Экзаменационные вопросы по курсу «эстетика» Предмет и методы эстетики. Метод макроанализа. Метод исторической типологии художественного сознания. Самоценность и/или культурная репрезентативность искусства



Дата02.04.2019
өлшемі67.05 Kb.
түріЭкзаменационные вопросы


Экзаменационные вопросы по курсу «ЭСТЕТИКА»


  1. Предмет и методы эстетики. Метод макроанализа. Метод исторической типологии художественного сознания. Самоценность и/или культурная репрезентативность искусства.

  2. Г.Зедльмайр о роли художественного процесса в духовной эволюции общества (по работе «Искусство и истина», гл 5).

  3. Образ в искусстве и образ в действительности. Теория мимесиса.

  4. Канонически-христианские и языческие мотивы в средневековом искусстве. Теории иконоборчества и иконопочитания

  5. Художественное видение и картина мира. Внешние и внутренние факторы модификации языка искусства.

  6. Художественно-исторические циклы и непрерывная история искусств. Дискретность и континуальность художественного процесса.

  7. Онтология искусства. Способ существования произведения. Разнообразие возможностей художественного текста как источника смыслообразования.

  8. Художественный образ и знак. Соотношение “синтаксиса действительности” и “синтаксиса искусства” в разные культурные эпохи.

  9. Художественно-исторические циклы и непрерывная история искусств. Проблема дискретности и континуальности художественного процесса.

  10. Эволюция искусства как эволюция человека. Проблема «границ» искусства.

  11. Мера человеческого в искусстве: исторические модификации

  12. Концепция исторических фаз развития искусства Гегеля (символическое, классическое, романтическое).

  13. Макс Дворжак о языке художественных форм и их содержательных соответствиях. (По фрагментам работы «История искусства как история духа»).

  14. Художественно-историческая эпоха. Опыт обнаружения межэпохальных границ в истории искусства. Нетождественность художественного и общекультурного циклов.

  15. Внутренняя логика ренессансной культуры и причины ее кризиса.

  16. Взаимодействие цивилизации и искусства в истории. Эстетико-социологические теории искусства (Бердяев, Швейцер, Адорно, Тойнби).

  17. М.Шапиро об эстетических и культурологических аспектах художественного стиля. (По работе “Стиль”).

  18. Искусство как “генофонд” культуры. Возможности искусства в созидании и в разрушении культурных норм (на примере барокко и классицизма).

  19. Гносеология искусства. Особенности языка искусства. Природа художественного образа.

  20. Искусство в условиях устойчивой и переходной культурной эпохи. Модификация основных функций и измерений.

  21. Культурно-историческое бытие мифа. Миф и архетипические формы мышления в искусстве ХХ века.

  22. Искусство и мораль. Искусство и религия. Проблема нередуцируемости художественного содержания.

  23. Понятие “наивного” и “сентиментального” искусства в эстетике Шиллера.

  24. Структурализм о принципах анализа художественного текста.

  25. Искусство и игра: общее и особенное. Игровой фермент во внехудожественных формах эстетического.

  26. Искусство в культуре постмодернизма. Утопизм и антиутопизм. Патетика и ирония. Непреложность и игровое начало.

  27. Ж.-П.Сартр о природе искусства и социальных функциях творчества (по работам «Что такое литература?» и «Экзистенциализм - это гуманизм»).

  28. Особенности интерпретации произведения искусства. О соотношении понятий художественной ценности и научной истины.

  29. Новые формы художественной опосредованности в искусстве модернизма (по работе Н.Саррот “Эра подозренья”).

  30. Андре Бретон. Второй манифест сюрреализма: эстетические принципы.

  31. Искусство и философия (по работам Гадамера “Философия и поэзия», «Философия и литература»).

  32. Элитарное и массовое в искусстве. Дж.Кавелти о природе формульных повествований в искусстве (по работе «Формульные повествования как искусство и популярная культура»).

  33. В.Беньямин о понятиях художественного оригинала и художественной ауры в новейшем искусстве (по работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»).

  34. Истоки и основные принципы неклассической эстетики. Теории искусства Бальзака, Стендаля, Золя.

  35. Художественная культура и эстетические теории эллинизма.

  36. Жан Кокто о поиске новых форм выразительности и критериях подлинности в искусстве ХХ века (по работе «Беседы о кинематографе»).

  37. Культурологические и эстетические идеи Жана Бодрийяра. Понятие трансэстетики (по работе «Прозрачность зла» - первые три раздела).

  38. Эстетические взгляды Д.Дидро.

  39. Оскар Уайльд о природе художественного воображения и онтологических возможностях искусства (по работе «Упадок лжи»).

  40. Эстетическая теория Коллингвуда: искусство как выражение и искусство как воображение (по работе «Принципы искусства», главы 6 и 7).

  41. Ф.Шлегель о природе романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Теория иронии. (По работам “Идеи”, “Разговор о поэзии”).

  42. Генрих Вельфлин о природе универсалий в искусстве. Пластичность и живописность (по работе «Основные принципы истории искусств»).

  43. Художественная идиоматика и проблема осимволичения языка новейшего искусства (по работе М.Мерло-Понти «Око и дух»).

  44. Кант о понятии прекрасного и особенностях произведения искусства. Понятие «целесообразности без цели».

  45. Этьен Жильсон об этапах рождения произведения и механизмах художнической рефлексии (по работе «Живопись и реальность», глава четвертая).

  46. Платон об истоках формообразования в искусстве (по работам «Ион», «Пир»).

  47. Становление нового художественного видения: эстетические и культурологические аспекты (по работе Ортеги-и-Гассета “Дегуманизация искусства”).

  48. А.Камю о возможностях и предназначении художественного творчества (по работе «Миф о Сизифе»: глава «Философия и роман»)

  49. Т.Адорно о природе и социальных функциях художественного творчества (по работе «Введение в социологию музыки»).

  50. Своеобразие стилевого развития Нового времени: от гомогенности к гетерогенности. Теория и практика искусства 17-18 веков.


ЛИТЕРАТУРА для подготовки к экзамену по специальности “Эстетика»:
а) по всему курсу:
Кривцун О.А. Эстетика. Учебник для гуманитарных вузов. М. Аспект Пресс.1998, 2000, 2001, 2003..
О.А.Кривцун. ЭСТЕТИКА. М. Юрайт. 2014, 2016, 2018.

Третье издание (для магистратуры вузов) .


б) по историческим и источниковедческим вопросам:
Шлегель Фридрих. Идеи. Разговор о поэзии. // Шлегель Ф. Эстетика.Философия.Критика. М.1983. Т.1.
Кант Иммануил. Книга первая. Аналитика прекрасного. Книга вторая. Аналитика возвышенного. // Кант И. Критика способности суждения. СПб. 1995 г. Стр.147 - 196.
Шиллер Фридрих. О наивной и сентиментальной поэзии. // Шиллер Ф. Собр.соч. в шести тт. М.1959.Т.6. или любое другое издание.
Шапиро Мейер. Стиль // Альманах “Советское искусствознание”. М.1988. № 24.
Саррот Натали. Эра подозренья // Писатели Франции о литературе. М.1978.
Беньямин Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.1996.
Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.1991.
Кавелти Джон. Формульные повествования. //Новое литературное обозрение. 1996. № 22.
Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.1999. (Глава VI: “Искусство как выражение”, глава VII: “Искусство как воображение”).

Гадамер Ганс. Философия и поэзия. Философия и литература. //Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.1991.
Вёльфлин Генрих. Основные понятия истории искусств.СПб.1994 (Стр. XII-XIX, 1-93).

Зедльмайр Г. Искусство и истина. Глава 5:»История искусства как история духа»

(Стр.113-134); глава 6 «Проблемы интерпретации»(стр.134-163). СПб.2000..


Бретон Андре. Второй манифест сюрреализма.// Антология французского

сюрреализма. М.1994.



Адорно Теодор Эстетическая теория. М.2001. (Разделы: Философия истории нового и далее); Страницы 32-51.
Камю Альбер Миф о Сизифе.// Сумерки богов. М.1990. Раздел «Абсурдное

творчество» (с.287-318).


Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки богов.М.1990. С.319-344.

Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков. М.1987. С.313-334.


Мерло-Понти Морис. Око и дух. // Французская философия и эстетика ХХ

века. М.1995. Части 1,2,4,5. Стр. 215-252. (За исключением части 3); стр. 229-238.


Дворжак Макс. История искусства как история духа. СПб.2001. Глава: «Новое отношение к искусству» - Стр.134-176.; и глава «Эль Греко и маньеризм». Стр.299-318.
* * *
Дополнительные материалы к экзамену по Эстетике можно прочесть на авторском сайте О.А.Кривцуна по адресу: http://o-krivtsun.narod.ru
Там же выложен текст его учебника «ЭСТЕТИКА».


Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет