Древнеиндийские варны и касты



бет1/3
Дата23.02.2018
өлшемі0.56 Mb.
#59053
түріКурсовая
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета

Кафедра всеобщей и отечественной истории

Курсовая работа на тему:

Древнеиндийские варны и касты

Работу выполнил:

учитель ОБЖ СОШ № 33, г.Нижнекамска, РТ. Хамидуллин Н.Р.

Елабуга – 2016



Оглавление





Введение………………………………………..………..……..….

3

Глава I.

Варновая система в Древней Индии……………………………..

8

§ 1.

Варны: понятие, происхождение варн, составы варн………....

8

§ 2.

Варновая социальная система: имущественная и социальная дифференциация, правовое положение…………………………..

13

Глава II.

Кастовая система в Древней Индии……………………………...

25

§ 1.

Касты: определение понятий, теории происхождение каст, составы каст……….……………………………………………….

25

§ 2.

Касты: внутрикастовые отношения, правовое положение…….

31




Заключение…………………………………………….…………..

40




Список использованных источников и литературы……..……..

43


Введение

Кастовый строй Индии – один из наиболее сложных элементов традиционной социальной системы. Он представляет несомненный интерес как сам по себе, так и в качестве мощного фактора, влияющего на различные общественные процессы. Без учета этого фактора невозможно понимание процесса трансформации традиционного общества Востока и его встраивания в современный глобальный мир.



Актуальность темы нашей курсовой работы не подвергается сомнению, так как кастовая организация – это живая развивающаяся социальная система, обладающая поразительными приспособительными способностями. Кастовые начала социальной организации обнаруживаются во многих обществах. Они могут быть весьма развитыми, такими например, как в традиционалистской Японии или у некоторых народов Африки. Кастовая идеология и сегодня остается феноменально влиятельным фактором общественного развития благодаря усилиям брахманов – жреческой элиты Индии. Термин «индийское кастовое общество» и сегодня относится только к сообществу индуистов. Это 82 % населения Индии, в которой проживают 1,05 млрд. чел. В списках Антропологической Службы Индии насчитывается около 3,5 тыс. каст, которые сегодня называются политкорректно -communities1. Даже наиболее модернизированные элементы индийского общества, так или иначе включены в кастовые взаимоотношения и поэтому не могут оторваться от своих кастовых корней. Традиции кастовой организации всесильны в сфере семейной обрядовости и ритуала, пренебрегать, которыми осмеливаются лишь единицы.


Характеристика источников. Поставленные в курсовой работе вопросы решаются на основе массива источников. Основными источниками в ходе написания курсовой работы выступили: собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы – «Ригведа»2, а так же древнеиндийское собрание текстов, датируемое приблизительно I тыс. до н.э. - Атхарваведа, или веда жреца огня Атхарвана1. Законы Ману являются ценным источником для изучения социально-экономической и правовой истории и культуры Древней Индии2. В первой главе законов Ману мы почерпнули информацию о происхождении сословий, каст. Глава Х полностью посвящена описаниям обязанностей сословий.

Кроме того, источниковая база курсовой работы предполагает в качестве основного источника труды отечественных востоковедов XIX – начала XX вв., исследования советских индологов и исследования современных российских индологов за период 90-е гг. XX в. – начала XXI в. Одним из источников – это путевые заметки и очерки путешествий совершавшихся российскими путешественниками с XV в. до XIX в. В первую очередь – это записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (30-гг.XV в.)3, в которых впервые были зафиксированные сведения о социальном разделении Индии. Также в эту группу входит путевой очерк губернского секретаря грузинского дворянина Рафаила Данибегашвили (1795-1827)4. В этих работах наминайдены описание необычных для российского человека обрядов и ритуалов индусов, которые во многом были связаны с кастовым делением этого общества. Из исследовательской литературы отечественных востоковедов, посвященной Индии нами использована работа русского ученого-самоучки, лингвиста и музыканта, проживавшего в конце XVIII в. 12 лет в Индии (1785 - 1797) - Герасима Степановича Лебедева - «Беспристрастное содержание систем Восточной Индии Брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев…»5. Данная работа содержит сведения о религии, культуре и быте местного населе-ния. Глава «О разности чинов и званий индийского народа» представляет наблюдения автора и рассказы самих индийцев об особенностях кастового деления общества.



Характеристика литературы. В курсовой работе нами использованы учебная литература по тематике курсовой работы. Среди работ общего характера, используемы в качестве источниковвыделяется сборник под названием «Касты в Индии», опубликованный в 1965 г. под редакцией известного советского индолога Г.Г. Котовского1. В сборнике представлен широкий круг вопросов связанных с кастовой проблемой. В сборнике рассмотрены проблемы варнового строя древней Индии (А.В. Герасимов, Г.М. Бонгард-Левин, А.Я. Сыркин и др.).

Проблема эволюции варнового строя древней Индии, а также появления кастового строя нами обнаружена в монографии Бонгард-Левина Г.М.2. Варновый строй рассматривает А.А. Вигасин (исследования «Артхашастры» и «Законов Ману»)3. Проблема кастового строя раскрывается во вводной статье Г.Г. Котовского в сборнике "Касты в Индии"4,А.А. Куценковым в статье "Из истории изучения индийской касты"5.



Объектомисследования выступает - социокультурный феномен - варновая и кастовая общность в Древней Индии.

Предмет исследования– сущностные особенности формирования и функционирования индийской традиционной социальной организации.

Методологическая основа исследования курсовой работы опирается на основные теоретические принципы, выработанные отечественной и зарубежной исторической наукой и используемые в практике историографического анализа: принципы историзма, объективности и конкретности. Работа носит комплексный характер. Прежде всего, в работе использовались методы системного комплексного анализа, позволяющие охватить большую совокупность данных и сгруппировать их в единое целое.

Хронологические рамки нашего исследования определены темой исследования: с I тысячелетия до н.э. по I в. н.э. Нижняя граница принята нами –с момента образования рабовладельческого общества и государства, т.е. с I тысячелетия до н.э. Верхняя граница нашей курсовой работы обусловлена  временем установления феодального строя в Индии1.

Территориальные рамки определяются темой нашего исследования – это территория современной Южной Азии, где существуют такие государства, как: Республика Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал и др. древнейшие цивилизации. Историки это субконтинент называют Индией относительно периода древней истории2. Рассматриваемые в курсовой работе территории располагались между бассейнами рек Инд и Ганг (в Северной Индии).

Целью представленной курсовой работы является анализ возникновения и функционирования варново-кастового строя в Древней Индии.

Для раскрытия указанной цели необходимо решение следующих задач: изучение сведений о кастовом устройстве индийского общества; рассмотрение имущественногои социального неравенства в Древней Индии в ведийский период; определение понятий «варна» и «каста»: подходы, соотношение понятий, теории происхождения понятий; представление сословно-кастового строя в Древней Индии.



Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании впервые предпринята попытка комплексного изучения истории развития представлений о проблемах кастового строя Древней Индии. Выводы исследования позволяют расширить теоретико-концептуальные и историко-научные проблемы кастового строя Индии.

Практическая значимoсть курсoвoй рабoты сoстoит в тoм, чтo данные и результаты курсовой работы могут быть применены в общем и специальных курсах по истории, на семинарских занятиях, при составлении учебных пособий, в разработке лекционного курса по истории древней Индии ее сoдержание мoжет быть испoльзoвано при пoдгoтoвке урoкoв в шкoле, на факультативных занятиях, в кружкoвoй деятельнoсти.

Структура работы обусловлена целью, предметом исследования и поставленными задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Варновая система в Древней Индии

§ 1. Варны: понятие, происхождение варн, составы варн
Под «варной» А.М. Осипов понимал «…сословия, обычно возникавшие вместе с появлением государства…» Исследователь указывает на то, что современный кастовый строй имеет более древнюю основу. Тенденция к кастовой изолированности, в указанном выше смысле, была свойственна отдельным родам еще в доклассовом обществе, и зародыш нынешних каст следует искать не в варнах, а в тех многочисленных джати (семья, род), на которые, как говорят брахманские законы, дробилось население, независимо от того, входило оно в состав варн или было вне их1.

Отечественный индолог М.К. Кудрявцев, изучая эволюцию кастовой системы, выдвинул мнение, что сначала существовали «варны»вплоть до появления буддизма в Индии. Но свержение власти династии Маурьея в Магадхе (I-я четверть II в. до н.э.) и появление «Законов Ману» - брахманского кодекса – ознаменовало собой зарождение кастовой системы. Этот кодекс, создававшийся в течение многих столетий, «…отражает различные этапы процесса становления кастовой организации»2.

В ранних мандалах «Ригведы» под «varņa» подразумевались «цвет», «окраска», «оболочка», «вид», «род», «качество», а в социальном плане – два племенных объединения: ариеви дасьев (aryavarņa – dāsavarņa). Сообщение источника о многочисленных столкновениях ариеви дасьев явилось отражением борьбы двух различающихся по цвету (varņa) кожи племен: светлых пришельцев – ариев и темных аборигенов – дасьев3.

Мнение о том, что социальная стратификация древнеиндийского общества основывалась на противостоянии двух различающихся по цвету кожи племен, существовавшее и в зарубежной науке, вызвало возражения тех, кто считал, что деление индийцев по признаку цвета носило чисто символический характер4.

Нужно отметить, что большая часть отечественных индологов ограничивается заявлением, что варны остались в прошлом, оставив после себя лишь известные названия варновых групп – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, которые мы можем встретить практически во всех справочных издания. Те исследователи, которые более детально изучали кастовый строй Индии, не разделяют подобного мнения1.

А.А. Куценков полагает, что самая древняя – варновая система. «Все касты подразделяются на четыре статусных категории-варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры… Кроме четырех варн, существование которых легитимизировано мифом о происхождении мира, в индийском обществе фактически существовала и пятая категория каст – «аварна», буквально «вне варны». Сюда входили касты - неприкасаемые, практиковавшие самые грязные и осквернительные занятия…»2.

По мнению А.А. Куценкова, распределение джати по варнам имеет достаточно условный характер. Касты, практикующие одни и те же занятия,придерживающиеся сходного образа жизни, могут оказаться по разные стороны линий, разделяющих варны. В данном случае играет роль экономическое положение джати, ее общественное влияние и даже численность. Поэтому более важной системой иерархии считаются не общеиндийские, а местные, локальные системы иерархии, в соответствии с которыми касты выстраиваются в определенном порядке (выше-ниже) без четкой привязке к варновой шкале3.

Мы все-таки придерживаюсь традиционных взглядов о том, что «варна» - это более ранее явление, и «каста» появилась в результате браков между представителями варн (это логически следует из положений Законов Ману, в которых допускается гипергамия - заключение брака между мужчиной, принадлежавшем к высокой варне, и женщиной, принадлежащей к более низкой варне, хотя обратное не допускалось).

Варна – обозначение качества человека, влияющего на его положение в обществе. Принадлежность к варне - экономические, политическое, религиозное и юридическое значение. Но сами варны юридическими образованиями не являлись. Поэтому их нельзя сравнивать с сословиями или юридическими лицами. Варна – способ изучения вед.

Исторически известны 4 варны (caturvarnya), хотя в ранних мандалах Ригведы упоминаются только две, брахманы и кшатрии: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы), шудры (слуги).

Первые 3 варны – дважды рожденные – обряд “второго рождения” – инициации: проявление разума и души под воздействием изучения Вед. Ведическое государство создано для того, чтобы организовать в народе, разделенном на веды, изучение той части вед, которая необходима для каждой варны Основное предназначение варны – обязанность знать, развивать и исполнять дхарму. Дхарма выражается в исполнении только ей присущих религиозных обрядов (очистительные церемонии, запрет приема определенной пищи), осуществлении особых видов работ, изучении особого объема Вед.

Внутри варны существовала следующая иерархия. Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев – от доблести, у вайшьев - от богатства зерном, у шудр – от возраста. За соблюдением членами варн своих обязанностей следит царь и наказывает отклонившихся от дхармы или варны. Самое распространенное нарушение внутри варновых правил – уклонение от дхармы – смешение варн (varnasamkara)1.

Брахманы – занимаются обучением, изучением Вед (начинали с 8 лет, но могли и с 5, к 16 должны были пройти первоначальный курс), жертвоприношением для себя и для других, раздачей и получением милостыни. Самые лучшие из людей. Рождение брахмана - вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Запрещено богатеть, чтобы не отвлекаться от своего предназначения (смертная казнь, если его имущество превышает столько, сколько ему нужно на три года жизни). Запрещено касаться оружия (даже если нужно просто осмотреть его) не для защиты и если нет нужды заниматься военным делом. Денежные операции - только через посредников. Запрещено покупать: благовония, жидкости, готовую пищу, сезам, кожи, одежду, молоко, продукты из молока, коренья, цветы, фрукты, лекарственные растения, мед, мясо, сено, наркотики, животных на убой, людей в качестве рабов. Запрещено продавать: землю, рис, овец, лошадей, быков. Могли быть гуру, устанавливать обязанности и права остальных варн, не подчиняться никому, меньшее наказание, большие знаки внимания, совершенные имущественные права: все, что существует в мире, это собственность (sva) брахмана. В случае, если у брахмана нет возможности соответствовать идеалу, ему доступны все виды деятельности, кроме неприкасаемых (dasyavarna) – «пятая варна» по некоторым классификациям1.

Кшатрии – варна воинов и правителей. Занимаются охраной подданных, раздачей милостыни, жертвоприношением (коня), изучением Вед. Царь должен быть из варны кшатриев. В мирное время должны совершенствовать свое искусство. Идеал – пасть на поле боя. Начинал изучение Вед с 11 лет. Совершеннолетие в 22 года2.

Некоторые цари-кшатрии прославились не как воины, а как философы. Кшатрии создали науку 4 родов и 10 видов – боевое искусство. Они обладали своим жертвоприношением. Например, жертвоприношение коня – ašvamedha. Царь в течение года отпускал свободно пастить коня. За ним шел отряд кшатриев. Куда конь ступал – собственность царя. Несогласные – воюют. После года – убийство коня и присяга новых подданных царю. Со временем кшатрии опростились и разделились на различные касты, не имевшие отношения к военному делу.

Вайшьи пасли скот, раздавали милостыню, приносили жертвы, изучали Веды с 12 лет, совершеннолетие в 24 года торговали, занимались ростовщичеством и земледелием. 10-кратная разница в штрафе за убийство кшатрия и вайшьи, но имущество охраняется одинаково1.

Шудры образовались позже остальных варн. Предназначение – служить трем другим варнам. Юр. свободные, но положение переходное от свободного к рабу. Запрещено изучать Веды. Не мог быть судьей, т.к. не зная вед, не знал и дхармы. Не мог совершать жертвоприношения. Не мог делать подарки брахману, приближаться к нему, говорить с ним. Наказание – строже, чем у других. Из варны шудр вышло много низших каст. Занятие – putradharma – все виды деятельности, не отнесенные к занятием трех других варн.

Ведами запрещались смешанные браки между варнами – нарушение дхармы. Varnasamkara – смешение варн. Экзагамия с элементами инцеста – sapinda. Позднее разрешили, если варна мужа выше, чем у жены. Отец варну повышает, мать – понижает2.

Неприкасаемые (dasavarna) – потомки неарийцев, но юридически свободные. Рожденные в низших кастах, иностранцы, незаконнорожденные, преступники, сектанты и т.п. Выполняли самую грязную работу. Неприкасаемость не буквальная, а обрядовая. Институт неприкасаемости помогал удерживать в ведическом порядке варны и касты. Правовой статус = статусу собаки и не мог быть изменен (принцип повышения варны не действовал)3. Одеваться могут только в лохмотья, есть из поломанной посуды, появляться при звуке трещотки. На одежде особые знаки, чтобы было видно издалека. Предметы, к которым они прикасались, очищались соприкосновением с огнем, дорога – восходом солнца, лунным светом и ветром. Могли служить в армии. Правила неприкасаемости не действовали во время свадьбы, праздника, религиозной церемонии. За прикосновение к дважды рожденному чандал получал штраф в эпоху смрити, до этого – битье. Не обязаны поклоняться ведическим богам, но обязаны почитать аватары Шивы.

§ 2. Варновая социальная система: имущественная и социальная дифференциация, правовое положение
Однако, несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине 1 тысячелетия до н.э. две высшие варны знати уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим варнам простонародья, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.

Наметилась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная, также и в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло и превысило потребность в количестве, необходимом для ритуально-культовых жреческих нужд. Некоторые вовсе не были склонны или способны ктакого рода деятельности. Поэтому, немалое их количество, оставаясь по варне брахманами, начинало заниматься иными делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается варны кшатриев, то началось сокращение ее представителей вследствие сражений и взаимного истребления, придворных интриг. В то же время приходившие им на смену в государственном аппарате представители других варн кшатриями автоматически не становились, чему препятствовал закон индийской варны, который определял принадлежность к варне от рождения, а не от имущественного или социального положения человека1.

Сильно возросли и укрепили свои позиции отдельные представители обеих нижних варн - вайшьев и шудр. Из их числа вышло немало зажиточных городских жителей; часть из них проникла и в верхние слои общества, в число воинов, в окружение правителей и чиновников. Однако, несмотря на повышающийся социальный статус, они оставались в своей варне и в соответствующем ей правовом положении2.

На устойчивость существующей системы варн также оказывали влияние следующие процессы. Индианизация южных районов Индостана, а также оседание в Северной Индии и ассимиляция представителей побежденных захватнических армий, вторгавшихся на индийскую территорию (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи н др.) привела к разрастанию варны шудр. Однако, среди побежденных также были жрецы, правители, чиновники, воины. Некоторые из них в ограниченных близких им социальных группах продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам.

Кроме того, внутри самих варн начался процесс дифференциации и объединения их членов по признакам близости рода занятий и квалификации. С ростом населения все чаще возникали конфликты на почве браков или сожительства представителей разных варн и не урегулированности вопроса относительно варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы1.

Наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов-иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое-то место в генеральной системе замкнутых сословных групп2.

Изменения шли в ряде направлений. Прежде всего, намечалась заметная дифференциация как имущественная, так и социальная, в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло, и далеко не все они требовались для ритуально-культовых жреческих нужд. Да и не все были склонны или способны кэтого рода деятельности. Неудивительно поэтому, что немалое количество брахманов, оставаясь по варне именно брахманами, начинало заниматься иными, не присущими хранителям мудрости и жрецам делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается кшатриев, то здесь тоже происходили серьезные изменения3. Первоначальные наследственные кшатрии, прежде всего воины, уменьшались в числе, в немалой степени за счет сражений и взаимного истребления, придворных интриг и драматических эпизодов в периоды смены власти и династий. Это касалось и многих древних правящих аристократических родов. В то же время приходившие им на смену правители, чиновники и воины из других варн (вспомним, что во главе ряда династий оказывались выходцы из шудр, причем советниками их нередко становились брахманы) не имели права с легкостью проникать в варну кшатриев — закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека. Конечно, могли быть исключения из общего правила, но в целом закон оставался законом и следствием его было постепенное уменьшение численности и значимости варны кшатриев1.

     Сильно  возросли и укрепили свои позиции  отдельные представители обеих нижних варн, вайшьев и шудр. Из их числа вышло немало зажиточных городских жителей. По меньшей мере, часть их проникла и в верхние слои общества, в число правителей, чиновников, воинов. Получался некоторый парадокс: обычная норма по-прежнему следовала традиционной градации варн с соответствующими привилегиями и санкциями в случае правонарушений для членов каждой из них, тогда как реальная жизнь во многом сместила акценты. Практически дистанции между варнами оказались иными, нежели они были прежде. Нужна была корректировка, некий иной масштаб социального счета.

     Но  изменения в традиционной системе  варн только этим не ограничились. Во-первых, индианизация южных районов Индостана все время вводила в состав индийской культуры и индийского общества, включая и систему варн, новые контингенты. Конечно, большинство заново приобщенного к индийской цивилизации населения южных районов почти автоматически становилось в число шудр. Но ведь среди новообращенных были и жрецы, правители, чиновники, воины. Аналогичным образом обстояло дело с ассимилировавшимися в Индии воинственными завоевателями, оседавшими в Северной Индии и волна за волной поглощавшимися ею (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи и др.). Часть их соответствовала варне кшатриев, но о возможности включения в эту варну уже упоминалось. Это было делом не простым, и потому широкого потока в число кшатриев не следовало ожидать1.

     Во-вторых, в рамках каждой из издревле существовавших древнеиндийских варн шел свой процесс внутренней дифференциации и специализации. Те, кто оставался в пределах варны, но специализировался на какой-то части из тех широких функций, что прежде были общими для всех членов данной варны, начинали заметно отличаться от остальных. Это вызывало естественное дробление прежних четырех варн на более мелкие подразделения внутри них, насвоего рода субварны, каждая из которых объединяла людей близкой специальности, сходного рода занятий и квалификации и к тому же имела тенденцию к последующей еще более узкой специализации2.

     В-третьих, сложность жизненных обстоятельств  постоянно порождала внутри каждой из варн многочисленные конфликты, связанные с браками либо сожительством представителей разных варн и с неясностью по поводу варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.

Правовое положение брахманов. Буддийские источники рисуют два типа брахманов: ученые-брахманы совершали все арийские обряды и пользовались великим почетом; сельские брахманы зарабатывали себе пропитание предсказаниями и чародейством. Сельских брахманов чтили меньше. Несмотря на строгую сословную систему, брахманы утратили вскоре свою расовую чистоту. Даже высказывались предположения, что по мере распространения арийской культуры местные чародеи и знахари проникали в брахманскую варну, а туземные вожди бесспорно ассимилировались с воинским сословием. Вполне возможно, что таким образом «протоиндуизм» культуры Хараппы в конце концов слился с арийской религией1.



Понятие «брахман» относилось к прошедшему специальную подготовку жрецу, который руководил жертвоприношением и мог с помощью магических заклинаний отвести любые дурные последствия, вызванные небольшими нарушениями ритуала. В конце периода «Ригведы» это слово уже относилось ко всем членам жреческого сословия. В этом сословии были и другие категории. Брахманы послеведийского периода разделялись на экзогамные кланы (готры), и эта система явилась образцом для других варн и дожила до нашего времени. Позднее брахманское сословие образовало множество каст, которые были связаны между собой эндогамией и общими обычаями. Последующим подразделением была шакха, т. е. «ответвление», опирающееся на ту или иную редакцию ведийских текстов, которую данный брахманский род считал канонической.Нередко брахман пользовался покровительством царя или вождя. Ему давалась в дар земля, обрабатывавшаяся крестьянами, которые платили налоги не царю, а брахману2. Но существовали и брахманы-землевладельцы, обширные имения которых обрабатывали наемные работники или рабы. Брахман-священнослужитель мог занимать высокое положение при дворе, и выше уже отмечалось значение пурохиты в государстве. Другие брахманы могли достичь благосостояния и завоевать положение в обществе в качестве наставников в священном знании и иных науках.Во все времена многие брахманы вели жизнь, действительно согласную с предписаниями религии. В «Шакунтале» Калидасы выведено поселение таких благочестивых брахманов, живущих простой, но не слишком аскетической жизнью в лесных хижинах; даже дикие олени не боятся смиренных отшельников; лес напоен благоуханием их священных костров. Подобные брахманские поселения существовали за счет пожертвований царей и вельмож и приношений крестьян соседних деревень. Некоторые брахманы становились одинокими отшельниками. Позже, в средние века, были основаны брахманские монашеские общины, в известной степени по буддийскому образцу.Несмотря на свой престиж, брахман часто становился мишенью для сатирических выпадов. Даже в «Ригведе» кваканье лягушек в начале сезона дождей сравнивается с монотонным бормотанием брахманов, читающих гимны, хотя, возможно, эта аналогия не носит саркастического характера.

Правовое положение кшатриев. Вторая варна представляла собой правящее сословие; в ведийский период члены ее назывались «раджанья», а позднее - «кшатрия». В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению1.
Кшатрии претендовали на известные привилегии и добивались их. Они с таким упорством придерживались старинных обычаев, не согласующихся с ортодоксией, что брахманские законодатели были вынуждены их легализовать. Так, кшатриям был разрешен брак посредством умыкания, а также тайная связь и сваямвара - брачный обычай, в силу которого девушка выбирала себе мужа среди собравшихся претендентов на ее руку2. Как и брахманы, кшатрии не всегда посвящали себя занятиям, которые в идеале предписывала им традиция. Правила апад-дхармы имели силу и для них, и мы располагаем многочисленными сообщениями о людях воинского происхождения, становившихся торговцами и ремесленниками. В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде1.

Правовое положение вайшьев. Название вайшьи произошло от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников, хотя и имевшее права на услуги жречества и на священный шнур инициационного обряда,- были всего лишь третьей варной, после брахманов и кшатриев. Тексты ранней брахманской литературы рисуют его несчастным, забитым земледельцем или мелким торговцем, который для представителей высших сословий представляет интерес лишь как источник прибыли.Согласно «Законам Ману», особый долг вайшьев заключался в разведении скота, который был поручен его заботам при сотворении мира. По-видимому, это сословие ведет свое происхождение от основной массы крестьян племени эпохи «Ригведы», но уже задолго до того, как была составлена «Книга законов», приписываемая Ману, вайшьи имели много других занятий. К этому времени шудры, низшее из четырех сословий, занимались сельским хозяйством и Ману допускал для вайшьев множество других узаконенных занятий, кроме земледелия и скотоводства. Идеальный вайшья прекрасно знал ювелирное дело, обработку металлов, ткачество, прядение, разбирался в специях, благовониях и в торговле во всех ее проявлениях. В сущности это был деловой человек древней Индии2.

Хотя литература брахман предоставляет вайшьям весьма скромный статус с немногочисленными правами, буддийская и джайнская литература, созданная несколькими столетиями позднее и в дальневосточных областях, показывает, что в действительности вайшьи не всегда были угнетаемым сословием. Эти произведения повествуют о многих богатых купцах, живущих в роскоши и организованных в могущественные гильдии, которые выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин. В них идеал вайшьи - не смиренный скотовод, а налогоплательщик, т. е. человек, обладающий 80 млн. пан. Богатые вайшьи находились в большом почете у царей, пользовались их милостью и доверием. Скорее вайшьи, а не кшатрии оказывали главное покровительство набиравшим силу неортодоксальным религиям — буддизму и джайнизму. К этому времени, по крайней мере, в областях Магадхи и Кошалы, они представляли собой подлинную «буржуазию», правда немногочисленную, но достаточно влиятельную. Многие надписи, начиная со времен Шунгов, свидетельствуют о том, что от имени вайшьев — купцов и искусных ремесленников — совершались щедрые пожертвования для религиозных целей, особенно буддистам. Судя по надписям, вайшьи в то время процветали и пользовались большим влиянием.

Вайшья сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники и рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Правовое положение шудр. Четвертую варну составляли шудры. В их среде — обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество. И, тем не менее, он не свободен. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они врождены для него». Он тот, «Чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже1.С формированием этой варны связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабство1.Если, согласно «Айтарея брахмане», вайшьи могли быть объектами притеснения, то удел шудр был еще более несчастливым. Шудра был «слуга другого, тот, кого можно по желанию изгнать и по желанию убить». Впрочем, последнее выражение можно, толковать как «по желанию избить», и весь отрывок представляется сатирическим.Шудры не были «дваждырожденными». Они не обладали полноправием свободных ариев и даже весьма редко считались ариями, хотя «Артхашастра» в главах о рабах определенно причисляет к ариям и шудр. Фактически шудра находился на низшей ступени общества ариев. Этимология слова «шудра» неясна, и оно лишь один раз встречается в «Ригведе» Возможно, первоначально это было название какого-нибудь неарийского племени, подпавшего под власть завоевателей, и отсюда можно объяснить и происхождение самого сословия, хотя определенно в него вошли и другие элементы. По мере того как брахманские нормы поведения становились все более строгими, те группы населения, которые отказывались принять ортодоксальную систему или упорно придерживались старых обычаев, давно признанных предосудительными, опускались до положения, шудр. До сих пор есть касты, которые считают себя кшатриями, но в глазах брахманов занимают униженное положение шудр, потому что придерживаются таких запретных обычаев, как употребление в пищу мяса или вторичное замужество вдов. Незаконнорожденные дети, даже чистокровного происхождения от высших сословий, считались шудрами.
Шудры были двух родов: «чистые», или «неисключенные» (аниравасита), и «исключенные» (ниравасита). Последние находились за чертой индуистского общества и фактически не отличались от той большой группы населения, которая позже именовалась «неприкасаемые». Различия между группами шудр определялись их обычаями и профессиями, которыми занимались их члены. Согласно брахманским «книгам законов», главным занятием «чистого» шудры было служение трем другим варнам. Он должен был есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Даже если у него появлялась возможность разбогатеть, он не должен был пользоваться ею, «так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». У шудры было очень мало прав, и жизнь его имела ничтожную ценность в глазах закона. Брахман, убивший шудру должен был совершить такое же покаяние, как после убийства кошки или собаки. Шудре не разрешалось слушать или повторять веды. Области с многочисленным населением шудр обрекались на большие бедствия1.
Таким образом, «книги законов» оставляли мало надежды на счастье злополучному шудре, которому оставалось только служить высшим сословиям, выполняя тяжелые и унизительные работы. Шудры могли лишь надеяться на возможность нового рождения в более высоком сословии общества. Но имеется много свидетельств в пользу того, что они не всегда довольствовались той покорной и убогой жизнью, которую им предписывал «священный закон». Упоминаются шудры, которые занимались ремеслом и торговлей, и ко времени Маурьев многие шудры были свободными земледельцами. Шудра мог занимать видное положение в индуистском обществе, что поощряло его перенимать обычаи высших сословий. Хотя он не мог слушать веды, ему были доступны эпос и пураны, и он приобщался к религии с культом всевышнего бога, которая становилась все более и более популярной в период после Маурьев и, в конце концов, затмила древние культы. В «Бхагавадгите» сам господь Кришна обещает полное спасение тем шудрам, которые обратятся к нему. С точки зрения большинства средневековых сект, варна и каста имели отношение скорее к телу, нежели к духу, и в дравидской литературе бхакти и народной религиозной литературе позднейшего времени встречаются стихи, выражающие идею коренного равенства всех людей. Теоретически буддизм и джайнизм не проводили сословных различий в вопросах религии. Как мы видели, были даже цари-шудры, и вопреки предписаниям «книг законов» многие шудры жили в полном довольстве1.

Подводя итог всему вышесказанному, обозначим основные моменты положения каст (варн). Итак, изначально варны были созданы для отделения ариев от неариев. Но это разделение общества не было застывшей категорией, и оно постоянно динамично развивалось. В результате чего, варны смешивались между собой и благодаря разделению труда образовались уже четыре варны – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Все они имели определенную карму (дхарму) – жизненный долг, предназначение и не могли отступать от нее. Таким образом, одни отправляли религиозный культ, другие воевали, третьи занимались земледелием, скотоводством и ремеслом, а четвертые прислуживали им. Интересной особенностью древнеиндийского деления общества было то, что внутри варн все строилось на демократических началах, все имели право выбрать главного либо стать им, имели право высказать свое мнение и т.д. Это можно отнести к положительным особенностям развития древнеиндийского общества.

Все факты, рассмотренные в данном параграфе сыграли свою существенную роль в трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст.


Каталог: uploads -> doc -> 0ab0
doc -> Сабақтың тақырыбы: Бөлу Сабақтың мақсаты: Білімділік: Рационал сандарды бөлу ережесін есептер шығаруда тиімді
doc -> Сыныптан тыс сағат Тақырыбы : «Наурыз тойы» Ұлттық ойындар №3 9-10-11-сынып
doc -> Сабақтың тақырыбы Ішкі, сыртқы және аралас бездер Жалпы мақсаттары
doc -> Сабақ жоспары Мұғалім: Сабыргалиева Гулсім Сәлімқызы Сынып: 8 " а "
doc -> 1. Хлоропластары көп ұлпа a фотосинтездеуші ұлпа
doc -> ДСҰ- ның Саудадағы техникалық кедергілер жөніндегі комитеті 2015 жылдың 1-30 қараша аралығында жарияланған хабарламалар тізімі
0ab0 -> Сабақтың мақсаты: «сыйластық», «туыстық», «достық» адамгершілік құндылықтары туралы түсініктерін кеңейту. Міндеттері


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет