21 Глав а ч то с де лал д арвин, а ч то ем у припис али? Часть I. КаК люди ВыдумыВали предКоВ



Pdf көрінісі
Дата28.10.2018
өлшемі66.82 Kb.
#96472

21

Глав

а 1. Ч

то с

де

лал Д

арвин, а ч

то ем

у припис

али?

Часть I. 

КаК люди ВыдумыВали предКоВ

Кто такой коммунист? Это 

тот, кто читает Маркса и  Ле‑

нина. А кто такой антикомму‑

нист? Это тот, кто понимает 

Маркса и Ленина.

Р. Рейган

ГлаВа 1.  

Что сделал дарВин,  

а Что ему приписали?

Мы были очень похожи 

и  даже —  взаимозаменяемы. 

Почти любой заключенный го‑

дился на роль охранника. Поч‑

ти любой надзиратель заслужи‑

вал тюрьмы.

Повторяю — это главное 

в  лагерной жизни. Осталь‑

ное — менее существенно.

С. Довлатов

Кто на Ком стоял?!

Наивные люди верят в  то, что «наука доказала про‑

исхождение человека от обезьяны». В действительности 

сама эта фраза на  удивление неграмотная. Наука доказа‑

ла? Какая именно наука? Наук на свете известно больше 

20 тысяч.

От обезьяны? Никто никогда и не пытался доказывать 

такой чепухи. То есть называть шимпанзе «предком челове‑

ка» пытались, но отдельные люди, а не официальная наука. 

Ни одна кафедра, факультет, научная школа, академическое 

учреждение никогда не говорили ничего подобного.

Некоторые ученые (не все) считают, что человек про‑

изошел от  обезьяноподобных предков. Речь шла и  идет 

исключительно о  том, что предки человека были не хо‑

ботными, не копытными и не хищниками. Они были обе‑

зьянами в систематическом смысле. Если ископаемый ги‑

гант индрикотерий — носорог, а мастодонт — хоботное, 

так же точно и вероятный предок человека, дриопитек — 

обезьяна.

Но никому даже в бреду не приходило в голову доказы‑

вать, что человек произошел от ныне существующих видов 

обезьян.

Еще одна уверенность: что «Дарвин доказал» это про‑

исхождение человека от  обезьяны. Якобы до  Дарвина все 

и всегда верили, что человек сотворен Богом, а вот пришел 

Дарвин и все понял правильно, после тяжких трудов и со‑

мнений.


И это не так… Дарвин на тогдашнем уровне знаний об‑

основал эволюционную идею лучше и  грамотнее предше‑

ственников. К  тому  же он появился очень вовремя и  стал 

знаменем идеологии эволюционизма.

А вот сама идея о родстве человека с остальными живот‑

ными очень древняя. Чем примитивнее народ, тем меньше 

он сомневается в родстве такого рода. Не зря же одно из важ‑

нейших направлений первобытной религии — тотемизм, 

то  есть представление о  животном‑предке. Целый род за‑

являет, что происходит от этого животного и что «предок» 

заботится о своих «детях», помогает им. Так думали целые 

племена! Индейцы делавары считали своим родоначаль‑

ником орла; соседи делаваров, осаги — улитку; некоторые 

папуасы — собаку; бушмены в Южной Африке — гепарда, 

австралийцы — попугаев, кенгуру и змей.

медведь — лучший тотем

Везде, где водится бурый медведь, именно его считали 

ближайшим родственником, а то и предком человека. Неан‑

дертальцы 70—50  тысяч лет назад захоранивали черепа 

и лапы медведей в каменных ящиках пещер.



23

22

Глав

а 1. Ч

то с

де

лал Д

арвин, а ч

то ем

у припис

али?

Час

ть I. К

ак лю

ди выд

умыв

али пре

дк

ов

Для этого праздника брали у убитой медведицы и выращи‑

вали в  поселке маленького медвежонка. Женщины иногда 

даже выкармливали звереныша грудью.

А когда медвежонок подрастал, устраивали празд‑

ник, пили и ели, радовались жизни. Среди всего прочего, 

дразнили молодого медведя, доводили до ярости. Тыкали 

в него березовыми шестами, пока он с ревом не начинал ло‑

мать тянущиеся к нему колья, травили собаками… Тыкали 

уже копьями с остриями, ранили зверя все сильнее. Зверь 

бросается все с большей яростью, ревет все громче… И, на‑

Эвенки в  Сибири говорили, что «амикан — как чело‑

век, только мохнатый». Они верили, что медведи крадут 

женщин, и у них рождаются дети. В это же верили и литов‑

цы. Проспер Мериме любил все таинственное и непонятное. 

По мотивам этих сказок он написал историю про графиню, 

которую во время охоты похитил медведь… Вскоре граф за‑

стрелил зверя, да только графиня была не в своем уме. И ро‑

дившегося у нее вскоре сына считала зверенышем. Только ей 

покажут мальчика, кричала:

— Убейте его! Убейте зверя!

Молодой граф и  правда ведет себя все более странно. 

В  конце концов он женится, в  брачную ночь перегрызает 

жене горло, а сам пропадает неведомо куда.

Прекрасно написанный, и при том на редкость жуткий 

рассказ. До самого конца остается непонятно, чей же он сын, 

этот граф!

1

 Очень может быть, и  медведя… Мериме, евро‑



пейский человек XIX века, писал, конечно, чисто фантасти‑

ческую повесть — но для язычников тут все очень реально.

И у  славян до  крещения были суеверия, связанные 

с медведем. Само название «медведь» — иносказательное. 

«Едящий мед»… обтекаемое такое называние — чтобы 

страшный зверь не услышал и не пришел к назвавшему его 

«настоящее» имя.

Так же и в германских языках название «бэр» — явно 

подражающее низкому вибрирующему рычанию медведя. 

От «бэра» названы и Берн в Швейцарии, и Берлин в Герма‑

нии… А как «на самом деле» называли медведя германцы, 

спорят до сих пор.

Если же вернуться к славянам, — стоит вспомнить девоч‑

ку Машеньку, которую поймал медведь и унес к себе в дом, 

вместе жить. В детской сказке «Машенька и медведь» все 

очень невинно, Машенька живет у  медведя как сестренка 

или дочка — но в древних легендах все было не так… Вплоть 

до появления общих детей у медведя и похищенной девуш‑

ки.

Даже в  детской сказке все кончается не так  уж весело: 



медведя, помниться, там разорвали собаки. И  это наводит 

на  специальный «медвежий праздник», который устраи‑

вали айны и некоторые другие народы на Дальнем Востоке. 



Мериме П. Локис // Собрание сочинений в 6 тт. Том второй. М., Правда, 

1963. С. 428—469.


25

24

Глав

а 1. Ч

то с

де

лал Д

арвин, а ч

то ем

у припис

али?

Час

ть I. К

ак лю

ди выд

умыв

али пре

дк

ов

дарного героя Рамы в  его войне с  ракшасами. В  эпосе 

«Рамаяна» подробно описывается, как обезьяний народ 

во главе со своим царем Хануманом громил гадких демо‑

нов‑ракшасов.

Правда, жители Южной Индии обижаются: есть серьез‑

ные основания полагать, что под «ракшасами» в  «Рама‑

яне» имелись в виду темнокожие жители Юга.

Арабы думали, что на  предков обезьян рассердились 

боги и сделали их дикими и мохнатыми. А вот малайцы по‑

лагали, что обезьяны — орангутаны просто очень хитрые: 

не пошли в люди, потому что не захотели работать.

Во II  веке до  Р. Х. Диодор Сицилийский рассказывал 

о народе, который великолепно лазает по деревьям, прыгает 

с ветки на ветку и не разбивается при падении. Может быть, 

он имел в виду шимпанзе?

Вот малайцы и тибетцы как раз считали обезьян пред‑

ками людей. Тибетцы даже называли конкретное место, 

где обезьяны начали трудиться и постепенно превратились 

в людей: лесистый, теплый район Боми

1

. Тут в одной народ‑



ной легенде сразу и Дарвин, и Энгельс с его маниакальным 

убеждением о важнейшей роли труда.

Великий борец за «прогресс» Вольтер всерьез гово‑

рил об  омерзительной привычке африканцев сожитель‑

ствовать с шимпанзе и иметь от них детенышей. Он опи‑

рался на рассказы самих африканцев о том, что шимпанзе 

иногда крадут женщин или насилуют их, когда мужчины 

ушли из поселка.

В 1905 году был странный случай с бельгийской экс‑

педицией: в убегающем стаде горилл оказались два суще‑

ства, которые бежали не так быстро. Эти существа были 

застрелены. Внешность существ оказалась такой странной 

и неприятной, что проводники объяснили: это гибриды 

людей и обезьян, потомки похищенных женщин. Шкуры 

и черепа существ пропали уже в Европе; фотографии опу‑

бликованы, но негативов никто не видел.

Не могу и не хочу доказывать ни подлинности, ни под‑

ложности «гибридов». Важно, что африканцы рассказыва‑

ют об этом.



Уиннингтон А. Тибет. Рассказ о путешествии. Перевод с англ. под 

ред. и со вступит. статьей В. П. Леонтьева. — М.:  Изд-во иностр. лит-

ры, 1958.

конец, погибает. После чего кровью и  мясом «предка» 

причащаются все участники праздника.

Почти так  же почитали медведя индейцы Северной 

Америки. И называли его «дедушка».

Ни первобытные люди, ни  Проспер Мериме ничего 

не доказывали. Проспер Мериме просто писал «ужастик» 

XIX  века, и  только. Но  все  же фантазия и  у  первобытных 

людей, и у Проспера Мериме куда сильнее, чем у Дарвина! 

Дарвин был сильнее их доказательно.

обезьяна — еще лучший тотем

Везде, где водятся человекообразные обезьяны, у мест‑

ных жителей рождается представление об  их родстве с  че‑

ловеком. И  не удивительно:  уж очень похожи. Своими 

предками обезьян считали не все. Южные арабы, древние 

мексиканцы, многие африканские народы и народы Индии 

считали обезьян скорее потомками человека — одичавшими 

людьми.

Индусы чтили лангуров и других мартышкоподобных 



обезьян Индии как «простой обезьяний народ, украша‑

ющий рощи». Их чтили и  чтут как помощников леген‑



27

26

Глав

а 1. Ч

то с

де

лал Д

арвин, а ч

то ем

у припис

али?

Час

ть I. К

ак лю

ди выд

умыв

али пре

дк

ов

ского рода ввел в  употребление само слово «биология». 

В  своей книге «Философия зоологии» Ламарк писал, что 

виды изменяются из‑за того, что животные вынуждены 

упражнять те или другие органы — как жираф вынужден вы‑

тягивать шею, чтобы дотянуться до листьев. А «потомство, 

получающееся при скрещивании таких индивидуумов, со‑

храняет приобретенные изменения, и в результате образует‑

ся порода, сильно отличающаяся от предшествующей»

1

.





Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — М.: Изд. 

АН СССР. — 1955. С. 354.

«материалистичесКое Понимание человеКа»

И «материалистическое» представление об  эволюции 

вовсе не придумано в XIX веке.

Философ и поэт Тит Лукреций Кар в I веке до Р. Х. писал, 

что человек «вышел из земли», и первоначально охотился 

на  диких зверей каменными орудиями, жил в  пещерах… 

У Кара есть даже учение о том, что медь стала использовать‑

ся раньше железа!

В общем, готовая картина эволюции.

И в Средние века появлялись сторонники идеи того, что 

«человек произошел от обезьяны».

В конце XVIII века нехитрая идейка, что «все мы про‑

исходим от  обезьяны», даже стала частью политической 

пропаганды. Очень уж эта идейка радовала революционеров 

всех мастей.

Дидро учил, что когда‑то само собой «образовалось» 

некое живое существо, одно племя которого жило на  де‑

ревьях (обезьяны), другое — в  джунглях (дикари). Никто 

ни  от  кого не произошел, но  человек и  обезьяна — одно 

и то же.


О происхождении человека от обезьяноподобных пред‑

ков заговорил Иммануил Кант (1724—1804)

1

. Как видно, 



идея носилась в воздухе.

Составитель первой научной классификации Карл Лин‑

ней ничего не писал о происхождении человека… Он вообще 

считал, что виды не изменяются. Но в своей книге «Систе‑

ма природы» (1739  г.). К. Линней включил человека в  от‑

ряд «приматов», т. е. «первых» в  списке разных отрядов 

млекопитающих — то есть признал его одним из животных. 

К. Линней дал существующее до сих пор название человеку: 

Homo sapiens, где Homo — название всего рода, а sapiens, «раз‑

умный», — видовое название. В род 

Homo К. Линней вклю‑

чил еще один вид, «человек ночной». По‑видимому, он имел 

в виду шимпанзе. Другие ученые полагают, что H

omo troglo‑

dytes Линнея — это

 

сущеcтво, которое мы сейчас называем 



«реликтовым гоминоидом» или «снежным человеком».

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (1744—1829) 

зашел еще дальше! Этот потомок провинциального дворян‑



Кант И. Сочинения в шести томах. Том 3. — М.: Мысль, 1964.



29

28

Глав

а 1. Ч

то с

де

лал Д

арвин, а ч

то ем

у припис

али?

Час

ть I. К

ак лю

ди выд

умыв

али пре

дк

ов

Еще одно объяснение, данное Дарвином: виды изменя‑

ются из‑за того, что происходит половой отбор, — самцы 

и самки выбирают самых красивых и приспособленных.

Это тоже очень понравилось.

Дарвин — яркий пример человека, который «попал 

в нужное время в нужное место». Именно в это время обще‑

ство начало реально отступаться от  христианства. Дарвин 

пришел вовремя и сразу стал говорить о «естественном от‑

боре» без всякого там акта Творения.

Впрочем, первоначально о  «происхождении человека 

от обезьяны» Дарвин сначала высказывался очень и очень 

осторожно. В предисловии к первому изданию книги «Про‑

исхождение видов путем естественного отбора, или сохране‑

ние благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) 

Дарвин честно признался: «Я  уверен, что в  этой книге 

вряд ли найдется хоть один пункт, к которому нельзя подо‑

брать факты, которые приводили бы к прямо противополож‑

ным выводам, чем те, к которым пришел я…»

В этой своей первой книге Дарвин только на самых за‑

ключительных страницах отметил, что «свет на происхож‑

дение человека и его историю будет пролит» лишь в резуль‑

тате дальнейших исследований.

Не утверждение, а  скорее намек. Но  «оказалось»: та‑

кого рода намеки публика принимает более чем хорошо. 

1250 экземпляров книги Дарвина распродали всего за один 

день. С такой же невероятной быстротой разошлись и три 

тысячи экземпляров второго издания: 30  июня 1860  года. 

К 1872 вышло шестое издание его книги «Происхождение 

видов».


И в  новой книге «Происхождение человека» (1871) 

Дарвин писал уже иначе: «человека следует считать одним 

из органических существ при рассмотрении вопроса об их 

появлении на планете Земля». И что «человек — потомок 

волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей ви‑

димости жившего на деревьях и безусловно обитателя Ста‑

рого Света».

К 1872 году вся образованная Европа была в курсе дела: 

Дарвин «доказал, что человек произошел от  обезьяны». 

Именно так! Можно было читать книги об эволюции, а мож‑

но — только хлесткие газетные статьи. Можно было считать 

Дарвина гением или шарлатаном. Невозможно было только 

Так вот и человек произошел от обезьяны типа шимпан‑

зе под влиянием окружающей среды. Исчезали леса, обезья‑

ны вынуждены были ходить на задних лапах. Ее ноги при‑

спосабливались ходить, руки — хватать и держать. Питалась 

она теперь еще и мясом, и потому изменилась ее морда.

Остается только найти «незаполненное место» между 

людьми и обезьянами.

дарвин и «дарвинизм»

О биографии Чарльза Дарвина (1809—1882) написаны 

целые библиотеки. Написаны они о его тяжком, как у всех 

гениев, и до ужаса великом пути, и о том, что именно он на‑

чал считать человека обычным биологическим видом и «до‑

казал» его «происхождение от обезьяны».

Но мы уже знаем, что вовсе не Дарвин первым придумал 

и происхождение человека, и эволюцию. Более того: эволю‑

ционизм — своего рода семейная традиция Дарвинов. Уже 

деды Чарльза Дарвина считали, что человек «произошел 

от обезьяны».

Дарвин вошел в  историю потому, что дал объяснение, 

почему именно изменяются виды. Он полагал, что главная 

причина отбора — жесточайшая конкуренция видов между 

собой и  животных одного вида друг с  другом. Приспосо‑

бленные побеждают, оттесняют менее приспособленных, 

имеют больше детенышей.

Эта идея буквально очаровала британцев… Ранний ка‑

питализм XIX века являл совершенно чудовищные формы 

«конкуренции», не ограниченные совершенно никакими 

законами. Треть британцев оставались старыми девами и хо‑

лостяками, богачи имели больше детей — хотя  бы потому, 

что имели деньги на очень дорогую в те времена платную ме‑

дицину.

Идея «войны всех против всех» была очень в духе бри‑



танского общества, и она этому обществу понравилась. Дар‑

вин обосновывал, что какие бы чудовищные вещи ни про‑

исходили в Британии — все в порядке, все как всегда. Если 

дети батраков умирают от голода, не с нами что‑то не в по‑

рядке, а мир так устроен. Слабые и должны погибать, чтобы 

дать место приспособленным и сильным.





Достарыңызбен бөлісу:




©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет