Философский и общественно гуманитарный журнал



Pdf көрінісі
бет1/10
Дата02.04.2019
өлшемі3.63 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1(51) 2012 | Мир человека     1
1 (51)·2012
ФИЛОСОФИЯЛЫҚ ЖӘНЕ ҚОҒАМДЫҚ-
ГУМАНИТАРЛЫҚ ЖУРНАЛ
ФИЛОСОФСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-
ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ
1999 ж. шыға бастады
Тiркелген куәлiк N 2596-Ж. 
Қазақстан Республикасының 
мәдениет, ақпарат және қоғамдық 
келiсiм министрлiгi 
16.01.2002 ж. берген 
Редакция алқасы
Колчигин С. Ю. (бас редактор, 
филос. ғыл. док.)
Сағиқызы А. (бас ред. орынбасары, 
филос. ғыл. док.)
Әлжан Қ. Ұ. (филос. ғыл. канд.)
Изотов М. З. (филос. ғыл. док.)
Қадыржанов Р. Қ. (филос. ғыл. док.)
Нұрмұратов С. Е. (филос. ғыл. док.)
Романова Н. Р. (саяси ғыл. док.)
Сәрсенбаева З. Н. (филос. ғыл. док.)
Соловьева Г. Г. (филос. ғыл. док.)
Сыроежкин К. Л. (саяси ғыл. док.)
Шаукенова З. К. (әлеумет. ғыл. док.)
Редакционная коллегия
Колчигин С. Ю. (гл. редактор, 
док. филос. наук)
Сагикызы А. (зам. гл. редактора
док. филос. наук)
Әлжан Қ. Ұ. (канд. филос. наук)
Изотов М. З. (док. филос. наук)
Кадыржанов Р. К. (док. филос. наук)
Нурмуратов С. Е. (док. филос. наук)
Романова Н. Р. (док. полит. наук)
Сарсенбаева З. Н. (док. филос. наук)
Соловьева Г. Г. (док. филос. наук)
Сыроежкин К. Л. (док. полит. наук)
Шаукенова З. К. (док. социол. наук)
Регистрационное свидетельство 
N 2596-Ж. Выдано Министер-
ством культуры, информации и 
общественного согласия Респуб-
лики Казахстан 16.01. 2002 г.
Издается с 1999 года
 Адам
 
әлемі
 Мир 
человека

2     Адам әлемі | 1(51) 2012
Халықаралық редакциялық 
кеңес 
Международный редакционный 
совет 
МАЗМҰНЫ                          ●                СОДЕРЖАНИЕ
Колонка главного редактора...............................................................................
3
Ж
аһандағы
 
дін
 ● Р
елигия
 
в
 
глобальном
 
миРе
Косиченко А.
Религия в конструктах нового мироустройства............. 5
Шаукенова З.
Гендерный дискурс в деятельности Организации 
Исламская Конференция................................................. 17
Курмангалиева Г.
Философская мысль в исламском мире: движение 
Реформации...................................................................... 23
Байдаров Е.
Глобализация и ислам: проблемы и противоречия...... 32
Колчигин С.
Религия и общество: прообразы новой цивилизации.. 37
д
ін
 
Және
 
мәдениет
 ● Р
елигия
 
и
 
культуРа
Барлыбаева Г.
Этическая идея толерантности в философии Абая и 
Шакарима......................................................................... 44
Сатершинов Б.
Исламдағы дінаралық келісім мен сұхбат 
мәселелері........................................................................ 55
Шайкемелев М.
Религиозная идентификация в структуре казахской 
идентичности................................................................... 61
Нурмуратов С.
Religion as a basis of spiritual unity of people................ 70
д
ін
 - 
қоғамдық
 
институты
 ● Р
елигия
 
как
 
социальный
 
институт
Косиченко Г.
Чувство веры.................................................................. 74
Нысанбаев А.
Межконфессиональный диалог как фактор обе-
спечения региональной безопасности в Республике 
Казахстан......................................................................... 81
Сатершинов Б.
Мемлекет пен дін арақатынасының өзекті 
мәселелері........................................................................ 87
Бурова Е.
Феномен «навязанной» идентичности.......................... 94
Байдаров Е.
Экспансия новых религиозных движений как угроза 
сохранения национальной и государственной иден-
тичности государствами Центральной Азии в эпоху 
глобализации 
116
б
іздің
 
автоРлаР
 ● н
аши
 
автоРы
Нысанбаев А.Н. (кеңес төрағасы, Қазақстан)
Фиерман У. (АҚШ)
Халилов С. (Әзiрбайжан)
Мехди Санаи (Иран)
Жумагулов М. (Қырғызстан)
Зотов А.Ф. (Ресей)
Лекторский В.А. (Ресей)
Малинин Г.В. (Ресей)
Нечипоренко О.В. (Ресей)
Тощенко Ж.Т. (Ресей)
Кенан Гюрсой (Түркия)
Шермухамедова Н.А. (Өзбекстан)

1(51) 2012 | Мир человека     3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Мировоззрение – важная часть жизни любого социума, по существу – его 
основа. На протяжении  многих веков именно религиозное мировоззрение 
составляет фундамент большинства обществ на планете Земля. 
Сегодня  человечество  переживает  религиозный  ренессанс,  со  всеми  его 
достижениями, сложностями и возвратно-поступательными движениями. На-
ряду  с  проявлениями  высокой  духовности,  масштабной  работой  многих  со-
обществ  и  отдельных  личностей  по  установлению  межконфессионального 
диалога и взаимопонимания, в XXI веке в различных странах возникли и угро-
жающие феномены: международный терроризм, замешанный на религиозном 
экстремизме; обострение противостояния религиозного и светского начал, кон-
фликтогенные отношения некоторых религий между собой, чреватые столкно-
вением цивилизаций. Кроме того, новые, сложные и перспективные задачи по 
осмыслению глобальных  и региональных процессов ставят перед мыслящим 
сообществом появление и развитие целого ряда новых духовных движений. 
Все это актуализирует проблему формирования толерантности и смягчения 
(а в идеале – преодоления) коллизий политики мультикультурного строительства.
Исследования религии стали в современном мире злободневны повсемест-
но. Так, на постсоветском пространстве функционируют разнообразные инсти-
туты и организации по изучению религии, где обсуждается весь комплекс, все 
уровни ее проблемного поля; действует Координационный совет по делам ре-
лигий стран СНГ и Балтии (в нем представлен и Казахстан), который, в частно-
сти, организует крупные международные научно-практические конференции. 
Последними из них были форумы религиоведов в Киеве (май 2011 г.) и Москве 
(сентябрь 2011 г.).
В Республике Казахстан религиоведческая деятельность также интенсифи-
цировалась. Уже в течение нескольких лет проводятся форумы лидеров миро-
вых и традиционных религий, конгрессы духовного согласия, «круглые столы» 
с участием религиоведов, философов, политологов, других ученых-гуманита-
риев. Создано специальное Агентство по делам религий. Все чаще выходят ин-
дивидуальные и коллективные учебники и учебные пособия по религиоведе-
нию, издана двухтомная хрестоматия «Религии в Казахстане» на двух языках 
– казахском и русском.
В Институте философии и политологии Комитета науки Министерства об-
разования и науки РК открывается крупный отдел религиоведения, а в ближай-
шей перспективе намечается соответствующее дополнение названия института.
Именно  религиоведческим  исследованиям  сотрудников  института  посвя-
щен этот специальный номер нашего журнала. 

4     Адам әлемі | 1(51) 2012
Исследования  эти  весьма  разнообразны:  от  онтологии  веры  до  государ-
ственно-конфессиональных отношений и социологического мониторинга си-
туации в межконфессиональных отношениях. Мы выбрали лишь некоторые из 
многочисленных публикаций последних лет и распределили их по трем рубри-
кам, включающим глобальное измерение религии, ее связь и взаимоотношения 
с культурой, обществом и государством.
Разумеется,  исследовательские  установки  в  представленных  материалах  
неодинаковы,  как  не  всегда  совпадают  в  них  и  некоторые  выводы  теорети-
ческого и практического характера. Но так обычно и бывает в науке, тем бо-
лее, когда ее предметная область чрезвычайно обширна и многомерна. В то 
же время, все публикуемые статьи объединяет убеждение в том, что религия 
– тончайшая базисная сфера, колыбель глубинных чувств и межчеловеческих 
взаимодействий,  требующая  столь  же  деликатного,  взвешенного  изучения  и 
пристального к себе внимания. При соблюдении этих принципиальных требо-
ваний религиоведение становится дисциплиной вполне объективной и плодо-
творной в социально-гуманитарном отношении.
Колонка главного редактора

1(51) 2012 | Мир человека     5
      
 РЕЛИГИЯ В КОНСТРУКТАХ
НОВОГО МИРОУСТРОЙСТВА
Анатолий Косиченко
                
Современный  мир  кардинально  меняется.  Есть  зримые  образы  этого 
изменения, есть такие, какие заметны только аналитикам и экспертам, на-
конец, имеются и такие, сущность которых приходится разгадывать, рекон-
струировать по едва заметным штрихам и проявлениям. Вот эти последние, 
не лежащие на поверхности процессы, интересны в наибольшей степени, 
ибо именно они и являются основными. 
Итак, формируется новый мир. Собственно, этот процесс идет постоян-
но, но сегодня он стал явно осязаемым. Ситуация не сводится к кардиналь-
ным преобразованиям на Ближнем востоке и в Северной Африке, хотя здесь с 
очевидностью складываются новые реалии геополитики. Весь процесс фор-
мирования нового мироустройства намного сложнее, чем его грани, вырисо-
вывающиеся в Ираке, Иране, России, Юго-Восточной Азии, Латинской Аме-
рике. Эксперты привыкли во всем искать руку Вашингтона, и они во многом 
правы – эта рука активно действует. Но достаточно очевидно, что изменения 
в мире более масштабны, и их нельзя списать только на «происки» США. 
Скорее  всего,  изменения,  причем  изменения  кардинальные,  принци-
пиально необходимы для сохранения мира в его развитии. Но сохранение 
мира в динамике – это одно, а сознательное и целенаправленное конструи-
рование нового миропорядка – чем активно занялись США и ведущие меж-
дународные структуры – это совсем другое. Такое «переформатирование» 
мира имеет целью сохранить господство нескольких ведущих государств во 
главе со США – собственно, об этом неоднократно весьма откровенно  и го-
ворил З. Бжезинский. Но извращенная виртуозность такого конструирова-
ния заключается в том, что в построение нового миропорядка должны быть 
вовлечены многие стороны, в том числе, и совсем не заинтересованные в 
реализации этого проекта, так как его реализация далека от интересов этих 
сторон. Однако добровольно-принудительное участие в построении нового 
миропорядка неизбежно почти для всех – этого требует стратегия унифика-
ции мира, следовательно, это будет реализовано.
Вот что говорит о новом миропорядке Г. Киссинджер, имеющий неоспо-
римые заслуги в  его конструировании. «Каждому придется пересмотреть 
ЖАҺАНДАҒЫ ДІН  

  РЕЛИГИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ  

6     Адам әлемі | 1(51) 2012
свои  национальные  приоритеты.  Международный  порядок  сможет  воз-
никнуть, если зародится система совместимых приоритетов. Развал будет 
катастрофическим, если различные приоритеты не смогут совместиться». 
И дальше: «Никогда еще столько изменений не происходили одновремен-
но во многих различных частях мира, и становились мгновенно известны 
всему миру через быстрые средства связи. Альтернативой созданию нового 
международного порядка является хаос. Международный порядок не будет 
установлен ни в политической, ни в экономической сфере до тех пор, пока 
не возникнут общие правила, на которые страны смогут ориентироваться» 
[1]. Казалось бы, возразить нечего, все верно. Действительно, порядок луч-
ше хаоса и худой мир лучше доброй войны. Но, странное дело, почему-то 
новый порядок нередко строится военными средствами. 
Можно задать и такой вопрос: а почему Г. Киссенджер так уверен, что 
альтернативой новому порядку станет хаос, и что такое хаос в междуна-
родной политике? Разве не хаотичным для абсолютного большинства стран 
является и сам процесс выстраивания нового порядка? Тот, кто не понимает 
смысла этого выстраивания, тот видит в нем именно хаос. И вообще, хаос 
первичен по отношению к порядку, всякое кардинальное переформатирова-
ние мира проходит этап хаоса.
Выстраивание  нового  мира  требует  нового  отношения  к  прежним 
«строительным материалам». И в самом деле, можно видеть, как меняют-
ся статус и значение многих известных форм регулирования миром. Свое 
значение существенно сменил силовой фактор в политике. Прежде у него 
был сомнительный статус. Теперь он – вполне легитимен. Надо только обо-
сновать необходимость его применения гуманными целями – нарушением 
прав,  например,  или  неизбежностью  «гуманитарной  интервенции»,  или 
примитивизмом понимания национального суверенитета и тому подобным. 
Практика двойных стандартов еще недавно осуждалась, а сегодня тактика 
двойных стандартов устарела: тройные и более стандарты – весьма в ходу. 
Международное право считается рудиментом, национальный интерес сла-
бых стран – недоразумением.
В этом контексте по-новому задействуются и такие феномены, как рели-
гия. У религии – крайне противоречивый статус. С одной стороны, она не-
мощна в глазах политиков. С другой, она многое определяет в современных 
реалиях, причем определяет нередко поверх решений политиков. То есть, ре-
лигия – феномен очень непростой. Это связано с тем обстоятельством, что 
религия, согласно ее самосознанию, является «местом встречи Бога и чело-
века». Следовательно, в содержание религии входит Бог, и вот как раз без-
мерностью Бога и объясняется   неопределенность и статуса религии в со-
временном мире, и ее возможностей. Однако, как бы там ни было, религия 
активно втягивается в процессы конструирования нового миропорядка. При-
чем в этих процессах ей отводятся и негативная, и позитивная роли. Негатив-
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     7
ная роль религии, в основном, связана с ее  политизацией (с экстремизмом 
и терроризмом, в их крайних проявлениях), а позитивная – с духовным воз-
рождением человечества и его нравственным воспитанием. Поскольку тема 
участия религии в выстраивании нового миропорядка обширна, остановимся 
на нескольких, наиболее существенных, на наш взгляд, ее аспектах.
В выстраивании нового миропорядка огромную роль играют США. По-
этому представляет интерес позиция этой страны относительно значения 
религии в построении нового мира. То, что США должны быть в авангарде 
такого строительства, не вызывает сомнения у  американской элиты. США 
привыкли к тому, что их национальные интересы должны разделяться ми-
ровым  сообществом  и  приниматься  в  качестве  национальных  интересов 
большинства  развитых  государств.  Новое  мироустройство  также  должно 
совпадать с целями США – в этом у лидеров США сомнений нет. 
Не приходится отрицать, что США очень многое сделали для постро-
ения послевоенного мира (мировой конфигурации после Второй мировой 
войны). Но они «закоротили» этот мир на себя. Они сами сделали себя от-
ветственными за поддержание мира на планете, конечно, не забывая о сво-
их интересах. Эту ответственность США пронесли вплоть до сегодняшнего 
дня, что нередко вынуждало их выступать едва ли не в роли агрессора. Во-
обще говоря, такова миссия супердержавы, особенно «единственной супер-
державы», в роли которой США оказались после распада СССР.  И сегодня 
США, в известном смысле, от этой роли устали. Тем более, что стратегия 
национальной безопасности США не предусматривает ведения  ими воен-
ных действий более, чем в трех точках мира, а современный мир готов взор-
ваться намного более, чем в трех местах.
Именно поэтому США стали вести речь о стратегическом партнерстве, 
о разделении ответственности, о коалиции в борьбе с терроризмом и т. д. 
Новое  мироустройство  предполагает,  согласно  его  теоретикам  из  США, 
коллективную ответственность за поддержание мира на принципах, разде-
ляемых Западом. В этой связи, нелишне напомнить, что западная цивили-
зация претерпела интересную идейную и духовную эволюцию. В основе 
этой цивилизации, как известно, лежали христианские идеалы и ценности, 
именно на них формировалась и развивалась европейская, а затем – и ев-
ро-атлантическая цивилизация. А сегодня Запад не просто отказывается от 
христианских ценностей, он активно противостоит им. 
Мусульмане  Европы  возмущаются  антиисламскими  демаршами  парла-
ментов большинства европейских стран, принимающих решения о запрете 
хиджаба и никаба в общественных местах; недовольство демократической 
общественности  вызывает  результаты  референдума  (2009  г.)  в  Швейцарии 
относительно запрета строительства минаретов, и т. п. Что же удивляться та-
ким решениям в отношении ислама? Европейцы принимают еще более жест-
кие меры в отношении своей «родной» религии – христианства.    
А. Косиченко.  Религия в конструктах нового мироустройства

8     Адам әлемі | 1(51) 2012
Европейский суд по правам человека в 2009 г. запретил распятия в шко-
лах Италии, во многих странах Европы запрещено носить нательные кресты, 
около 20 тыс. храмовых помещений в Европе перепрофилированы: проданы 
или превращены в пивные, кинотеатры и иные развлекательные заведения. В 
2009 г. Совет Европы расценил богохульство как проявление свободной воли 
человека, не относящееся к числу противозаконных действий. 
В Испании, некогда оплоте католицизма, социалистическое правитель-
ство  последовательно    противостоит  «публичному  выражению  католиче-
ской веры как конфликтному и нежелательному». В 2005 г. правительство 
Сапатеро приняло закон, разрешающий гомосексуальные «браки». За по-
следние 5 лет в Испании зарегистрировано 20 тыс. таких союзов. В 2010 г., 
несмотря на многочисленные протесты, Мадрид узаконил аборты.  
В  Европе  повсеместно  закрываются  высшие  и  средние  религиозные 
учебные заведения (немногие желают стать священниками). Римско-като-
лическая церковь подвергается массированной критике за ее непреклонную 
позицию в отношении абортов, однополых браков, эвтаназии. Заметно со-
кратилось число верующих всех традиционных для Европы религий. При 
этом возникают кощунственные формы отказа от вероисповедания – в Ве-
ликобритании, например, за 3 фунта стерлингов можно заполнить анкету 
по Интернету с отказом от христианства (для иностранцев сумма больше: 
10 – 15 фунтов). 
Протестантские  церкви  уже  давно  допускают  женское  священство  и 
женский епископат. Даже в Англиканской церкви, более консервативной, в 
сравнении с подавляющим большинством протестантских деноминаций, с 
1994 г. в священный сан было рукоположено более 5 тыс. женщин, а с 2014 
г. будет разрешен и женский епископат. 
Согласно многочисленным социологическим опросам, около половины 
европейцев считают, что христианские ценности по-прежнему значимы для 
Европы, но интересно, что признается внешняя для христианства значимость 
этих ценностей. Так, 48% европейцев считают, что христианские ценности 
играют ключевую роль в «развитии диалога между различными культурами и 
религиями» и «солидарности с бедными», а собственно сакральное значение 
христианства в массовом европейском сознании утрачивается. 
Подобные факты и ситуации можно множить и множить, но суть от-
ношения  к  христианству  в  Европе  одна  –  его  вытесняют  на  периферию 
государственного и общественного бытия. Такое отношение нельзя объяс-
нить только потерей христианством актуальности для современного мира 
или    концептуальной  противоположностью  христианских  и  либеральных 
ценностей, гос-подствующих сегодня. Секуляризация, как процесс «осво-
бождения» мира от религии во всех сферах человеческой жизнедеятельно-
сти, имеет, конечно, и объективную составляющую, но процесс этот явно 
управляем. 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     9
Таким образом, если говорить о доминирующей форме участия религии 
в построении нового миропорядка, то она такова: максимальное устране-
ние религии из этого процесса. Если религия и втягивается в процессы вы-
страивания нового миропорядка, то только в негативных ее проявлениях: 
косности, агрессивности, угрозе единству человечества, идеологии экстре-
мизма и терроризма. Позитивные возможности религии – а они огромны, 
игнорируются.
В США отношение к религии, по крайней мере, формально, более ува-
жительное. В 2007 г. Палата представителей Конгресса США приняла ре-
золюцию, в которой подчеркивается, что Конгресс:  «1) признает Христи-
анскую веру как одну из великих религий мира; 2) выражает непрерывную 
поддержку христианам в Соединенных Штатах и во всем мире; 3) признает 
международную  религиозную  и  историческую  важность  Рождества  Хри-
стова  и  Христианской  веры;  4)  признает  и  поддерживает  роль,  которую 
сыграли христиане и Христианство в основании Соединенных Штатов и 
в формировании Западной цивилизации; 5) не приемлет фанатизма и рели-
гиозных  преследований,  направленных  против  христиан,  в  Соединенных 
Штатах и во всем мире; и 6) выражает самое глубокое уважение американ-
ским христианам и христианам во всем мире» [2]. 
В США, действительно, имеют место религиозная свобода и толерант-
ность. Но, как отмечается исследователями, эта свобода базируется не на 
глубоком принятии сущности религии, а на поверхностном к ней отноше-
нии – как к еще одному мировоззрению, имеющему право на существова-
ние в пределах правового поля.  
Президенты США, в свою очередь, всегда прибегали к религиозной ри-
торике в обосновании своей внутренней и внешней политики. Но особо пре-
успел в этом Джордж Буш-младший. Вот как характеризует ситуацию вокруг 
религиозной  аргументации  политики  администрации  США  времен  Буша 
-младшего  бывший  госсекретарь  США  М.  Олбрайт.  Напоминая  о    посто-
янной ссылке Буша-младшего в его решениях на волю Божью, М. Олбрайт 
пишет: «Разумеется, проблема не в том, что администрация Буша старается 
обосновать свое право на лидерство (в мире – А.К.) моральными критериями. 
Фактически, это делали все президенты. Беда в том, что используемая при 
этом риторика слишком уж смахивает на попытку оправдать политику США 
с помощью исключительно религиозной терминологии, а это все равно, что 
махать красным флагом перед разъяренным быком» [3]. И далее: «Президент 
Буш гордится тем, что в своих суждениях и выводах о том, что верно, а что 
неверно, он руководствуется,  в том числе, и религиозными ценностями, а 
также своим пониманием того, что хочет и чего не хочет Господь» [4].  
Надо иметь совершенно особые отношения с Богом, чтобы говорить в 
политике от  имени Бога,  и вряд ли США обладают здесь преимуществен-
ным правом. Но для раскрытия нашей темы – религия в конструктах нового 
А. Косиченко. Религия в конструктах нового мироустройства

10     Адам әлемі | 1(51) 2012
мироустройства – пример с использованием Бушем-младшим религии в по-
литике – чрезвычайно показателен. 
США  делают  спорадические  попытки  улучшить  отношения  с  ислам-
ским миром – это  прослеживается как тенденция. Достаточно обратиться к 
анализу речи Б. Обамы в Каире в 2009 г., чтобы убедиться в наличии таких 
устремлений. Правда, сам исламский мир отнесся к этой речи критично, 
подчеркнув, что мусульмане поверят не словам США, но их делам. В том 
же 2009 г. США создали фонд поддержки исламского бизнеса. 
«... Белый дом создал многомиллионный инвестиционный фонд разви-
тия технологий в исламском мире. Фонд под названием Global Technology 
and Innovation Fund (Глобальный фонд технологий и инноваций) обеспечит 
финансированием  на  сумму  $25–150  млн  ряд  отобранных  проектов.  Фонд 
создала компания «Overseas Private Investment Corporation» (OPIC). Сферы 
планируемых  инвестиций  –  технологии,  образование,  телекоммуникации, 
масс-медиа, профессиональные услуги, зеленые технологии и т. п. Белый дом 
сообщил, что данный фонд был открыт в рамках политики по улучшению 
отношений с мусульманским миром, и что его создание последовало за соот-
ветствующим обещанием Обамы, сделанным во время речи в Каире. Также 
Обама пообещал провести в этом году саммит по предпринимательству, что-
бы укрепить связи между бизнесменами США и мусульманских стран» [5].
Сегодня  религия  превратилась  в  действенное  средство  геополитики. 
Исчерпав возможности аргументации правами человека в осуществлении 
политики давления на те или иные страны, США с конца XX в. выдвинули 
новые приоритеты прав и свобод, поставив на первое место именно религи-
озные свободы. Государственный департамент США, начиная с 1998 г., го-
товит Ежегодные доклады о свободе вероисповедания в мире, рассматривая 
именно религиозные свободы в качестве основного критерия привержен-
ности тех или иных стран свободе и демократии.  
Вот  что  говорит  по  этому  поводу  государственный  секретарь  США                     
Х.  Клинтон.  «Каждый  год  Государственный  департамент  готовит  всесто-
ронний обзор положения со свободой вероисповедания в странах и терри-
ториях по всему миру. Мы делаем это, поскольку убеждены, что свобода ве-
роисповедания – это и основополагающее право человека, и неотъемлемый 
элемент любого стабильного, мирного, процветающего общества. Это – не 
только американская точка зрения, это – точка зрения стран и народов всего 
мира. Она закреплена во Всеобщей декларации прав человека, она охраняет-
ся Международным пактом о гражданских и политических правах и гаранти-
руется законами и конституциями многих стран, включая нашу собственную, 
где свобода вероисповедания является первой свободой из перечисленных в 
нашем Билле о правах». И далее: «Таким образом, руководствуясь данным 
докладом, Соединенные Штаты будут и впредь отстаивать свободу вероиспо-
ведания во всем мире как ключевой элемент американской дипломатии» [6]. 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     11
Тем самым, открыто признается, что религия выступает в качестве су-
щественной формы влияния США на мир с целью реализации националь-
ных интересов этой супердержавы.
Следует признать, что религия всегда играла в истории достаточно весо-
мую роль. Так было и в поздней античности, и в Средние века, и в Реформа-
цию – с последующими войнами. Так обстоит дело и сегодня, но восприятие 
религиозной  составляющей  исторического  процесса  существенно  измени-
лось. Во все времена религия являлась идейным стержнем событий и этапов 
истории. Ее претензии на подобную роль оправдывались тем содержанием, 
какое она несет в себе. Религия, если исходить из ее внутренней самооцен-
ки, имеет дело с предельными основаниями бытия, она придает смысл всему 
происходящему, в ней – причины всего, она – пружина истории. 
В самом деле, история, согласно религиозному взгляду на мир, есть ни 
что иное, как развертывание Божьего промысла о мире. Все, что происхо-
дит, происходит промыслительно. Следовательно, религиозное истолкова-
ние современной истории не просто не лишено интереса, но может быть 
даже методологией анализа современности.
Разве не к религиозным или околорелигиозным аргументам прибегают 
сегодня политологи в объяснении, например, тех событий, которые в самое 
последнее время имеют место в арабском мире? Хотя почти все оппозици-
онные силы там не прибегают к религиозным аргументам (и даже отказы-
ваются признать наличие исламского фактора в этих событиях), ожидания 
прихода во власть исламистов очень велики. «Братья-мусульмане» не наме-
рены, согласно их заявлениям, брать власть, но одновременная дискредита-
ция и светских, и монархических режимов в регионе выводит на авансцену 
событий именно исламистские движения.
Секулярная  Европа  уделяет  религиозной  проблематике  на  удивление 
много внимания. Только в 2009–2010 гг. было принято порядка 10–12 кон-
цептуальных для Евросоюза документов, впрямую касающихся религиоз-
ной составляющей жизни ЕС. Такую же позицию занимают и США (на-
помним  уже  цитировавшуюся  нами  резолюцию  Палаты  представителей 
Конгресса США). Поэтому следует признать, что религия в современной 
геополитике играет огромную роль.
Какие же основные геополитические конструкты с участием религии 
на  сегодня  доминируют?  Можно  видеть,  что  во  всех  важнейших  формах 
развития  современного  мира  –  экономической,  социально-политической, 
культурной и духовной – присутствует религиозный компонент. Кратко рас-
смотрим некоторые аспекты этого присутствия.
Религия в экономической сфере. Стало общим местом – называть среди 
основных причин текущего  глобального финансово-экономического кризи-
са отсутствие социального партнерства, справедливости и нравственности в 
мировой экономической системе современности. Напомним, что Римско-ка-
А. Косиченко. Религия в конструктах нового мироустройства

12     Адам әлемі | 1(51) 2012
толическая церковь уже не первое десятилетие настаивает на развитии соци-
ального партнерства владельцев предприятий и наемных работников. Идеи 
социальной ориентированности бизнеса нередко присутствуют в энцикликах 
понтификов [7]. А эти идеи, безусловно, обладают нравственным зарядом. 
В последнее время и Русская православная церковь стала много говорить 
о необходимости нравственного оздоровления экономики. Так, в  2004 г.,  на Все-
мирном Русском Народном Соборе, где тон во многом задает Русская право-
славная церковь, был принят очень характерный и интересный для нашей 
темы документ – «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствова-
нии»,  в  котором  регламентируются  нравственные  правила  развития  эконо-
мики. Эти принципы и правила опираются на религиозные заповеди, в их 
применении к экономической сфере человеческого бытия. Но пока эти ини-
циативы не получили широкого распространения и реализации. 
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в течение 2009 – 2010 гг. мно-
гократно обращал внимание на истинные причины текущего финансового 
кризиса. Он подчеркивал, что кризис имеет причиной отказ от нравствен-
ных ценностей. Экономика стала развиваться в отрыве от ее человеческого 
содержания, огромное развитие получили операции в сфере спекулятивно-
го  капитала,  инвестиции  в  реальный  сектор  экономики  сократились.  Так 
что экономика является сегодня сферой столкновения различных парадигм 
ее дальнейшего развития. 
Об  этом  же  говорят  и  Поместные  православные  церкви.  «Пропасть 
между богатыми и бедными драматически разрастается – вследствие эко-
номического кризиса, который является результатом извращенной экономи-
ческой деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей 
подлинным  потребностям  человечества,  а  также  погони  финансистов  за 
наживой,  часто  приобретающей  маниакальный  характер.  Жизнеспособна 
лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливос-
тью и общественной солидарностью» [8].  
Мировые религиозные лидеры, начиная с 2005 г., принимают на своих 
встречах программные документы, нацеленные на духовное оздоровление 
современной экономики и политики. Эти документы они передают лидерам 
«восьмерки»,  заседающей,  как  правило,  после  встреч  религиозных  лиде-
ров. Но крупнейшие мировые политики не принимают  этих советов, что 
достаточно симптоматично: сами политики могут прибегать к религиозной 
риторике, но позволить религии активно влиять на политику, делая ее более 
гуманной, мировая политическая  элита не может. 
Религия в политике. В политической картине современного мира рели-
гия играет заметную, и даже значительную роль. При этом  религия влияет 
на политику и присутствует в политике по широкому спектру проявлений. 
Помимо уже рассмотренной выше роли религии в политике, влияние ре-
лигии  на  современную  мировую  политику,  геостратегию,  геополитику  и 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     13
международные  отношения  проявляется  еще  в  нескольких  формах.  Цен-
тральное и основное – участие в стратегическом планировании будущности 
мира.  Об этом не часто говорят открыто, но религиозный фактор – один из 
основных в таком планировании. 
Стратегическое  планирование  нового  мироустройства  осуществляют 
все крупные державы. Но такое же планирование имеет место со стороны 
всех мировых религий. В этой связи можно упомянуть исламский, католи-
ческий и православный проекты мироустройства. Однако пока эти проекты 
несут, скорее, идейно-теоретическую нагрузку. А вот отдельные элементы 
этих проектов входят в структуру и содержание  стратегий геополитики и 
реальной мировой политики сегодняшнего дня. 
Отказ от христианских идеалов, наблюдаемый повсеместно, только на 
первый взгляд представляется едва ли не простым следствием расширения 
ареала либеральных ценностей и углублением потребительской идеологии 
современного человека. Все происходит с точностью наоборот. Как раз пла-
номерное выдавливание христианских норм из всех сфер жизни современ-
ного человечества и приводит к доминированию либеральных ценностей в 
их антихристианском проявлении. На самом деле, предельным основанием 
системы либеральных ценностей является религия, в частности, христиан-
ство – оно обосновывает сущность и исток свободы человека. И так проис-
ходит со всеми аспектами оппозиции: светский либерализм – религия.
В  современном  религиоведении  процессы  политизации  религии  рас-
сматриваются, как правило, только в негативном ключе. Этому причиной 
– массовидные реалии современности, когда религия, действительно, бу-
дучи  втянута  в  политику,  выступает  как  деструктивная  сила.  Религиозно 
мотивированный экстремизм и терроризм – наиболее характерный пример 
такой политизации религии. 
Деятельность  ряда  исламистских  организаций  и  движений  –  другой 
пример. Даже такие, казалось бы, имеющие отношение к внутренним ис-
ламским проблемам как требования салафии вернуться к «чистому» исла-
му, ко временам Пророка и четырех праведных халифов, также выливаются 
в формы политизации ислама. 
К формам политизации религии может быть отнесена экстремистская, 
якобы христианская, риторика баскских или – до недавнего времени – ир-
ландских сепаратистов. 
Европейский союз, так же, как и США, делает попытки выстроить более 
продуктивные отношения с основными мировыми религиями (попытки эти 
лежат опять-таки во внешней для религии форме). Вот характерное сообще-
ние  информационных  агентств:  «Руководство  Евросоюза  заявило  о  готов-
ности к более тесному диалогу с религиозными организациями, в том чис-
ле, в решении социальных проблем. Как заявили ответственные чиновники 
Евросоюза, 17-я статья Лиссабонского договора признает «специфический 
Косиченко А.Г. Религия в конструктах нового мироустройства

14     Адам әлемі | 1(51) 2012
вклад» религий в жизнь общества, поэтому регулярный диалог с Церквями 
становится «законодательным обязательством для ЕС». «Церкви и религиоз-
ные сообщества несут активное социальное служение в странах – членах ЕС, 
и если Евросоюз хочет эффективно бороться с бедностью и социальной не-
защищенностью, то существенно важно извлечь пользу из их многолетнего 
и всеохватывающего опыта» – сказал в свою очередь президент Еврокомис-
сии Жозе Мануэль Баррозу. Со своей стороны, президент Евросоюза Херман 
Ван Ромпей указал на необходимость учета инициатив Церквей в социальной 
сфере. По его мнению, проблема борьбы с бедностью – «проблема восстанов-
ления достоинства человеческой личности, поэтому культурные и этические 
вопросы должны особо приниматься во внимание» [9]. 
Наряду с этим, в Европе нарастает исламофобия. Практически все социо-
логические опросы, проводимые, в том числе, и ведущими социологическими 
агентствами мира, фиксируют устойчивый рост исламофобии в европейских 
странах. От 60 до 75% опрошенных уверены в агрессивности ислама, его же-
стокости, в существенном нарушении исламом гендерного равенства и т. п. 
Можно не без оснований предположить, что такой высокий уровень исламо-
фобии явился, среди прочего, и  результатом деятельности заинтересованных 
в таком положении вещей сил.  Это – тоже конструкт нового мироустройства.
Среди других тенденций участия религии в формировании нового ми-
роустройства коротко отметим следующие:
развитие диалога ислама и христианства (особо заметным этот диа-
лог стал после открытого письма 138 мусульманских богословов, с кото-
рым они обратились в 2007 г. к христианам всего мира). Диалог не означает 
унификации религии, не ведет он и к сдаче позиций какой-либо из религий. 
Впрочем, следует отметить, что и ждать многого от этого диалога не сле-
дует: в его итоге могут возникнуть формы солидарности в сферах социаль-
ного служения, культурной, духовной. Но существенные различия между 
религиями в догматической области неизбежно останутся, что всегда может 
привести к противостоянию верующих различных конфессий;
сближение Римско-католической и православных церквей в деле «хри-
стианского свидетельства секулярному миру». Задача такого свидетельства 
стоит  особо  остро,  так  как  Европа  быстро  теряет  остатки  христианских 
ценностей и может впасть в духовную прострацию, что приведет к краху 
всей европейской цивилизации;
очень заметна тенденция на усиление процессов политизации религии 
(о негативных проявлениях которой речь шла выше);
имеются попытки построения единой религии. Даже если предполо-
жить, что эти попытки исходят из самых лучших побуждений – с целью 
устранения, например, имеющихся между религиями разночтений и проти-
воречий – то и тогда такие попытки провокационны. Если же объединение 
религий имеет целью сначала – создание единой религии, а затем отказ от 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     15
религии  вообще  –  что  легко  будет  сделать,  ибо  единая  религия,  став  аб-
страктной, превратится в обычную философскую систему – то эта попытка 
бесчеловечна по существу, и может взорвать мир;
-  наконец,  тенденция,  имеющая  огромное  значение  для  глобального 
планирования  –  эсхатологическое  ожидание,  присущее  всем  авраамиче-
ским религиям – иудаизму, христианству и исламу. Это ожидание наделяет 
будущность человечества двойственным смыслом: с одной стороны, опти-
мизмом, связанным с окончательной правдой, а, с другой – условностью 
реалий, ибо все окончится апокалипсисом. 
В  геополитических  сценариях  развития  мира  противниками  религии 
ей чаще всего отводится роль средства дестабилизации внутристрановой 
или региональной ситуации. При этом в отношении религии осуществля-
ют следующие процедуры: 1. Устраняя религию из общества, добиваются 
снижения его духовности и нравственности, что позволяет эффективнее ма-
нипулировать людьми.  2. Религию компрометируют: ислам – как идейную 
основу терроризма; православие – как косную, догматическую, отсталую 
систему, не способную к развитию; католицизм – как притязающий на ми-
ровое господство. И все религии вместе – как противостоящие либераль-
ным ценностям. 3. Подменяют веротерпимость (совершенно оправданную 
стратегию в отношениях между религиями) на толерантность ко всякому 
мировоззрению  –  даже  антирелигиозному.  С  целью  тиражирования  этих 
ложных в отношении религии мнений созданы и функционируют множе-
ство сайтов (по подсчетам специалистов – не менее 5 тысяч).
Если негативная роль религии в современном и грядущем мироустрой-
стве освещается широко, то в качестве стабилизирующего мир фактора ре-
лигия, как правило, не рассматривается. А вместе с тем, религия обладает 
большим потенциалом в снижении уровня вызовов и угроз современности. 
Развернутая аргументация этого тезиса затруднительна при кратком ее 
изложении, но общая логика примерно такова.  «Основное и самое главное 
в возможности религии быть очень мощной позитивной силой  состоит в 
том, что  духовная сфера бытия человека идейно, реально, грубо матери-
ально и даже энергетически предопределяет все остальные сферы и обла-
сти  действия  человека.  Именно  духовное  –  суть  и  сущность  человека,  а, 
значит, и общества и государства. Но религия как раз и регулирует сферу 
духовного и, регулируя ее, религия способна оказывать определяющее вли-
яние на весь спектр жизни человека, общества и государства. В этом состо-
ит ее уникальная возможность позитивного влияния на будущность мира. 
Однако в современном мире доминирует искаженное восприятие религии. 
Мнимо-почтительные,  мнимо-религиозные  стереотипы,  господствующие 
в  общественном  сознании  большинства  наших  современников,    создают 
впечатление религиозной насыщенности общественной и государственной 
жизни современного мира, что на деле далеко не так» [10]. 
Косиченко А.Г. Религия в конструктах нового мироустройства

16     Адам әлемі | 1(51) 2012
Обращение к религии в ее сущностной способности пробуждать в лю-
дях нравственность, ответственность, любовь, веру, надежду – все то, что 
приближает человека к Богу, это обращение и  позволяет реализовать воз-
можности религии в снижении уровня агрессивности современной полити-
ки и одухотворении бытия в целом.
                                                  
Литература
1. Киссенджер Г.  Мир должен выковать новый порядок или провалиться в хаос. 
The Independent (Великобритания), 22/01/2009 // http://www.europespb.ru/modules.ph
p?name=Articles&pa=showarticle&articles_id=185
2. Признание важности Рождества Христова и Христианской веры // Резолюция 
Палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов Америки от 06.12.2007 
(HRES 847 IH1S; первая сессия 110-го Конгресса).
3. Олбрайт М. Религия и мировая политика. / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес 
Букс, 2007.– С. 191.
4. Там же. – С. 192–193.
5. Белый  дом  создал многомиллионный инвестиционный фонд развития техноло-
гий в исламском мире // http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=12565729520000000820
6. Выступление государственного секретаря Хиллари Клинтон на презентации 
Доклада о свободе вероисповедания в странах мира за 2010 год. 17 ноября 2010 г. 
Вашингтон // http://www.america.gov/st/democracy-russian/2010/November/2010111
8121644x0.4200512.html
7. Папа Римский Бенедикт XVI в своей новой энциклике – окружном послании 
католикам – возлагает вину за глобальный финансовый кризис на алчность и эгоизм. 
Послание, которое выходит в свет во вторник, накануне саммита “Большой восьмер-
ки” в Италии, призвано напомнить людям, в первую очередь, мировым лидерам и 
банкирам, об их моральном долге, отмечает корреспондент Би-би-си в Риме Дэвид 
Уилли. Послание Caritas in Veritate публикуется накануне встречи лидеров “Боль-
шой восьмерки”, которая состоится в итальянском городе Лаквила // Русская служба 
Би-Би-Си. – 2009, 7 июля.
8. Послание Предстоятелей Православных Церквей.  Фанар. – 2008, 12 октября.  
http://www.pravoslavie.ru/news/27880.htm
9. В руководстве ЕС намерены более активно взаимодействовать с религиозны-
ми организациями // Интерфакс-Религия.  – 2010, 20 июля.
10. Косиченко А.Г. Возможности  религии в снижении уровня угроз современно-
сти // Журнал «Известия национальной Академии наук Казахстана». Серия общес-
твенных наук. – 2010. – № 5. – С. 57.
Опубликовано в: Сборник материалов Первого Евразийского конгресса по-
литологов, г. Алматы, 14

15 марта 2011 г. / Под. ред. Алиярова Е.К. – Алматы: 
Казахстанский  центр  гуманитарно-политической  конъюнктуры,  2011.  –  477  с.            

 С. 404–413.
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     17
  
          ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС                                                      
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ                                                                
      ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
                 Зарема Шаукенова
Мировое  информационное  поле,  а  вместе  с  ним  и  сознание  отстают 
от темпов развития исламской мысли. Посмотреть хотя бы декларацию о 
правах человека, принятую в рамках ОИК. Фактически, это 
– 
новый юри-
дический феномен, гармонизирующий между собой требования растущей 
исламской уммы с современными социальными тенденциями. Мировое и, 
особенно, западное сознание остается в заложниках штампов застарелого 
мышления. В исламском мире происходит женская революция, вплоть до 
возникновения  «исламского  феминизма».  Крупнейшие  лидеры  исламско-
го мира, даже такие экстравагантные из них, как президент Ирана Махмуд 
Амадинежад  и король Ливии Муаммар Каддафи, прозванный «львом пу-
стыни», поднимают женский вопрос в исламских обществах. 
Так, в рамках встречи с женской аудиторией в Италии в ходе официаль-
ного визита в эту страну в середине июня 2009 г. лидер ливийской револю-
ции М. Каддафи обратился к исламскому миру с сенсационным призывом 
к «женской революции». Им было подчеркнуто, что мужчины арабского и 
мусульманского мира обращаются с женщинами «как с мебелью». «Жен-
щина 

 как мебель: ее могут поменять, когда захотят, и никто никогда не 
спросит, почему сделали именно так. Миру необходима женская револю-
ция, основанная на культурной революции».
М. Каддафи назвал себя поборником равноправия женщин. В подтверж-
дение своих слов он напомнил, что еще в 2003 г. Ливия ратифицировала Фа-
культативный протокол к Конвенции ООН по правам женщин. Кроме того, 
ливийская сторона настаивает, что в Ливии у женщин больше прав, чем в 
какой-либо другой стране исламского мира. Сам М. Каддафи еще в 1975 г. 
выпустил манифест, в котором заявлял о полном равноправии женщин и 
мужчин, а любая дискриминация слабого пола 

 вопиющее нарушение. 
Вместе с тем, уже в этом году – в марте 2010 г. президент Ирана предложил 
назначить  на  должность  заместителя  председателя  Организации  Исламская 
Конференция одну из женщин, представляющих страны 
– 
участницы ОИК. 
В заявлении Махмуда Ахмадинежада сообщается, что «Ислам придает 
большое значение верующим женщинам и их роли в общественности. Учи-

18     Адам әлемі | 1(51) 2012
тывая решение ОИК в связи с увеличением роли женщин в управлении, а 
также с целью улучшения их положения в исламском обществе, предлагаю на-
значить на должность одного из своих заместителей одну из интеллигент-
ных женщин из исламской страны. Этот шаг будет шагом поддержки ОИК 
по улучшению положения женщин».
Таким образом, в рамках исламского мира, в том числе ОИК, женский 
вопрос поднимается все более настоятельно. В исламской декларации прав 
человека, принятой на саммите ОИК в 1990 г., буквально говорится следу-
ющее. В статье 1: «Все люди равны относительно основного человеческого 
достоинства и основных обязательств и ответственности, без какой-либо дис-
криминации по признаку расы, цвета кожи, языка, пола, религиозных убеж-
дений, политических воззрений, социального статуса или других признаков».
Статья  5  декларации  гласит:  «Мужчины  и  женщины  имеют  право  на 
вступление в брак, без каких-либо ограничений, связанных с расой, цветом 
кожи и национальностью, при этом никто не может помешать им восполь-
зоваться этим правом». 
Статья 6: «Женщина равна мужчине человеческим достоинством и име-
ет право пользоваться равными правами, также, как и выполнять свои обя-
занности; она обладает собственными гражданскими правами и финансо-
вой независимостью, а также правом сохранить свою девичью фамилию».
Безусловно,  зачастую  за  красивыми  заявлениями  не  всегда  стоит  ре-
альное наполнение. Так, в Ливии сам М. Каддафи неоднократно называл в 
качестве главной миссии женщин семейный очаг. При этом контрацепция 
и работа в сферах, где заняты преимущественно мужчины, гражданкам Ли-
вии запрещены.
На первом международном конгрессе по исламскому феминизму в Бар-
селоне в октябре 2009 г. отмечались две ключевые проблемы, препятству-
ющие высвобождению женщины в исламском мире. С одной стороны, это 
– 
искаженная интерпретация Корана в исламских странах, в результате чего 
роль женщин принижается. Бывшая сотрудница МИД Пакистана Асма Бар-
лас на конгрессе так и заявила, что «в священных текстах нет ничего, что 
говорило бы о низшем статусе женщины. Но мы страдаем от несправед-
ливой традиции, созданной мужчинами и для мужчин». При этом она под-
черкнула, что сексизм на основе неправильной интерпретации священного 
писания в таких странах, как Пакистан, имеет крайние формы. Она отме-
чает, что, если бы она допустила свободные выражения о роли женщин в 
исламском мире, то против нее приняли бы фетву и попытались бы казнить. 
Один  из  организаторов  конгресса,  Абеннур  Прадо,  заявила,  что  «речь 
идет о культурной революции в исламе, о которой говорят недостаточно... 
В 20-е годы были мощные всплески в Египте, а в 90-е годы начался подъем 
мусульманского феминизма почти везде – как реакция на ваххабизм и уль-
траортодоксальные догмы. Хотя достигнутый с тех пор прогресс достаточно 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     19
скромен, сегодня эти движения набрали силу. Они устанавливают связи друг 
с другом, разрабатывают общую стратегию. Их кредо – «джихад полов», объ-
явление войны «мачистской и сексистской интерпретации» Корана».
Но есть и другая проблема. Она возникла как часть скептических на-
строений на Западе в отношении мусульманских стран. Иранская социолог 
Валентина Могадам, работающая в ЮНЕСКО, отметила, что мусульман-
ские феминистки «в огромном моральном долгу» перед западными феми-
нистками. Однако рядом со светскими феминистками они чувствуют себя 
неуютно. «Мы оказались меж двух огней – исламскими фундаменталистами 
и западными феминистками, для которых религия есть синоним угнетения. 
Но и вернувшись к кораническим истокам, мы вполне можем бороться за 
свои права». Скепсис в отношении мусульманских стран порождает расизм 
в Европе. Поэтому положение женщин в странах Ислама – это проблема 
взаимосвязанная. Она касается не только обществ, относящихся к ислам-
скому миру, но и западных. 
То есть мы можем наблюдать неуклонное прорастание гендерных дис-
курсов в казалось бы, самой консервативной территории мира – исламских 
обществах. Мир сегодня нуждается в гармонизации повестки дня, поднима-
емой на Западе и Востоке. Казахстан в этом плане стал одним из лидеров, 
выступающих за совмещение дискурсов. В рамках подготовки к председа-
тельству в ОБСЕ Казахстан призывал исламские страны активно включить-
ся в процесс оформления повестки дня для ОБСЕ. Это делалось с учетом 
перспектив председательства Казахстана в ОИК, последующего после года 
руководства страны в ОБСЕ. 
Как отметил в июле 2008 г. глава казахстанской социологической ассо-
циации в бытность министром иностранных дел Марат Муханбетказиевич 
Тажин  в  статье  «Казахстан 

  Организация  Исламская  Конференция:  пара-
дигма толерантности», «...представители мусульманских стран с воодушев-
лением  восприняли  факт  председательства  нашей  страны  в  ОБСЕ  в  2010 
году, рассматривая данный вопрос как возможность налаживания широкого 
сотрудничества ОИК с ОБСЕ, особенно в сфере борьбы с проявлениями ксе-
нофобии и исламофобии, расовой нетерпимости, борьбы с наркотрафиком и 
нелегальной миграцией, адаптации мусульман в западных обществах». Вы-
сокую оценку получили казахстанская инициатива о созыве форума мини-
стров иностранных дел мусульманских и западных стран «Общий мир: про-
гресс через разнообразие» и предложение Президента РК Н.А. Назарбаева об 
объявлении 2010 года Международным годом сближения культур.
Толерантность – составляющая казахстанского лозунга в год председа-
тельства в ОБСЕ. В этом плане Глава нашего государства, Президент Нурсул-
тан Абишевич Назарбаев в интервью телеканалу «Евроньюс» в ноябре 2010 г. 
подчеркнул важность толерантности как глобального тренда по укреплению 
межцивилизационного и межкультурного диалога. При этом Президент вы-
З. Шаукенова. Гендерный дискурс в деятельности ...

20     Адам әлемі | 1(51) 2012
делил два важных аспекта. Первый 
– 
о том, что Казахстан активно продвигает 
сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современно-
го мироустройства и перспектив его дальнейшей эволюции. Очевидно, что 
в этом крупном вопросе часть принадлежит и гендерной тематике. Европа 
страдает от расизма, ксенофобии. Во Франции, например, законодательно за-
прещается ношение хиджаба. При этом в июне 2010 г. меры здесь ужесточе-
ны, установлены штрафы. Для тех, кто носит хиджаб, его размер составляет 
до 150 долл., кто принуждает носить – 37,6 тыс. долл. Что это 
– 
попытка за-
щитить демократию, или новая форма расизма и сексизма? В США, евро-
пейских странах с трудом решаются вопросы о возведении мечетей и даже 
захоронении мусульман. Какие масштабы, например, приобрел вопрос о по-
строении мечети в Нью-Йорке на месте разрушенного торгового центра. 
В Казахстане вопрос толерантности, межэтнического и межконфессио-
нального согласия является одним из национальных преимуществ и досто-
инств. По данным социологического исследования, проведенного в нашей 
стране на фоне известных событий в Кыргызстане, согласие между этно-
сами и религиями входит в семерку важнейших, благодаря которым, у нас 
не происходит то же самое, что у соседей. Каждый четвертый выделил это 
преимущество. 36,7% сказали о внутриполитической стабильности, 33,4% 

  авторитетном  лидере  страны,  30,4% 

  грамотном  управлении  страной, 
28,8% 

 сильной власти, 28% 

 экономическом росте и 26,3% 

 более спо-
койном менталитете коренного народа. 
В этом плане второй аспект, отраженный Президентом Н.А. Назарбаевым 
в названном интервью, это 
– 
то, что тематика толерантности будет в центре 
внимания и в ходе председательства Казахстана в Организации Исламская 
Конференция в 2011 г. Причем толерантность будет рассматриваться в ши-
роких контекстах, как было подчеркнуто в высказывании Главы государства. 
Таким  образом,  мы  можем  говорить  о  наступлении  важного  времени 
для реализации еще одного преимущества казахстанской модели развития 
– это гендерная политика. Не только межэтническое и межконфессиональ-
ное согласие, но и проведение последовательной политики по обеспечению 
равноправного  участия  полов  в  государственной  и  общественной  жизни. 
Это 

 гендерная толерантность. Сегодня Казахстан отличается наличием в 
структуре  власти  Национальной  комиссии,  отвечающей  за  гендерные  во-
просы, регулярно проводимыми форумами женщин. В составе правитель-
ства 
– 
3 женщины. Причем они отвечают за ведущие социальные отрасли 
и перспективы экономического развития. Мы гордимся, что во главе ми-
нистерства труда и социальной защиты населения 
– 
Гульшара Наушаевна 
Абдыкаликова, министерства экономического развития и торговли 

 Жанар 
Сейдахметовна Айтжанова, министерства здравоохранения 

 Салидат Зе-
кеновна Кайырбекова. Все они входят в число 50-ти наиболее известных 
государственных и общественных деятелей Казахстана. 
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     21
Думается, что в рамках ОИК Казахстан мог бы продвинуть свой опыт 
гармоничного включения в процесс развития женского ресурса. Казахстан 
– часть исламского мира. Это общеизвестно. Но здесь в принципе не воз-
никают проблемы в плоскости женской религиозности. 
Например,  по  городу  Алматы  доля  женщин,  исповедующих  ислам, 
достигает  65,8%.  Мужчин  здесь  больше  –  72,3%.  При  этом  по  доле  под-
держивающих ношение хиджабов и мужчины, и женщины равны – около 
39%. Причем число полностью поддерживающих ношение хиджабов среди 
мужчин даже меньше – 16,8, против 19,5% у женщин. То есть, фактически, 
мы имеем дело со свободным выбором, желанием определенной части жен-
ского населения в Алматы носить специальную женскую одежду, надевать 
платок. Здесь, очевидно, должна быть толерантность не только между рели-
гиями, но и между теми, кто принимает определенный жизненный выбор. 
В  этой  связи  характерен  опыт  женщин-мусульманок,  отстаивающих 
свое право ношения хиджаба. Ярким примером является Хайрунисса Гюль, 
супруга нынешнего президента Турции, которая стала первой в истории же-
ной главы Турции, носящей хиджаб. Она обращалась в Европейский суд по 
правам человека по поводу запрета ношения платка во время своей учебы. 
Президент Н.А. Назарбаев в своем интервью в ноябре 2010 г. выдвинул 
очень важный тезис о стремлении Казахстана продемонстрировать всему 
миру, что «ислам, прогресс и демократия 
– 
совместимы». В стране доми-
нирует мусульманское население, что не препятствует, однако, успешной 
реализации социально-экономических и политических реформ, последова-
тельной интеграции в демократическое международное сообщество. 
Например, по городу Алматы свыше 51% опрошенных отнесли Казах-
стан к странам исламского мира. Вместе с тем, благоприятными, спокойны-
ми или, по крайней мере, нейтральными отношения между представителя-
ми разных конфессий назвали 92,5%. 
Получается, секрет межконфессионального счастья по-казахстански 
– 
в 
особом номадическом характере, открытом для всех степных ветров. Опрос 
по Алматы во втором квартале 2010 г. показал практически равномерное 
разделение респондентов на тех, кто считает, что Алматы становится бо-
лее западным городом (22,3%), более восточным, мусульманским (22,9%), 
и тех, кто говорит о смешении разных процессов (29%). Еще есть 19,6%, не 
наблюдающих особых изменений. 
В Казахстане реализуется модель диалектического сознания, когда об-
щество склоняется к сочетанию и преумножению, чем разделению и отни-
манию. Это 
– 
простая, но очень важная черта толерантности. В этой форму-
ле находит свое место и гендерная политика. Уже признано, что Казахстан 
успешно развивается на фоне центральноазиатских и иных мусульманских 
стран,  благодаря  умелому  вовлечению  женского  человеческого  капитала. 
Думается, что, если мусульманский мир будет поступать также, то вся ми-
З. Шаукенова. Гендерный дискурс в деятельности ...

22     Адам әлемі | 1(51) 2012
ровая цивилизация будет развиваться быстрее. Не случайно, сегодня гово-
рят о чуде мусульманских держав. Например, Малайзия, отличающаяся вы-
сокими темпами экономического развития. В июле 2010 г. в этой стране, 
считающейся одной из самых исламизированных, впервые шариатский суд 
назначил на должности судей женщин. Бывшие сотрудницы Исламского су-
дебного департамента правительства были назначены шариатскими судья-
ми в важных административных центрах Куала-Лумпур и Патраджайя. Об 
этом сообщил сам премьер-министр Малайзии Наджиб Разак.
Внимание  к  исламу  и  исламским  обществам  будет  неуклонно  повы-
шаться. По оценкам экспертов, в ближайшие 20

30 лет ислам станет самой 
многочисленной  конфессией  в  мире,  опередив  пока  преобладающее  хри-
стианство. В западных обществах женщины добились определенного поло-
жения, приближающегося к равенству полов. Это начинает проникать даже 
в сферу религиозных процедур. Например, в Швеции женщины избираются 
на пост епископа – высший сан в христианской церкви. В Англиканской 
церкви с 1994 г. женщинам разрешено становиться священниками. 
Положение  женщин  в  исламских  обществах  стало  одним  из  парагра-
фов в выступлении президента США Б. Обамы в Каирском университете в 
июне 2009 г. Данное выступление эксперты охарактеризовали как попытку 
примирения США и исламского мира. Ситуация в их взаимоотношениях 
характеризовалась как раскол после иракского кризиса 2003 г. 
Таким образом, на наш взгляд, казахстанская модель гендерной полити-
ки  –  это  важный  аргумент  как  в  пользу  председательства  нашей  страны  в 
ОБСЕ, его успешности, так и руководства в ОИК. Гендер – это методология 
гармонии не только межполовой, но и социальной, взятой в широком контек-
сте. Укрепление роли женщин в мировых процессах будет способствовать 
модернизации ценностей развития. Это 

 один из путей выхода из глобально-
го кризиса, с которым столкнулась человеческая цивилизация в завершение 
первого десятилетия XXI века. Кризис экономик, финансовых систем, валют, 
военных, силовых политик, подавлений, агрессии. Возможно, через гендер 
прогнозы  о  межцивилизационных  столкновениях,  по  Хантингтону,  станут 
самоотрицающимися, т. е. нереализуемыми. Через гендерную гармонизацию 
возможна и более тесная и эффективная межкультурная гармонизация. 
Опубликовано  в:  Председательство  Казахстана  в  Организации  Ислам-
ская Конференция: гендерный аспект. – Сборник материалов конференции. 
– Астана, 2010. – С. 2932.
Религия в глобальном мире

1(51) 2012 | Мир человека     23
 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 
     В ИСЛАМСКОМ МИРЕ:
ДВИЖЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ
      
     Галия Курмангалиева
В современной литературе, изучающей исламскую философию, обще-
принятой  является  периодизация,  которая  включает  в  себя  три  периода 
развития исламской философии. Первый период – средневековый (класси-
ческий) – охватывает VIII–XV вв., второй – позднесредневековый – XVI–
XVIII вв.; и, наконец, третий период – современный – начинается со второй 
половины XIX в. и продолжается по настоящее время. 
Третий период развития исламской философии отличается от предше-
ствующих тем, что, прежде всего, он по своим социокультурным, социаль-
но-политическим и идеологическим условиям был тесно связан с историче-
ской колонизацией стран исламского Востока ведущими странами Запада и 
последующим освобождением от колониальной зависимости. Эти трудные 
исторические  процессы,  которые  имели  своею  целью  построение  новых 
независимых государств, сопровождались неоднозначными и противоречи-
выми процессами трансформации в духовной, культурной и социально-по-
литической сферах общества. Они были сопряжены со сложными поисками 
идентичности, с определением путей и средств модернизации исламского 
общества,  со  столкновением  традиции  и  новаций,  выявлением  того,  что 
значит духовное наследие прошлого для современности и как оно вписыва-
ется в реалии нового. 
Философские дискуссии и постоянная полемика, противостояние и по-
иск консенсуса, выработка новых ориентиров и их включенность в миро-
воззрение традиционного общества, жизненно заинтересованное обсужде-
ние  проблем  исламского  общества,  его  отношение  к  науке,  технологиям, 
образу жизни и ценностям западного общества, все это – лишь небольшая 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет