Е. В. Кондратюк



бет1/11
Дата29.11.2017
өлшемі1.95 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Минобрнауки РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Автомобильный институт

Кафедра «Общей инженерной подготовки»



Е.В. КОНДРАТЮК

ОСНОВЫ АНТРОПОлогиИ

Учебно – методическое пособие

Нижний Новгород

2011

ББК 28.71



К-64

Кондратюк Е.В. Основы антропологии: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 179 с.

Рецензенты:

Максимова Надежда Львовна – кандидат биологических наук, доцент (Нижегородский государственный педагогический университет).

Судьин Сергей Александрович – кандидат социологических наук, доцент (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет).
Настоящее пособие включает теоретические материалы по антропологии, может быть использовано при применении активных форм обучения, методические указания, вопросы для самоподготовки по курсу.

Учебное пособие предназначено для студентов очной, заочной форм, вечерней форм обучения, а также рекомендовано студентам, изучающим учебную дисциплину «Концепции современного естествознания» или курс «Антропология».

© Е.В. Кондратюк, 2011

© НГПУ, 2011


Введение
Настоящее учебно-методическое пособие разработано студентам очной, заочной и вечерней форм обучения и студентам, получающих второе высшее образование, по направлению подготовки «Психология управления», а также студентам изучающих такие дисциплины как «Биология», «Экология человека», «Антропология», а также учебную дисциплину «Концепции современного естествознания».

Основная цель антропологии как науки состоит в том, чтобы помочь человеку познать самого себя овладеть необходимыми знаниями об облике человека, его прошлом, настоящем, будущем, о многообразии индивидов, и тех изменениях, которые происходили и происходят с людьми в процессе их эволюции. Познание человека стало предметом изучения философии и множества естественных наук.

Именно из-за своей специфики современная антропология заняла особое место в системе естественных и общественных наук, так как интегрирует разнообразные знания о человеке, такие как общебиологические, медицинские, географические, экологические, социальные, философские, этнические, этнографические и другие, таким образом, в настоящее время антропологические знания носят междисциплинарный характер и, безусловно, необходимы для любой профессиональной деятельности. Обладая подлинно научными знаниями о человеке, его биологической и социальной сущности необходимо научиться использовать их для достижения наилучшего результата в различных областях жизни и деятельности.

Профессиональные навыки и необходимые знания студены и слушатели, безусловно, должны получать не только на аудиторных занятиях, но и в результате самостоятельной работы, основанной на изучении материалов исследований, проводимых в данном направлении различными научными учреждениями и отдельными исследователями. Обучение в этом случае становится наиболее эффективным, так как идёт смещение акцентов от простого накопления знаний к выработке навыков и умений, их самостоятельному приобретению.

Учебно-методическое пособие будет полезно для студентов заочной и очно-заочной формы обучения и слушателей, получающих второе высшее образование. В настоящее время существует достаточно много учебной и научной литературы по антропологии (книги, статьи в различных научных журналах), множество материалов публикуется в открытом доступе в различных информационных сетях, но, к сожалению, авторы рассматривают те или иные вопросы антропологии, не адаптируя к конкретной учебной программе. Данное пособие содержит сведения, которые необходимы студентам и слушателям для подготовки к практическим занятиям, выполнения контрольной работы (для студентов заочной формы обучения), написанию рефератов и научных работ.

Для студентов дневной формы обучения, приведённые материалы станут хорошим дополнением при подготовке к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы. При подготовке к практическим занятиям студент может использовать теоретический материал, приведённый в настоящем пособии по соответствующей теме, а также использовать его при выполнении самостоятельной работы, при написании реферата и научной работы.

В учебно-методическом пособии приведены контрольные вопросы по разделам курса, что позволит студентам проверить степень усвоения учебного материала.

В пособии представлен перечень учебной литературы, которую необходимо использовать при изучении курса «Антропология».


1 Происхождение и эволюция человека

1.1 Антропология – наука о человеке
По мере развития практической деятельности накапливались и расширялись знания людей об окружающем мире: о живых организмах, в том числе и о человеке. Постепенно сложились специальные науки, изучавшие человека, прежде всего ими стали, медицина и фармакология, затем сложилась отдельная наука – антропология.

Антропология – наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека (положение человека в ряду органических существ, происхождение человека, древние и современные типы человека, морфологические, половые и возрастные особенности человека).

Антропогенез – учение о происхождении человека (один из разделов антропологии).

Антропосоциогенез – учение о происхождении человеческого общества.

Антропология составная часть естествознания, основана на биологических науках – анатомии, физиологии, а также на знаниях геологии, палеонтологии, географии и т.п. Антропология связана не только с естественными, но и с гуманитарными науками, такими как история, социология, обществознание и другие.

В свою очередь на антропологических данных базируются медицинские науки, педагогика, психология и многие другие.

Антропология изучает: происхождения человека и человеческого общества, морфологию человека, особенности его конституции; древние и современные расы человека и многое другое.



1.2 Гипотезы происхождения человека

Любого человека в тот или иной момент посещает вопрос «Откуда взялся человек?». Хотя этот вопрос звучит просто, к единому мнению человечество пока не пришло. Проблемой возникновения развития человека занимается целый ряд наук, и в частности антропология. В антропологии выделено понятие – антропогенез, который рассматривает процесс выделения человека из мира животных. Происхождение человека рассматривают также философия, теология, история, палеонтология. В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, среди них можно выделить следующие (основные):

– теория творения (креационизм);

– теория внешнего вмешательства;

– теория пространственных аномалий;

– эволюционная теория.

Следует отметить, что несмотря ни на что ни одна из существующих гипотез происхождения человека (в том числе и эволюционная теория) не является строго доказанной. У каждой из них есть плюсы и минусы, белые пятна и загадки, которые раскрываются постепенно и очень медленно. В конечном счете, критерий выбора ответа на поставленный вопрос о происхождении человека является вера индивидуума в ту или иную теорию. Рассмотрим кратко первые три теории происхождения человека.

1.2.1 Теория творения (креационизм)

Древние люди объясняли появление человека влиянием различных сверхъестественных сил. В мифах и легендах разных народов говориться о том, что человек появился в результате превращения того или иного животного (медведя, дельфина, обезьяны) по воле Творца в подобное ему (Творцу) существо.

Малайская легенда говорит о том, что Святой Отшельник, призвал двух лесных обезьян, научил их ходить на задних конечностях, возделывать и употреблять в пищу хлебные злаки. В результате смены пищи, работы в поле, праведного образа жизни, молитв обезьяны изменились внешне: у них выпала шерсть, отпали хвосты, они научились разговаривать.

Мессопотамские мифы утверждают, что боги под предводительством Мардука убили прежних своих правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из неё возник первый человек.

В дошедших до нашего времени древнеиндийских рукописях говорится, что в мире властвовал триумвират богов – Шива, Кришна и Вишну, они и сотворили человека.

В христианской религии принята версия божественного сотворения Иеговой (Яхве) мира и человека, причём мужчина и женщина созданы из разных субстанций (мужчина из глины, а женщина из ребра мужчины, что подчёркивает их неравноценность уже в происхождении). Креационисты в большинстве своем, хотя и отвергают эволюцию, но они приводят неоспоримые факты в свою пользу. Они ссылаются на тот факт, что даже современная высокоточная техника не может воспроизвести зрение человека, то есть невозможно воспроизвести человеческий глаз, особенно сетчатку (100 миллионов полочек и колбочек; нейтронные слои, выполняющие 10 миллиардов операций в секунду).



1.2.2 Теория внешнего вмешательства

Согласно этой теории появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. Эта теория в наиболее простом варианте считает людей прямыми потомками инопланетян, попавших на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты теории внешнего вмешательства предполагают:

– скрещивание инопланетян с предками людей;

– Порождение человека разумного методами генной инженерии;

– создание первых людей гомункулярным способом;

– управление эволюционным развитием земной жизни, в том числе и эволюцией человека силами внеземного сверхразума;

– эволюционное развитие земной жизни (и человека) по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Две последние версии по своей концепции почти не отличаются от креоционистических представлений. Кроме вышеназванных существуют и другие, ещё более фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.



1.2.3 Теория пространственных аномалий

Эта теория утверждает, что материя и энергия являются не естественными элементами мироздания, а лишь пространственные аномалии; идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведёт к возникновению элементарных частиц.

Теория пространственных аномалий (в дальнейшем ТПА) предполагает, что мироздание – это система, состоящая не из двух, а из трёх первичных элементов: материя, энергия и аура. Аура – это информационный элемент мироздания, способная оказывать влияние на материю и энергию, но она зависит от них, взаимодействуя с ними. В современном понимании её можно сравнить с компьютером, который хранит и обрабатывает информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперёд.

Система «Материя – Энергия – Аура» стремится к постоянному расширению, усложнению структурной организации, а Аура являясь управляющим элементом системы, стремится к созданию разума. Именно разум позволяет перевести существование материи и энергии на новый уровень, где существует направленное созидание: изготовление предметов, не существующих в природе, и использование энергии, которую природа хранит в латентном состоянии или тратит впустую.

Сторонники этой теории приводят в доказательство своей гипотезы следующие факты. По их мнению, первые попытки создания разума появились ещё в позднем мезозое (60 – 70 миллионов лет назад), так как у некоторых видов хищных динозавров вдруг стал очень быстро увеличиваться мозг. Установлено, что такие динозавры могли отличаться сложным поведением, возможно, заботились о потомстве, вели стадный образ жизни и, по – мнению приверженцев ТПА вполне могли через несколько миллионов лет стать разумными. Но разразившаяся на Земле катастрофа (как предполагается падение огромного метеорита) погубила всех динозавров, поэтому всё было начато заново. Однако сторонники ТПА не считают Ауру богом, она не может сотворить разумное существо. Аура может лишь в результате сложных взаимодействий вызвать к жизни такие факторы, которые в дальнейшем могли бы привести к возникновению разума. ТПА объясняет этот следующим образом. В стремлении усложнения жизненных форм Аура просчитывает на несколько шагов вперёд перспективы каждого возникшего вида. Высокоспециализированные и поэтому бесперспективные вымирают, а тем видам, у которых имеются перспективы развития, помогает приобретать изменения в заданном направлении. Аура таким образом имеет энергетический и /или материальный потенциал, который позволяет ей вносить изменения в генетические структуры и вызывать у организмов заданные мутации. То есть, жизнь обусловлена не только биохимическими процессами, но и особыми волновыми явлениями на субстратном уровне. Иначе говоря, эти явления могут быть материальным эхом Ауры, а может быть и сомой Аурой.

1.2.4 Естественнонаучное обоснование животного происхождения человека (эволюционная теория)

У малайцев и многих других народов происхождение человека хотя и связано с действием сверхъестественных сил, но не отрицается его животное происхождение. То есть животная природа человека известна уже с древности. Научные представления о происхождении человека известны со времён Древней Греции. В книге Екклесиаста сказано, что человек представляет сам по себе животное, так как умирает точно так же, как и любое другое животное. Человек дышит и не имеет преимущества перед любым из них.

Малайский антрополог Сюзан Мулайо считает, что мужчины и женщины произошли от разных предков. Женщины от добрых и спокойных макак – резусов, мужчины – от шумных и злобных бабуинов. Поэтому доктор Мулайо считает их разными биологическими видами.

В систематическом отношении современный человек относится к царству животных, подцарству многоклеточных, типу хордовых, подтипу позвоночных (черепных), классу млекопитающих (зверей), подклассу высших, или настоящих зверей, отряду приматов, подотряду узконосых обезьян, семейству людей, человеческой трибе, роду человек и виду человек разумный, подвид человек разумный современныйHomo sapiens subspecies sapiens. Таким образом, видно, что человеческая «самость» проявляется только на самых низких уровнях иерархической системы – семейства, рода, и вида.

Человек, как и любой другой живой организм, является продуктом природы, её творением. Люди, не сведущие в биологии, считают себя «венцом творения», противопоставляют себя миру природы, это явление называется омфалоцентризм (греч. – omphalos – пупок). Английский натуралист и защитник природы Дж. Даррелл говорит о человеке как о совершенном существе, ставит на одну ступень с Богом, а с другой стороны − сравнивает с рыжей крысой, так как человек, как и крыса, вносит хаос и разрушение в природу, нарушает её равновесие.

Долгое время христианская религия утверждала свою точку зрения, боролась с инакомыслием, касающегося животного происхождения человека. Сомнения возникали на основании опыта обыденной жизни (болезней, строения тела и т.д.). Средневековый учёный Лючилио Ванини (родился в 1585 году, казнён в 1619 году) в своих трудах утверждал, что первые люди ходили на четырёх ногах, а затем перешли к хождению на двух, то есть был убеждён, что люди произошли от обезьян. В XV–XVII веке из Африки, Азии и Америки путешественники и торговцы стали привозить разные виды обезьян, в том числе и человекообразных (шимпанзе, горилл, орангутангов), у многих людей, в том числе и средневековых ученых, сомнения в религиозных утверждениях о божественном сотворении человека ещё более укрепились. В середине XVIII века Карл Линей положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей систематике животного мира («Система природы» 1735 год) он поместил человека в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Бюффон в 1766 году написал научную работу об орангутанге, где показал его сходство с человеком. П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. Французский археолог Ж. Буше де Перта в 40 – 50 годах XIX века обнаружил каменные орудия первобытного человека, жившего в одно время с мамонтом. Эти открытия опровергали библейские хронологии, они встретили бурное сопротивление, и только в 60-е годы XIX века идеи Ж. Буше де Перта были признаны в науке. Жан Батист Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения высвободил руки, изменил стопу, а стадный образ жизни привёл к возникновению речи.

Научную основу происхождения человека впервые доказал Чарльз Дарвин в 1871 году в своём труде «Происхождение человека». Его главная идея состояла в том, что человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Изучая происхождение человека, ранее и в настоящее время учёные делают выводы, основываясь на найденных останках, которые в большинстве случаев фрагментарны и немногочисленны.



1.3 Этапы становления человека

Первый этапвозникновение предков приматов. Древнейшие примитивные приматы возникли в конце мелового периода, их предками были древнейшие плацентарные млекопитающие – эндотерии. Антропологи считают, что предковой формой приматов было маленькое животное дотретичный предок насекомоядных типа туппаий (размером с крысу), ведущих полудревесный образ жизни. Древнейшие приматы возникли в Азии, откуда они расселились по материкам Старого Света и перебрались в Северную Америку. Именно примитивные формы приматов (в частности долгопятов) дали начало исходным формам обезьян Нового и Старого Света. Возникновение приматов по данным палеонтологии приходится на срок примерно 60 миллионов лет.

Предки примитивных насекомоядных млекопитающих выжили в условиях господства пресмыкающихся благодаря питанию насекомыми. Пресмыкающиеся почти не употребляли в пищу насекомых. У древних млекопитающих благодаря заботе родителей потомство выживало в большем количестве и менее зависело от окружающей среды, кроме того, по мнению палеонтологов, древние млекопитающие имели небольшие размеры тела, вели сумеречный или ночной образ жизни. Часть насекомоядных вела наземный образ жизни, другие приспособились к жизни на деревьях, что привело к изменениям в строении тела и конечностей.

Некоторые из насекомоядных стали передвигаться прыжками, при этом задние конечности стали более длинными и мощнее развиты, чем передние, а когти на пальцах задних ног стали бесполезными, они укоротились, уплощились и превратились в ногти. На передних конечностях они остались когтями, так как были необходимы для того, чтобы цепляться за ветки при прыжках.

У других древних насекомоядных постепенно происходили изменения пяточного отдела стопы, с одновременным развитием хватательных способностей передних конечностей, пальцы их удлинились для лучшего захвата ветвей и возникновению способности большого пальца противопоставляться остальным, для того, чтобы охватывать тонкие ветви. Таким образом, сформировался подотряд долгопятов (терзиоидов).

Способность держать тело в вертикальном положении выработалась под воздействием древесного образа жизни, это привело к тому, что укрепился позвоночный столб, произошла перестройка мышц спины, изменились функции нижних и верхних конечностей. Длина морды укорачивалась, череп округлялся. Происходили изменения органов зрения, так как необходимо было точно ориентироваться и правильно оценивать расстояния при прыжках, поэтому возникло стереоскопическое зрение, за счёт перемещения глаз на лицевую сторону черепа. Это было огромным эволюционным приобретением долгопятовых, по сравнению с предковыми формами приматов. Прогресс органов зрения привёл к ослаблению роли обоняния, по сравнению с наземными животными.

У предков примитивных древесных приматов выработались приспособления к лазанию. Передние и задние конечности их специализировались как хватательные. Передвигались они в равной степени как вертикально, так и горизонтально, поэтому, потомки этой группы становились всё более похожи на современных обезьян. Хватательные способности конечностей привели к тому, что начали развиваться специальные приёмники осязательных раздражений в виде выпуклых осязательных подушечек, покрытых линиями и узорами. У человека и обезьян папиллярными узорами покрыты ладони рук и подошвы ног. Движения животных становились сложными и разнообразными, что привело к развитию моторных участков мозга. Питание насекомыми дополнялось растительной пищей, что обогащало организм разнообразными веществами, а это стимулировало усложнение и рост объёма мозга. Эта группа приматов дала в начале палеогена ветвь полуобезьян (лемуров).



Второй этап – появление настоящих обезьян и предков человека. Изучение ископаемых останков древних обезьян и древних людей позволяет проследить возникновение характерных особенностей человека. Ископаемые широконосые приматы были обнаружены исключительно в верхнемиоценовых слоях у Санта-Круза (Патагония, Южная Америка). Исходными формами для них были североамериканские долгопяты, проникшие в Южную Америку. Широконосые обезьяны в Америке развивались совершенно изолировано от обезьян Старого света и в процессе естественного отбора достигли высокого уровня эволюции и своеобразной специализации (цепкий хвост). Несмотря на достаточно высокий уровень развития американские цебусовые обезьяны (к которым относят современную обезьяну коату) не могли быть предками человека.

Останки ископаемых низших узконосых обезьян, которые и были предками человека, в большом количестве встречаются в слоях из нижнего олигоцена, плиоцена и плейстоцена Старого Света. Ископаемые мартышковые, к которым относятся апидиум, ореопитек, макаки и павианы, были широко распространены в Европе, Азии, Африке. Происхождение обезьян Старого Света до сих пор спорен, считали, что они происходят от лемуров, однако более вероятно происхождение их от долгопятов. Предковой формой для более поздних человекообразных обезьян и соответственно гоминид является нижнее–олигоценовый проплиопитек, именно от него пошла эволюция «малых человекообразных обезьян» типа гиббонов, промежуточным звеном которой является плиопитек. Другой ветвью является линия крупных ископаемых человекообразных обезьян, представленных в миоцене сивапитеком, дриопитеком и другими формами.

Только в Старом Свете начиная с нижнего олигоцена, палеонтологи находят останки ископаемых человекообразных обезьян (приложения 1,2).

Миоцен – период развития высших обезьян. Многочисленные останки разных видов антропоморфных известны из миоценовых отложений в Европе, Индии, Экваториальной Африки. Их общее название дриопитеки (древняя древесная антропоморфная обезьяна, жившая в эпоху олигоцена), хотя некоторые из них не были чисто древесными существами, так как у них нет специализации к брахиации (передвижение по ветвям деревьев только с помощью рук, перехватывая ветви то одной, то другой рукой; ноги прижаты к животу либо вытянуты), и к передвижению по земле на четырёх конечностях. Они считаются «генерализованной» формой. Средой обитания для них был сухой лесной биотоп.

Дриопитеки – древнейшие антропоморфные обезьяны, очень близки к африканским высшим обезьянам, а по некоторым особенностям отдельные их формы более сходны с человеком, чем современные человекообразные.

Хорошо описано два вида дриопитеков: дриопитек Фонтанова и дриопитек Дарвинов. Анализ сохранившихся костей дриопитека Фонтанова привёл палеонтологов к выводу о том, они сходны с костями ныне живущих карликовых шимпанзе банобу, а останки скелетов дриопитека Дарвинова и других видов дриопитековых сходны со скелетами гориллы и шимпанзе.



Третий этап – появление человека. В 1934 – 1955 годах были найдены фрагменты разных видов человекообразных обезьяну, которые имеют много сходств с человеком. С 1924 по 1949 год в Южной Африке были многочисленные фрагментарные останки ископаемых антропоморфных обезьян, принадлежащих высшим приматам. Этих приматов объединили в одно подсемейство австралопитековых (три рода с пятью видами). Австралопитек (греч. – южная обезьяна) – прямоходящее, наземное, стадное, млекопитающее. Общее название нескольких видов древних антропоморфных обезьян (приложение 3).

Австралопитековые близки по строению к африканским высшим обезьянам, но они одновременно обнаруживают большое сходство с человеком, поэтому их относят к семейству гоминид. Это сходство: приспособленность к бипедии (передвижение на двух задних конечностях), в строении зубов, особенностях черепа.

Двуногая походка отличалась от человеческой и была несовершенной, так как строение таза и бедренной кости отличается от человеческих. Молочные и постоянные зубы австралопитеков сходны с человеческими. Череп парантропа (один из видов австралопитековых) сочетает в себе признаки высших обезьян и человека. Прагнатизм выражен слабо, полностью отсутствует подбородочный выступ, но лицевой скелет мощный и толстый.

Таким образом, на Африканском материке в период от 1 до 4 миллионов лет назад обитали существа, которые по способу передвижения (бипедии), строению зубов были ближе к людям, чем к антпропоморфным обезьянам, но по форме эндокрана они более сходны с шимпанзе, чем с человеком. По объёму головного мозга (абсолютная величина примерно 500 – 700 см3) они значительно уступали людям и немного превосходили современных шимпанзе и гориллу (соответственно 435 – 500 см3). Масса тела их была меньше, чем масса тела современных шимпанзе и гориллы. Стопа была схожа с человеческой, но кисть руки была архаичной. Они имели саггитальный гребень, не имели подбородочного выступа, на лице выделялся надбровный валик. Существа могли общаться между собой с помощью звуковых сигналов в виде криков. Значение находок состоит в том, что австралопитековые заполняют пробел в цепи существ, ведущей от животных к людям, и говорят в пользу признания Африки прародиной человека. Австралопитековых включают в семейство гоминид (включает современного человека и его предшественников) в качестве подсемейства австралопитековых.

Найденные вместе с австралопитековыми черепа павианов носили следы сильных раскалывающих ударов, что говорит об охоте на павианов с помощью длинных костей копытных. Австралопитеки использовали в качестве ударных орудий плечевые, бедренные и большеберцовые кости, колющих – рога, а в качестве режущих пластин и скребков лопатки, кости нёба и т.п.

В 1959 году был обнаружен череп существа, сходного с австралопитеком. Принадлежит череп по одним признакам парантропу (сагиттальный гребень, малые размеры клыков и резцов, плоский лоб и т.д.), по другим – австралопитеку (высокий свод черепа, глубокое нёбо и т.д.), но есть и много особенностей, резко отличающих его от других австралопитековых, его вначале выделили в особый род – зинджантроп. Скуловой отдел височной кости необычайно хорошо развит, имеются особенности в строении черепа. В тоже время там же были найдены останки, которые отличались от останков зинджантропа и были более схожи с человеком, которые позже в 1964 году обозначили как косные останки, принадлежащие виду Homo habiis –«человек умелый».

В 1891 –1893 году анатом и врач Евгений Дюбуа на острове Ява нашёл останки существа, получившего название питекантроп (географический вариант человека прямоходящего (pithekos – обезьяна, antropos – человек), относится к архантропам. Этот термин ввёл в биологию, а впоследствии его стали использовать в антропологии, Ч. Дарвин, который и выдвинул предположение, что между человеком и обезьяной когда-то существовало промежуточное звено, названное питекантропом. Зубы различаются по типу: коренные похожи на зубы орангутана, а предкоренные на зубы современного человека. Ёмкость черепа мозгового отдела приблизительно составляла 900 см3 (у современного человека примерно 1400 см3). Лоб покатый, похож на лоб шимпанзе. Свод черепа низкий, затылочный отдел уплощён сверху, подбородок едва обозначен. Имеется надглазничный валик в форме навеса. Головной мозг близок к мозгу человека, но примитивен, так как лобная извилина менее развита, чем у человека. Лобная крышка расположена выше, глазничная поверхность лобной доли более открыта – черта, резко выраженная у высших обезьян. Теменная доля менее развита, чем у человека. Бедренная кость напоминает человеческую по своему строению и размерам, рост существа был примерно 165-170 см.

В известковых пещерах около Пекина в начале 20-х годов были обнаружены более 40 частичных скелетов особей синантропов – мужчин и женщин разного возраста. У синантропа череп был с массивными надглазничными валиками, лоб низкий и покатый, похож на череп питекантропа. Челюсти массивные, подбородка нет, нос широкий и плоский. Мозговая полость была объёмнее, чем у питекантропа, от 850 см3 до 1220 см3, по возвышенности теменной области мозг синантропа переходный по отношению к мозгу неандертальца, но заострен и обращён вниз, как и у африканских антропоидов. Сильное выступание верхней челюсти (прогнатизм) говорит о примитивных особенностях. Синантропы умели изготавливать орудия труда, что доказывает факт того, что их руки были свободны, а передвигались они на двух ногах. Рост синантропов, определён по длине бедренной кости и составлял у мужчин 162 см, у женщин 152 см.

В 1907 году около города Гейдельберг были обнаружены челюсть с зубами антропоида, получившего – гейдельбергский человек, который обладал специфическими чертами строения челюстей, а строение зубов почти не отличается от зубов современного человека. У него клыки не имеют конической формы, не выдаются над общим рядом зубов, диастемы отсутствуют.

Питекантропы, синантропы гейдельбергский человек и другие представители этого вида человека объединяются под названием «архантропы» (старые люди). Костные останки архантропов известны из раннего и среднего плейстоцена Азии, Африки и Европы (их возраст определяют от 1,9 млн. лет до 360 тыс. лет). Все перечисленные представители ископаемых гоминид относятся к виду Homo erectus – человек выпрямленный. У всех архнантропов имелось высокое надбровье и мощный надглазничный валик, покатый лоб, низкий свод черепа с уплощённым затылочным отделом, сильный прогнатизм, отсутствие подбородочного выступа нижней челюсти. Походка была несколько неуклюжей, так как кости таза были сросшиеся. Считают, что наличие эндокранов свидетельствует о разрастании корковых полей, регулирующих направленные движения рук, развитие зон, которые обеспечивают анализ сигналов от зрительных, слуховых и тактильных центров, что позволяли мозгу совершенствовать звуковую сигнализацию (членораздельной речи не было, но возможно существование определённых сигналов). Питекантропы жили первобытным стадом, в котором развиты были инстинктивные формы взаимопомощи (между матерью и её детьми) осознанные формы вряд ли были обычны, проявлялись лишь в условиях определённых видов деятельности (охота и защита от врагов). Больных или немощных членов групп просто оставляли на произвол судьбы, не оказывая им помощи.

Питекантропы расселились по всем материкам Старого света, проникнув даже на острова Океании и пережив ледниковый период, вымерли в Африке и Европе с появлением неандертальца, а на островах Океании примерно 100 тыс. лет назад с появлением кроманьонца. Основной причиной вымирания питекантропа антропологи называют конкуренцию с неандертальцем и кроманьонцем, как с более совершенными видами.

Находка питекантропа была исключительно важной, так как ещё раньше в 1848 году были найдены ископаемые черепа и фрагменты скелета неандертальца, но неандертальцы менее примитивны по своей организации, чем питекантропы, главное неандертальцы почти не отличались от современного человека по объёму мозга. Находка питекантропа явилась важнейшим доказательством теории Дарвина о происхождении человека от высших обезьян.

Следующий этап антропогенеза связан с появлением древних людей – палеоантропов. Палеоантропы – это общее название ископаемых людей, которые более совершенны, чем архантропы, но менее совершенны, чем неоантропы. Костные останки палеоантропов известны из среднего и позднего плейстоцена Европы, Азии и Африки, возраст найденных останков датируется от 250 до 40 тыс. лет (по некоторым данным считают, что питекантропы вымерли 28 – 30 тыс. лет назад), ряд антропологов придерживается мнения, что первые неандертальцы появились намного раньше примерно 1,5 млн. лет.

Первые находки останков палеоантропов (череп) были сделаны в 1848 году в Гибралтарской крепости. В 1956 году обнаружили череп и кости палеоантропа близ реки Неандерталь около Дюссельдорфа. По названию реки этот вид палеоантропов был назван неандертальцем. По времени существования и морфологическим (внешним) особенностям выделяют две группы неандертальцев. Ранние жили от 1,5 млн. лет назад до периода оледенения, поздние появились во время ледникового периода примерно 400 тыс. лет назад. Характерны следующие особенности: вертикальный профиль лица, редуцированный подбородочный рельеф (подбородок не сформировался в той мере, которая присуща современному человеку), более прогрессивное строение зубов, объём мозга от 1200 до 1400 (доходил до 1600 см3). У них было сильно развито надбровье, затылок сжат сзади, лицевое отверстие широкое, наличие затылочного валика и некоторые другие черты отличают их от современного человека. У них были хорошо развиты верхние конечности, они были подвижны и манипуляционные способности кисти обеспечивали значительный силовой захват. Рост невысокий (155 – 165 см), плечи широкие, физически сильные, пропорции тела близки к пропорциям современного человека, однако тело было бочкообразное, хотя некоторые антропологи считают, что такие останки могли принадлежать больным. Походка была несколько неуклюжей, так как кости таза оставались ещё сросшимися. По мнению антропологов, неандерталец обладал речью, хотя и несовершенной (в форме лепета).

Способность к членораздельной речи определяется строением таких структур как: загиб корня языка в гортанную полость, усиление голосовых связок, разрастание внутрь краёв черпаловидных хрящей гортани. Наличие всего вышеперечисленного свидетельствовало бы о чёткой дифференциации звуков, так как вдыхаемый воздух хорошо разделялся бы на верхнюю струю (носовую) и нижнюю (ротовую). Подвижный язык позволяет произносить разные звуки чётко (зубные, нёбные, губные). Однако массивные нижние челюсти архантропов и палеоантропов свидетельствуют о том, что быстрая смена артикуляции и плавность речи была невозможна. Поэтому совершенствование речи связано не только с развитием мозга, но и с постепенными морфологическими преобразованиями лицевого скелета.

У неандертальцев обнаруживаются первые косвенные свидетельства социальной организации, которые проявились в свидетельствах заботы о членах коллектива. Об этом свидетельствуют неандертальские погребения, а также обнаружения на костях людей заросших переломов конечностей. Получивший травму охотник не мог бы выжить без помощи других членов группы, которые хотя бы обеспечивали его пропитание в течение длительного времени. Кроме того, были обнаружены кости людей, возраст которых на момент смерти составлял 40 – 50 лет, это были глубокие старики, практически не способные к труду, но вероятно, обладавшие знаниями и навыками в изготовлении орудий труда, поэтому их жизнь была ценна для членов общества. Этот вид человека был хорошо приспособлен к суровым условиям обитания в период великого оледенения. Они были искусными охотниками, так как только достаточное количество мяса и тёплые шкуры животных могли обеспечить выживание группы (состоящей их 20 – 25 человек разного возраста) в холодном климате.

Основной причиной вымирания неандертальца, несмотря на их прекрасную адаптацию к суровым условиям среды обитания антропологи называют конкуренцию с появившимся кроманьонцем, как с более совершенным видом. По их мнению, несмотря на достаточно большой объём мозга, неандерталец был не так умён, его мозг был не так гибок, как у жившего с ним одновременно и на тех же территориях появившийся кроманьонец. Кроманьонец постепенно вытеснил неандертальца с лучших охотничьих угодий в места, где было мало животных, что способствовало вымиранию палеоантропов. В обществе неандертальцев, как впрочем, вероятно и питекантропов, а впоследствии и кроманьонцев существовал каннибализм или антропофагия. Об этом свидетельствуют расколотые черепа и расколотые вдоль обожжённые кости конечностей, из которых извлечён костный мозг. Из-за отсутствия пищи, вероятно, численность группы могла уменьшаться и по этим причинам.

По другой версии вымирание неандертальцев в большей степени связано с несовершенством родовых путей женщин, так как их тазовые кости были сросшиеся. Голова плода была крупная, кости матери при родах не всегда могли достаточно расходиться, поэтому гибель матери и ребёнка была весьма вероятна, численность неандертальцев практически не возрастала, а условия окружающей среды были суровые. Общая численность вида, несмотря на огромный ареал обитания (Европа, Ближний Восток, Африка) была небольшая, (приблизительно 20000 тысяч особей), а низкие темпы размножения, способствовали вымиранию неандертальцев.

Последний из известных этапов эволюции человека начался, по мнению антропологов примерно от 200 до 100 тыс. лет назад с возникновением неоантропов (некоторые из современных антропологов считают, что неоантропы появились намного раньше около 500 тыс. лет назад, но были малочисленны, занимали небольшую территорию и более ранние останки пока не найдены), которые и были прямыми предками современного человека. Первые находки неоантропа была сделана в 1868 году в гроте Кро-Маньон (на территории французской провинции Дордонь), он получил название кроманьонец. Эти останки датируются 38 – 40 тыс. лет до н.э. В последние годы найдены останки человека, принадлежащего к кроманьонскому типу их датируют в 60 и 100 тыс. лет до н.э. Кроманьонцы вполне соответствовали антропологическому типу современного человека, отличия носили незначительный характер несколько менее высокий свод черепа, сильнее развиты зубы, объём мозга составляет 1400 – 1500 см3. Челюстной аппарат кроманьонца меньше, чем неандертальца, подбородок хорошо развит, надглазничный валик отсутствует, надглазничного сужения нет, свод черепа высокий, лобные доли хорошо развиты, изящное телосложение, тонкие кости. Стоянки неоантропов обнаружены по всей Европе, ни Памире, в Средней Азии, в Сибири, на Камчатке. Социальная организация кроманьонцев, вероятно, мало отличалась от социальной организации неандертальцев, но впоследствии у них происходило совершенствование и усложнение отношений, что привело к формированию вначале рода, а затем и племени. Биологическая эволюция человека завершилась, среднюю скорость этого процесса можно оценить по скорости увеличения мозга гоминид, которая составила около 50 см3, на 100000 лет.

В этот период человек расселился по всему миру, осваивая различные природные области. Современные антропологические исследования показали, что Австралия заселена примерно 60-70 тыс. лет назад, куда кроманьонец попал через Индонезию. При этом на острове Ява он столкнулся с питекантропом, который не выдержал конкуренции и вымер, а в Европе, передней и Центральной Азии с неандертальцем. Америка была заселена примерно 12–15 тыс. лет назад через Китай. Через Камчатку, Чукотку и по Берингову мосту кроманьонец попал на Аляску, затем освоил Северную Америку, потом Центральную и Южную. Заселение Америки продолжалось в среднем 1-2 тысяч лет. Доказательством этого пути заселения служит одинаковая техника изготовления орудий труда (технология изготовление ножей по всей Америке идентична). Находки останков неоантропов свидетельствуют, что у них начинают появляться расовые варианты, что, безусловно связано с влиянием условий окружающей среды, то есть тех природных условий, где проживал человек.

Таким образом, основной особенностью эволюции человека является усиление характерного для человека комплекса признаков гоминидной триады: прямохождение, манипуляторные способности руки, нарастание массы мозга и усложнение его структуры и функции. Прямохождение привело к тому, что постепенно произошло структурное преобразование верхних и нижних конечностей, позвоночного столба, тазового пояса, грудной клетки, пропорций тела. Сильное развитие головного мозга, увеличение его массы, развитие передней лобной и теменных долей, развитие речи всё это способствовало развитию уникального явления – человеческой психики.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет