Дипломная работа студента 4 курса дневного отделения Крутолапова Дмитрия Витальевича



бет1/3
Дата02.04.2019
өлшемі86.57 Kb.
түріДипломная работа
  1   2   3
Санкт-Петербургский государственный университет

Институт философии

Кафедра эстетики и философии культуры

Ницше и традиционализм

Дипломная работа студента

4 курса дневного отделения

Крутолапова Дмитрия Витальевича
Научный руководитель:

д. ф. н., проф. Соколов Б. Г.

Санкт-Петербург

2017
Содержание:

Введение………………………………………………………………..…..3

Глава I. Ключевые понятия и концепты философии Ф.В.Ницше............7

§1.Дионисийское и аполлоническое начало...............................................7

§2.Воля к власти, сверхчеловек и мораль господ....................................10

§3.Ресентимент и рабская мораль..............................................................13

Глава II Ключевые понятия и концепты философского традиционализма...................................................................................................16

§1.Традиционализм Р.Генона.....................................................................16

§2.Традиционализм Ю.Эволы....................................................................20

§3.Социально-философские воззрения традиционалистов.....................22

§4. Традиционализм и фашизм..................................................................29

Глава III.Концепты Ницше в философии традиционализма...................32

§1. Вечное возвращение и представление о циклическом времени.......32

§2. Ресентимент и мораль рабов в этике традиционализма. Статус христианства и нигилизм......................................................................................35

§3. Сверхчеловек, мораль господ в этике традиционализма. Аристократия.........................................................................................................41

Заключение..................................................................................................44

Перечень использованной литературы………………………….………46


Введение
Актуальность проблемы. Творчество Ф.В.Ницше многими исследователями признаётся как поворотное для всей западной цивилизации. В ХХ веке происходило множество попыток политизировать философскую систему великого немецкого философа, что не могло не отразиться на ходе самой истории. Насколько влияние Ницше на современную западную цивилизацию является положительным или отрицательным - до сих пор открытый вопрос, однако, сомнению не подлежит широкая известность и крайняя популярность трудов великого немецкого философа.

Помимо большой культурной ценности для современной цивилизации, философия Ф.В.Ницше представляет большую значимость для таких подразделов философского знания, как этика и философская антропология. И несмотря на большую оригинальность ницшеанских идей, схожие мотивы в подобных сферах можно обнаружить и в творчестве других писателей, как например у М.Штирнера, точка зрения на подобие идей которого с идеями Ф.Ницше является общепринятой.

Философия Ницше литературна, в центре её стоит фигура человека. Сам же Ницше в своих работах занят скорее критикой современного ему человека и человечества, нежели разработкой точных понятий и методов, которыми могла бы воспользоваться наука или философия. Сама же философия Ницше строится вокруг нескольких основных мотивов среди которых можно выделить концепцию аполлонического-дионисийского, волю к власти, сверхчеловека, ресентимент и идею вечного возвращения.

Ницше также не стремился и к политизированию своей философии. Однако, как мы знаем, попытки политизировать его наследие предпринимались многократно. В частности наиболее известна та ситуация, когда нацисты включили в поле своей идеологии понятие сверхчеловека, которое, однако, они понимали биологически, а не в морально-волевом отношении, как это было у самого Ницше.

В творчестве Ницше мы можем выделить несколько основных мотивов, таких как вечное возвращение, мораль господ и мораль рабов, сверхчеловек и воля к власти. Однако, подобные мотивы были также восприняты и философским течением традиционалистов, среди которых Юлиус Эвола фиксировал поразительное сходство основных идей традиционализма с концептами Ф.В.Ницше.

Философский традиционализм рассматривал все религиозные системы, любые мифологические представления как нечто что проистекает из единого объективного источника. Этот источник они называли «примордиальной» традицией. Философы традиционализма посвящали свои работы раскрытию связи и множества параллелей между разнообразными и даже изолированными друг от друга религиозными традициями. Подобные изыскания привели первых философов традиционалистов к представлениям о фундаментальном отличии языка традиции от языка современности или модерна. Традиция описывала мир на экзистенциальном уровне и на языке человеческой воли, она давала человеку дисциплину, внутреннюю стойкость и свободу. Язык современности же, который конструировался в новое время, занимается только лишь редукцией сложного к примитивному, внутренний мир человека описывается теперь не на языке его воли и внутренней свободы, а лишь жёсткими причинно-следственными связями. Сам мета-дискурс современности выставляет человека рабом его гормонов, психических процессов сводя их, в свою очередь лишь к движению материи и феноменам физического мира. Человек перестаёт принадлежать самому себе. В человеческом языке произошла фундаментальная перестановка акцентов, если раньше низшее описывалось через высшее, то сегодня всё происходит ровно наоборот.

Основателем традиционалистского дискурса является французский философ Рене Генон, однако, Юлиус Эвола направляет его в политическое русло, тем самым закладывая фундамент для крайне консервативных движений в Европе. В то же время, Эвола и обнаруживает схожесть ницшеанских мотивов с ценностями традиционализма. Традиционные культуры воспринимали время циклично, а не линейно, ту же самую мысль проводил Ницше же в своих трудах преподнося её как идею о вечном возвращении. Ницше заявлял что ресентиментная мораль набирала обороты в современном ему обществе, точно так же традиционалисты рассматривали любые идеологии XX века как ментально рабские по своей сути, так как они всегда обращались к своим слушателям как к рабам капиталистов или коммунистов, как к рабам церкви или евреев и так далее. Других идеологий в XX веке просто не существовало.

Гораздо сложнее обстоит дело с ницшеанским сверхчеловеком. Традиционалисты не используют такой термин, однако, они всё же говорят о том типе человека, которого хотели бы видеть. Современный человек - это тот, кто поддался духу современности, тот кто поддался экономическому мышлению и рабским идеологиям, культу материи и массовой культуре. Следовательно, человек традиции в условиях современности - это тот, кто проигнорировал или даже презрел всё вышеперечисленное и добровольно обратился к религиозной мудрости. Таким образом, у традиционалистов сохраняется ницшеанский момент переоценки ценностей, совершающийся в пределах одной личности. По Ницше такого человека можно было бы назвать сверхчеловеком, однако, у традиционалистов, аналогичная фигура обращается к религии и начинает следовать религиозной догматике, но они делают акцент на том, что как и у ницшеанского сверхчеловека, должно сперва состояться преодоление рабской морали и слепого следования духу современности.



Степень разработанности проблемы. Можно утверждать что философские труды Ф.В.Ницше и его биография являются хорошо изученными, с другой стороны, также можно сказать что на сегодняшний день философия традиционализма набирает популярность в России, однако, не проводилось практически никаких исследований концептуальной взаимосвязи традиционализма и философии Ницше. На подобие идей ницшеанства и традиционализма указывал ещё Ю.Эвола, однако, итальянский философ сам использовал ницшеанскую терминологию для прояснения ключевых моментов философии традиционализма. Данное же исследование посвящено более масштабному освящению концептуальных связей между двумя философскими учениями, не сводимое лишь к анализу заимствований понятий Ю.Эволой, но включает также в себя раскрытие мотивов в философии Р.Генона созвучных с ницшеанством.

Цель работы - сопоставить философские концепции Ф.В.Ницше и философов-традиционалистов (Р.Генона и Ю.Эволы) и найти общие элементы и общие мотивы свойственные для учений вышеперечисленных философов.

Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач исследования:

- Обозначить стилистические сходства и различия двух философских концепций

- Рассмотреть ключевые концепты вышеперечисленных философских течений

- Показать происхождение ключевых понятий традиционализма из философской системы Ф.В.Ницше

Глава I. Ключевые понятия и концепты философии Ф.В.Ницше

§1. Дионисийское и аполлоническое начало


Дионисийское и аполлоническое начала являются фундаментальными категориями философии Ф.В.Ницше, которые он использует для демонстрации особых стихийных уровней в греческой культуре. Сам Ницше начинает их описание со следующих слов: «Чтобы уяснить себе оба этих стремления, представим их сначала как разъединённые художественные миры сновидения и опьянения»1. Таким образом, аполлоническое трактуется Ницше как иллюзорное, но с другой стороны, также и как привносящее порядок. Всё, что есть у человека как носителя цивилизации - аполлоническое. Однако, Ницше не рассматривает иллюзорность как нечто негативное, наоборот, ей могут быть даны и положительные оценки: «Но как философ относится к действительности бытия, так художественно восприимчивый человек относится к действительности снов; он охотно всматривается в них: ибо по этим образам он толкует себе жизнь, на этих событиях готовится к жизни»2.

Дионисийское же - это, в первую очередь, первобытное состояние человека, состояние единения с природой, в котором человек не отделяет своё бытие от бытия природы. Сам Ницше описывает данную связь следующими словами: «Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчуждённая, враждебная или порабощённая природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном - человеком»3.

С аполлоническим Ницше также связывает рационализацию. Это измерение - измерение иллюзий постольку, поскольку оно выдумано, сочинено человеком. Аполлоническое - область культуры и всякой интерпретации. В противоположность ему, дионисийское - область ускользающая от любой интерпретации, свободная от оценок и порядка. Однако, по Ницше человек немыслим без существования обеих из упомянутых областей.

Ницше обозначает дионисийское и аполлонические начала в честь древнегреческих олимпийских богов. Аполлон является солнечным, небесным божеством, его отец - Зевс. Аполлон сменяет бога Гелиоса, который также символизировал солнечное. С другой стороны, он способен видеть будущее, ему отведена роль предсказателя. И Ницше упоминает об этом в «Рождении трагедии из духа музыки»: «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее»4. Дионис же олицетворяет собой земное. Он является богом плодородия, покровителем растительности, земледелия, виноделия. Его символизирует виноградная лоза. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Оба упомянутых божества символизируют противоположность небесного и земного начал.



Ницше использует аполлоническое и дионисийское начала для демонстрации художественного творчества как отношения человека к миру. По Ницше, такое художественное отношение к миру можно выразить аналогиями сна и опьянения. Каждое из этих состояний помогает человеку преодолеть раздробленность окружающего мира, однако, со своими нюансами. Сон навязывает человеку восприятие мира в терминах времени и пространства. Здесь человек обманывается иллюзиями красоты, совершенства и порядка. Данный мотив Ницше перекликается с мотивом «покрывала Майи» в творчестве А.Шопенгауэра. Опьянение же заставляет человека сбросить оковы собственной единичности, отчуждённости от природы и вернуться к первоединому, которое Ницше отождествляет с вечно становящейся и преисполненной страдания жизнью. В обоих случаях человек испытывает некое блаженство. В случае с миром аполлонического, то есть сна, человек примиряется с фактом своего индивидуального существования. В случае же с дионисийским опьянением, он осознаёт смертность и уничтожимость индивида, однако, прикасаясь к настоящей, истинной сущности жизни.

Мотивы дионисийского и аполлонического являются одним из самых первых философских концептов Ницше. Они являются фундаментальными для его философии. С них начинается этика ницшеанства.

§2. Воля к власти, сверхчеловек и мораль господ
Другим важным концептом Ницше является воля к власти. Воля к власти - это постоянное стремление человека к преодолению собственной слабости, ограниченности. Это постоянное накопление силы и энергии. По Ницше не существует человека абсолютно без воли к власти, однако, имеет место быть такой ситуации, когда сама воля к власти выражается не столь полно. Наиболее полноценно же воля к власти раскрывается в фигуре сверхчеловека. Сверхчеловек же - это лицо, отбрасывающее всё, что могло бы его тормозить в накоплении силы и энергии. Воля к власти в сверхчеловеке также выражается в постоянном стремлении к любой экспансии.

Сверхчеловек использует мораль для того чтобы она служила ему, а не ограничивала его или делала несвободным. Отсюда вытекает произвольное отношение сверхчеловека к морали, он отбрасывает ту или иную моральную систему, когда начинает понимать, что она исчерпала себя.

С идеей сверхчеловека в творчестве Ницше неразрывно связана мораль господ, которая выражается в чувстве дистанции: «Источником контраста «хорошего» и «дурного» является, как сказано, чувство знатности и расстояния, продолжительное и преобладающее общее и основное чувство высшего господствующего рода по отношению к низшему роду, к чему-то «низшему»5. Ницше даже склонен считать что подобный властный инстинкт мог послужить отправной точкой зарождения и развития человеческого языка: «<...> они запечатлевают известную вещь и действие звуком и тем самым вступают во владение ею»6.

Ницше также указывает что такие слова как «добрый» и «благородный» находятся в неразрывной связи во многих языках, при том слово «благородный» предшествует понятию «добрый». Точно в такой же связи между собой находятся слова «плебейский» и «дурной».

Ницше приходит к выводу что всё живое движимо благодаря воли к власти. Это фундаментальное и краеугольное понятие для всей философии Ницше. Лишь воля к власти является основополагающим импульсом всех наших действия и она является единственным их источником. Сам мир истолковывается немецким философом как испытывающий волю к власти, находящийся в подчинении у неё. Воля к власти может быть выражена политически, однако, Ницше описывает её как нечто гораздо более широкое нежели политическая власть. Сама власть, в первую очередь - не политический феномен. Ницше обнаруживает, что там где есть жизнь, всегда неизбежно будет присутствовать и воля к власти.

Ницше само бытие определяет через волю к власти. Он утверждает, что воля к власти - это постоянная борьба жизни, стремящаяся поддерживать лишь саму себя. Она не тождественна воли индивида. Однако, воля к власти может быть как свободной (положительной), так и негативной. Например, в тех случаях когда живое существо стремится избежать опасности.

Воля к власти объективна, она не является волей конкретного существа, скорее воля существа является частным примером такой воли. Воля власти проявляется через волю конкретных индивидов. Она может проявляться множеством путей, при том это может быть не обязательно путь стремления к осязаемой силе и прямому доминированию. Воля к власти может даже отвергнуть путь прямого приумножения власти. Так, по Ницше, подлинное могущественные фигуры, на примере Наполеона и Чезаре Борджиа не основывали свою власть на силе. В случае Наполеона - это была природная харизма, когда у Борджиа власть выражалась в умении плести интриги и быстро приспосабливаться к изменяющейся политической обстановке в итальянских городах-государствах.

Воля к власти - объективное свойство реальности, пронизывающее всё живое. Этим свойство обладают не только сильные, но и слабые. Воля к власти фундаментальна, под этим подразумевается что любые стремления не будут являться для неё чем-то внешним, скорее они будут одним из выражений самой воли к власти. Так, например, желание утолить голод, половой инстинкт и даже страх - всё это будет являться различными выражениями такой фундаментальной воли. Любые побуждения так или иначе будут являться ипостасями воли к власти. Она не есть то чем располагает человек, скорее мы сами и есть воля к власти.

§3. Ресентимент и рабская мораль
По Ницше, человек с рабской моралью - это тот, кто связывает свои неудачи с другими людьми. Такой человек не порождает никаких новых ценностей, в противоположность сверхчеловеку. Так же в отличие от сверхчеловека, подобное лицо не относится творчески к ценностям, он всегда находится внутри какой-либо внешней моральной системы и не рефлексирует по поводу её наличия.

Само же чувство лица с рабской моралью по отношению того, кто в чем-либо превосходит его, Ницше называет ресентиментом. Немецкий философ утверждает, что задача человека состоит в том, чтобы преодолеть ресентимент, освободиться от рабской морали, тогда становится возможна эволюция человека до сверхчеловека. Для внесения ясности в дальнейшее сопоставление писателей, стоит отметить, что Ницше утверждает, что сама подобная эволюция от человека к сверхчеловеку возможна как на индивидуальном, так и на общечеловеческом, видовом уровне.

В своей работе «Генеалогия морали» Ницше биологизирует понятие ресентимента, для него он скорее является реакцией на внешнее раздражение. Иными словами, ресентимент не возникает сам по себе. Сам немецкий философ раскрывает работу ресентимента как рабской морали следующим образом: «Мораль рабов для возникновения своего всегда нуждается первоначально во враждебном внешнем мире, она нуждается, говоря физиологически, во внешнем раздражении, чтобы вообще действовать - деятельность её в основе своей является реакцией»7.Сама же рабская мораль возникает лишь тогда, когда ресентимент обретает творческую силу. Однако, рабская мораль не способна проявиться как непосредственное действие против угнетения и её сущность выражается в том что её субъект удовлетворяется «воображаемой» местью.

Большое внимание философия Ф.В.Ницше уделяет христианству. По мнению немецкого философа, она представляет собой тайный бунт угнетённых народов против римской власти. Ницше повествует, что христианство выразилось как бунт именно еврейского народа: «Аристократическое уравнение ценности (хороший, знатный, могучий, прекрасный, счастливый, любимый богом) евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами безграничной ненависти (ненависти бессилия)»8.

Таким образом, через две тысячи лет европейская цивилизация оказывается под полным влиянием ресентимента. Христианская любовь оборачивается изощрённым чувством мести и забвением благородных идеалов. Ницше описывает подобный процесс метафорой отравления и называет саму церковь источником этого яда.

Для человека ресентимента особое значение имеет ум, так как подобной «породе» людей приходиться искать обходные пути для реализации своей морали. Благородной же человек относится к уму как к некой роскоши, так как благодаря своим здоровым инстинктам он способен обеспечить себе счастливое существование. Здоровый человек, по Ницше подобен хищному зверю, у которого хорошо работают инстинкты, однако, выходит так что культура оборачивается против подобного здорового человека: «Допустив справедливость того, что во всяком случае теперь считается «правдой», что именно смыслом всякой культуры является воспитать из хищного зверя, «человека», ручное, цивилизованное животное, все те инстинкты реакции и ressentiment'а, с помощью которых посрамлены и побеждены благородные поколения вместе с их идеалами, пришлось бы рассматривать как орудия культуры»9. По Ницше, подобный негативный, подавляющий аспект культуры скорее направляет человека против самой ресентиментной культуры. Так же немецкий философ отказывается видеть в этом проявление подлинной культуры и называет подобное её состояние регрессом, упадком, деградацией.

В заключительном труде своей жизни, Ницше несколько изменяет свой взгляд на рабскую мораль, он начинает рассматривать её как одно из проявлений воли к власти. Однако, воля к власти «рабов», оказывается противопоставлена воле к власти их господ: «Мораль, следовательно, учила глубже всего ненавидеть и презирать то, что составляет характернейшую особенность их властителей: их волю к власти»10. Но при таком рассмотрении, рабская мораль перестаёт быть сугубо негативным явлением. Положительным в ней оказывается тот аспект, что она выступает как некая компенсация за слабость, за невозможность «разобраться» со своим противником: «Если бы страдающий, угнетённый человек потерял веру в своё право презирать волю к власти, он вступил бы в полосу самого безнадёжного отчаяния»11.
Глава II. Ключевые понятия и концепты философии традиционализма

§1. Традиционализм Р.Генона


Традиционализм - философско-идеологическое течение, образовавшееся в начале XX века и основанное французским философом Рене Геноном. Он рассматривал традиционное общество как самоценное, в котором традиция обеспечивала единый источник смыслов, социального порядка, культуры, этических и религиозных представлений. Современность же мыслилась Геноном как эпоха распада, деградации, увядания и упадка традиционных смыслов. Прогресс же представлялся как сила направленная против традиции. Традиционализм противопоставляет своё воззрение материалистическому миропониманию и утверждает самоценность любых систематических религиозных воззрений. Также отправным пунктом традиционализма как идеологии является убеждение, что подлинное традиционное знание - удел закрытых сект, орденов, каст или элит, в противоположность массовым формам традиционного знания которое всегда будет неизбежно страдать от упрощения и нести большие смысловые потери в такой ситуации.

Генон указывал на то, что понятия традиции и цивилизации могут восприниматься как тождественные, однако, традиционалисты могут согласиться с данным утверждением лишь в отношении цивилизаций востока, т.к. во времена творчества Генона восточные цивилизации всё ещё являлись обществами традиционного склада. Однако, в отношении остального мира и в частности мира западного, данное отождествление некорректно и французский философ описывает данное обстоятельство следующим образом: «Что же касается цивилизации Запада, то она, наоборот, утратила свою связь с традицией, можно сказать, полностью, если не считать религиозного элемента, который лишь в самой незначительной степени эту связь ещё сохраняет»12.

Также важным для геноновской философии представляется концепт «примордиальной традиции». Традиционалисты склонны считать, что все традиции имеют единый трансцендентный источник и имеют больше общего между собой, нежели различного. Именно поэтому философы данной философской школы уделяют значительную часть своих работ сопоставляя различные религиозные традиции и мифиологические представления, выделяя в них общие мотивы в символизме, метафизических представлениях, религиозной иерархии и воззрениях на надлежащее устройство общества. Однако, так как традиционалистов больше интересует точка зрения присущая именно миру традиции на окружающий мир, то частные вопросы, т.н. современного материалистского воззрения на происхождение религий их не интересуют вовсе. Жан Урсен в одной из своих работ, посвящённых Р.Генону, фиксирует этот момент: «Что касается происхождения самой этой примордиальной традиции, происхождения «не-человеческого», стало быть «над-человеческого», то его следует рассматривать под двумя углами зрения: первый, историко-географический, и второй, интеллектуальный. Генон весьма немногословен в вопросе о «конкретности» этого происхождения. Совершенно ясно, что эта сторона дела имеет для него второстепенное значение»13.

В творчестве Генона прослеживаются и апокалиптические мотивы. «<...> вера в бесконечный «прогресс», считавшаяся вплоть до последнего времени неприкосновенной и непререкаемой догмой, перестаёт быть абсолютной и всеобщей»14. Вслед за Шпенглером, Генон также предсказывает крах западной цивилизации, однако, он обосновывает свои выводы совершенно другими причинами. Если Шпенглер утверждал, что любая форма культуры может жить около тысячи лет и далее исчезает по объективным, т.е. природным причинам, то Генон утверждает что западная цивилизация прогресса и материализма обречена исключительно по её духовным, а точнее анти-духовным, анти-традиционным основаниям. Современность характерна также тем что это не только время расцвета атеизма, но и псевдо-религий, на что Р.Генон обращает большое внимание и пытается отделить подлинный традиционализм от веяний и духа эпохи.

Однако, «деградацию» Запада Генон связывает не только с культом прогресса, нарастающим материализмом и атеизмом. Упадок традиционного знания в Европе начинается ещё с эпохи возрождения. Эпоха возрождения полностью сменила акценты, которые до этого были расставлены в христианской религии. Возрождение низвело религию до чисто человеческого уровня. Отныне человек помещался в центр вселенной, а не Бог. В частности, Генон связывает эту ситуацию также со становлением возрожденческого гуманизма: «Гуманизм представлял собой первую форму того, что впоследствии стало современным «лаицизмом» - чисто секулярным, светским мировоззрением»15.

Французский философ проводит параллели между кризисным состоянием человечества, которое поработил материалистических дух западной цивилизации с индийской эпохой «Кали-юга». В индуизме эта эпоха трактуется как время крайне деградации человечества, культуры, упадка религиозной традиции, забвения морали. Традиционалисты обращают внимание на то что время в религиозных и мифологических традициях рассматривается циклично. За эпохой упадка всегда приходит золотой век. И это мы можем увидеть также и в индуистской традиции. По Генону, это обозначает что кризисный период современной цивилизации неизбежно будет завершён и что после него наступит время нового расцвета традиционного знания. Французский философ видит этот момент и в индуистской религиозной доктрине, в своих выводах он опирается именно на неё: «В то же время индуистская традиция утверждает, что сокрытое вновь станет видимым в конце цикла, который, в силу непрерывности, связывающей между собой все вещи, одновременно окажется и началом нового цикла»16



Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Функциональная диагностика в ортодонтии
11701 -> Сравнительный анализ методов ортопедического лечения больных с повышенным стиранием зубов
11701 -> Ферритин как маркер избыточной воспалительной реакции
11701 -> «Клинико-функциональная и нейрорадиологическая характеристика больных с церебральными венозными нарушениями»
11701 -> Клинико-эпидемиологическая характеристика гриппа в период сезонного подъема весной 2015 года
11701 -> Изучение влияния параметров преломляющих сред и угла Каппа на точность расчёта интраокулярных линз
11701 -> Дерматоскопические и морфологические признаки в дифференциальной диагностике рубцовых алопеций
11701 -> Спортивная дипломатия россии в XXI веке


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет