Дипломна робота бакалавра (освітньо-кваліфікаційний рівень) на тему



Дата25.10.2018
өлшемі172.54 Kb.
түріДиплом
Одеський національний університет імені І. І. Мечникова

(повне найменування вищого навчального закладу)

Філологічний факультет

(повне найменування інституту/факультету)

Кафедра світової літератури

(повна назва кафедри)


Дипломна робота

бакалавра

(освітньо-кваліфікаційний рівень)


на тему:
«Таинственное в повестях И.С. Тургенева Сон и Песнь торжествующей любви»

«Таємниче у повістях І.С. Тургенєва “Сон” та “Пісня торжествуючого кохання”»

«Mysterious in the stories by I.S. Turgenev "The Dream” and “The Song of Triumphant Love”»


Виконала: студентка заочної форми навчання


напряму підготовки 6.020303 Філологія

Фітьо Ганна Сергіївна

Керівник д.філол.н., проф. Мусій В.Б. __________

Рецензент ст. викладач Беньковська Г.Д.



Рекомендовано до захисту:

Протокол засідання кафедри

№ ___ від ____________2017 р.

Завідувач кафедри



доц. Раковська Н.М.

(підпис)



Захищено на засіданні ЕК № 3

протокол № __ від __________2017 р.

Оцінка______________/___ ___/_____

(за національною шкалою, шкалою ЕСТS, бали)

Голова ЕК

доц. Раковська Н.М.

(підпис)



Одеса – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….с. 3 - 7
Раздел I: Теоретико-методологические основы исследования

таинственного в повестях И.С. Тургенева «Сон»

и «Песнь торжествующей любви»………………………………… ….с. 8 - 25

I.1. Теоретические основы изучения таинственного

в повестях И.С. Тургенева

I.1.1 Точки зрения ученых на содержание понятия «фантастика» …..с.  9

I.1.2. Точки зрения ученых на содержание понятия

«психологизм»………………………………………………………..…… с. 15

I.1.3. Точки зрения ученых на возможность сближения

категорий «фантастическое» и «психологическое»………… … …… с. 17

I.2. Точки зрения критиков и литературоведов на «таинственные»

повести и рассказы И.С. Тургенева………………………………… …. с.  19

I.3. Методика изучения «таинственных» повестей

И.С. Тургенева ………………………………………………………... …. с. 23 


Раздел II. Повести И.С. Тургенева «Сон» и «Песнь торжествующей
любви» как фантастические произведения………………………
с. 26 - 41

II.1. Носители инфернального начала в повестях И.С. Тургенева

«Сон» и «Песнь торжествующей любви»……………………………… с. 29

II.2. Фантастические мотивы в повестях И.С. Тургенева «Сон» и

«Песнь торжествующей любви»……………………………… …… с. 35

II.2.1. Cюжетный мотив ритуала………………………………… …. с. 35

II.2.2. Сюжетный мотив сна как перехода в иное пространство …. с.38

Выводы……………………………………………………………… с. 40


Раздел III. Повести И.С. Тургенева «Сон» и

«Песнь торжествующей любви» как психологические
произведения………………………………………………… .
с. 42 - 57 

III.1. Факторы, которые обусловили интерес И.С. Тургенева


к проявлениям бессознательного……………………………………… с.  44

III. 2. Психическая предрасположенность героев повестей

«Сон» и «Песнь торжествующей любви» к встрече
со сверхъестественным……………………………………………………………………………………………. ……с. 46

III.3. Роль мотива сна в воссоздании процессов бессознательного

в повестях И.С. Тургенева……………………………………………. с.  50

Выводы……………………………………………………………… с. 56 


Заключение……………………………………………………………. с. 58 - 62
Список использованной литературы……………………………… с. 63 - 69 

ВВЕДЕНИЕ


Творчество И.С. Тургенева насыщено философскими проблемами, общечеловеческим содержанием. А потому оно неизменно привлекает внимание читателей и исследователей литературы, сохраняет свою актуальность. Возможно, мы, люди, живущие в XXI веке, понимаем и обозначаем иначе те ценности и понятия, что поддерживали писателя, но это не означает, что они утратили для нас свою значимость. Поэтому И.С. Тургенев – наш современник.

Квалификационная работа посвящена изучению двух повестей И.С. Тургенева, за которыми закрепилось определение – «таинственные». На первый взгляд, они не характерны для художника, в центре внимания которого были состояние современного ему общества, перспективы его развития, духовные поиски человека. Сам И.С. Тургенев так писал об этом: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: “the body and pressure of time”, и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений» [1, т. XII, с. 269]. Однако во второй половине своего творческого пути он обращается к таким темам, которые являются неожиданными для его читателей, вызывают у них недоумение и даже негативные оценки. Сравнивая свои ставшие уже известными и принятые публикой произведения с этими новыми, И.С. Тургенев в Предисловии к изданию в 1880 году собрания его романов, пишет по поводу неприятия читателями и критиками его «таинственных» повестей и рассказов: «… а коснись он чего-нибудь смутного, психологически сложного, даже болезненного – особенно если это не частный факт, а выдвинуто из глубины недр своих тою же самой народной, общественной жизнью – вы кричите: стой! Это никуда не годится, это рефлексия, предвзятая идея…»[1, т. XII, с. 275]. Как видим, писатель осознавал, насколько неожиданными для публики оказались его последние произведения. Следует признать, что, несмотря на значительное число научных исследований цикла «таинственных» повестей И.С. Тургенева, они и для современного читателя сохраняют свою загадочность.



Актуальность изучения избранных нами произведений И.С. Тургенева обусловлена недостаточной их изученностью. С одной стороны, все тургеневеды признают важность исследования выраженной в них авторской концепции загадочного в человеке для понимания позиции И.С. Тургенева как философа, психолога и художника, для формирования целостной картины духовной жизни России и стран Европы последних десятилетий XIX века. С другой, после всплеска интереса к «таинственным» повестям и рассказам И.С. Тургенева в 1970 – 1980е годы мы наблюдаем его спад в последние десятилетия. Этот спад можно объяснить различными факторами, в том числе и переключением внимания ученых на проблемы литературного процесса более поздних эпох в развитии литературы, в первую очередь, Серебряного века и постмодернизма. Однако наука о литературе развивается, разрабатываются новые пути осмысления художественного произведения. Поэтому нам представляется, что изучение тургеневских «таинственных» повестей является актуальным как в связи с тем, что сохраняются противоречивые их оценки, так и в связи с необходимостью применить к ним новые направления литературоведческих исследований.

Объект квалификационной работы – повести И.С. Тургенева «Сон» (1877) и «Песнь торжествующей любви» (1881).

Предмет квалификационной работы – мотивировка проявлений таинственного в названных повестях.

Цель квалификационной работы – определить воплощенную в повестях И.С. Тургенева «Сон» и «Песнь торжествующей любви» авторскую концепцию проявлений загадочного в судьбе и поведении и на этой основе судить об особенностях художественной манеры писателя в последний период его творчества.

Этой целью определены следующие задачи:



  1. Выделить в повестях «Сон» и «Песнь торжествующей любви»

сюжетные мотивы и художественные образы, которые связаны с воплощением в них автором своего переживания наличия в мире и человеке загадочного.

  1. Определить мотивировку таинственного в каждом из названных

произведений.

  1. Установить, есть ли основания считать, что «таинственное» в

повестях И.С. Тургенева «Сон» обусловлено верой писателя в возможность встречи человека со сверхъестественным.

  1. Изучить повести как психологические произведения и

определить, какова роль в них художественного воссоздания процессов бессознательного.

  1. Установить типологические связи между избранными для

анализа повестями И.С. Тургенева и выявить на основе этого воплощенную в них авторскую концепцию.

Степень изученности вопроса в науке.

Единственным монографическим исследованием, непосредственно посвященным «таинственным» повестям И.С. Тургенева, является работа К.В. Лазаревой «Мифопоэтика “таинственных повестей” И.С. Тургенева» [16]. Большинство статей, на которые мы опирались, выполняя квалификационную работу, написаны в середине ХХ века. Наиболее ценными для нас были статьи Р.Н. Поддубной [35], Г.Б. Курляндской [15], Л.В. Осьмаковой [32], В.Б. Мусий [26], положения монографии В.М. Головко [6]. О том, что в 2000е годы исследователи сохранили интерес к избранным нами для изучения произведениям, свидетельствует ряд диссертаций, защищенных в это время. Это диссертации К.В. Лазаревой «Мифопоэтика “таинственных повестей” И.С. Тургенева» (Ульяновск, 2005); Е.В. Науменко «Система мотивов "таинственных повестей" И. С. Тургенева» (Псков, 2006); Скудняковой Е.В. «Фантастическое в поэтике “таинственных повестей” И.С. Тургенева» (Саранск, 2009). Обращение диссертантов к изучению этой группы произведений И.С. Тургенева подтверждает актуальность и целесообразность научных поисков в области поэтики и семантики таинственного в творчестве этого художника.

Структура квалификационной работы. Работа состоит из Введения, Основной части, Заключения и Списка использованной литературы. Основная часть квалификационной работы представлена тремя разделами. Первый имеет теоретико-методологический характер. В нем приведены формулировки содержания тех понятий, которые являются ключевыми в работе (психологизм, фантастика, мотив), описаны основные критические и литературоведческие источники, посвященные анализу «таинственных» повестей И.С. Тургенева, на которые мы опирались, готовя квалификационную работу, а также обоснована методология работы. Второй раздел квалификационной работы посвящен изучению повестей И.С. Тургенева «Сон» и «Песнь торжествующей любви» как фантастических произведений. В третьем разделе квалификационной работы дается психологическое обоснование таинственного в повестях И.С. Тургенева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последний период своего творчества, в 1870-е и начале 1880-х годов, И.С. Тургенев все чаще обращается к универсальным проблемам – ценности и смысла жизни, возможного продолжения духовного существования после физической смерти, творчества, любви. Это отражается в его произведениях, которые он сам объединил в цикл («Стихотворения в прозе»), а также в тех, которые исследователи традиционно рассматривают как цикл («таинственные» повести). В обоих циклах И.С. Тургенев выражает свое понимание тех сторон жизни и человека, которые были для него наиболее важными на всем протяжении его творчества. Однако, если в «Стихотворениях в прозе» он в художественной форме выражает свое понимание положения человека в мире по отношению к природе, собеседнику, дорогому близкому человеку и старается передать это знание и понимание своему читателю, отсюда – соединенная с лиризмом дидактичность его произведений, то в цикле «таинственных» повестей он выражает свое переживание сложности жизни, невозможности до конца понять и познать все ее тайны. Поэтому в них он вместе со своими героями пытается разобраться в загадочных явлениях и не всегда находит ответ. Тем самым автор провоцирует и своего читателя на поиск истины.

Повести И.С. Тургенева «Сон» и «Песнь торжествующей любви» принадлежат к группе «таинственных». Понятия «таинственное» и «фантастическое» близки, но не тождественны. Фантастическое заключается в отображении встречи человека со сверхъестественным. Она может быть мнимой (обман чувств, розыгрыш) или же явной (ни у героев, ни у читателя нет сомнений в реальности вмешательства сверхъестественного в судьбу героя). Наиболее интересны случаи «завуалированной» фантастики, когда и герои, и читатель от начала до конца произведения сомневаются в сверхъестественном характере событий, пытаются объяснить их рационально, но ни признание, ни отрицание вмешательства сверхъестественного не могут их удовлетворить. Если считать повести И.С. Тургенева фантастическими, то к ним нужно применить это последнее определение – фантастика в них «завуалированная». И все же точнее, на наш взгляд, судить о них как о таинственных, то есть содержащих в себе тайну. Смысл слова «таинственный» шире, чем «фантастический», так как нечто секретное (то, что содержит в себе таинственное) для одних может быть понятным и доступным другим (как, к примеру, «таинство» - процедура, к которой привлекаются немногие). «Таинственное» - это то, что мы пытаемся разгадать (расшифровать); оно содержит в себе скрытый смысл, оно непонятно, но не исключается возможность его постижения. «Фантастическое» всегда является «таинственным», но «таинственное» не обязательно связано со сверхъестественным, а потому оно может быть «фантастическим», но может и не быть.

По сути, И.С. Тургенев художественно исследует в своих повестях явления психики, которые еще не нашли полного научного объяснения, но он не исключал их познаваемости. Это различные случаи подчинения человека деятельности бессознательного: интуиция, ясновидение, безумие. Как и многих его современников Тургенева интересовала их природа. Они могли мифологизироваться, но могли и находить рациональное объяснение. Поэтому мы и рассмотрели повести И.С. Тургенева «Сон» и «Песнь торжествующей любви» и как фантастические, и как психологические.

Фантастическими они являются в связи с тем, что загадочные явления во внутренней и внешней жизни героев передаются в их собственном восприятии, а они склонны видеть в них проявление сверхъестественного. К примеру, обнаружив в себе наличие какого-то разрушительного начала, а также, замечая странность отношения к нему его матери, герой повести «Сон» пытается найти всему этому объяснение в том, что его отцом на самом деле является человек, наделенный демонической злой силой. С ним и его слугой связано представление о «чужом» и противоестественном (они явились в город, где живут герой и его мать, из других земель, и, кроме того, тот, кого герой принимает за своего отца, возможно, пережил смерть и вновь вернулся к жизни). Загадочное в его судьбе можно связать с проявлением сверхъестественного (как он сам и делает), но можно мотивировать и его психическим складом (склонность к мечтательности, напряжение душевных сил и вызванные им видения, неразличение сна и яви и т.д.). Это же относится и к Валерии, которая после возвращения Муция испытывает страх за тот безмятежный образ жизни, который она вела с Фабием. «Чужое» для нее – это не только то, чему научился Муций в экзотических странах и что он привез с Востока, в том числе и его слуга, немой малаец, но, в первую очередь, стихия страсти, которая вторгается вместе с ним в ее дом и ее душу. И, поскольку в ней самой есть готовность отдаться страсти, хотя она и страшится этого в себе, Валерия склонна мифологизировать и самого Муция, и те стихийные влечения, которые он в ней возрождает своим возвращением. Таким образом, именно восприятие героями того, что с ними происходит, содержит в себе основу как для признания его сверхъестественного характера, так и для объяснения всего таинственного особенностями их душевного состояния.

Наиболее полно проявление бессознательного в героях повестей «Сон» и «Песнь торжествующей любви» отражено в таких сюжетных мотивах, как сон, оценка ими чужих действий как ритуала, а также в их переживание восприятия музыки как проявления магии.

В «таинственных» повестях И.С. Тургенев использовал различные способы воссоздания процессов бессознательного. Это и непосредственно картины происходящего в душе героев, косвенные характеристики, принадлежащие «всезнающему» повествователю описания. Значительную роль в психологической характеристике героев играет подтекст, когда какие-то детали, предметы указывают (намекают) на смысл, не выраженный словесно.

Повести «Сон» и «Песнь торжествующей любви» содержат в себе так много смыслов, что их разгадкой занимаются и будут его долго заниматься исследователи. И главным образом интерес к ним не угасает не только потому, что невозможна однозначная мотивировка происходящего с их героями, но и потому, что они обращены к таким общечеловеческим ценностям, как любовь, гармония человека с миром и самим собой, единство и взаимопонимание с близкими.



Список использованной литературы


  1. Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. / И.С. Тургенев; Ред. кол. М.П. Алексеев, Г.А. Бялый. – М.: Художественная литература, 1978. – Т. 8: Повести и рассказы 1870-1883. Стихотворения в прозе. – 527 с.; Т. 12: Избранные литературно-критические статьи. Речи. Воспоминания (1843 – 1881). – 479 с.

  2. Базилевская А.К. Психология любви в «таинственных повестях» И.С. Тургенева / А.К. Базилевская // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: Сб. науч. статей – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2011. – Вып.3. – С.291 – 320.

  3. Валенцова М.М. Полесская традиция о сновидениях / М.М. Валенцова // Сны и видения в народных культах. – М.: Изд-во РГГУ, 2002. – С. 44 – 54.

  4. Гершензон М. Мечта и мысль И.С. Тургенева / М. Гершензон. – М.: Тов-во Книгоиздательство писателей в Москве, 1919. – 170 с.

  5. Гиршман М.М.Литературное произведение. Теория и практика анализа / М.М. Гиршман. – М.: Высшая школа, 1991. – 160 с.

  6. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева / В.М. Головко. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. -168 с.

  7. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного. Квантоподобная социальная реальность / И.В. Данилевский. – М.: КомКнига, 2005. – 376 с.

  8. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность / В.А. Дмитриев. – М.: Сов. Писатель, 1974. – 279 с.

  9. Задохин А. Бессознательное российских политических элит: архетипы и комплексы / А. Задохин // Обозреватель – Observer. – 2011. - № 4. – С. 24 – 31.

  10. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. Неприродность, множественность и относительность в литературе / С.Н. Зенкин. – М.: Изд-во РГГУ, 2002. – 288 с.

  11. Иванов В.В. Змеи / В.В. Иванов // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – Т. 1. – С.468 – 471.

  12. Иезуитов А.И. «Таинственные произведения» И.С. Тургенева (объяснение необъяснимого) / А.И. Иезуитов // Пушкин и Тургенев. Тезисы Международной конференции 6 – 11 сентября 1998 г. – СПб. – Орел, Изд-во Орловск. гос. ун-та, 1998. – С. 50 – 54.

  13. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней / Сост. др Леманн, директор психофизиологической лаборатории в Копенгагене. – К.: Україна, 1991. – 400 с.

  14. Карташова И.В. Об одной загадке творческих взаимоотношений И.С. Тургенева и П. Мериме / И.В. Карташова // Мир романтизма. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2004. – Т. 9 (33). – С.229 -235. 

  15. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести» И.С. Тургенева (проблема метода и мировоззрения) / Г.Б. Курдяндская // Ученые записки Курского гос. пед. ин-та. – Т. 74: Третий межвузовский Тургеневский сборник. – Орел, 1971. – С. 3 – 75.

  16. Лазарева К.В. Мифопоэтика «таинственных повестей» И.С. Тургенева / К.В. Лазарева. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 222 с.

  17. Лотман Ю.М. Сон – семиотическое окно / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2007. – 123 – 126.

  18. Маєвська Т.П. Пізній Тургенєв у контексті жанрово-стильових пошуків кінця ХІХ століття / Т.П. Маєвська // Радянське літературознавство. – 1983. - № 11. – С. 58 – 61.

  19. Малиновский Б. Магия, Наука. Религия / Бронислав Малиновский; Пер. с англ. А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.

  20. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. – М.: Художественная література, 1988. – 413 с.

  21. Манн Ю.В. Тургенев и другие / Ю.В. Манн. – М.: Изд-во РГГУ, 2008. – 630 с.

  22. Мних Р. Декілька зауважень про категорію містичного у літературі / Роман Мних // Поетика містичного: колективна монографія. – Чернівці: Вид-во Чернівецького нац. ун-ту, 2011. – С.47 – 58.

  23. Мостовская Н.Н. Повесть Тургенева «После смерти» («Клара Милич») в литературной традиции / Н.Н. Мостовская // Русская литература. – 1993. - № 2. – С. 137 – 147.

  24. Муратов А.Б. Поздние повести и рассказы И.С. Тургенева в русском литературном процессе второй половины XIX – начала ХХ века / А.Б. Муратов // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. – Л.: Изд-во Лениград. ун-та, 1984. – С.77 – 98.

  25. Мусий В.Б. Мифы древности: материалы по курсу «Легенды и мифы народов мира» в помощь студентам заочной формы обучения: Учебное пособие / В.Б. Мусий. – Одесса: Принт Бистро, 2013. – 56 с.

  26. Мусий В.Б. О бессознательном в «таинственных» произведениях И.С. Тургенева и западноевропейских авторов / В.Б. Мусий // Психологизм в мировой литературе. – Одесса: Астропринт, 2001. – С.86 – 104.

  27. Мусий В.Б. Проблема судьбы в повести Н.В. Гоголя «Вий» / В.Б. Мусий // Слюсарь Арнольд Алексеевич. Memoria / Отв.ред. Н.М. Раковская. – Одесса: Астропринт, 2009. – С.494 – 500.

  28. Науменко Е.В. Образ тумана и его место в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева: [электронный вариант] / Е.В. Науменко // Спасский вестник. – 2005. - № 12. - Режим доступа: www.turgenev.org.ru

  29. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Эрик Нойманн. – М.: Рефл-бук; К: Ваклер, 1998. – 464 с.

  30. Нудельман Р.И. Фантастика / Р.И. Нудельман // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. Энциклопедия, 1962 – 1978. – Т. 7. – С.887 – 895.

  31. Нямцу А.Е. Поэтика современной фантастики. Часть I / Анатолий Нямцу. – Черновцы: Рута, 2002. – 240 с.

  32. Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей Тургенева / Л.Н. Осьмакова // И.С. Тургенев в современном мире. – М.: Наука, 1987. – С.220 – 231.

  33. Осьмакова Л.Н. «Таинственные» повести и рассказы И.С. Тургенева в контексте естественно-научных открытий второй половины XIX века / Л.Н. Осьмакова // Филологические науки. – 1984. - № 1. – С. 9 – 14.

  34. Панова Н.Ю. Психологизм художественной литературы как отражение внутреннего мира человека (теоретический аспект) / Н.Ю. Панова // Актуальні проблеми слов’янської філології. – 2011. – Вип. XXIV. – Ч. 2. – С. 312 – 320.

  35. Поддубная Р.Н. Концепция фантастического в позднем творчестве И.С. Тургенева (идейно-художественная структура рассказа «Сон») / Р.Н. Поддубная // Современность классики: избранные труды / Р.Н. Поддубная; Сост. И.И. Московкина, Т.А. Шеховцова. – Харьков: Изд-во ХНУ имени В.Н. Каразина, 2015. – С.360 – 376.

  36. Поддубная Р.Н. Тургенев и Брюсов (от психологических «студий» к научной фантастике) / Р.Н. Поддубная // Современность классики: избранные труды / Р.Н. Поддубная; Сост. И.И. Московкина, Т.А. Шеховцова. – Харьков: Изд-во ХНУ имени В.Н. Каразина, 2015. – С. 397 – 415.

  37. Полякова А.А. Готическая традиция в «Песни торжествующей любви» / А.А. Полякова // Готическая традиция в русской литературе. – М.: Изд-во РГГУ, 2008. – С.226 – 238.

  38. Проскурин Б.М. Художественный психологизм до и после Фрейда (русский и зарубежный опыт): [Электронный ресурс] / Борис М. Проскурин. – Режим доступа: http://philologicalstudies/org/dokumenti/2008/vol1/3/5.pdf.

  39. Салим А. Тургенев – художник, мыслитель / Аднан Салим; Науч. ред. С.Е. Шаталов. – М.: Современник, 1983. – 224 с.

  40. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев; Отв. ред. Е.К. Ромодановская. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 296 с.

  41. Скуднякова Е.В. Фантастическое в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева: Дисс. … кандидата филологических наук / Елена Владимировна Скуднякова. – Саранск, 2009. – 189 с.

  42. Слюсарь А.А. Проблемы художественного психологизма / А.А. Слюсарь // Психологизм в мировой литературе: Учеб. пособие. – Одесса: Астропринт, 2001. – С.5 – 12.

  43. Соболевская О.И. К проблеме психологизма в современном литературоведении / О.И. Соболевская // Сборник трудов молодых ученых. – Вып. 2. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1973. – С. 57 – 70.

  44. Сухих С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы / С.И. Сухих // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - № 6 (1). – С. 298 – 303.

  45. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Цветан Тодоров; Пер. с фр. Б. Нарумова. – М.: РФО Дом интеллектуальной книги, 1997. – 144 с.

  46. Топоров В.Н. Странный Тургенев (четыре главы) / В.Н. Топоров. – М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 192 с.

  47. Тэрнер В. Символ и ритуал / Виктор Тэрнер; Пер. с англ.; Сост. В.А. Бейлис. – М.: Наука, 1983. – 277 с.

  48. Улыбина О.Б. К вопросу о сюжетах «таинственных повестей» И.С. Тургенева (70-е гг.) / О.Б. Улыбина // Вопросы сюжета и композиции: Межвуз. сб. – Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 1984. – С.64 – 68.

  49. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь / Джеймс Джордж Фрэзер. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 781 с.

  50. Червінська О.Г. Ризиковані контури та парадокси містичного / Ольга Червінська // Поетика містичного: колективна монографія. – Чернівці: Вид-во Чернівецького нац. ун-ту, 2011. – С.13 – 46.

  51. Чернышева Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984. – 334 с.

  52. Шалагінов Б. Німецький романтизм і містичне / Борис Шалагінов // Поетика містичного: колективна монографія. – Чернівці: Вид-во Чернівецького нац. ун-ту, 2011. – С.117 – 161.

  53. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа,1994. – 416 с.

  54. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Толстая. – М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.

  55. Словарь иностранных слов / Ред. член-кор. АН СССР А.Г. Спиркин, д. філософ. н. И.А. Акчурин, д. філософ. н. Р.С. Карпинская; 16 изд., испр. – М.: Русский язык, 1988. – 624 с.

  56. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Изд-во «Литера»; Изд-во «ВИАН», 1997. – 480 с.



Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет