Актуальность темы исследования



Дата02.04.2019
өлшемі136.87 Kb.
түріРеферат


Содержание



Введение 3

§ 1. Учение Огюста Конта 5

§ 2. Место Огюста Конта в истории социологии 9

Заключение 13

Список использованной литературы 15


Введение




Актуальность темы исследования. Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса. Осмысление истории позволяет более профессионально формировать представления о том, что такое социология. Изучаемые тексты производят хорошее впечатление, но и не умалчивают о негативном.

Огюст Конт (1798-1857) - основатель позитивизма - философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Он также основоположник социологии. Конт родился в Монпелье (Франция), в семье чиновника. Учился в Политехнической школе. Несколько лет был секретарем Сен-Симона, но порвал с ним. Главные произведения Конта: "Курс позитивной философии" (в 6 томах, 1830-42), "Система позитивной политики" (1851-54), "Субъективный синтез" (1856). В своих произведениях Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они явились отправными точками для дальнейшего развития социологической науки и позитивистской философии.



Степень разработанности темы. Изучение истории социологии не стоит на месте. Так, в этой области можно выделить исследования Г.С. Баразговой, Ю.Г. Волкова, Н. Гоберна, А.Б. Гофмана, И. Громова, А.И. Кравченко, В.П. Култыгина, А. Манкевича, И.В. Мостовой, В. Семенова, В.А. Ядова и др., раскрывающие ее основные тенденции и причины.

Объектом научного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся при формировании и становлении социологии в историческом процессе.

Предметом исследования выступает специальная литература, научные статьи и монографии, выявляющие особенности и условия возникновения социологии.

Цель работы - проследить этапы формирования, а также причины и условия возникновения социологии в историческом процессе.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

проследить развитие социологии от мифологии до Нового времени;

проанализировать наиболее значимые положения учения Огюста Конта, определив тем самым его место в истории;

выявить причины становления социальной науки XVIII в.;

раскрыть причины, по которым Огюст Конт ввел новое понятие и выделил социологию из социальной физики;

рассмотреть основные методы, которые мыслитель предложил использовать в социологии;

§ 1. Учение Огюста Конта


Мало кто не знает имя основателя социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе, которым явился Огюст Конт, но не все знают, при каких обстоятельствах это произошло.

Конт видел свою задачу в создании абсолютно новой философии, которая бы выступала в противовес философии, основанной на теолого-метафизической концепции, в связи с чем он разработал позитивную философию на основе целостной системы фактов и законов, которые открывает научное познание и создал объективную науку об обществе, которая должна отвечать потребностям людей и функционировать в порядке и прогрессии.
Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
В 1935 году Конт столкнулся с фактом использовании его термина "социальная физика" известным бельгийским математиком и статистиком А. Кетле. Последний ввел этот термин в название своей книги "О человеке и развитии его способностей, или опыт исследования социальной физики". Своим трудом он заложил основы моральной статистики, привлекая данные о рождаемости, смертности, преступлениях и других параметрах "среднего человека". Однако впоследствии концепция "среднего человека" Кетле подвергается серьезной критике. Кетле даже не представлял себе всей сложности и объема проблемы операционализации социологических понятий. Так, по оценке, данной П. Лазарсфельдом, Кетле не осознавал, что его социологические представления выходят за пределы той специфической математической модели, которую он разрабатывал. 1

Действительно, необходима была социологическая теория, позволяющая осуществлять обоснованные переходы от индивида к обществу и обратно. Ознакомившись с иной интерпретацией своего термина "социология" и его реализацией в книге Кетле,2 Конт оказался перед трудной задачей. Его ответ был сильным: он не только защитил свой приоритет в конструировании термина, непросто подтвердил собственную позицию, а существенно развил ее, для чего создал новый термин - "социология". Далее Конт сделал существенное пояснение к понятию "sociologie", отметив, что он считает своим долгом пойти на риск с этим новым термином, полностью аналогичным ранее введенному выражению "социальная физика"; главной целью было иметь возможность обозначить через одно имя существительное ту дополнительную часть натуральной философии, которая изучает совокупность основных законов социальных явлений. 3



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

научные методы социологии: простое наблюдение, социологическое наблюдение, обоснованность опытом, научная сила социологических демонстраций; сравнение, социологическое сравнение, сравнительный метод в социологии; исторический метод в социологии; социологический анализ.

При этом термин "социальная физика" не исчезает, подчас существует с новым термином. Однако, он используется как синоним социологии преимущественно при фиксировании предметной области данной науки.

Главную трудность социологии, по мнению Огюста Конта, составляет отсутствие позитивной теории, оперевшись на которую можно было бы собирать и обобщать факты, но и для создания теории, в свою очередь, необходимо наблюдение. Теориями, которые могут помочь исследованию, Конт называет социальную статику и социальную динамику, обосновав это тем, что по мере развития социологии, ее теории также будут совершенствоваться при помощи накапливаемых по пути наблюдений. Таким образом, теории начнут прогрессировать, что, в свою очередь, будет совершенствовать и технику наблюдения.

Итак, социология была разделена Контом на два раздела, в которые входили социальная статика и социальная динамика, где первая занимается изучением условий сосуществования; последняя изучает законы функционирования общественной системы.

Под социальной статикой Конт понимал теорию общественного порядка, организации, гармонии, при этом общество рассматривается как органическое целое, понятное только в своем единстве. Заметим, что эта концепция направлена против индивидуалистических теорий. В свою очередь исследование принципов, которые определяют структуру общества и обеспечивают его гармонию, неразрывны с социальной политикой, задача которой сводится к реализации этих принципов. Хотим обратить внимание на то, что Конт рассматривал все общественные институты с точки зрения их общественных функций, а главным образом, их роль в сфере социальной интеграции. При этом его рассуждения несколько консервативны. 1

Говоря о разных состояниях статики, Конт использовал термин "консенсус", при этом употребляя его в двойственном смысле для того, чтобы подчеркнуть объективную функциональную и структурную согласованность различных явлений, элементов социального пространства в тот или иной этап социального времени. Современное понимание этой согласованности передается иным термином - "интеграция". Второй смысл термина "консенсус" Конт использовал как субъективное согласие на уровне межличностных и межгрупповых отношений. Отметим, что субъективная трактовка "консенсуса" обнаруживается и в ранних работах Конта, когда он подчеркивал мысль о том, что нормальное функционирование общества требует согласия в принципиальных ценностях, но допускает расхождение в менее важных.

Теорию позитивизма Конт назвал социальной динамикой, опираясь при ее создании на примеры, взятые из истории наиболее цивилизованных народов.

Так, смысл развития Конт видит в том, чтобы все больше и больше раскрывать способности, которые характеризуют человека в отличие от животного мира.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Говоря о методе сопоставления, Конт отмечает, что его нужно рассматривать, не отделяя от метода наблюдения, потому что если их разъединить, то это может привести к тому, что случайные моменты будут восприняты как основные. Именно это и произошло, отмечает мыслитель, когда неправильные выводы были сделаны при определении значения климата на различные расы. Так, их воздействию были приписаны те различия, которые необходимо определять с точки зрения различия ступеней развития. Поэтому успешное использование метода сравнения возможно только вкупе с наблюдением и теорией развития человечества.

Методом, который наиболее всего соответствует природе социальных явлений, Конт называл исторический метод, считая его при этом нетипичным для социологии, и особо указывая, что метод этот нужно проводить вместе со сравнением. Поскольку только историческое сравнение социальных явлений приведет нас к тенденции, основанной на научном предсказании окончательного результата.

Конт отмечает, что именно в историческом методе выражается главная особенность социологии, состоящая в необходимости перехода от целого к его части. Согласно Конту, между социологией и историей нет различий.

Рассуждения Конта о методах, которые могут и даже должны быть взяты на вооружение социологией, в итоге приводят к тому, что мыслитель не настаивает на строго объективных методах исследования, причиной тому стал возникший вопрос о необходимости найти твердую теоретическую основу при проведении социологических исследований как составных элементов социологии. Но Конт, говоря о социологических исследованиях, не предложил ничего нового для их проведения, его идеи сводились исключительно к умозрительному характеру.

Таким образом, Конт сам начертил тот круг, в котором была вынуждена вращаться его социология, лишенная крепкой теоретической базы. Именно вследствие этого произошло, а затем и было разделено многими социологами и философами мнение, что социологическая теория должна сформироваться сама посредством накопления социологических фактов. Однако отметим, что сам Конт так не считал.



§ 2. Место Огюста Конта в истории социологии

Проблема целостности общества в социальной философии О. Конта является сквозной темой. Конт видел основной принцип такой целостности в солидарности, которая достигается осознанием каждым своей роли, единым состоянием умов, позитивной религией, реализацией основных возможностей человеческой природы в деятельности социальных групп и институтов, а также в распределении ролей между гражданами. При этом Конт подчеркивал организующую, воспитывающую роль семьи, полноту проявлений в ней мужского и женского начал, безусловное преобладание духовной власти над светской. Целостность общества достигается окончательно, когда Человечество объединяется в единое Целое. Здесь достигается преемственность и охрана традиций, культ представителей духовной элиты, гармония банкиров и рабочих, патрициата и пролетариата, преемственность поколений. Все это основывается на научной организации труда и социологии, которая совпадает с позитивной религией. Всеобщий баланс обеспечивается соответствием социальной организации основным возможностям человеческой природы (чувство, разум, действие). Светская власть имеет ровно столько власти, сколько нужно для организации работ и поддержания порядка. Духовная власть контролирует состояние умов. Семья, собственность, язык, воспитание - условия сплоченности общества. Отметим, что наивность многих взглядов Конта не снижает актуальности самого вопроса о стабильности, консенсусе, сочетании порядка и прогресса, об органичности строения общества, единстве науки и религии.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

По нашему мнению, контовский закон трех стадий есть не что иное, как перенос гегелевской системы становления Духа в плоскость сугубо общественных отношений. На сегодняшний день в социологии вырисовываются две стратегические перспективы: или заниматься выработкой более совершенной теории, или изобретать более адекватный метод. Исчерпание естественно-научного метода провоцирует современную социологию как раз на такую перспективу. Тем самым социология лишается статуса научной дисциплины, сливаясь в единое целое с социальной философией. По сути дела такой процесс начался еще в социологии Г. Зиммеля1 с его идеи формальной социологии, где социологические идеи должны проходить проверку на истинность, используя только логические процедуры. Таким образом, в современной социологии по-прежнему в центре внимания стоит выработка теории, а не метода. Но современная социология, эволюционируя в метасоциологию, теряет процедуру верификации, за которую так сражался Конт. Исходя из этого, дальнейшее развитие социологии видится именно на путях развития адекватного метода, атрибутом которого будет верификация.

Интересен взгляд Конта и на юриспруденцию, а конкретно - развитие права, подхода к праву как к социальному явлению. Здесь Конт исходит из идеи развития юридического порядка, согласно которой порядок всегда является основным условием прогресса, а прогресс - необходимой целью порядка. Осуществляя в своем учении согласование порядка и прогресса, Конт подчеркивал, что искусственный или юридический порядок, в конечном счете, есть лишь простое продолжение естественного порядка, который, в свою очередь, подчинен действию неизменных естественных законов. Открытие естественных законов как законов явлений и составляет высшую цель позитивизма.

Отметим, что основные работы Конта активно обсуждались, начиная с 60-х годов XIX столетия, в журналах и возникавшей тогда социологической литературе. Вместе с тем это было не заимствование и переложение на русском языке контовских идей, а критическое усвоение и прямая полемика. В частности, этико-социологическое направление (субъективная социология) в лице П. Лаврова,1 Н. Михайловского,2 Н. Кареева3 противопоставило объективизму теории Конта ценностное содержание социального порядка и прогресса, субъективный характер индивидуального и массового поведения. От Конта отталкивался неопозитивизм Де-Роберти4 и бихевиоризм раннего П. Сорокина,5 а также в полемике с ним формировались антипозитивистские концепции Г. Плеханова, А. Лаппо-Данилевского, Л. Петражицкого, Б. Кистяковского и др. Таким образом, классический позитивизм Конта послужил мощным импульсом для становления собственно российской социальной науки. Концепция социологии Конта была важнейшим составным элементом развития социологии в России и была в свою очередь творчески усвоена и трансформировалась в самостоятельные социологические школы. Предклассическая позитивистская социология Конта, по нашему мнению, сохранилась в отечественной традиции благодаря ее преодолению.


Заключение



Подводя итог нашему исследованию, хотим подчеркнуть, что культура XIX века вырастала из новой структуры общества, иной системы ценностей и идеалов. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывается от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой. "Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Много места в своих произведениях Конт уделял классификации наук. Он полагал, что принцип деления наук должен "вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют". Таким образом, он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, который в то время и до этого был распространен в естествознании. Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по убывающей степени: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит социология). Он придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления исходя из религии посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин; позитивную, на которой все явления объясняются научным образом с позиций позитивизма. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества. Первую стадию он характеризовал господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Здесь господствуют авторитет и монархия. Метафизическая стадия характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. На этой стадии авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. На этой стадии появляется стремление поставить на место монархии власть народа. Вторая стадия - переходная к третьей, самой высшей. Здесь общество перестраивается на основе положительного знания, которое дает математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества. А метафизические проблемы, т.е. вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должна познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний. Конт провозгласил создание новой религии - так называемой религии человечества", написал катехизис этой религии. Но большого успеха эта затея не имела. Идеи позитивизма получили широкую популярность между естествоиспытателями XIX в. Последователями Конта были Дж.Ст. Милль, Г. Спенсер.Таким образом, начало XIX в. ознаменовалось созданием социокультурных условий для появления новой социальной науки, обретающей собственный предмет изучения - общество и суверенный язык. Первоначально она называется "социальной физикой", "социальной физиологией", а затем "социологией" - наукой, которая радикально изменила ход тысячелетнего развития социальной философии.

Список использованной литературы





  1. Апельсон К. Уроки мифологии. М., 2007. - 534 с.

  2. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 2001. - 745 с.

  3. Гоберн Н. Историко-философский процесс становления социологического знания. М., 2001. - 219 с.

  4. Давыдов Ю.Н. К.А. де Сен-Симон: рождение науки об обществе из духа социальной утопии М., 1997. Т.1. Гл.1. - 213 с.

  5. Де Роберти. Новая постановка основных вопросов социологии: избранные труды (сборник). СПб, 2008. - 495 с.

  6. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2003.

  7. Зиммель Г. Избранное.М., 1996. - 319 с.

  8. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. - 639 с.

  9. Кареев Н.И. Избранные статьи по социологии. СПб, 2008.

  10. Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.М., 1997. - 512 с.

  11. Конт О. Избранные сочинения. М., 1996. - 417 с.

  12. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

  13. Лавров П. Введение к изучению человека и цивилизации. СПБ, 1908.

  14. Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии. В 2-х томах. СПб, 1998. - 315 с.

  15. Огюст Конт и позитивизм = Auguste Comte and positivism / Милль Джон Стюарт; Пер. Спиридонов И.И.М., 2007. - 170 с.

  16. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб, 2000. - № 4.С. 194-197.

    Литература на иностранном языке:



  17. Lasarfeld P. Notes on the History of Quantification in Sociology - Trends, Sourcec and Problems // Isis, 1961. Vol.52. № 168.

  18. Marvin F. S.comte the Founder of Sociology. NY. 1965.

1 См.: Lasarfeld P. Notes on the History of Quantification in Sociology – Trends, Sourcec and Problems // Isis, 1961. Vol. 52. P 304.

2 Подробнее см: Marvin F.S. Comte the Founder of Sociology. NY. 1965. P. 43

3 См.: Конт О. Избранные сочинения. М., 2001. С. 74.

1 Подробнее см.: Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2002. С. 21.

1 См.: Зиммель Г. Избранное. М., 1996.

1 См.: Лавров П. Введение к изучению человека и цивилизации. СПБ, 1908.

2 См.: Михайловский Н.К. Герои и толпа: Избранные труды по социологии. В 2-х томах. СПб, 1998.

3 См.: Кареев Н.И. Избранные статьи по социологии. СПб, 2008.

4 См., например: Де Роберти. Новая постановка основных вопросов социологии: избранные труды (сборник). СПб, 2008. - 495 с.

5 См. например: Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб, 2000. - № 4. С. 194-197.




Достарыңызбен бөлісу:


©stom.tilimen.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет