Физические основы информационного взаимодействия



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата26.10.2018
өлшемі321.93 Kb.
#94522
  1   2   3   4

Физические основы информационного взаимодействия

-11-


Работа, которую вы держите в руках, по-своему 

знаковая.  Конечно,  основные  факты,  изложенные  в 

ней,  были  известны  и  ранее.  Но  они  были  разброса-

ны  по  сотням  и  тысячам  малодоступных  изданий,  а 

главное – их комбинаторика, интерпретация, осмыс-

ление выглядели совершенно иначе и сводились обычно 

к  жёсткой,  как  прокрустово  ложе,  альтернативе 

«или – или», разумеется, в «пользу» научного подхода 

и в ущерб наивным и старомодным народным «иллю-

зиям».

Сегодня, когда человечество одной ногой шагнуло 

в информационную эпоху, прежний его взгляд на мир 

и  на  себя  в  нём  претерпевает  серьёзную  коррекцию, 

превосходящую  по  масштабам  и  последствиям  все 

прежние интеллектуальные революции.

Фантомная тоска по совсем недавнему восприя-

тию окружающего мира, привычному и удобному, как 

разношенная обувь, расшифровка генома, невольно на-

помнившая атомизм Демокрита, не могут заслонить 

того, что на арену познания выходят психология вир-

туальных реальностей, логика нелинейных процессов, 

философия  нестабильных  состояний,  «гибридные» 

построения и «композитные» научные дисциплины. В 

области естественных и связанных с ними абстракт-

ных  наук  происходит  активное  становление  новой 

«философии невидимого».

То,  что,  казалось,  должно  было  рассеяться  при 

сближении  со  «скальпелем»  бесстрастных  научных 

аргументов, стало неожиданно сливаться с ними во-

едино, образуя «гремучую смесь» нового сознания ин-

формационной цивилизации. 

Надо  отдать  должное  творческой  дерзости 

В. Нестерова, необычная работа которого находится 

в русле нарастающих тенденций. 

Автора этой увлекательной работы с полным ос-

нованием можно отнести к представителям так на-

зываемой  девиантной  науки  –  «отклоняющейся»  от 

общепринятых ортодоксальных критериев и взглядов. 

Вступая в кажущееся противоречие с устоявшимися 

представлениями, эта область науки играет в целом 

весьма позитивную роль. Она не только выявляет не-

достатки существующих теоретических моделей, но 

и предлагает собственные концепции и познаватель-

ные  стратегии.  «Русская  школа»  всегда  отличалась 

таким  научным  инакомыслием.  Не  являлся  исклю-

чением и ушедший XX век. Чтобы убедиться в этом, 

достаточно  назвать  имена  таких  мыслителей, 

как  К.Э.  Циолковский  («космическая  философия»), 

А.Л. Чижевский (гелиобиология и влияние Солнца на 

исторические  процессы),  Д.Л.  Андреев  (метаисто-

рия), Л.Н. Гумилев (теория пассионарности)... 

Можно с уверенностью сказать, что, как и мно-

гие  сегодняшние  русские  ученые,  изучающие  связи 

между природным и человеческим, Владимир Несте-

ров продолжает эту традицию… 

Практически вся работа посвящена феноменам, 

в классической науке объяснения пока не получившим. 

Обладая широким горизонтом ума и завидной эруди-

цией, автор пытается восполнить этот пробел. При 

выдвижении своих гипотез ученый смело, но, как мне 

видится, весьма корректно привлекает знания из са-

мых разных областей: космологии и философии, пси-

хологии и кристаллографии, кибернетики и генетики.

Для  подкрепления  своих  позиций  автор  нередко 

обращается к новейшим научным теориям и гипоте-

зам,  которые  выходят  за  рамки  сложившейся  науч-

ной парадигмы и не являются общепризнанными. Не-

смотря на это, такой подход видится вполне оправ-

ПСИХОФИЗИКА КАК НОВОЕ  

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 

СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

Нестеров В.И.

-12-

данным – хотя бы наличием серьезных теоретических 

обоснований и экспериментальных подтверждений.

Владимир Нестеров относится к числу тех уче-

ных, для кого мир не ограничен видимой реальностью. 

Но при этом, несмотря на многочисленные соблазны, 

автор  занимает  достаточно  взвешенную  позицию. 

«Лезвие бритвы», на котором он искусно балансирует, 

лежит между двумя вечными крайностями – древним 

эмпирическим опытом, нередко «закутанным» в пси-

хологические  одежды  мистики  и  эзотерики,  с  одной 

стороны, и наукой как специализированной отраслью 

человеческой деятельности, с другой.

История  научного  познания  –  арена  смелых 

предположений  и  их  перманентных  опровержений. 

Открывая  перед  читателем  новые  горизонты  на-

уки,  автор  незаметно  вовлекает  его  в  процесс  со-

творчества,  со-познания,  побуждает  к  пересмотру 

устоявшихся взглядов. И не только на проблему чело-

века,  но  и  на  его  место  в  мироздании.  Психологиче-

ское воздействие этой работы усиливается тем, что 

по ходу повествования автор то и дело затрагивает 

серьезные  проблемы  мировоззренческого  характера. 

Это особенно актуально сегодня, когда перед челове-

чеством стоит проблема выживания, во многом свя-

занная  с  настоятельной  потребностью  неотложной 

выработки  новой  парадигмы  бытия,  сознания  и  дея-

тельности.

Тщательность ученого удачно сочетается у Не-

стерова с уважением к читателю и пониманием его 

интересов. Он не отпугивает читающую публику на-

учной и тем более псевдонаучной терминологией. Эта 

работа  –  не  кабинетное  мудрствование,  а  живое  и 

внятное  изложение  собственных,  иногда  неожидан-

ных взглядов. Четкая постановка вопросов и нетри-

виальность  мышления  прекрасно  сочетаются  с  уме-

нием автора рассказать о сложных вещах доступно 

и ясно. 

Академик А.М. Берестов

Все  больше  ученых  склоняется  к  мысли  о  том, 

что мир наш не исчерпывается материальными объ-

ектами  и  что  существует  еще  один  слой  реально-

сти – некое глобальное информационное поле Вселен-

ной.  Это  что-то  вроде  космической  библиотеки,  в 

которой хранятся колоссальные объемы информации. 

Эти области тонкого мира древние индусы называли 

хрониками  Акаши,  а  ученые  нашего  времени  –  энер-

гоинформационным  полем,  семантическим  полем 

Вселенной…А ту область в которой хранятся челове-

ческие мысли, идеи, исторические события и события 

каждого  конкретного  человека,  принято  называть 

ноосферой. Она – «земная» часть вселенского «банка 

знаний».

Космический  архив  содержит  информацию  обо 

всем: о прошлом и настоящем, о возможных вариан-

тах  будущего,  об  идеях,  творческих  замыслах…Вот 

что по этому поводу еще в апреле 1982 года на прези-

диуме АН СССР говорил академик М.А. Марков: «Ин-

формационное поле Вселенной слоисто и структурно 

напоминает  матрешку,  причем  каждый  слой  связан 

иерархически с более высокими слоями, вплоть до аб-

солюта,  и  является  кроме  банка  информации  еще  и 

регулятором начала в судьбах людей и человечества».

«Сейчас  уже  можно  говорить  о  том,  что  перед 

нашим взором открывается то, что можно было бы 

назвать  Семантической  Вселенной,  или  семантиче-

ским космосом, сосуществующим с нашим временным 

космосом и, более того, проявляющимся в нем».

Профессор В.В. Налимов

«Откуда  же  сознание  извлекает  огромные  объ-

емы информации? Характерно, что почти все знание 

точных  наук  получено  не  формально-логическим  пу-

тем, а посредством интуиции. Эту связь можно было 

бы  объяснить  наличием  некоего  «информационного 

банка»,  с  которым  и  взаимодействует  сознание… 

Сам банк информации представляется при этом мно-

жеством  самостоятельных  устойчивых  объектов 

типа фантомов, которые однако не порождены инди-

видуальным сознанием, а являются отражением уни-

версальных  идей,  существующих  как  бы  вне  времени 

и пространства, а мозг – своеобразным биокомпью-

тером…Есть  основания  полагать,  что  новое  знание 

возникает  как  продукт  взаимодействия  сознания  с 

внешней средой, неким информационным полем, при-

чем  это  взаимодействие  по  своей  природе  является 

психофизическим»

Академик А.Е. Акимов

Ученые предполагают, что между нашим физи-

ческим миром и «миром идей» существуют какие-то 

«каналы» и «переходы». И что по ним можно пере-

мещаться в обе стороны. А значит, в тот мир можно 

проникнуть и почерпнуть какие-то сведения.

Так,  известный  физик  Дэвид  Бом,  который 

много лет сотрудничал с Эйнштейном, считает, что 

наш мир (тот, что мы знаем) – это лишь аспект ре-

альности, ее «явный» или «развернутый порядок». 

А  его  порождающей  матрицей  является  «скрытый 

порядок» – скрытая от нас сфера, в которой «время 

и порядок свернуты».

Поскольку  нашего  понятия  времени  в  «тех» 

мирах не существует, то нет там и нашего понятия 

скорости.  И  потому  передача  информации  проис-

ходит по иным, чем в физическом мире, законам – 

мгновенно. То, что такое возможно, удалось дока-

зать английским ученым из Королевского научно-

исследовательского  института  «Сигналы  и  радар». 

Они сконструировали специальную установку, по-


Физические основы информационного взаимодействия

-13-


зволившую доказать, что информация может пере-

даваться мгновенно. 

Это  кажется  невероятным.  Ведь  со  школьной 

скамьи  в  нашем  сознании  прочно  сидит  удобней-

шее понимание времени. Оно хорошо иллюстриру-

ется привычными графиками: на них прямая стрел-

ка  (течение)  времени  направлена  всегда  в  одну 

сторону – вправо, из прошлого в будущее. А само 

время линейно, как мостик или доска, перекинутая 

через пропасть: один неверный шаг – и тебя боль-

ше не существует. Школьникам все ясно. Но не уче-

ным. Сегодня они все больше и больше склоняются 

к другим моделям.

Гипотезы  существуют  самые  необычные.  Не-

которые  ученые  предполагают,  что  одновременно 

может  существовать  множество  миров,  одинако-

вых по своей истории, но сдвинутых относительно 

друг друга по времени. И тогда, чтобы проникнуть 

в будущее (или прошлое), достаточно «заглянуть» в 

нужный параллельный мир. Другие выдвигают ги-

потезу о наличии двух встречных потоков времени. 

Один из них, идущий из прошлого в будущее и бо-

лее интенсивный, мы воспринимаем как наш «род-

ной».  Взаимодействием  этих  потоков  ученые  объ-

ясняют  многие  хроноаномалии.  Если  встречные 

потоки  по  какой-то  причине  уравновешиваются, 

то вещественные тела как бы выпадают из Времени 

и даже могут исчезнуть из нашей действительности. 

А если встречный поток вдруг превысит наш «род-

ной», то можно оказаться и в другом времени…

Собственную  концепцию  времени  разработал 

и  профессор  Пулковской  обсерватории  Н.А.  Ко-

зырев  (1908–1983).  Не  вдаваясь  в  её  подробности, 

отметим только самое значимое для нас – вывод, к 

которому пришел ученый: «Будущее уже существу-

ет, и поэтому неудивительно, что его можно наблю-

дать сейчас».

Эта мысль, высказанная устами ученого, оше-

ломляет.  Но  самое  интересное  –  Козырев  экспе-

риментально  подтвердил  свою  гипотезу.  Наводя 

закрытый  (!)  крышкой  объектив  телескопа  на  те 

или иные звезды, астрофизик научился «ловить» и 

измерять  идущие  от  них  «потоки  времени».  И  не 

только из того места, где звезда видна (там её уже 

давно нет: пока свет дошел до нас, она перемести-

лась), но и оттуда, где она, по расчетам, находится 

в настоящее время, и даже из будущего (!) – из того 

места, куда она придет, например, через несколь-

ко тысяч лет. Для чистоты эксперимента телескоп 

наводился также на место, где, по расчетам, этой 

звезды  не  должно  быть  никогда.  Потока  времени 

не  было.  Вывод  однозначный:  информация  в  на-



стоящее  поступает  как  из  прошлого,  так  и  из  бу-

дущего.

То  же  самое,  но  совершенно  другим  спосо-

бом  доказали  американские  ученые  Г.  Путхофф  и 

Р. Тарг. Проводя опыты по телепатической передаче 

зрительных образов на расстояние, они, не ставя в 

известность индуктора («передатчика») и перцепи-

ента («приемника»), рассогласовали их действия по 

времени. И что же? По утверждению исследовате-

лей,  перцепиент  с  восьмидесятипроцентным  со-

впадением принял телепатические образы... за час 

до того, как их «излучил» индуктор.

В  течение  последних  трех  лет  в  лаборатории 

электроники  и  биоинженерии  Станфордского 

Международного  исследовательского  института 

ведется исследование таких  проявлений  человече-

ской  перцепции,  которые  на  первый  взгляд  пред-

ставляют разновидность способности, которую мы 

назвали дальновидением. Этот феномен заключает-

ся в умении некоторых людей благодаря каким-то 

ментальным  процессам  получать  информацию  от 

источников,  недоступных  для  обычного  восприя-

тия и считающихся защищенными от такого досту-

па, и описывать эти источники.

В контролируемых лабораторных условиях вы-

полнено более пятидесяти экспериментов с рядом 

испытуемых, у которых способность воспринимать 

информацию  от  удаленных  объектов,  развита  на-

столько,  что  иногда  позволяет  точно  описывать, 

причем нередко с большими подробностями, топо-

графические и инженерные объекты – постройки, 

дороги, лабораторное оборудование и т.п.

Как  установлено  в  лабораторных  экспери-

ментах,  главное  явление,  по-видимому,  охватыва-

ет  комплекс  субъективных  состояний,  которые,  в 

зависимости  от  характера  литературы,  называют 

«аутоскопией»  (медицинская  литература),  «эксте-

риоризацией»  и  «дизассоциацией»  (литература  по 

психологии), «ясновидением», «движущимся ясно-

видением»  и  «внематериальным  опытом»  (парап-

сихологическая литература), наконец, «астральным 

провидением» (оккультная литература).

(Путхофф Г.Э., Тарг Р. Перцептивный канал 

передачи информации на дальние расстояния. 

История вопроса и последние исследования 

// ТИИЭР (Труды института инженеров по 

электронике и радиотехнике).  

США. 1976. № 3. Т. 64)

Н.А. Козырев


-14-

Работа,  которую  провел  в  Станфордском  ис-

следовательском  институте  Р.  Тарг,  показала,  что 

дару предвидения, то есть способности предсказы-

вать  будущее  в  пределах  некоторых  промежутков 

времени (секунд, минут и более), можно обучить.



(Американский журнал «Электроника».  

1974. № 3)

Аналогичный  эффект  был  зарегистрирован  и 

академиком  РАМН  В.П.  Казначеевым  в  Новоси-

бирске во время международных экспериментов по 

дистантным  взаимодействиям.  Образы  предметов 

принимались  на  расстоянии  в  тысячи  километров 

задолго до того, как были произвольно выбраны и 

«излучены».

Так или иначе, размышления и эксперименты 

приводят разных ученых к одному и тому же важ-

ному для нас выводу: сведения о будущих событиях 

могут быть считаны задолго до этих событий.

Значит ли это, что над каждым из нас и над че-

ловечеством в целом довлеет неотвратимый рок?

Нет,  сегодня  большинство  ученых,  занимаю-

щихся  этой  проблемой,  склоняется  к  мысли,  что 

будущее  –  это  не  прямое  шоссе.  Скорее,  это  из-

вилистая дорога, на которой то и дело встречаются 

разветвления. Причем от «развилок» в разные сто-

роны уходит множество дорог и дорожек – будущее 

имеет множество вариантов.

Вот почему тонкие миры «космической библи-

отеки»  ученые  нередко  называют  виртуальными. 

Это  слово  они  употребляют  не  в  привычном  нам 

значении  –  «кажущийся,  нереальный,  иллюзор-

ный»  (по  аналогии  с  виртуальными  компьютер-

ными  мирами),  а  в  его  изначальном  смысле.  Ведь 

«виртуальный» в буквальном переводе с латинско-

го  означает  «возможный»,  то  есть  такой,  который 

может  проявиться  при  определенных  условиях.  А 

это значит, что в энергоинформационном поле су-

ществует  некий  проект  будущего,  содержащий  в 

себе различные варианты развития ситуаций, в том 

числе и те, которые никогда не реализуются. В этом 

смысле наш физический мир – это тот участок Все-

ленной, та её сфера, где происходит (или не проис-

ходит) реализация этих вариантов. А если это так, 

то становится ясно, что человек в известном смыс-

ле  и  впрямь  хозяин  своей  судьбы,  что  мы  вольны 

выбирать дорогу жизни. 

Можно сказать, что судьба каждого из нас по-

добна  ветвистому  дереву.  А  мы  чем-то  похожи  на 

божьих коровок, которые ползут все выше и выше, 

чтобы,  наконец,  взлететь  в  небо  с  самой  высокой 

точки. Не возвращаясь, а лишь периодически огля-

дываясь на пройденный путь, мы продвигаемся по 

древу судьбы до своего последнего «старта». Но как 

выбрать  наилучший  путь?  Как  это  сделать,  если  у 

нас нет самого главного – «карты жизни»? Как на 

развилке  не  соблазниться  заманчивой,  но  беспер-

спективной «боковой» ветвью?

Мы  строим  планы,  рассчитываем,  взвешива-

ем, продумываем, кажется, всё до мелочей... Но как 

часто жизнь преподносит нам сюрпризы, которые 

вдребезги  разбивают  наши  замыслы  и  блестящие 

проекты.  Нет,  разум  не  в  силах  предусмотреть  все 

крутые повороты и опасности, которые приготови-

ло нам будущее. Этого нам не дано.

А может, всё-таки есть возможность заглянуть 

в будущее?!

Привычное  разделение  мира  на  «материаль-

ный»  и  «духовный»  –  условно.  Это  Единый  Мир, 

подобный  листу  Мёбиуса,  противоположные  сто-

роны  которого  на  самом  деле  являются  одной 

единой  поверхностью.  Мир  физических  объектов 

(«тварный  мир»)  и  мир  сознания  («мир  идей»)  на 

самом деле – нераздельное целое.

И  человек  –  полноправный  обитатель  обоих 

миров.  По  идее,  он  должен  воспринимать  мир  во 

всей его полноте. Возможно, именно так и было у 

наших далёких предков. Но так уж случилось, что 

на определенном этапе человек должен был сосре-

доточиться на физических (материальных) объектах 

Единого Мира. Стремясь вкусить плоды от «древа 

познания», стремясь познать эти физические объ-

екты,  человек  старательно  развивал  рациональное 

мышление.  Логика  крепла,  «рацио»  занимало  всё 

большее  место  в  сознании  человека,  постепенно 

заглушая  изначально  заложенные  способности 

иного восприятия мира – внелогического, ирраци-

онального. Мы вкусили плоды от древа логическо-

го познания. Они оказались горькими. Мы застря-

ли  в  физическом  мире.  Способность  погружаться 

в океан Вселенского Сознания слабела, затухала... 

Но,  к  счастью,  не  исчезла  совсем.  Каждый  из  нас 

порой  ненароком  заглядывает  в  кладовые  вселен-

ского хранилища, хотя и не догадывается об этом. 

По-прежнему оставаясь читателями «космической 

библиотеки», мы бессознательно пользуемся ей. А 

потом говорим об интуиции, озарениях, удивляем-

ся предчувствиям, вещим снам…

В  наше  время  достоверно  установлено,  что  в 

определенных ситуациях – в результате медитации, 

предельного  умственного,  физического  или  эмо-

ционального напряжения – человек действительно 

впадает  в  какое-то  странное  состояние.  Обездви-

женный,  он  как  будто  отключается  от  внешнего 

мира  и  перестает  воспринимать  окружающее:  не 

реагирует на звуки, свет, движение, речь... Но это – 

не сон, не обморок, не потеря сознания. Сознание 

в  эти  минуты  не  покидает  человека,  оно  продол-

жает активно работать, но в каком-то совершенно 

ином режиме, чем обычно. Похоже, что в этих так 

называемых измененных состояниях сознания (ИСС) 

у  человека  открывается  именно  «особый  вид  вос-

приятия».  Непостижимым  образом  человеку  ста-

новится  доступна  информация  (часто  абсолютно 

достоверная), которая никак не могла быть воспри-

нята его органами чувств.

Для изучения ИСС создана специальная меж-

дународная организация психологов – Трансперсо-

нальный институт; ИСС изучают в Станфордском 

университете (США, штат Калифорния), в отделе-


Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Экзаменационные вопросы по детской хирургии 6 курс медико-профилактический факультет
2017 -> Вопросы к 2 аттестации для интернов и клинических ординаторов 1 го года обучения
2017 -> Методические разработки для студентов
2017 -> 6 инфекционные и аллергические заболевания нервной системы 001. Острый некротический энцефалит вызывают вирусы
2017 -> Механизм заражения контактный. Пути передачи алиментарный, контактный, аэрогенный
2017 -> Хронический гастрит


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет