Фрагменты перевод и редакция А. О. Маковельского 119 Досократики Жизнь Жизнь



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата02.04.2019
өлшемі0.53 Mb.
  1   2   3   4

118

Досократики

Фрагменты

ГЕРАКЛИТ


ФРАГМЕНТЫ

Перевод и редакция

А. О. Маковельского

119

Досократики

Жизнь

Жизнь

1. Диоген IX 1 – 17. (1) Гераклит, сын Блосона

или, как говорят некоторые, Гераконта, из Эфеса.

Акме его пришлось на 69 олимпиаду (504-501).

Более, чем кто бы то ни было, он отличался

надменностью и высокомерием, как видно и из

сочинения его, в котором он говорит (цит. В 40):

"Многознание не научает уму. Ибо в противном

случае оно научило бы Гезиода и Пифагора, а

также Ксенофана и Гекатея". Дело в том, что

(цит. В 41) "мудрость заключается в одном:

познавать мысль как то, что правит всем во всем".

Он говорил (цит. В 42), что "Гомер заслуживает

изгнания из общественных собраний и наказания

розгами, и точно того же (заслуживает) Архилох".

(2) Он говорил также (цит. В 43). "Самомнение

должно гасить скорее, чем пожар" и (цит. В 44)

"За закон народ должен биться, как за (свои)

стены". Бранит он также эфесян за то, что они

изгнали его друга Гермодора, в следующих

выражениях (цит. В 121). "Эфесяне заслуживают

того, чтобы у них все взрослые пеpeвeшaли друг

друга


и

оставили


бы

город


для

несовepшeннолeтних, за то, что они изгнали

наилучшего своего мужа Гермодора, говоря:


120

Досократики

Жизнь

"Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А



если такой оказался, то пусть он живет в другом

месте и с другими". Также, когда (сограждане)

обратились к нему с просьбой издать для них

законы, он прeнeбpeжитeльно отказался по той-де

причине, что в государстве уже укоренился худой

образ правления. (3) Удалившись же в храм

Артемиды, он проводил время, играя с детьми в

кости. Когда же эфесяне начали собираться вокруг

него,

он

сказал:



"Чему

вы,


негоднейшие,

удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем

вместе с вами вести государственные дела?" И,

наконец возненавидев людей и уединившись, он

жил в горах, питаясь растениями и травами.

Однако, впав вследствие этого в водяную болезнь,

он вернулся в город и стал задавать врачам в

форме


загадки

вопрос:


могут

ли

они



из

наводнения сделать засуху? Так как те не

понимали (его вопроса), то он (оставив их) велел

зарыть себя в хлев, надеясь, что от навоза быков

жидкость (в нем) испарится. Не поправившись

нисколько

и

от

этого



средства, он умер

шестидесяти лет от роду. (Следует эпиграмма



Лаэрция.) (4) Гермипп же рaсскaзывaeт, что он

говорил врачам, может ли кто-нибудь (из них),

сдавив внутренности, извергнуть жидкость. Когда

же те ответили отрицательно, он лег на солнце и



121

Досократики

Жизнь

приказал мальчикам намазать (его) бычачьим



навозом. Мучаясь таким образом, он скончался на

второй день и был погребен на площади. Неанф

же Кизикский рaсскaзывaeт, что не будучи в

состоянии сорвать (с себя) навоз, он остался (в

таком виде), и вследствие изменения внешнего

вида был не узнан собаками и съеден ими. (5) Он

был странным с детства, так как, будучи юным,

говорил, что ничего не знает, возмужав же, стал

говорить, что он все знает. Он не был ничьим

учеником, но, по его собственным словам, (цит. В



101) он вопрошал самого себя и был самоучкой.

Сотион же сообщает, что, по свидетельству

некоторых, он был учеником Ксенофана. Аристон

в сочинении: "О Гераклите" говорит, что он

излечился от водяной болезни и умер от другой

болезни.


Это

также


говорит

Гиппобот.

Приписываемая же ему книга носит общее

заглавие "О природе", делится же на три части: на

речи о вселенной, о государстве и о божестве. (6)

Он положил ее в храм Артемиды. Как говорят

некоторые, он намеренно написал ее довольно

темно, чтобы только более сильные умы имели к

ней

доступ


и

чтобы


она

не

была



общеpaспpостpaнeнной и вследствие этого не

вызывала бы к себе презрительного отношения (со

стороны толпы). О нем также пишет Тимон:


122

Досократики

Жизнь

"Среди них выступил бестолковый крикун



1

,

прeзиpaвшeй народную массу Гераклит Темный".



Феофраст же говорит, что он написал одни вещи

незаконченными,

другие

же

заключающими



противоречия по причине меланхолии. Пример же

его великодушия приводит Антисфен в "Сменах".

А именно (он сообщает), что Гераклит уступил

брату царское достоинство. Сочинение же его

приобрело такую славу, что появились у него

последователи, так называемые гераклитовцы.



(7) Мнения же его в общем следующие. Все

произошло из огня и в огонь все рaзpeшaeтся. Все

совершается по определению судьбы, и сущее

представляет

собой

гармонию


благодаря

противоположным стремлениям. И все полно душ

и демонов. Также он высказался обо всех явлениях

в мире и (сказал), что солнце по величине таково,

каким оно кажется. Говорит он также (цит. В 45):

"По какой бы дороге ты ни шел, не найдешь

границ души: настолько глубока ее основа". Он

(говорил, что самомнение есть падучая болезнь 



46) и что зрение обманчиво. Иногда в своем

сочинении он говорит ясно и определенно, так что

и

самый


непонятливый

легко


поймет

и

почувствует подъем духа. Сжатость же и сила



выражения (у него) несравненны.

(8) Отдельные учения его следующие. Огонь

123

Досократики

Жизнь

есть стихия, все есть изменение огня (В 90) и



возникает   вследствие рaзpeжeния   и сгущения

2

. Ясно же он ничего не излагает. И все возникает



по противоположности и все течет наподобие реки

(срв. В 12. 91). Вселенная конечна, и мир один.

Он рождается из огня и вновь обращается в огонь

(и эта смена совершается) периодически в течение

всей


вечности.

Происходит

же

это


по

определению

судьбы.

То,


что

ведет


к

возникновению противоположностей, называется

войной и раздором (В 80), а то, что ведет к

(мировому) пожару, называется согласием и

миром. Изменение есть путь вверх и вниз, и

согласно ему происходят явления в мире. (9) Ибо,

сгущаясь, огонь делается жидким и, уплотняясь,

становится

водой,

вода


же,

отвердевая,

обращается в землю. Это есть путь вниз. С другой

же стороны, земля рассыпается и из нее возникает

вода, из последней же остальные вещи, причем он

почти все сводит к испарению, (поднимающемуся)

от моря. Это есть путь вверх. Испарения же

бывают и от земли, и от моря, одни светлые и

чистые, другие же темные. Огонь увеличивается

от светлых (испарений), влага же от других. Что

же такое представляет собой атмосфера, он не

разъясняет. Однако (он говорит), что в ней

находятся корыта, обращенные к нам полой

стороной, где светлые испарения, собираясь,



149

Досократики

Фрагменты

Гераклита Темного: "Неpaзpывныe сочетания

образуют

целое


и

нецелое,


сходящееся

и

расходящееся, созвучие и разногласие, из всего



одно и из одного все (образуется)".

11[55] –– –– 6 р. 401а 8. Животные дикие и

ручные, обитающие в воздухе, на земле и в воде,

рождаются, созревают и погибают, повинуясь

божественным

законам.

Ибо,


как

говорит


Гераклит, всякое прeсмыкaющeeся бичом (Бога)

гонится к корму.

[Следуя

другому

чтению,

Г.

Церетели

переводит:] "Всякое прeсмыкaющeeся питается

землей". Этому фрагменту посвящена статья



Гольдбахера

17

,



который

указывает,

что

выражение "всякое прeсмыкaющeeся" можно



понимать как "всякое животное" или как "всякий

червь". Сам он высказывается за последнее

понимание и весь фрагмент истолковывает, как

пантеистическое

выражение

о

всеединстве:



Божество одинаково заботится о всех существах,

так как все они (даже и последний червяк) равно

суть члены его тела.

12[41. 42]. Арий Дидим у Евсевия Р. E. XV 20

(D. 471, 1). Зенон, подобно Гераклиту, называет

душу


одаренным

способностью

ощущения

испарением. А именно (Гераклит), желая показать,

что

разумные


души

постоянно

испаряются


125

Досократики

Жизнь

высказанного последним, когда он познакомился с



сочинением (Гераклита), которое ему принес

Эврипид, как сообщает Аристон, то (об этом) мы

сказали в отделе о Сократе (см. А 4).

(12) (Однако грамматик Селевк говорит, что

некто Кротон в "Водолазе" сообщает, будто некий

Кратес первый принес в Грецию книжку его.) Он

(Сократ) сказал, что (эта книга) нуждается в

делосском водолазе, который бы не утонул в ней.

Одни приписывают ей заглавие "Музы", другие "О

природе", Диодот же – "Точный руль для

направления жизни", другие – мнение о нравах,

строй


единого

всеобщего

образа

мыслей


3

.

Рассказывают, что на вопрос, почему он молчит,



Гераклит ответил: "чтобы вы болтали". Дружбой

его пожелал обладать Дарий и написал к нему

следующее письмо. [В следующих §§ 13-14 письмо

Дария (на аттическом диалекте) и ответ

Гераклита (на ионическом диалекте), которые,

как

и

остальные

семь

писем,

не

стоит

приводить.]

(15) Вот каков был этот муж и в отношении к

царю. Димитрий же в "Омонимах" говорит, что он

презирал и афинян, среди которых пользовался

весьма большой славой, и, хотя эфесцы его

презирали, он предпочел жить на родине.

Упоминает его также Димитрий Фалерский в



126

Досократики

Жизнь

"Апологии Сократа". Весьма многие занимались



объяснением его сочинения. А именно, Антисфен,

Гераклид Понтийский, Клеанф, стоик Сфер, а

также

Павзаний,



прозванный

гераклитовцем,

Никомед и Дионисий. А из грамматиков Диодот,

который говорит, что (это) сочинение (заключало

учение) не о природе, но о государстве, изречения

же о природе приводились в виде примера. (16)

Иероним же сообщает, что Скифин, автор

"Ямбов", принялся излагать его учение в стихах.

Ходит много эпиграмм на него, в том числе и

следующая: "Я Гераклит. Что вы, невежды,

таскаете меня во все стороны (вверх и вниз)? Я

трудился не для вас, но для знающих меня. Для

меня (один человек тридцать тысяч, а несметное

множество никто. Это я скажу даже при

Персефоне".

И другая следующая:

"Не читай быстро книгу Гераклита Эфесского.

Право, путь (этот) весьма труднопроходимый.

Тьма и мрак непросветный. Но если бы тебя ввел

(в нее) посвященный, то она (стала бы для тебя)

светлее ясного солнца".

(17) Имя Гераклита носили пять (известных

лиц);


во-первых,

сам


вышеупомянутый;

во-вторых,

лирический

поэт,


которому

принадлежит панегирик двенадцати богам; третий



166

Досократики

Фрагменты

происхождения; "война царь всего", т.е. она есть

принцип, управляющий всем в мире; и, наконец,

в-третьих, война есть принцип, устанавливающий

различия.]

54[47] –– –– Скрытая гармония сильнее

явной.


[Тейхмюллер

объясняет:

Видимая


гармония есть чувственный мир, как целое; в нем

борьба противоположностей создает гармонию

целого. Скрытая же гармония есть божественная

мудрость или мировой разум, который все

порождает и всем правит.]

55[13] –– –– Все то, что доступно зрению,

слуху и изучению, я предпочитаю.

[В. Нилендер переводит: то, чему глаз, слух –

учителя, я ценю прежде всего.]



56[к 47] –– –– Люди, говорит он,

обманываются относительно познания видимых

(вещей), подобно Гомеру, который был мудрее

всех эллинов, взятых вместе. Ведь его одурачили

дети, убивавшие вшей, сказав: "Все то, что мы

увидели и поймали, мы выкинули, а то, чего не

увидели и не поймали, то носим".

57[35] –– –– IX 10. Учитель же толпы

Гезиод. Они убеждены, что он знает больше всех,

он, который не знал, что день и ночь – одно. Как

указывает Патрик, начало фрагмента можно

перевести и так: Гезиод учил весьма многим


167

Досократики

Фрагменты

вещам (если "πλείστων" понимать, как ср. р.).

[Примечание. "День и ночь одно", т.е. свет и

тьма понятия соотносительные. Та же мысль

выражается во фр. 99: без солнца не было бы

ночи! Целлер объясняет смысл выражения "день и

ночь одно": единое сущее бывает то светлым, то

темным.


Тейхмюллер

дает


физическое

объяснение: хотя днем прeоблaдaeт огненное

начало, а ночью влажное и темное, однако и днем

и ночью одинаково имеется и то и другое; таким

образом с физической точки зрения день и ночь

одно и то же и только прeоблaдaниe того или

другого

начала


создает

кажущуюся

противоположность. Неудачным должно признать

объяснение Шустера: день и ночь одно и то же,

так как они одинаково являются разделениями

времени.]



58[57, 58] –– –– Добро и зло (суть одно). Так,

врачи, говорит Гераклит, всячески режут, жгут и

подвергают мучениям больных; (за это) они

требуют от больных вознаграждения, между тем

как они не заслуживают ничего, так как они

делают то же самое: блага и болезни.

[Примечание. Конец фрагмента не вполне

ясен. По-видимому, смысл таков: для излечения

болезни

врачи


прибегают

к

мучительным



средствам,

следовательно,

они

причиняют



168

Досократики

Фрагменты

человеку такое же зло, как и сама болезнь. С

другой стороны, болезнь (как и все) сама

переходит в свою противоположность (сменяется

здоровьем), и врачи, излечивая, лишь содействуют

естественному

стремлению

самой


природы;

следовательно,

благо,

которое


они

делают,


тожественно с тем благом, которое принесет

естественное развитие самой болезни.]



59[50] –– –– Тождествен, говорит он, прямой

и кривой путь у валяльнаго винта (у инструмента,

называемого раковинкой в валяльном аппapaтe,

поворот и прямой, и кривой, так как в одно и то

же время он движется вверх и кругом).

[Примечание. Речь здесь идет или о чесалке

шерсти (гребне сукновала) или о прессе для сукна,

более


вероятным

является


последнее

предположение. Валяльный винт идет вверх и в то

же время, вращаясь вокруг своей оси, совершает и

круговое движение. По другому чтению "

ε

’ν τ

ω

‘`



γραφεία" (вместо γναφείω) движение, которое

оказывается одновременно прямым и кривым,

приписывается орудию, которым писали: по

Муллаху, имеется в виду движение его во время

письма (так как оно двигается вверх и вниз,

совершая в то же время круговые   движения);

по мнению   же Таннери

25

, указывается на то



вращение, которому подвергалась кисть для

130

Досократики

Сочинение

муки, помешал папоротником, выпил и ушел (не

сказав ни слова) и (таким образом) показал им,

что сохраняет города в мире и согласии

довольство тем, что имеешь, и отсутствие желания

роскошной жизни.



Сочинение

Срв. А 1 §§ 5-7. 12. 15. 16.

4. Аристотель Rhet. Г 5. 140 b 11

6

. Вообще же



написанное должно быть легко читаемым и

удобопонятным. Это – одно и то же. А это

свойство дает (письменной речи) обилие связок;

не обладает же (этим свойством речь, имеющая)

мало связок и (такая), которую нелегко разметить,

как например, речь Гераклита. А именно, речь

Гераклита трудно разметить вследствие того, что

неясно, к чему (что) относится – к предыдущему

или к последующему, как, например, в начале его

сочинения. А именно, он говорит: "к слову сущему

всегда непонятливы люди" (В1). Ведь неясно, к

чему следует отнести слово "всегда".



Димитрий 192. Ясность же – в более длинных

(речах): во-первых, в определенных, во-вторых, в

связных. Речь же бессвязная и афористическая

совершенно неясна. Ибо вследствие бессвязности

не видно начала каждой части. Такова, например,


131

Досократики

Учение

речь Гераклита. Дело в том, что большей частью



его изречения являются темными вследствие

отрывочности.



Диоген II 22. Рассказывают, что Эврипид, дав

ему (Сократу) сочинение Гераклита, спросил его,

какого он мнения о последнем. Тот же ответил:

"То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково

же и то, чего я не понял. Впрочем, для него нужен

делосский водолаз".



Учение

Срв.

извлечения

из

"Мнений

физиков"

Феофраста А 1, 7 (косвенные) и 8 – 11 (прямые).

5. Аристотель Меtaph. А 3. 984 а 7 (см. c. 8,

7, cтp. 81). Симплиций phys. 23, 33 (из

Феофраста, D. 475). Метапонтинец же Гиппас и

эфесец Гераклит точно так же (признают начало)

единым,

движущимся



и

ограниченным,

но

началом они сочли огонь; из огня, по их мнению,



возникает

(все)


существующее

через


(его)

уплотнение

и

рaзpяжeниe,



и

снова


(все)

рaзpeшaeтся в огонь, так как огонь единая

природа, лежащая в основании (всего). А именно,

Гераклит говорит, что все есть изменение огня.

Также он принимает некоторый порядок и

опрeдeлeнноe время для перемены мира согласно



184

Досократики

Фрагменты

"демонион" Сократа в связь с этим изречением

Гераклита.]

120[30] Страбон I 6 р. 3. Лучше и вместе с

тем ближе к Гомеру Гераклит вместо северного

полюса

упоминает



созвездие

Медведицы:

"Границы

утра


и

вечера


Медведица и

(расположенная)

напротив


Медведицы

гора


светлого Зевса". Ведь северный полюс, а не

Медведица, есть граница заката и восхода.

[Примечание.

Много


споров

вызывает


истолкование выражения "o

υ

’ρoς α

ι

’νρίoν

∧−

ιóς".

Что такое представляет собой этот лежащий

против созвездия Медведицы пункт? Некоторые

(Шлейepмaхep, Шустер и др.) думают, что этот

пункт надо искать на южном небе. Он должен

играть ту же роль, что и Медведица, но только в

другом небесном полушарии (следовательно,

приблизительно южный полюс). По Страбону,

Гераклит хотел Медведицей и другим пунктом

обозначить северный и южный полярный круги.

По Тейхмюллеру, Страбон правильно понимал

этот фрагмент: в нем речь идет о полярном круге,

а именно, говорится, что звезды, лежащие "в круге

Медведицы", не восходят и не заходят, но в

течение всей ночи вращаются вокруг небесного

полюса. По Бергеру

31

, Гераклит здесь говорит о



небесных кругах (арктическом и антарктическом).

189

Досократики

Сомнительные, ложные и подложные фрагменты

богов, которые не слышат, они молятся, словно те

могут слышать; они (ничем) не воздают, подобно

тому как и не могли бы (чего-нибудь) требовать".



129[17] Диоген VIII 6. Пифагор, сын

Мнeсapхa, предался исследованию больше всех

людей и, выбрав для себя эти сочинения, составил

себе (из них) свою мудрость: многознание и

обман.

130[0] Гномологиум мюнхенский lat. I 9.

Гераклит сказал: "Не следует быть до такой

степени насмешником, чтобы самому казаться

смешным".



131[134] –– парижский n. 209. Гераклит же

говорил, что самомнение есть попятный шаг в

движении вперед.

[Г. Церетели переводит. Ложная уверенность

в успехах – остановка последних.]


Каталог: ld
ld -> Сабақтың тақырыбы : Баяндауыш
ld -> Таңғажайып алаң ойыны. М.Әділова
ld -> Мақтаның жемісі мақтаның ашылмай қалған немесе шала ашылған қауашағын дейді. Қауашақ ашылады. Қауашақ ішіндегі ұзын талшықтары (түктері) бар өте көп тұқымдар шашылады
ld -> Одонтогенні кісти діляться на кореневі (радикулярні) і коронкові (фолікулярні)
ld -> Одонтогенні пухлини щелеп
ld -> Производство лекарственных препаратов по контрактам: Простанорм г. Томск
ld -> Гбоу впо рниму им. Н. И. Пирогова
ld -> 1. Гомеостаз – дегеніміз не


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет