Лекции по заданной теме (это может быть одна, или несколько тем, в зависимости от сложности) и семинара, являющимся практической консультацией по пройденному



жүктеу 84.47 Kb.
Дата18.03.2018
өлшемі84.47 Kb.
түріЛекции
Введение
Курс лекций «Теория джаза» рассчитан на музыкантов и преподавателей музыки, желающих ознакомиться с основами американ-

ского джаза. Он состоит из 3-х разделов, соответствующих трем основным историческим периодам развития джаза: « Традиционный джаз», «Классический джаз», «Современный джаз». Однако, эти три раздела изучаются не с точки зрения истории джазовых стилей, а лишь в том плане, что музыка этих стилей реально существует и в наши дни, т.е. выявляется общая специфика джаза для всех названных периодов в процессе ее усложнения от традиционного джазового мышления к современному.

Основная цель этих лекций - дать слушателям достаточно обьемное

представление о джазе, как о важнейшем направлении современной му-

зыки, являющимся самостоятельным и конкурентно способным видом музыкального творчества по отношению к таким музыкальным на-

правлениям, как , например, современная академическая музыка и рок.

На основе анализа музыкальных элементов: мелодии, гармонии,

ритма, фактуры, формы произведений дается понятие об особенностях

джаза и родстве его с другими видами музыки.

Курс «Теория джаза» является вводным для таких специальных

предметов, как «Джазовая импровизация», «История джаза», «Джазовое

фортепиано», поэтому он может быть интересен как музыкантам- практикам,

так и теоретикам. Каждое занятие состоит из лекции по заданной теме

(это может быть одна, или несколько тем, в зависимости от сложности)

и семинара, являющимся практической консультацией по пройденному

материалу, где каждый слушатель может испытать свои знания и навыки

непосредственно за фортепиано и получить необходимые советы у препо-

давателя.

Весь процесс обучения построен на анализе реального материала, т.е. аудиозаписей джаза. Всем слушателям предоставляется соответствующий

методический материал: ноты и записи «минус 1» для самостоятельных

домашних занятий. Курс «Теория джаза» рассчитан на полгода (1 семестр),

однако желающие могут продолжить изучение джаза в курсе 2-ой ступени

«Джазовая импровизация», построенном в основном на индивидуальных

занятиях.



I. «Традиционный джаз».

Основы джаза:
1. Краткий исторический обзор и « джазовая терминология»: свинг, драйв, квадрат, рифф, блюз, баллада и т. д.

2. Диатонические лады: 7 диатонических ладов и их применение в джазе.


3. Функции джаза- субдоминанта, доминанта, тоника: 5 видов септаккордов

и их функциональное значение в мажоре и миноре.

4. Понятие о секвенциях: диатонические, хроматические и т. д.
5. Ритм и его элементы: down-beat, up-beat и т.д.
6. Разновидности джазовых форм. Понятие о «стандартах».
7. Гармонические обороты. Основы гармонического анализа.
8. « Джазовые штрихи. Основы джазового звукоизвлечения на фортепиано»
Практические занятия:

1) Упражнения на ориентацию:

а. «Хроматическое» исполнение всех мажорных гамм.

б. Нахождение и игра диатонических ладов в разных тональностях.

2) Упражнения по гармонии:

а. Игра 5 -и видов септаккордов во всех тональностях.

б. Игра «целотонной секвенции» на основе оборота S-D-T

3) Ритмические упражнения:

а. 4 вида ритмических рисунков.

б. Упражнения на координацию.


Блюз и буги-вуги.
1. «Гармония и форма блюза»
2. «Буги-вуги. Виды баса.»
3. « Блюзовые ноты и блюзовые гаммы».
4. « Функциональные ступени в гармонии. Гармоническое соединение.»
5. « Характерные ступени. Голосоведение.»
6. « Мелодические построения»: субмотив(интонация), мотив, фраза, предложение.
7. «Ладовое и гармоническое обыгрывание аккордов».


  1. « Варьирование мотивов»: ритм, контур, транспонирование, адаптация.


Практические занятия:

Импровизация буги- вуги в одной из 3-х тональностей( G,C,F) на основе заранее подготовленных тем.



Рэгтайм и страйд-пиано.
1. «Джазовая каденция. Изложение гармонии в левой руке».
2. «Ритмы в правой руке»: up-beat, off-beat, наложение, смещение.
3. « Пентатоника и пентатоническое обыгрывание гармонии».
4. « Уменьшенный септаккорд и его функциональное применение».
5. «Понятие о мелодической фигурации».
6. «Устойчивые и неустойчивые ступени. Фигуры ладового тяготения».
7. « Линии скрытого голосоведения. Их применение в каденции.»
8. « Характерные ступени и построение на их основе субмотивов».
Практические занятия:

Игра одного из джазовых стандартов в стиле «страйд» на основе

зарание подготовленных и аранжированных тем.


Блюз и страйд-пиано.
1. « Блюзовый гармонический оборот».
2. « Гармонические замены».
3. « Расширенная гармония блюза».
4. « Линия баса».
5. «Применеие секундовой замены в блюзовом обороте».
6. « Два типа каденции в блюзе»
7. « Характерные ступени в блюзе».
8. « Уменьшенная и целотонная гаммы».

Практические занятия:

Исполнение блюза в стиле «страйд-пиано» на основе заранее

подготовленной аранжировки.
II. «Мэйнстрим»

Би-боп. Мелодическая линия.
1. «Терцовые вертикали и соответствующие им лады( мажор)».
2. « Терцовые вертикали и соответствующие им лады( минор)».
3. « Наложение терцовых вертикалей. Относительность устойчивых и неустойчевых тонов».

4. « Мелодические фигурации с неаккордовыми звуками»: проходящие,

вспомогательные, простые и сложные опевания ( «петля Паркера»).
5. « Интонация. Значение интервалов и опорных тонов в мелодии.»
6. « Линии скрытого голосоведения на базе терцовых вертикалей.

Проходящий уменьшенный септаккорд».


7. « Построение формы мелодической линии. Кульминации. Скрытый ритм».
8. « Диатонические и хроматические секвенции в мелодии».
Практические занятия:

1) Игра целотонной мелодической секвенции на основе мотивов

из самостоятельно составленного мотивного словаря.

2) Исполнение импровизации на гармонию блюза ( т-сти С, F, Bb )

3) Исполнение импровизации на одну из тем сетки «Олео».

Применение гармонических замен.
1. « Примовая замена».
2. « Секундовая замена».
3. « Терцовая замена» .
4. « Тритоновая замена».
5. « Квинтовая замена».
6. « 5 видов доминант».
7. «Двойные замены».
8. « Тройные замены».
Практические занятия:

1) Игра гармонических замен в стандартных оборотах

2) Исполнение импровизации на гармонию одного из «стандартов».


Аккорды. Фактура.
1.» Гармонизация мелодии в правой руке аккордами на основе терцовых

вертикалей».


2. « Блок- аккорды».
3. « Аккорды с вынесением средних голосов( смешанное расположение)».
4. « Изложение гармонии в левой руке. Аранжированные аккорды.»
5. « Аккорды в открытой позиции «.
6. « Аккорды в широком расположении».
7. « Смена расположения при гармонизации мелодии. Принципы удвоения

тонов в аккордах».


8. « Аппликатурные приемы изложения гармонии».
Практические занятия:

Исполнение двух самостоятельно аранжированных пьес с применением

различных фактурных приемов изложения гармонии( баллада и свинг в

среднем темпе).




Аккорды. Аккомпанемент.
1. « Линия баса. Ритмическое взаимодействие баса и аккордов правой

руки».
2. « Приемы изложения гармонии в ансамбле( взаимодействие с контрабасом)».


3. « Ритмические принципы аккомпанемента «.
4. « Аккомпанемент в балладах».
5. « Аккомпанемент в латиноамериканской музыке».
6. « Политональные приемы изложения гармонии».
7. « Изложение гармонии в блюзе».
8. « Сочинение вступления и коды в стандартной джазовой пьесе».
Практические занятия:

Исполнение с записью «минус1» нескольких джазовых пьес с ипользованием

различных приемов аккомпанемента.

III.» Модальный джаз»
Диатонического стиль
1. « Гармонические принципы построения ладовых пьес».
2. «Применяемые диатонические мажорные и минорные лады».
3. « Основной лад и производные лады».
4. « Политональные смещения на основе секвенций».
5. « Хроматическое насыщение лада».
6. « Интерпретация гармонии блюза в модальном джазе»
7. « Нефункциональная интерпретация аккордов в джазовых

стандартах».

8. « Применение полиметрических приемов фразировки».
Практические занятия:

1) Исполнение диатонических и хроматических секвенций.

2) Импровизация на блюзовую гармонию с использованием

приемов ладового развития.

3) Импровизация на гармонию пьесы «So What».
Пентатонический стиль.
1. « Интерпретация диатоники как суммы пентатоник».
2. « Интервальная структура пентатонических мотивов. Хроматизация

пентатоники.»


3. « Секвенции из пентатонических мотивов. Построение фраз.»
4. « Построение формы импровизации».
5. « Квартовые аккорды».
6. « Сочетание квартовых и терцовых аккордов».
7. « Исполнение мажорного и минорного блюза в пентатоническом

стиле».


8. « Исполнение джазовых стандартов в пентатоническом стиле».
Практические занятия:

1) Игра пентатонических секвенций.

2) Импровизация на гармонию минорного блюза.

Элементы композиции и аранжировки.
1. « Полифония и гомофония.»

2. « Сочинение темы на основе интонационных заготовок».


3. « Разработка гармонической схемы для импровизации».
4. « Общее построение формы: вступление, интерлюдии, кода и т.д.»
5. « Игра в ансамбле. Распределение ритмических функций

между инструментами. Свинг «.

6. « Аранжировка для ритм- группы: партия баса».
7. « Аранжировка для ритм- группы: партия барабанов».
8. « Аранжировка для солирующих инструментов».
Практические занятия:

Исполнение на фортепиано пьесы собственного

сочинения. Анализ аранжировок для малых составов.

Сольная джазовая программа
1. « Аранжировка темы с применением различных фактур».
2. « Разработка гармонии для импровизации и выбор фактуры

аккомпанемента левой руки».

3. «Сочинение вступления и коды».
4. « Сочинение заготовок и работа над импровизационной линией».
5. « Игра аккордами во время импровизации( фактурные разработки)»
6. « Сочинение интерлюдий, разработка тонального плана и формы

в целом».

7. « Работа над ритмом. Темп и характер пьесы».
8. « Выстраивание концертной программы».
Практические занятия:

Подготовка 3-4 разнохарактерных пьес.



Это могут быть джазовые «стандарты» и пьесы собственного сочинения.




©stom.tilimen.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет