ых против нынешних 40%), в дьявола (25% против 40%), в жизнь после смерти (33% против 46%). Уменьшается число тех, кто не верит в подобные утверждения – в конце прошлого века число убежденных в глупости подобных утверждений составляло более половины. В то же время все больше наших современников начали верить в религиозные чудеса (32% в 1991 г. против 50% в 2016г.).18

Является примечательным, что в общественном сознании укоренился образ, что высшие силы обязаны помогать любому, кто этого просит, что религиозная жизнь и следование религиозным обрядам обязательно должны привести к каким либо материально воплощенным благам: к большой продолжительности жизни, излечению от болезней, материальному благополучию, и т.д. Христианское смирение и подчинение воле Всевышнего в данном контексте полностью обходится стороной, заменяясь крайне специфическими представлениями. «Бытовой христианин» просит у Бога денег, здоровья и долголетия, забыв о том, как прожил жизнь земную сам Сын Божий — образец жизни правильного христианина – в гонениях и лишении.

Нередко от людей, отошедших от веры, можно услышать фразы «Я молился, но не помогло», «Я же Его просил!», «Мы поставили свечку, но ничего не изменилось». Логичным завершением подобных высказываний является «после этого я перестал верить».19

При этом в общественном сознании формируется крайне противоречивый образ Русской Православной Церкви. В статье посвященной разбору данного явления указывается, что еще в 1990-е гг. представители церкви заговорили о том, что в советское время Русская православная церковь (РПЦ) пострадала больше всех, поэтому нынешняя власть должна покаяться перед церковью.20 По утверждениям представителей РПЦ, православие обладает исторической ролью и значением, которые ставят его даже выше светской государственной власти, своим существованием церковь придает легитимность светской власти и государству.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в современном обществе присутствует весьма поверхностная идентификация человека к какой-либо религиозной группе.

Чаще самоопределение человека в религиозном плане выстраивается на основе личного практического опыта, отношении к церкви и духовенству, социально-политического устройства страны, а так же может быть изменено под влиянием круга общения человека, его знаний, привычек, мнений, традиций и стереотипов семьи и общества и т.д.

В нашей стране произошло сближение понятий национальная и религиозная идентичность, которые взаимно покрывают друг друга, в свою очередь, порождая весьма сложные взаимосвязи в общественном сознании и социальной практике. Под воздействием изменившейся ситуации появилась наряду с истинно верующими категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием общественной моды.21

В данном контексте особое внимание следует уделить разбору вопроса о религиозности современной молодежи, а так же отношению в молодежной среде к православному христианству.


Глава 2 Особенности религиозного мировоззрения современной российской молодежи

Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.22



В 2008 году социологическим факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета был проведен ряд исследований, в ходе которого было опрошено 1500 респондентов во всех субъектах Российской Федерации. Как отметили в ходе исследования, каждый второй молодой человек назвал себя православным или христианином, 4,9% респондентов отнесли себя к мусульманам, а другие религии исповедует лишь 1% молодежи. Так же не идентифицируют себя ни с какой религиозной традицией 42,8% молодежи.23 Данные опроса, проведенного в 2010 году на базе МГУТУ, указывают, что 84,2% причисляют себя к православной церкви, 10,2% являются атеистами или неопределившимися, 4,6% мусульмане, 0,9% буддисты.24

Рассмотрим более подробно религиозное мировоззрение в современной молодежной среде.



В качестве существенной черты религиозности студенческой молодежи России европейские исследователи выделяют наличие развитого религиозного чувства, а так же характерно пробуждение сильных религиозных эмоций в сложных жизненных ситуациях, когда очевидной становится несостоятельность обывательского подхода к жизни и мировоззренческих стереотипов массовой культуры.25
Гиндер И.А. в своей статье указывает, что, наравне с развитым религиозным чувством, в зарубежных исследованиях принято говорить о «приватном характере» религиозности российских студентов – рассмотрение религиозности как интимной сферы личной жизни. Проявляется это в отведении религии особого места в секторе частной жизни, в отсутствии выставлять собственную веру на показ; публичная демонстрация религиозности может быть связана с эгоистическими мыслями, а так же являться ложной.

Указывается, что в российской молодежной среде отсутствует критичное отношение к православию, православная традиция воспринимается как духовное наследие, служащее сохранению национальной идентичности.

Тем не менее, за последние несколько десятилетий выросло поколение молодежи, не обремененное жестким атеистическим воспитанием, как было во времена существования СССР. .

Причинами большого количества православных среди молодежи принято связывать с культурной и национальной самоидентификацией. Понятия «русский» и «православный» в сознании некоторых молодых людей равнозначны. В подтверждение можно указать, что к православным отнесли себя 7,6% лично неверующих и 23% не верящих в Бога.26 Общероссийская выборка Левада-Центра в 2008 году в сходных вопросах выдает статистику в 10% респондентов, не верящих в существование Бога, 21% выбрал ответ "я верю в существование Бога, хотя иногда я испытываю сомнения"; лишь 32% не испытывают сомнений в существовании Бога.27 

Данная статистика лишь подтверждает мнение Л.А. Андреевой и Л.К.Андреевой о том, что в современной России понятие «православный» не полностью коррелирует с понятием «верующий». Следовательно, проводя исследования, следует уделять данному факту особое внимание.

В статье доктора социологических наук Анурина В.Ф., посвященной проведенному сравнительному анализу данных исследования религиозного населения россиян, одним из выводов указывается, что «выявлена отрицательная связь между религиозностью и уровнем образования: чем выше уровень образования, тем реже проявляется религиозное поведение.» 28 Так же в данной статье приводится пример личного общения исследователя со студенческой группой: «Так, в одном из наших опросов более 90% опрошенных студентов заявили, что верят в Бога. Комментируя эти результаты в одной из бесед со студентами я добавил: «Наверное, особенно в сессию…», что было встречено одобрительным смехом аудитории» 29

Происходит диффузия религиозных взглядов, при этом это наблюдается не только применительно к вышеописанным примерам с талисманами, но и по отношению к некоторым основным христианским догмам. «Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным…» Выше указана выдержка из 72-ого правила Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. В данном случае под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.30 Подобные взгляды наблюдаются и в других конфессиях. Тем не менее, молодежь не считает данные убеждения сколь либо важными в современном обществе. По данным опроса 2006-2007 годов 53% поддерживают женщин, предпочитающих карьеру семье. 80% не считают из ряда вон выходящим откладывание вступления в брак из-за получения образования; 87% поддерживают использование противозачаточных средств, а 77% считают рождение ребенка вне брака нормой.31 Все это является ценностными установками, отвергаемыми церковью, но, как видим, одобряемыми россиянами, в том числе и молодежью. В пример можно привести и вопрос о кремации: встречая недоумение и отторжение в среде россиян зрелого и пожилого возраста, данный вопрос находит позитивный отклик в молодежной среде.

На основании данных цифр становится более понятным, что институт церкви не имеет весомого влияния на жизнь современного молодого человека. Понятия о дихотомии Добра и Зла, естественно, известны, но им уже не уделяется ведущая роль при формировании поведения человека. На первое место, зачастую, выходит именно материальные интересы, понятия выгоды.

2.2. Специфика и примеры веры в сверхъестественное в молодежной среде.
В студенческой среде, с периодичностью раз в 5-6 месяцев, можно наблюдать рост веры в действие различных примет. Несомненно, является очевидным, что связано это с временными промежутками сдачи зачетов, сессионных экзаменов, а так же различных научных проектов. Укажем лишь несколько примет, что являются популярными в студенческой среде:


  1. Перед зачетом или экзаменом нельзя стричься, а так же мыть голову. Объясняется это тем, что вместе с волосами отрезаешь либо смываешь свои скудные познания предмета;

  2. Перед экзаменом провожающие желают отправляющемуся на экзамен "Ни пуха, ни пера!", на что студент должен ответить "К черту!";

  3. Под подушку необходимо положить раскрытые книги с ответами на вопросы, а под ноги шоколадку. Наутро знания выскользнуть из студента через ноги, но шоколадка их впитает. Таким образом, не капли знаний потеряно не будет;

  4. «Всё нужно делать слева»: вставать с кровати нужно с левой ноги, входить в аудиторию также с левой, ну и тянуть билет следует левой рукой;

  5. Считается популярной приметой «пообщаться» с памятником: погладить какую-либо деталь, обнять его, подержать за руку или прошептать что-то. Все зависит от того, какая именно традиция связана именно с данной скульптурной композицией.32

Естественно, что целый ряд примет связан с предметом, отличающим студенческую группу от школьной – с зачетной книжкой. Данный документ рекомендуется обмывать, заметать его пылью с пола в ночь перед зачетом или экзаменом, прятать в темные места (известны случаи, когда студенты прятали зачетные книжки в морозилку или холодильник), приманивать, размахивая ею удачу («Халява, приди!»), а так же перевязывать различными нитками и лентами. С другой стороны, демонстрация зачетки посторонним в период сессии считается дурной приметой.

Естественно, в нашей работе не следует ограничиваться разбором лишь данных выражений веры в удачу у студенческой группы.

Одной из специфичных черт современного религиозного мировосприятия молодежи является вынесение данного вопроса в сеть Интернет, в различные социальные сети. Так Елена Владимировна Рыйгас посвятила свое исследование анализу религиозных взглядов в виртуальной реальности на примере текстов социальной сети vkontakte.ru.33 Данная социальная сеть, основанная в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов. По данным статистики, возрастная категория 18-24 лет составляет 28,7%34. В тексте работы Елены Рыйгас указывается, что в современной интернет-среде наблюдается ряд специфических особенностей. Например, происходит создание собственных священных текстов, путем написания новых или же переделывания старых [там же стр 116]. Религиозность трактуется с разной степенью произвольности, иногда принимая диаметрально противоположные значения, становятся обыденными такие выражения как «воинствующий православный атеист», «православная мусульманка», «православный буддизм» и т.п. Так же встречаются и неправильные в рамках синтаксических и орфографических правил «хрестианство», «крестианство», «провославие», «сотонизм», «язычиство».35

Отличительным является и существование конструкций, обозначающих либо незнание, либо некоторую несерьезность по отношению к религиозным верованиям: «склонен к исламу», «воинствующий иудей», «почти православие», «ближе к буддизму». Является некоторой особенностью и существование поговорок и записей «Бог в ВК не сидит», «музыка Богов», «против дао не попрешь», «Если во что-то верит один человек, это шизофрения. Если во что-то верит сто человек, это секта. Если во что-то верит миллион человек, это религия». При этом на индивидуальных страницах пользователей довольно часто встречаются некоторые логические несоответствия в отношении религиозных догм.

Естественно, социальные сети являются лишь частью общественной жизни. Следует рассматривать все аспекты жизни современной молодежи, чтоб выявить специфику религиозного мировоззрения студенчества.

Возвращаясь к статье Ларисы и Людмилы Андреевых36, следует указать следующий факт: «среди опрошенных студентов МГУТУ 87% отмечают религиозные праздники, т.е. религиозные праздники отмечаются так же неверующими». Подобные данные не являются чем-то из ряда вон выходящим; данный случай не единичен. Нередко семьи, указывающие свою принадлежность к исламу, так же празднуют приход таких праздников как Рождество, Масленица или Пасха. Является естественным, что мусульмане не проводят обрядов, связанных с освещением пищи. Причащением или молитвами, но позитивно относятся к поздравлениям, а так же к традиционному обмену сладостями, блинами, куличами.

Именно на празднествах, подобных Масленице следует остановить внимание. Многие церковные праздники отмечают ныне как верующие, так и неверующие люди. В общественном сознании данные праздники представляются православно-христианскими, ибо четко ассоциируются именно с распространенной в нашей стране конфессией. На самом же деле, большинство современных религиозных праздников, подчас с точным совпадением дат, проистекают из более древних языческих празднеств. Так Святки, праздничные дни с 24 декабря по 6 января, тесно связаны с Колядками (с санскрита «кол» - «солнце»). Масленица - один из немногих языческих праздников, дошедших до нас в почти не измененном виде; многие его участники даже не догадываются, что воспроизводят ряд языческих ритуалов, призванных изгнать зиму и помочь весне вступить в свои права. Разница лишь в том, что наши предки не являлись абсолютно мирными, известное нам соломенное чучело Маслениы лишь со временем заменило собой ритуально сжигаемую заживо девушку.

«Ночь на Ивана Купалу», отмечаемая с 6 по 7 июля, издревле была одним из самых ярких и почитаемых праздников у восточных славян. Отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Главными богами в этот день считались Бог Солнца и Зарница.37

Является примечательным и популярность в молодежной среде двух дат: 14 февраля и ночи с 31 октября на 1 ноября.

14 февраля принято считать Днем Влюбленных, чьим покровителем является св.Валентин. Интересно, что традиция отмечать День святого Валентина как праздник всех влюбленных — именно народная, а не церковная.38 Более того, с 1969 года святой Валентин, как и другие римские святые, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны, был исключен из литургического календаря Католической церкви (канонизирован в 496 году Папой Геласием I). Молодые люди в России, не зная истории о мученической смерть св.Валентина за проповедческую деятельность, а так же не уделяя внимания тому, что канонизирован святой был католической, а не православной церковью, год за годом устраивают ажиотаж предпраздничной подготовки ко Дню Влюбленных (общее число празднующих в России по данным ВЦИОМ– 37%)39. РПЦ, в свою очередь, негативно относится к данному празднику. Как указал священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества «под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью»40

Второй датой, которую принято считать пришедшей из католичества, является День всех святых или же Хэллоуин, празднуемый в ночь с 31 октября на 1 ноября каждого года. Большая часть россиян данный праздник не празднует (90%), веселятся лишь 7%41 . У представителей российской молодежи, что уделяет внимание данной дате, данная ночь является поводом раскрасить лица, надеть яркие или пугающие наряды, собраться компанией и шумно провести время. Как замечено из личных наблюдений, абсолютное большинство не знает об исконных корнях данной традиции. Корни праздника начинаются со времен дохристианской эпохи. Племена кельтов, проживавшие на территории Англии, Ирландии и Северной Франции, делили год на две части – зиму и лето, что отмечались такими праздниками как Самайн и Бельтайн соответственно. 31 октября считалось последним днем уходящего года, окончанием сбора урожая и переходом на новый – зимний сезон. С этого дня, согласно приданию племени кельтов, начиналась зима. Устрашающие маски, тыквы со свечами, страшные истории служили цели уберечься от нечисти, чей разгул отмечался вплоть до 1 мая, путем маскировки. Выходить на улицу в данную ночь строго запрещалось

Между тем в России, куда в 1990-е годы пришла мода на этот праздник, к нему относятся неоднозначно. Так в Русской православной церкви не раз заявляли о чуждости этого праздника традициям отечественной культуры. В 2015 году православная молодежь Москвы заявила о намерении организовать сбор подписей в поддержку законодательной инициативы по ограничению публичного празднования Хэллоуина, а также полного запрета на использование атрибутики праздника в детских садах и школах.42

Так же можно указать, что некоторые представители молодежи празднуют столь чужеродные русской традиции праздники как Китайский Новый год и День святого Патрика (17 марта), но цифры подтверждают, что их число мало - 5% и 2% соответственно.43

Многие традиции приходят в нашу культуру и быстро принимаются молодыми людьми. Так еще одной специфической чертой современной российской молодежи можно назвать веру в колдовство, магию, оккультные науки, различные гадания и ритуалы. В.В. Юдин в статье, посвященной вере в колдовство как обыденного сознания молодежи, рассматривает данный вопрос на примере исследований, проведенных в 2002-2005 годах.44 Причиной веры в потустороннее указывается, что мир стал неуправляем, а магия в обыденном понимании – способность управлять, менять собственную и другие жизни. Молодые люди искренне считают, что существует возможность наложить порчу, сглазить, предсказать судьбу. На фоне этого отмечается рост веры в действие различных талисманов, вне зависимости от их вида и форм. Браслеты «шамбала» всех цветов, плетенные ниточки на запястьях, мелкие купюры и трамвайные билетики с определенными цифрами, булавки с символом глаза «от порчи», всевозможные подвески из металлов и камней, маятники, шары из кварца – все это является элементами веры в то, что какие-либо материальные предметы помогут стать более удачливым, принесут материальный достаток или счастливую личную жизнь.

Было бы неправильным обойти стороной веру в различные лжерелигии. Наиболее показательным, на наш взгляд, является Церковь Летающего Макаронного Монстра. Пастафарианство было основано Бобби Хендерсоном в 2005 г. в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас, требующего ввести школьный курс концепции «Разумного замысла» как альтернативу эволюционному учению. В открытом письме на своём вебсайте Хендерсон возвещает веру в сверхъестественного Создателя, похожего на макароны и тефтели — Летающего Макаронного Монстра, и призывает к изучению пастафарианства в школах, тем самым используя аргумент reductio ad absurdum (сведение к абсурду) против учения.45 Именно созданная как религия, не противоречащая другим, не имеющая никаких доказательств, немного абсурдная, Церковь Макаронного Монстра завоевала популярность среди молодежи. 29 августа 2013 года в социальной сети «ВКонтакте» в графе «Религиозные взгляды» появился вариант «Пастафарианство» наравне с привычными «Христианство» и «Ислам». На данный момент 195 409 человек указали в данной графе «Пастафарианство» (данные на 30.04.2016), из них в возрасте от 18 до 24 – 82 907 человек.46

Возможно, что все вышеописанное связано с образом Российской Православной Церкви, а так же духовенства, сформировавшимся за последние десятилетия. Образ священнослужителя тесно связан с роскошью и богатством, что противоречит в понимании граждан со смирением и отходом от мирского. Позиция РПЦ, направленная на создание образа Церкви как надгосударственного института, способного управлять всеми ветвями власти, вызывает негатив, резкое неприятие среди молодых людей.

В качестве вывода к данной главе можно указать, что отношение к религии в молодежной среде перестало быть чем-то высоким, таинственным, высокодуховным. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты, и большинство молодых людей считают себя верующими, при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. Те, кто указывает на принадлежность к РПЦ, нередко прибегают к различным языческим или инорелигиозным традициям в попытка задобрить удачу, счастье, любовь, получить избавление от болезней, снять, как им представляется, сглаз или порчу, совершить приворот. Те же, кто себя считают неверующими, не смотря ни что, отмечают такие церковные праздники как Пасха и Рождество.

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены основные теории социологии религии, представленные научным наследием О.Конта, Э.Дюркгейма, М.Вебера и К.Маркса. Так же в рамках изучения возникновения, становления и развития религиозного социологического знания в России нами были рассмотрены работы, отражающие взгляды славянофилов (А.С.Хомяков, Ф.М.Достоевский) и западников (П.Я.Чаадаев) на роль религии в возникновении русского государства. Также нами рассмотрен этап предреволюционной и революционной России (Лавров, Сорокин, Ковалевский, Булгаков) и этап «угасания» социологического знания в 20-60 гг. XXв.

Так же в первой части нашей работы приведена динамика изменения религиозных взглядов и верований российских граждан с 90-ых гг. XX в. До нашего времени, составленная на базе статистических данных Левада-Центра, Росстата и исследований, проведенных журналом «Социс».

Во второй части нашей работы был проведен анализ особенностей религиозного мировоззрения современной российской молодежи. Источниками данных являлись многочисленные статьи и статистические данные, полученные из журнала «Социс», а так же данные из социальных сетей, личные наблюдения.

В молодежной среде наблюдается увеличение числа тех, кто называет себя верующими, при этом показатели знания основных догм заявленной религии, религиозных обрядов, их выполнения остаются на крайне низком уровне. Самоидентификация молодежи, зачастую, происходит либо через признание религии общепринятой, либо под воздействием моды (рядом исследователей выделяется популярный в молодежной среде тезис, звучащий не иначе как «Быть верующим - модно!»). Зачастую заявления о принадлежности к какой-либо конфессии, религиозным взглядам носят показной и довольно поверхностный характер, на что указывает проведенный анализ контента на страницах пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Примечательным является существование в молодежной среде связи между признанием себя атеистом и понятием социального протеста, что, на наш взгляд, связанно с известным нежеланием молодежи принимать ценности старших поколений. Наблюдается рост недоверия к служителям церкви, основанный на отсутствии удаленности от мирских дел, желании представителей религиозных институтов влиять на общественную, политическую жизнь как на местном, так и на государственном уровне. Еще одним источником недоверия служит материальная обеспеченность церкви и служителей (дорогие дома, машины, украшения, предметы роскоши), что, по мнению некоторых, не соответствует религиозным канонам.

Является специфичным популярность веры в оккультные науки и сверхъестественное, в существование колдунов и ведьм, гадалок, в возможности узнать судьбу, привлечь удачу, любовь, богатство. Нередко наблюдается приписывание удачи или неудачи какому-либо талисману или специфичному действию, нежели собственным силам и умениям. Отдельное исследование в работе получил разбор веры в приметы в студенческой среде.

Молодые люди на данном этапе своей жизни становятся как объектами, так и субъектами диффузии религиозных установок. Это прослеживается как в признании возможными разводов, абортов, кремации и т.п., так и в признании и праздновании христианской молодежью таких праздников как Масленица, День св.Валентина, Хэллоуин, а так же при отрицании принадлежности к каким-либо религиозным взглядам молодые люди неосознанно используют в речи фразы «Прости, Господи», «Бог с тобой», «Ради Бога» и т.д. Вырастая в среде, где религиозное воспитание носит поверхностный характер и лишь отдаленно передает основные положения религий, молодежь продолжает путь изменения религиозной морали, признает некоторые учения отжившими свое или необязательными к исполнению.

Несмотря на все вышеперечисленное, институт религии продолжает играть одну из важных ролей в процессе морально-нравственного воспитания молодежи, на формирование мировоззрения и установок «добро-зло». Религия, а особенно православное христианство, является одной из основ российского общества, влияет на формирование национального сознания, культуры, действий групп людей, в том числе и россиян в возрасте от 18 до 35 лет. Различные религиозные взгляды, претерпевая некоторые изменения, подчас довольно ощутимые, все же продолжают существовать в молодежной среде, выполнять свои функции.

Библиографический список



  1. Андреева Л.А. Процесс рехристианизации в секуляризированном российском обществе // Социс. – 2008 - №8 – С. 67-73 – Режим доступа : http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-08/Andreeva_9.pdf (дата обращения - 13.04.2016)

  2. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Общественно-политическая роль РПЦ в восприятии студенчества // Социс. – 2013 - №10 – С. 115-119 – Режим доступа : http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_10/Andreeva.pdf (дата обращения - 12.04.2016)

  3. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социс. – 2010 -№9 - С. 95-98 – Режим доступа http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-9/Andreeva_12.pdf (дата обращения - 12.04.2016)

  4. Анурин В. Социология. Учебник для вузов – Режим доступа : http://mreadz.com/read79546/p139 (дата обращения - 16.04.2016)

  5. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С.445-521.

  6. Булгаков С.Н. Христианская социология // Социс. – 1993 - №10 - С.120-149

  7. Гаранжа «Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в.» 50-63 320-330 – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/ (дата обращения - 22.04.2016)

  8. Гиндер И.А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации. // История образования и науки в Сибири. Вып. 3. - Красноярск, КГПУ, 2009. - 288 с. - С. 23-28. – Режим доступа : http://humane.net.ru/content/отношение-российской-молодежи-к-религии-и-теория-секуляризации (дата обращения – 20.04.2016)

  9. Лукин Р., Малашенко А. Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и

  10. обращения - 07.04.2016)

  11. Рыйгас Е.В. Религиозные взгляды в виртуальной реальности (на примере текстов социальной сети vkontakte.ru) // Социс. – 2013 - №6 – С. 115-120 – Режим доступа http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013-6/Ryygas.pdf (дата обращения - 10.04.2016)

  12. Смирнов М.Ю. Социология религии в Российской Федерации: два наблюдения, Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия, 2014. Вып. 3 (53). С. 71–80 – Режим доступа : http://religious-life.ru/2014/08/smirnov-sotsiologiya-religii-v-rf-dva-nablyudeniya/ (дата обращения 18.04.2016)

  13. Тарасов Б. А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист – Режим доступа : https://bookmate.com/books/NhpTIODf (дата обращения - 23.04.2016)

  14. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 62-85. – Режим доступа : http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/Glava_4.pdf (дата обращения - 27.04.2016)

  15. фольклорно-оккультным православием, 2010 – Режим доступа : http://carnegie.ru/events/?fa=2959 (дата

  16. Фома (Битар) Проблема смешанных браков, 2010 – Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/42923.html (дата обращения - 29.04.2016)

  17. Юдин В.В. Вера в колдовство – как проявление обыденного сознания молодежи // Социс. – 2010 – № 10. С. 1-15 - Режим доступа - http://2008.isras.ru/files/File/Socis/2007-10/yudin.pdf (дата обращения – 13.04.2016)

  18. «Вконтакте» - Режим доступа : https://vk.com (дата обращения - 28.04.2016)

  19. Большинство российской молодежи верит в Бога – опрос, 2008 года – Режим доступа : http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27897 (дата обращения - 16.04.16)

  20. В России несколько выросло число желающих отметить Хэллоуин – опрос, 2015 – Режим доступа : http://www.interfax-religion.ru/national/?act=news&div=60765 (дата обращения - 16.04.16)

  21. Время веры или суеверий? - Режим доступа : http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115677 (дата обращения - 30.04.2016)

  22. Вциом. Инографика по теме «Религия и государство, армия, школа» - Режим доступа : http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/religion.html (дата обращения 22.04.2016)

  23. ВЦИОМ: Хеллоуин не отмечают 90% россиян, 2014 – Режим доступа : http://ria.ru/society/20141030/1030914193.html (дата обращения - 16.04.2016)

  24. Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в. – Режим доступа : http://studopedia.org/4-104872.html (дата обращения - 19.04.2016)

  25. Заблуждения бытового христианства – Режим доступа : http://filosofia.ru/70533/ (дата обращения - 08.04.2016)

  26. История социологии – Режим доступа : http://lib-5.ru/sheet-r-62209.php (дата обращения 18.04.2016)

  27. Как живет российская молодежь: статистика и факты – Режим доступа : http://www.great-country.ru/rubrika_articles/genocid/110729-02.html (дата обращения - 10.04.2016)

  28. Левада-Центр провел исследование религиозности россиян, 2008 – Режим доступа : http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2008/03/d12847/ (дата обращения - 17.04.2016)

  29. Основные направления и подходы в современной социологии религии – Режим доступа: http://libsib.ru/sotsiologiya-religii/sotsiologiya-religii-kak-nauchnaya-distsiplina/osnovnie-1napravleniya-i-podchodi-v-sovremennoy-sotsiologii-religii (дата обращения - 29.04.2016)

  30. Пастафарианство. Канон . Основы религии – Режим доступа : http://www.rpcmp.ru/#!canon/crrl (дата обращения - 01.05.2016)

  31. Праздник Ивана Купалы: история и традиции, 2013 – Режим доступа : http://ria.ru/spravka/20130707/947833267.html (дата обращения - 17.04.2016)

  32. Приметы для студентов – Режим доступа : http://primety.net/?Primety_dlya_studentov (дата обращения - 13.04.16)

  33. Растет ли средний возраст пользователя «ВКонтакте»? – Режим доступа : http://uniofweb.ru/news/670/ (дата обращения - 17.04.2016)

  34. Религиоведение: Социология религии – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/religiovedenie/4.htm (дата обращения - 29.04.2016)

  35. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 12-13. – Режим доступа - http://www.upelsinka.com/Russian/subject_4a.htm (дата обращения - 18.04.2016)

  36. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам – Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/196771.html (дата обращения - 17.04.16)

  37. Словари и энциклопедии - Режим доступа : http://dic.academic.ru (дата обращения - 23.04.2016)

  38. Социология религии – Режим доступа : http://sociology-blog.ru/sociologiya_religii (дата обращения - 20.04.2016)

  39. Языческие корни современных праздников – Режим доступа : http://whoyougle.ru/texts/paganism-and-modern-holidays/ (дата обращения - 17.04.16)

1 Религиоведение: Социология религии – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/religiovedenie/4.htm (дата обращения - 29.04.2016)


2 Основные направления и подходы в современной социологии религии – Режим доступа: http://libsib.ru/sotsiologiya-religii/sotsiologiya-religii-kak-nauchnaya-distsiplina/osnovnie-1napravleniya-i-podchodi-v-sovremennoy-sotsiologii-religii (дата обращения - 29.04.2016)

3 Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 12-13. – Режим доступа - http://www.upelsinka.com/Russian/subject_4a.htm (дата обращения - 18.04.2016)

4 Социология религии – Режим доступа : http://sociology-blog.ru/sociologiya_religii (дата обращения - 20.04.2016)

5 Социология религии – Режим доступа : http://sociology-blog.ru/sociologiya_religii (дата обращения - 20.04.2016)

6 История социологии – Режим доступа : http://lib-5.ru/sheet-r-62209.php (дата обращения 18.04.2016)

7 Тарасов Б. А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист – Режим доступа : https://bookmate.com/books/NhpTIODf (дата обращения - 23.04.2016)

8 Гаранжа «Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в.» – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/ (дата обращения - 22.04.2016 )


9 Гаранжа «Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в.» - С. 50-63 – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/gar/ (дата обращения - 22.04.2016 )

10 Булгаков С.Н. Христианская социология // Социологические исследования 1993. №10. С.120-149.

11 Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С.445-521.

Каталог: sites -> default -> files -> users
users -> «Бала туғанда берілетін және бала күтімі жөніндегі жәрдемақыларды тағайындау» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты
users -> 1 Некоторые вопросы патогенеза атрофического гастрита и кишечной метаплазии
users -> 2013 жылдың 1 мен 31 тамыз аралығындағы дсұ саудада Техникалық барьер бойынша Комитетпен жарияланған хабарламалар тізілімі
users -> ДСҰ-ның Саудадағы техникалық кедергілер жөніндегі комитеті 2013 жылдың 1-31 наурыз аралығында жариялаған хабарламалар тізімі
users -> ДСҰ Санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі Комитетімен 2014 ж
users -> Енді аз уақыттан соң Ұлы Жеңіске 70 жыл толады. Ел басына күн туғанда етігімен қан кешіп, сол жеңісті әкелген абзал ағалардың саны күн сайын азайып барады
users -> Белоруссиядан берлинге дейін
users -> Создание проекта «Аквариум» для моу «Межшкольный учебный комбинат» г. Ханты-Мансийска


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет